Возникновение и развитие экономической теории. Основные направления и школы экономической теории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение и развитие экономической теории. Основные направления и школы экономической теории



Тема №1

Возникновение и развитие экономической теории. Основные направления и школы экономической теории

Экономика – одна из древнейших наук. Как только человек стал использовать природные ресурсы и вести хозяйство, он стал задумываться над их рациональным использованием. Первые представления об экономике как науке связаны с именами древнегреч мыслителей Ксенофонта, Платона, Катона, Аристотеля.. они выдвигали разные варианты теоретического осмысления эк бытия. Происхождение слова “экономия” берет начало от греч “ойнономия” (“ойкос”-дом, хозяйство и “номос”-правило, закон) и поначалу рассматривалась как наука о домашнем хозяйстве. Подлинно научный характер эк теория приобрела в 17веке, в пероид зарождения капиталистических отношений. Развитие капитализма предопределило становление эк теории как самостоятельной науки. Экономика – наука о рациональном ведении хозяйства. Эк теория развивалась вслед за развитием хоз связей: торговых, промышленных, финансовых. Эк теория включает 2 направления:

1) политическая экономия (термин возник в 17веке, в обиход ввел А.Манкретьен. Изучает эк отношения, складывающиеся по поводу производства, распределения, обмена и потребления эк благ.)

2) экономикс (экономика) (термин возник в 70е 19века, в обиход ввел А.Маршалл.)

основные школы:

1) меркантилизм (А.Серра, Т.Мэн, С.Фортрей) (“мерканте”-торговец): возникла в период первоначального накопления капитала, источником богатства считает торговлю, особенно внешнюю, а олицетворением богатства - золото.

2) классическая школа:

а) физиократы (Ф.Кенэ, А.Тюрго) (от греч “власть природы”): источник богатства – чел труд, земледелие, производство, но только ограниченное его одной отраслью – сельским хозяйством, где богатство возникает естественным путём, как дар природы; олицетворение богатства – валовой продукт)

б) английская (школа трудовой теории стоимости) (Смит, Риккардо, Петти): установили, что богатство нации возникает в сфере материального производства, причем во всех его отраслях, а не только в с\х; происхождение богатства – труд)

3) марксизм (Маркс, Энгельс): развивает рудовую теорию стоимости; главное достижение – теория прибавочной стоимости, где раскрыта суть эксплуатации труда капиталом)

4) немарксисткая

а) австрийская (К.Менгер, В.Визер) (известна теорией предельной полезности благ, маржинализма, согласно которой, ценность благ определяется их ограниченностью и редкостью, а также субъективной пользой.)

5) неоклассическая (кембриджская, английская) (Маршалл, Дж.Кларк): проблемы рационального поведения эк субъектов в условиях ограниченности ресурсов)

6) кейнсианство (Кейнс): заложил основы теории макроэкономики и гос регулирования, обосновал идею сознательного вмешательства государства в рыночные процессы)

7) институционализм (соврем эк мысль) (Гэлбрейт, Бэлл, Коуз): развивает эк вопросы регулирования экономики, оригинально трактует глобальные проблемы развития человечества)

 

 

Тема 2.

Тема 3.

  1. Рыночный спрос. Факторы, влияющие на него

Спрос – потребность, подкрепленная покупательной способностью, представленная на рынке в виде денег. Потребительский спрос – кол-во потребит благ, которые предполагает приобрести покупатель в данный момент, при дан ценах, на дан рынке. Рыночный спрос – суммарная величина индивидуальных спросов при каждой данной цене. Основные факторы, влияющие на потребит спрос:

1) уровень цен на данные товар

2) потребности покупателя

3) уровень дохода покупателей

4) уровень цен на др товары

Зависимость объёма спроса от определяющих его факторов – функция спроса: Qd =(P, Pa, PB,.. I, T, W), P,Pa,PB-цены данного и др товаров, I-денежный доход, T-вкусы и предпочтения, W-накопленное имущество. Соответствие определенного значения объема спроса каждому значению цены – функция спроса от цены: Qd = F (P) закон спроса – обратная взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого товара. Т.е. чем выше цена товара, тем ниже спрос, на меньшее его количество.

 


На положение линии спроса оказывают воздействие и другие факторы:

Вкусы и предпочтения (если в пользу какого-то товара, то спрос возрастет); цены на взаимосвязанные товары (если повышается, то растет спрос); изменения в ожидании будущих цен (если инфляц ожидания, то спрос потребителя растет); изменение численности населения (спрос растет); изменение дохода населения

 

 

Тема 4.

  1. Теория факторов производства. Производственная функция

Функционирование предприятий и домашних хозяйств основывается на использовании факторов производства и получении от их использования соответствующих доходов. Под факторами производства понимаются особо важные элементы или объекты, которые оказывают решающее воздействие на возможность и результативность хозяйственной деятельности.

Производство - это процесс изготовления материальных или духовных благ. Для того, чтобы начать производство, необходимо наличие по крайне мере того, кто будет производить и того, из чего будут производить.

Марксистская теория в качестве факторов производства выделяет рабочую силу человека, предмет труда и средства труда, подразделяя их на две большие группы: личный фактор производства и вещественный фактор. Личный фактор представляет собой рабочую силу, как совокупность физических и духовных способностей человека к труду. В качестве вещественного фактора выступают средства производства. Организация производства предполагает согласованное функционирование этих факторов. Марксистская теория исходит из того, что взаимосвязь факторов производства, характер их соединения определяют социальную направленность производства, классовый состав общества и отношения между классами.
Маржиналистская (неоклассическая, западная) теория традиционно выделяет четыре группы факторов производства: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность.

Земля рассматривается как естественный фактор, как природное богатство и первооснова хозяйственной деятельности.

Труд представлен интеллектуальной и физической деятельностью человека, совокупностью способностей личности, обусловленной общим и профессиональным образованием, навыками, накопленным опытом. В экономической теории под трудом как фактором производства подразумеваются любые умственные и физические усилия, прилагаемые людьми в процессе хозяйственной деятельности с целью произвести полезный результат.
Капитал является очередным фактором производства и рассматривается как совокупность средств труда, которые используются в производстве товаров и услуг.

Предпринимательская деятельность рассматривается как специфический фактор производства, сводящий воедино все другие факторы и обеспечивающий их взаимодействие через знание, инициативу, смекалку и риск предпринимателя в организации производства. Это особый вид человеческого капитала. Предпринимательская деятельность по своим масштабам и результатам приравнивается к затратам высококвалифицированного труда.

 

 

  1. Производство с одним переменным фактором. Общий, средний и предельный продукт. Закон убывающей отдачи.

Закон убывающей предельной производительности действует в краткосрочном временном интервале, когда один производственный фактор остается неизменным. Действие закона предполагает неизменное состояние техники и технологии производства. Если в производственном процессе будут применены новейшие изобретения и другие технические усовершенствования, то рост объема выпуска может быть достигнут при использовании тех же самых производственных факторах, т. е. технический прогресс может изменить границы действия закона.

Если капитал является фиксированным фактором, а труд – переменным, то фирма может увеличить производство за счет использования большего коли­чества трудовых ресурсов. Но по з акону убывающей предельной производи­тельности, последовательное увеличение переменного ресурса при неизмен­ности других ведет к убывающей отдаче данного фактора, т. е. к сни­жению предельного продукта или предельной производительности труда. Если же наем рабочих будет продолжаться, то в конечном итоге, они будут ме­шать друг другу (предельная производительность станет отрицательной), и объем выпуска сократится.

Предельная производительность труда (предельный продукт труда – MPL) – это прирост объема производства от каждой последующей единицы труда:

,

т.е. прирост производительности к совокупному продукту (TPL) равен

.

Аналогично определяется предельный продукт капитала MPK.

Основываясь на законе убывающей производительности, проанализируем взаимосвязь общего (TPL), среднего (АPL) и предельного продуктов (MPL), (рис. 10.1).

В движении кривой общего продукта (ТР) можно выделить три этапа. На 1 этапе она поднимается вверх ускоряющимися темпами, так как предельность продукта (MP) возрастает (каждый новый рабочий приносит больше продукции, чем предыдущий) и достигает максимума в точке А, т. е. скорость роста функции максимальна. После точки А (2 этап) в силу действия закона убывающей отдачи, кривая MP падает, т. е. каждый нанятый рабочий дает меньшее приращение общего продукта по сравнению с предшествующим, поэтому темп роста ТР после ТС замедляется. Но пока МР будет положительным, ТР будет все равно увеличиваться и достигнет максимума при МР=0.

Рис. 10.1. Динамика и взаимосвязь общего, среднего и предельного продуктов

На 3 этапе, когда количество рабочих становится избыточным по отношению к фиксированному капиталу (станки), МР приобретает отрицательное значение, поэтому ТР начинает снижаться.

Конфигурация кривой среднего продукта АР также обусловлена динамикой кривой МР. На 1 этапе обе кривые растут, пока приращение объема выпуска от вновь нанятых рабочих будет большим, чем средняя производительность (АРL) ранее нанятых рабочих. Но после точки А (max MP), когда четвертый рабочий добавляет к совокупному продукту (ТР) меньше чем третий, МР уменьшается, поэтому средняя выработка четырех рабочих также сокращается.

  1. Производство с двумя переменными факторами в долговременном периоде. Замещаемость факторов. Изокванты.

Рассмотрим вариант, когда переменными являются два фактора производства, которые при определенном сочетании дают в результате один объем производимого продукта. Возьмем, например, затраты труда и капитала при производстве обуви. Затраты труда обозначим за X, затраты капитала - через Y. При определенной комбинации этих двух факторов может быть произведено 200 пар обуви (Q = 200). Изменение капитала и труда может происходить в обратном направлении. При этом возрастание одного фактора и уменьшение другого происходят таким образом, что общий объем производства остается на прежнем уровне.

Эту зависимость можно представить графически с использованием изокванты (рис.66).

Изокванта, или кривая равного продукта, отражает все возможные комбинации двух факторов, которые могут быть использованы для производства определенного объема продукта. С увеличением объемов используемых переменных факторов, возникает возможность выпуска большего объема продукции. Изокванта, отражающая производство большего объема продукта, будет расположена правее и выше предыдущей изокванты.

Отрицательный наклон изоквант объясняется тем, что увеличение использования одного фактора при определенном объеме выпуска продукта всегда будет сопровождаться уменьшением количества другого фактора.

Возникает вопрос, на сколько нужно увеличить объем капитала (фактор y), чтобы уменьшить на одного человека применение живого труда (фактор x) при заданном объеме выпуска продукции? Чтобы ответить нужно рассмотреть крутизну наклона изокванты, который характеризуется предельной нормой технологического замещения (MRTSx,y).

Предельная норма технологического замещения измеряется соотношением изменения фактора y к изменению фактора x. Поскольку замена факторов происходит в обратном отношении, то математическое выражение показателя MRTSx,y берется со знаком минус: MRTSx,y = - y/ x

Если мы возьмем какую-либо точку на изокванте, например, точку A (рис.68) и проведем к ней касательную KM, то тангенс угла даст нам значение MRTSx,y: MRTSx,y = tg .

Можно отметить, что в верхней части изокванты угол будет достаточно велик, что говорит о том, что для изменения фактора x на единицу требуются значительные изменения фактора y. Следовательно, в этой части кривой значение MRTSx,y будет велико.

По мере движения вниз по изокванте значение предельной нормы технологического замещения будет постепенно убывать. Это означает, что для увеличения фактора x на единицу потребуется незначительное уменьшение фактора y.

 

В реальных производственных процессах встречается два исключительных случая в конфигурации изоквант. Это ситуация, когда два переменных фактора идеально взаимозаменяемы, и случай, когда они жестко взаимодополняют друг друга. В первом случае (рис.70) при полной заменяемости факторов производства MRTSx,y = const. Подобную ситуацию можно представить при возможности полной автоматизации производства. Тогда в точке A весь процесс производства будет состоять из затрат капитала. В точке B все машины будут заменены рабочими руками, а в точках C и D капитал и труд будут дополнять друг друга.

 

В ситуации с жесткой дополняемостью факторов (рис.71) предельная норма технологического замещения будет равна 0 (MRTSx,y = 0). Если мы возьмем современный таксопарк с постоянным количеством машин (y1), для работы на которых необходимо определенное количество водителей (x1), то можно сказать, что количество обслуживаемых пассажиров в течение суток не увеличится, если мы увеличим численность водительского состава до x2, x3,... xn. Объем производимого продукта увеличится с Q1 до Q2 только в том случае, если увеличится количество используемых машин в таксопарке и численность водителей.

 

Бюджетное ограничение фирмы. Изокосты. Равновесие производителя.

Итак, изокванты позволяют производителю оценить возможности производства. А как насчет ограничений? Ведь на самом деле, ограничения производителя - это не только количества единиц экономических ресурсов, позволяющих произвести определенный объем производства, но и затраты на эти факторы производства. Помните, ведь производитель постоянно осуществляет перераспределение ресурсов, обеспечивающих один и тот же выпуск, так, чтобы предельные продукты разных факторов производства оказались равны друг другу. Когда-то мы определяли равновесие потребителя через точку оптимума - точку касания линии бюджетного ограничения и кривой безразличия. Продолжим аналогию и построим на нашем графике линию издержек для производителя: Пунктирная линия на графике - это затраты производителя на использование данных факторов производства. При таких издержках на производство фирма может себе позволить выпуск продукции, который представлен изоквантой Q2, а наиболее эффективной (оптимальной) комбинацией двух факторов производства (труда и капитала), будет та комбинация, которая представлена точкой касания линии издержек и изокванты, соответствующей объему выпуска продукции Q2. Как называется линия издержек производителя и как ее построить? Эта линия называется изокостой. Изокоста - линия, которая представляет все возможные сочетания факторов производства, суммарная стоимость которых одна и та же. Значит, равновесие производителя определяется точкой касания кривой, которая представляет различные комбинации факторов производства, дающих один и тот же выпуск продукции, и линии, представляющей сочетания тех же факторов производства, но с одним и тем же суммарным уровнем издержек на эти ресурсы - то есть их стоимостью. Положение изокосты определяется размером затрат на факторы производства: чем выше затраты, тем выше гра -фик изокосты. Так если изокванту мы обозначаем буквами Ql, Q2 и т.д. (это значит, что каждой изокванте соответствует определенный объем выпуска), то изокосту мы будем обозначать буквой С (cost), то есть CI, C2 и т.д. (это значит, что каждой изокосте соответствует определенный уровень издержек). Так же, как и для изокванты - объем выпуска, для изокосты можно рассчитать конкретное значение суммарной стоимости факторов производства. Запишем уравнение изокосты: То есть суммарная стоимость двух факторов производства равна сумме произведений их количества на стоимость (суммарная стоимость ресурсов А и В равна сумме единиц ресурса А с учетом его цены Р1 и единиц ресурса В с учетом его цены Р2). Так как мы с Вами говорим о двух факторах производства - труд и капитал, то можем записать уравнение изокосты в частном виде - то есть в том случае, когда ресурсом А является, например, капитал (К), а ресурсом В - труд (L). Что является стоимостью труда? Конечно, заработная плата. Значит, вместо величины А в уравнении изокосты, мы считаем количество труда, используемого в производстве (L), и издержки производителя на этот труд - ставка заработной платы (w, wage - заработная плата, англ.). Количество капитала, который затрачивается в данном процессе производства обозначается буквой К. Стоимость капитала будем выражать через ренту (процент от капитала), которую можно получить от его использования в производственном процессе (г, rent, рента, доход, англ.). Таким образом, мы получаем следующее уравнение изокосты: При помощиэтого уравнения можно выразить величину капитальных вложений через размер труда, прикладываемого в производстве, при заданном фиксированном уровне суммарных затрат. Когда изокоста касается графика кривой изокванты (и мы можем определить равновесную величину выпуска для производителя при данных издержках) - их наклоны совпадают. Наклон изкосты, как мы только что выяснили, определяется отношением ставки заработной платы к капитальным затратам. А наклон изокванты можно посчитать через величину предельной нормы технического замещения, то есть отношение изменения капитальных вложений к изменению трудового ресурса. Значит, если в точке равновесия совпадают наклоны изокосты и изокванты, значит, мы можем приравнять и отношения, которые им соответствуют, то есть:

Тема 5

  1. Понятие издержек производства. Внешние и внутренние издержки. Альтернативные издержки

Производство любая деятельность членов общества по использованию природных ресурсов.Целью являетсясоздание необходимых отдельному члену общества и обществу материальных и нематериальных благ.

Главный мотив деятельности фирмы – максимизация прибыли. Реальные возможности максимизации прибыли ограничены производственными издержками и спросом.

Внешние издержки – затраты фирмы на оплату труда рабочих, топливо и т.д., т.е. все то, что она не производит сама для создания данного изделия. В зависимости от специализации фирмы величина внешних издержек изменяется. Например, на сборочных заводах удельный вес внешних издержек больше.

Внутренние издержки – затраты, возникающие в результате того, что, например, владелец собственного предприятия не платит самому себе зарплату, не получает арендной платы за здание, вкладывает собственные деньги в дело (хотя мог бы положить их в банк) и т.д. Однако владелец получает нормальную прибыль, иначе он не будет заниматься этим делом. Нормальная прибыль составляет элемент издержек. 

Альтернативные издержки – издержки, возникающие в результате того, что фирма, начав производство одного товара, автоматически отказывается от производства другого. Например, начав производить из дерева мебель, фирма теряет возможность производить из этого дерева бумагу. Или же, засадив землю зерном, фирма теряет возможность сдать ее в аренду.

  1. Нормальная и экономическая прибыль

Нормальная прибыль - это прибыль, равная вмененным издержкам, вло­женным в дело владельцем фирмы. Например, вложив в дело 1 млн. руб., он получит прибыль 7 %. Если в это время процентная ставка составляет также 7 %, то полученная прибыль будет нормальной, отражая вмененные издержки, связанные с возможностью вложения 1 млн. руб. в банк.

Экономическая прибыль является разницей между валовым доходом (вы­ручкой) и всеми (как явными, так и вмененными) издержками фирмы.


  1. Издержки производства в кратковременном периоде. Основные виды издержек

Постоянные издержки - издержки, связанные с возмещением производствен­ных факторов, размеры которых не зависят от объема производимой про­дукции, (FС, англ. fixed cost). Это, например, арендная плата, выплаты банку в счет кредита, плата за охрану.

Переменные издержки (VC, англ. variable cost) - возме­щение затрат на выплату заработной платы персоналу, начисляемой в зависимости от выработки, платежи за используемое сырье и материалы, топ­ливо, электроэнергию и т. д. Если производство прекратится, то перемен­ные издержки сократятся почти до нуля, в то время как постоянные из­держки останутся на том же уровне. С расширением производства пере­менные издержки будут возрастать, фирме потребуется больше сырья, ма­териалов, работников и т. п.

В сумме постоянные и переменные издержки составляют общие, или валовые, издержки производства (TC, англ. total cost):

TC = FC + VC

Если постоянные издержки неизменны, а переменные растут по мере увеличения объемов производства, то, очевидно, валовые издержки также будут расти.

Средними называются издержки на единицу производимой продукции. Сравнивая средние издержки с ценой продукции, можно получить пред­ставление о прибыльности работы фирмы. Средние издержки АС (англ. av­erage cost) рассчитываются путем деления издержек на объем произведен­ной продукции Q (англ. quantity), таким образом можно рассчитать сред­ние постоянные AFC (англ. average fixed cost), средние переменные AVC (англ. average variable cost) и средние валовые АТС (англ. average total cost) издержки:

Прирост издержек, связанный с выпуском дополнительной единицы продукции, т. е. отношение прироста переменных издержек к вызванному ими приросту продукции, называется предельными издержками фирмы МС (англ. marginal cost).

где MC — предельные издержки фирмы; DVС — прирост переменных из­держек, DQ — вызванный ими прирост объема производства.

Деятельность фирмы может быть краткосрочной и долгосрочной, в за­висимости от соотношения постоянных и переменных факторов, постоянных и переменных издержек. Если у предприятия осталось неоплаченным хоть одно обязательство из ряда постоянных, то предприятие находится в краткосрочном периоде и не может выйти из деда, т. е. прекратить дея­тельность, а по существующим в мире законодательствам может только объявить себя банкротом.

В краткосрочном периоде, когда еще остались непогашенные обязательства, фирма, терпящая убытки, может прекратить коммерческую деятельность, объявив себя банкротом, либо продолжить деятельность. В этом случае она производит продукцию, которая, будучи реализована, при­несет доход и позволит фирме свести убытки к минимуму.

Общее правило поведения фирмы (предприятия) в долгосрочном периоде: фирма остается в деле, если предполагаемый доход от реа­лизации ее продукции больше, чем валовые издержки фирмы.

Ко­гда погашено последнее обязательство по самому длительному виду посто­янных издержек, краткосрочный период деятельности фирмы превращает­ся в долгосрочный период и предприниматель волен решать, заключать ли ему но­вые долгосрочные обязательства, т. е. продолжать дело или прекратить его.

 Анализ изменения долгосрочных издержек важен для выбора стратегии фирмы в области масштабов своей деятельности. Например, стоит ли создавать для выпуска заданного объема товаров одно крупное предприятие или несколько мелких? Какой вариант позволит минимизировать издержки? Если размеры нашей фирмы удвоились (по­строили новое здание, закупили новое оборудование), в какой пропорции изменится объем выпускаемой продукции? Почему мы наблюдаем на прак­тике, что в автомобильной, металлургической промышленности существу­ют крупные предприятия, в то время как производство одежды, сфера ус­луг сосредоточены, как правило, на мелких фирмах?

Допустим, наша хлебопекарня выпекает булочки. Проанализировав из­держки, мы пришли к выводу, что минимальными они будут при произ­водстве 1000 булочек ежедневно. Кривая средних валовых издержек ATC1 изображена на рисунке. Если фирма будет выпекать большее количество булочек, то ее средние издержки возрастут. Расширим масштабы производства, открыв новый большой цех с новым оборудованием. На этом новом, более крупном предприятии (кривая средних валовых из­держек АТС2) закон убывающей отдачи начнет действовать при большем объеме выпуска и минимальные издержки на одну булочку будут достигну­ты при выпечке 2000 штук ежедневно.

Если мы и дальше будем расширять наше предприятие, то кривая сред­них валовых издержек АТС3 поднимется вверх и минимальные издержки при производстве 3000 булочек будут выше, нежели при производстве 2000 булочек. Дуга АС, описывающая кривые ATC1, АТС2, АТС3, будет пред­ставлять собой кривую долгосрочных средних валовых издержек фирмы при разных масштабах производства. Мини­мальными издержки будут при производстве 2000 булочек ежедневно.

 

 


Чем объясняется такое положение кривой средних долгосрочных издер­жек фирмы? Экономисты связывают его с так называемым положительным и отрицательным эффектом масштаба. Эффект масштаба будет положи­тельным, если при увеличении размеров предприятия средние издержки уменьшаются, и отрицательным — если увеличиваются.

Существует много объяснений положительного и отрицательного эф­фекта масштаба. Положительный эффект масштаба вызван тем, что:

  • по мере роста размеров предприятия увеличиваются возможности ис­пользования преимуществ специализации в производстве и управлении;
  • на более крупных предприятиях может применяться высокопроизво­дительное и дорогостоящее оборудование;
  • больше возможностей для диверсификации деятельности, развития побочных производств, выпуска продукции на базе отходов основного производства.

Отрицательный эффект масштаба возникает в связи с нарушением управляемости в чрезмерно крупной фирме:

  • снижается эффективность взаимодействия между ее отдельными под­разделениями, фирма становится неповоротливой, теряется гибкость;
  • затрудняется контроль за реализацией решений, принимаемых руко­водством фирмы;
  • в отдельных подразделениях фирмы возникают локальные интересы, противоречащие интересам фирмы в целом;
  • с ростом размеров увеличиваются издержки на передачу и обработку информации, необходимой для принятия решений, и т. п.

Тема 6.

Конкуренция:

1)внеутриотраслевая [м/у аналог-ми товарами]; 2)межотраслевая[м/у товарами разных отраслей].1)ценовая;2)неценовая.

Виды:

I) Совершенная конкуренция- идеальная модель, где на рынке действуют независимо др.от друга многочисл-ые продавцы и покупатели с равными возможностями и правами].Новые фирмы могут легко войти в отрасль; и ни один из продавцов и покупателей не способен оказать решающего влияния на цену и масштабы продаж. Продукция яв-ся однородной и одинакового кач-ва; исключены все виды соперничества м/у покупателями и м/у продавцами; равный доступ к рыночной информации всех покупателей и продавцов; отсутствие гос вмешательства; принимают цену на пр-цию как заданную извне- цена не зависит от Q выпуска.

II) Несовершенная конкур. [субъекты способны повлиять на рыноч. цену].виды несов.конкур.:

1) чистая монополия - рынок, где одна фирма явл. единственным продавцом продукта или услуги (фирма и отрасль –синонимы).продукт монополии уникален, т.е. не сущ-т хороших и близких заменителей. Фирма- монополист осущ. значительный контроль над ценой (диктует цену). Вступление других фирм в отрасль заблокировано. [ Монопсония - когда имеется один покупатель и неск-ко продавцов].

2) монополистическая конкуренция - [ относительно большое число небольших производителей. Но возникает дифференциация пр-ции т.е. наличие таких свойств продукта отличающих его от аналогичных. Такими свойствами являются: качество продукта, красивая упаковка, хорошие условия продажи, выгодное месторасположение магазина, высокий уровень сервиса и т.п..]. Владелец диффир-го продукта в опред. степени становится монополистом и может влиять на цену. Т.о. объем продаж каждого продавца относительно невелик, то фирм-монополистов достаточно много и каждая из них имеет ограниченный контроль над рыночной ценой- это отличительная черта монополист. конкуренции.

3) Олигополистическая конкуренция - доминирует несколько фирм. Здесь либо однородная, либо диффир-ная продукция. Главная черта-большинство фирм стремиться установить примерно такую же цену как наиболее сильная на этом рынке]. Олигопсония - значительное превышение кол-ва продавцов над ограниченным числом покупателей на рынке.

Рын. структура - это условие протекания конкуренции. Условия: 1.кол-во и размеры фирм; 2.контроль над ценами; 3.свобода входа-выхода из отрасли; 4.характер производимой продукции; 5.неценовая конкуренция; 6.доступность рын. информации; 7.вмеш-во государства.

(25-1.1) Критерием разграничения рын. структур является возможность влиять на рын. цену данного продукта. В соотв.с этим критерием выделяют 2 типа рын. структур: 1)совершенная конкуренция(субъекты не могут влиять на рын. цену данного продукта); 2)несоверш. конкурен.(суб-ты имеют возм-ть влиять на рын. цену дан.продукта).

К идеальной модели (в жизни не сущ-т) относ-ся чистая монополия, соверш.

конк-я. Реальн.модели: монополистическая конкур-я, олигополия.

МОДЕЛИ РЫНКА

черта Чистая конкуренция Монополи стическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Число фирм Очень большое Много Несколько Одна
Тип продукта Стандар-ный Дифферен-ный Стандар-ный или диффер-ный Уникальный, нет близких зам-телей
Контроль над ценой Отсутствует Некоторый но в довольно узких пред-лах Огр.ный взаимной зависимостью;значителен при тайном сговоре Значительный
Условия вступления в отрасль Очень легкие, препятствия отсут-ют Сравнительно легкие Наличие существенныхпрепятствий Блокировано
Неценовая конкуренция Отсутствует Значит. Упор на рекламу, торг. знаки, торг. марки и т.д. Очень типична особен. при диф-ции продукта Главным образом реклама связи фирмы с общест. орг-циями
Примеры Сельское хоз-во Рознич. торговля, произ-во одежды, обуви Произ-во стали, авто-лей,с/х инвентаря, многих быт. приборов. Местные пред-тия общ. пользования

 

  1. Определение цены и объема производства в условиях совершенной конкуренции. Совершенная конкуренция и эффективность.

Совершенная конкуренция (чистая).

Совершенная конкуренция имеет место, когда выполняются следующие условия:

1) большое число продавцов, каждый из которых имеет небольшую долю от общего объема продаж, менее (1%);

2) однородный (стандартизированный) продукт;

3) отсутствие ограничений для вступления в отрасль и выхода из нее;

4) информация о ценах.

Для этого рынка характерны, что в борьбе за деньги покупателей сталкиваются множество производителей однотипных товаров, но не один из этих производителей не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволяла бы ему навязывать остальным выгодные именно для него условия сбыта, т.е. цена при этом рынке, определяется самим рынком. Так конкурируют между собой мелкие производители с/х продукции и мелкие фирмы в сфере услуг. Например: производители яиц, зерна, мяса и т.д.

 

 

  1. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии. Естественные монополии.

Монополия

Монополия – рыночная ситуация, характеризуется:

1) одним продавцом, занимающим доминирующее положение на рынке;

2) непреодолимыми барьерами на входе в отрасль;

3) недоступностью информации;

4) уникальным, не имеющих близких заменителей продуктов.

Монополия связана с невоспроизводимыми условиями производства. Пример: залежи полезных ископаемых, плодородные участки земли. А также монополия характерна для местных производителей товаров общественного пользования (энергосеть, водопровод, телефон и т.п.). На таком рынке для покупателей складываются самые худшие условия. Т.к. в условиях монополия альтернатив изготовителю просто не существует, возможности покупателя торговаться становятся крайне ограниченными. Стратегия монополиста – навязывание покупателям завышенных цен, т.е. здесь устанавливается ценовой динтат продавца. Монополисту не нужно не совершенствовать свою продукцию, ни искать более рациональные способы производства и сбыта, поэтому рост степени монополизации в рынках всегда рождает серьезные проблемы.

 

  1. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции.

Монополистическая конкуренция

Рыночная ситуация, характеризуется:

1) большим числом продавцов;

2) дифференсацией продукции;

3) отсутствием существующих барьеров на входе в отрасль;

4) доступностью информации.

 

Монополистическая конкуренция характерна для большинства отраслей обслуживания – розничная торговля, станции тех. обслуживания, а также характерна для обрабатывающей промышленности: производство одежды, обуви и т.п.

Из четырех названных моделей чаще всего встречается олигополия и монополистическая конкуренция.

Монополистическая конкуренция – это, когда:

а) много конкурирующих фирм, которые для удовлетворения одной и той же потребности предлагают различные между собой товары;

б) каждая фирма имеет некоторую возможность влиять на цену, по которой

она продает свой товар;

в) существующие фирмы не могут преградить вход на рын



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.096 с.)