Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Употребление прописных букв.
Слитные, полуслитные (дефисные) и раздельные написания слов представляют особый раздел правописания. Вопрос о слитных, дефисных и раздельных написаниях по своему существу яв-ся вопросом лексич., связанным с проблемой отдельного слова. Слитное, полуслитное и раздельное написания яв-ся графич отражением определ процессов, кот происходят в лексич системе языка. Словарный состав языка непрерывно пополняется новыми образованиями путем объединения лекс эл-тов, существующих в языке в качестве самостоятельных слов. Этот процесс протекает постепенно и медленно. Слитное написание применяется для закрепления таких сложных лекс. образований, смысловая цельность которых имеет конкретное выражение в самом строении этих слов (слияние при помощи соед гласных, объединение общей для всего образования системой флексий, выделение данного образования из ряда смежных лекс единиц посредством собственного ударения; теплоход, пятилетка). Дефисное написание отражает те случаи словообразования, в кот обычно 2 слова или несколько утрачивают свою лекс самостоятельность, приближаются к превращению в одну лекс единицу, но не доходят до полного слияния в одно слово (диван-кровать, машинно-тракторный, золотисто-желтый). Основания для раздельного написания общеизвестны. Отдельно пишутся как знаменательные, так и служебные слова. Объектом раздельного написания выступает слово со своим значением, без опоры на произношение. Ясность общих оснований раздельного написания слов не устраняет затруднений в отдельных случаях, которые регулируются частными правилами (переход сущ. с предлогами в наречия; употребление частицы не; словосочетания, кот. по чисто внешним основаниям принимаются за сложные прилаг). Употребление прописных букв: -Пропис буквы в нач текста: 1-ое слово текста. -Пропис буквы после знаков препинан: 1-ое слово после точки, вопрос. или воскл знака, стоящих в конце предыд. предл. -Собственные имена лиц: Ф.,И.,О., прозвища (без кавычек!), псевдонимы. -Клички животных, наименования видов растений, сортов вин.
-Астроном.назван.: Сатурн, Галактика, Большая Медведица, туманность Андромеды, созвездие Большого Пса. -Названия организаций, учреждений, предприятий, иностр фирм: Гос.дума, ООН, Совет Федерации, Верховн Суд, Мин иностр дел, Бел гос унив, Минск гос лингв унив, Дом офицеров, Нац акад театр им. Купалы. -Условные имена собственные пиш. в текстах офиц. общений, договоров и др документов, напр.: Высокие Договаривающиеся Стороны – в актах международного значения; Чрезвычайный и Полномочный Посол – в офиц. сообщ.; Автор, Издательство – в авторском договоре. 1) с акустической стороны, когда звуки языка рассматриваются с точки зрения восприятия на слух, как физическое явление – колебание звуковых волн с их параметрами; 2) с артикуляционной стороны, где звуки хар-ся по тому, как он образуется с помощью произносительных органов; 3) с функционально-лингв стороны, где звук может быть охарактеризован по своему особому назначению в речи – выполнению смысло-различительной функции.
Исследование звуков речи в первых двух аспектах занимается фонетика, изучением звуков речи с функционально-лингв – фонология. Фонетика и фонология – это два аспекта изучения звуковой, фонетической системы языка, но объект изучения остается один и тот же – наука о звуковой стороне языка. Фонетика и фонология тесно связаны между собой. Неправомерно было бы представить их как самостоят науки – это 2 стороны, 2-е грани одной науки. Таким образом, практич значение фонетики велико. Без изучения звуков стороны речи немыслимо исследование лексики и грамматики люб. языка. Фонетика обуславливает многие орфограф правила (приставки на -з, -с; ы – и после приставок и др.). Без знания фонетики невозможно составление алфавитов (для звукового письма). Фонет разбор служит восприятию правильного произношения. Классификация согл звуков. Звук с акустической точки зрения – колебания частиц воздуха. Источник – колебание звуковых связок. С точки зрения артикуляции выделяют глас и согл звуки речи. Артикуляция – совокупность действий органов произношения в момент звука. Основное различие состоит в следующем. Согласные – при образовании воздух преодолевает преграду, таким образом глас хар-ся течением голоса, а согл наличием голоса и/или шума. Согл классифиц по 4 признакам: - по участию в их образовании голоса и шума: Сонорные – согл в образовании которых участвует голос и незначительный шум [р] [н] [м] [л]. Шумные - шум преобладает над голосом: - шумные звонкие – шум с голосом [б] [в] [д] [г] [з] [ж]. - шумные глухие – только шум [п] [ф] [к] [т] [с] [ш] [ц] [ х ]. Хар-ной особенностью рус системы согл яв-ся наличие пар звуков, кот соотносятся по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости. Соотносительность заключ. в том, что в одних фонет условиях они различаются как 2 звука, а в др условиях не различаются. Роза-роса,раз-рос. - по месту образования шума (губные и язычные): -губно-губные [м] [п] [б]. - губно-зубные [ф] [в]. переднеязычные: -зубные [c] [з] [л] [н] [т] [д] [ц]; -передненёбные [ш] [ж] [р] [ч]; -среднеязычные [й]. - заднеязычные [к] [г]. - по способу образования шума: - Смычные (взрывные) – [п] [т] [к] [г] [д]. -Прекативные (щелевые) – [ф] [в] [с] [з] [ш] [ж] [х]. -Аффрикаты – [ц] [ч] [щ]. -Смычнопроходные [н] [м] [л]. -Дрожащие [р]. - по наличию или отсутствии смягчения (твёрдые и мягкие): без парных мягких ж, ц, ш. Классификация глас звуков. Гласные – тоновые звуки. При их образовании участвует музык. тоновый голос. Шум не учитывается. Различие глас опред. разным укладом органов речи. В СРЯ 6 глас,о,э,у,ы,и. - по месту образования: Учитывается различие между глас, кот. вызывают движение языка в горизонт. направлении: -Гласн переднего ряда – при артикуляции язык сильно продвинут вперёд [и] [э]. -Глас среднего ряда – язык немного отодвинут назад [ы] [а]. -Глас заднего ряда [у] [о]. - по степени подъема языка по вертикали по отношению к небу: - Глас верхнего подъема [и] [ы] [y]. -Глас среднего подъёма [э] [о]. -Глас нижнего подъёма [а]. Гласные верхнего подъёма по сравнению со средними будут закрытыми, или узкими, нижними – открытыми или широкими. Средние гласные по сравнению с нижними – закрытые, по сравнению с верхними открытые. - по участию или неучастию губ: Наличие или отсутствие лавиализации – вытягивание или округление губ. -лавиализованные [y] [o]. -нелавиализованные (все остальные).
Деление на 3 ряда и подъем не отражает всего богатства СРЯ. В безудар слогах гл. произносятся с разной степенью редукции – изменение, сокращение глас звуков в безударном положении. Безудар глас произн менее явственно. Некоторые глас не различаются. 30.Парадигматические и линейные отношения в словообразовании. Словообразов. гнездо. Грам. единицы языка находятся в определенных отношениях друг с другом. Эти отношения двойственны: во-первых, это отношения соседствующих единиц, которые выстраиваются в последовательно развертывающийся ряд, в цепочку, т.е. линейные отношения; во-вторых, это отношения единиц, тесно связанных друг с другом в границах данного грамм. класса и представляющих собой системные видоизменения (модификации) какой-то одной единицы, т.е. нелинейные отношения. Линейные отношения называются синтагматическими, нелинейные - парадигматическими. В синтагматические отношения вступают в слове его значимые части - корень и аффиксы, основа и окончание (при-ход-н-ый, у-мой-ся). Синтагмат. яв-ся отношения между словами и словоформами в составе словосочетания (новая книга, дорога к дому, петь песню), в союзных соединениях слов (отец и мать, читать и писать), между членами предложения, между простыми предложениями в составе сложного, в бессоюзных соединениях предложений. При синтагмат. связи между сочетающимися единицами возникают разнообразные отношения, но это отношения между разными единицами: между разными частями слова, между разными словами или словоформами, между разными предложениями (искл. составляют все случаи повторов, где в синтагмат. отношения вступают формы одного и того же слова). В синтагмат. отношения могут вступать несколько единиц: две и более. На основе этих отношений строятся все мотивированные (производные) слова и все виды синтаксич. соединений - от минимального сочетания слов до сложного предложения и развернутых текстовых последовательностей. Парадигмат. отношения - это отношения между разными выявлениями в языке одной и той же единицы: между морфемой и морфом, между формами одного и того же слова, между формами одного и того же предложения. В парадигмат. отношениях форм слов или синтаксич. конструкций выявляются разные грамм. значения одной и той же единицы. Напр., в падежной парадигме имени сущ. выявляются разные значения его форм (абстрактные падежные значения); в спряжении глаг. в наст. и буд. врем. выявляются его разные личные и числовые значения, в прошед. врем. - разные родовые и числовые значения, а в парадигме форм наклонения - разные модальные значения (изъявительности, сослагательности, побудительности); в парадигме предложения выявляются его разные объективно-модальные значения. Как синтагмат., так и парадигмат. отношения принадлежат системе языка, организуют её. Словообразоват. гнездо - это совокупность слов с тождественным корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями словообразов. мотивации. Вершиной (исходным словом) гнезда яв-ся немотивированное слово. Гнездо может быть определено и как совокупность словообразов. цепочек, имеющих одно и то же исходное слово. Пример словообразов. гнезда: смелый – смелость, смело, смельчак, осмелиться, смелеть (от него – осмелеть, посмелеть);
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.224 (0.008 с.) |