Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инна Ивановна, философия цк19 – «всё можно вообразить иначе». Как она характеризует концепцию Центра.

Поиск

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

по итогам инновационной деятельности 2020-2021

в рамках информационно - просветительского, культурно - образовательного проекта «Художники — детям».

Рабочие материалы по подготовке Международного открытого фестиваля культурно - образовательных практик «ЦЕНТР ПРИТЯЖЕНИЯ»

Выпуск V

Гг.

Новосибирск

2021


 


ББК 74.200.54

  И 74

Редакционная коллегия:

И.И. ОСТРОМЕНСКАЯ, И.В. ПЕТРОВА, А.Г. СТОМА,           К.И. ШАБАНОВА

Ответственный редактор:

Л.И. БОРОВИКОВ, профессор каф. педагогики, воспитания и дополнительного образования НИПКиПРО, канд. пед. наук, Почётный работник общего образования РФ, член Союза журналистов России

Предисловие И.И. Остроменской, директора Центра культуры ЦК19

И 74 ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ. По итогам инновационной деятельности 2020-2021 в рамках информационно— просветительского, культурно — образовательного проекта «Художники — детям». Рабочие материалы по подготовке Международного открытого фестиваля культурно — образовательных практик «ЦЕНТР ПРИТЯЖЕНИЯ» Выпуск V. – Новосибирск: Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2021. - ________ с.

ISBN _______                       

В настоящем пятом выпуске Информационного бюллетеня на основе анализа итогов десятилетней опытно-экспериментальной деятельности в рамках городского информационно-просветительского, культурно-образовательного проекта «Художники – детям», а также результатов дальнейшей творческой поисковой деятельности в 2020-2021 гг. определены некоторые ключевые моменты в подготовке Международного открытого фестиваля культурно-образовательных практик «Центр притяжения».

ISBN _______                              © Центр культуры ЦК19, 2021

                                          © Изд-во СИПППСР, 2021

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие (И.И. Остроменская) 5

Раздел I. Восхождение к теории

1.1. Всё можно вообразить иначе (И.И. Остроменская) 7

1.2. Специфика подготовки Международного фестиваля культурно-образовательных практик на основе накопленного опыта (И.И. Остроменская, И.В. Петрова, Л.И. Боровиков) 14

1.3. Роль музыки как одного из важных составляющих компонентов творческих занятий в рамках просветительского проекта Центра культуры ЦК19 (А.Г. Стома) 21

1.4. Проект «Интернет-конкурс методических

 разработок» 26

1.5. Положение «Международного открытого фестиваля культурно-образовательных практик» 35

 

Раздел II. Методический взгляд

2.1. Некоторые итоги начального этапа межведомственного культурно-образовательного проекта «Культура для школьников». Методический формат «Культурный дневник» (К.И. Шабанова) 38

2.2. Итоги совместной работы общеобразовательной школы и Центра культуры ЦК19 вконтексте требований ФГОС (М.В. Ельцова) 40

2.3. Школьная картинная галерея. Становление вариативной динамической модели (И.В. Петрова) 43

2.4. В ваши руки – тепло наших сердец (И.В. Петрова) Искусственная река (С.С. Мосиенко) 47

2.5. Работа с родительской общественностью

(Н.Ю. Пугачёва) 49

2.6. Как воспитать творческую личность, или Нелёгкая дорога к самому себе (О.Н. Москалёва) 52

 

Раздел III. ПРИЛОЖЕНИЯ (Предлагаемые образцы заполнения документального материала)

Приложение 1: Требования к оформлению методических разработок 58

Приложение 2: Заявкаучастников Интернет-конкурса методических разработок 60

Приложение 3:Правила поведения в выставочном пространстве Школьной картинной галереи 61

Приложение 4: «Акт приёма-передачи имущества» 63

Приложение 5: «Справка о посещении тематической выставки в ШКГ» 65

Приложение 6: «Образец учёта ежемесячного посещения выставки в ШКГ» 66

 

Сведения об авторах 72

 

Предисловие

 

       В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Сергея Ивановича Ожегова приведено очень лаконичное, но, на наш взгляд, предельно точное значение слова «бюллетень»: «Краткое сообщение о событии, имеющем общественное значение». Именно в таком содержательно ёмком смысле корпус авторов настоящего издания стремился предварить своими теоретическими и методическими размышлениями, советами и рекомендациями проведение в Новосибирске инновационной по своему духу общественной акции – «Открытого международного фестиваля культурно-образовательных практик «Центр притяжения».

       В современной международной культурно-образовательной традиции искусству краткого и убедительного представления ещё не в полной мере реализованных общественных идей, творческих концепций, авторских проектов, моделей и технологий посвящена особая область научно-эмпирических знаний, именуемая звучным словом «Питчинг» (англ. pitch– выставлять на продажу). Своеобразию этой культурно-просветительской технологии будет. конечно же, отведено соответствующее место на страницах данного «Информационного бюллетеня». Но при этом следует иметь в виду, что сам по себе «Открытый международный фестиваль культурно-образовательных практик «Центр притяжения» имеет под собой вполне определённую фактологическую базу.

       Дело в том, что немногим более десяти лет тому назад в городе Новосибирске, по инициативе Городского центра изобразительных искусств (ныне «Центр культуры ЦК-19») была официально открыта межведомственная сетевая экспериментальная площадка, получившая в массовом педагогическом обиходе наименование «Художники - детям». Уже тогда на предмет практической апробации было выдвинуто предположение о том, что художники-профессионалы, взаимодействуя в режиме творчески устремлённого общения с учащимся различных общеобразовательных школ,  могут положительным образом повлиять на процесс духовно-нравственного, социально-культурного и эмоционально-художественного развития учащихся, причём не дублируя и не отвергая сложившихся канонов и способов профессиональной деятельности преподавателей школьных дисциплин художественно-эстетического цикла.

       Предшествующие четыре выпуска «Информационных бюллетеней», вкупе с опубликованными материалами Международной научно-практической конференции «Возможности искусства в современном образовании» (Новосибирск, 7-8 октября 2015г.), с достаточной степенью полноты отражают историю вопроса, пусть не всегда радужную, но в целом оптимистическую стратегию и тактику пройденного пути. Пятый выпуск - направлен в педагогически прогнозируемое будущее. На чём следует сосредоточить научно-аналитические и методико-прогностические усилия будущих участников «Открытого международного фестиваля культурно-образовательных практик «Центр притяжения»? Об этом в лаконичной питчинговой форме как раз и поведает авторская команда настоящего издания.

Приглашаем Вас к участию в совместной творческой работе!

Инна Ивановна Остроменская,

директор «Центра культуры ЦК-19»

Новосибирск,

1 июня 2021 года


Раздел I

 

ВОСХОЖДЕНИЕ К ТЕОРИИ

1.1. Всё можно вообразить иначе

Журнал « LeadersToday» представляет интервью

с директором Центра культуры ЦК19 Инной Ивановной Остроменской

Инна Ивановна, до назначения директором ЦК19 вы занимались организацией проката шедевров мирового кино, балетных и театральных постановок в кинотеатре «Победа». Не было ли сложности в том, чтобы перестроиться с эстетики «высокого» киноискусства на искусство актуальное, порой неоднозначное?

Одно другому абсолютно не мешает. В кино тоже есть и блокбастеры, и мелодрамы, и комедии – каждый зритель относительно них делает свой выбор. Главное, чтобы этот выбор был.

Ещё в 1990-е годы во времена учёбы на художественно-графическом факультете Новосибирского государственного педагогического университета я специально ездила в Москву на первые выставки современного искусства, где выставлялись работы Кулика, Виноградова, Дубосарского и т.д.

Современникам, как известно, во все времена было очень сложно определить то, что потом станет классикой. Об импрессионистах тоже в своё время говорили: «Что за ерунда?!» Кстати, когда кинопрокатчики предложили показывать в «Победе» оперы, мы тоже сначала недоумевали, но потом всё же согласились на этот эксперимент. И постепенно многие зрители, считавшие оперу искусством для особо продвинутых, смогли с ней познакомиться и полюбить, поскольку им в кинотеатр было проще прийти, чем в театр. Среди спектаклей были и далеко неклассические постановки, в том числе балет «Лебединое озеро» Мэтью Борна, где всех лебедей танцуют мужчины. Это просто восторг! Рекомендую посмотреть.

Я люблю ходить в Ватиканский музей, восхищаюсь архитектурой Брунеллески, но при этом постоянно слежу за развитием современного искусства. Я люблю и классическую музыку, и рок-н-ролл – в молодости даже ходила в косухе с цепями. И что? Мне кажется, в общении зрителя с современным искусством часто существует своеобразный социально-психологический барьер в виде комплекса «это не для меня». При этом зритель во многом отталкивается лишь от внешней стороны произведения, а не от его содержания. К примеру, многие столетия подряд художники создавали огромное количество работ на основе библейских сюжетов – мы восхищаемся мастерством авторов – Джотто, Тициана, Караваджо, но при этом мы можем до конца не понимать глубинного содержания этих работ, если не знакомы с текстом Библии. Вот и получается, чтобы судить об искусстве, должно иметь некое предварительное погружение в его контекст. Сложно представить, чтобы человек, к примеру, 30 лет привычно слушал лишь попсу, а потом вдруг насладился концертным исполнением музыки Вагнера в филармонии. Должна быть некая общая. как говорится, наслушанность, позволяющая понять все тонкости серьёзной классической музыки. Также и в восприятии современного искусства важна насмотренность. Но проблема в том, что актуальное искусство существует не так давно, поэтому многим оно до сих пор кажется чем-то непонятным.

Ещё часто говорят, что современное искусство - для молодых. Я много лет приезжаю на Венецианскую биеннале современного искусства, и вижу, что основная часть её посетителей – 40 +. Среди них очень много людей, которым глубоко за 60 лет. Дело в том, что, пока мы сидели за «железным занавесом», в Европе регулярно проходили выставки современного искусства, и у жителей этих стран была возможность сформировать ту самую установочную насмотренность.

Итак, основная задача ЦК19 как раз и заключается в том, чтобы знакомить новосибирцев с современным искусством, а также поддерживать художественные сообщества. У нас нет задачи влюбить зрителя в актуальное искусство. Пусть даже ему не понравится, но важно, что он хоть немного попытался изучить эту тему и поразмышлять, что именно и почему его, например, возмущает или кажется непонятным. К сожалению, не все зрители готовы сегодня прилагать усилия, а диалог предполагает взаимность.

Актуальное искусство у многих людей ассоциируется с тем, что Павленский прибил себя к брусчатке на Красной площади или с Куликом, который, будучи голым, лаял на людей. Как вы относитесь к таким стереотипам?    

Ассоциируется таким образом потому, что об этом вещали из каждого «утюга». Другое дело, сделать выводы самому, что такое современное искусство, исходя из собственного опыта: знакомств с художниками Новосибирска разных поколений, выставок современного искусства в России и за рубежом. Тот же Олег Кулик 1990-х, и Олег Кулик 2020-х — это очень разные художественные явления.

Это то же самое, что посмотреть какой-то ранний фильм известного режиссёра и сказать: «Да ну, ерунда какая – плохой режиссёр!». Конечно, скандальные моменты цепляют. Вспомните, многие ли говорили, например, о том, как прекрасно пели оперные солисты на «Тангейзере» в Новосибирском оперном театре, как хорошо играл оркестр? Это мало кому было интересно! Зато кругом яростно кричали о картинке на афише, из-за чего была снята с репертуара вся постановка. У нас сегодня что ни сделай, найдутся те, кому это не понравится. Ещё пример. У нас была выставка Васи Ложкина – для некоторых зрителей и она оказалась провокационной. Современное искусство очень разнообразно, так зачем же себя ограничивать поверхностным взглядом на случайно выхваченные из контекста события?

 

P. S.:

Данное интервью с И.И. Остроменской было впервые опубликовано на страницах журнала LeadersToday, № 5(190) за 2021 год.

 

1.2. Специфика подготовки Международного открытого фестиваля

культурно-образовательных практик на основе накопленного опыта

       Немногим более десяти лет тому назад в городе Новосибирске, по инициативе Центра культуры ЦК19            (до 2019 года Городской центр изобразительных искусств  (ул. Свердлова, 13) был дан старт городской межведомственной сетевой экспериментальной площадке «Непрерывное духовное художественно - эстетическое развитие (воспитание) учащихся через визуальное искусство» - «Художники - детям». Непосредственными инициаторами этой городской исследовательско-методической акции (И.В. Петрова, Э.Р. Барбашина, Л.И. Боровиков) было выдвинуто предположение о том, что художники-профессионалы, взаимодействуя в режиме творчески насыщенного общения с учащимися ряда общеобразовательных школ удалённых районов Новосибирска могут самым положительным образом повлиять на процесс духовного, социально-культурного и эмоционально-художественного развития учащихся, причём не дублируя и не игнорируя устоявшихся канонов профессиональной деятельности преподавателей школьных дисциплин художественно-эстетического цикла. И вот сегодня, благодаря предусмотрительно осуществлённому выпуску четырёх Информационных бюллетеней по итогам инновационной деятельности ЦК19, названной городской межведомственной сетевой экспериментальной площадки [1: 2 и др.], а также своевременному изданию материалов состоявшейся 7-8 октября 2015 года в Новосибирске Международной научно-практической конференции «Возможности искусства в современном образовании»[3], мы можем в достаточно целостном виде восстановить панораму происходивших в предшествующее десятилетие узловых художественно-педагогических событий. Более того, можем, обобщая накопленный опыт, провести (ретроспективно) системно выверенную работу над невольно допущенными тогда ошибками - практическими и теоретическими, ошибками самого разного рода - социально-психологическими и образовательно-дидактическими, художественно-просветительскими и организационно-управленческими. Ведь без ошибок никакое доброе дело не строится...

Теоретически обобщая накопленный десятилетний опыт, анализируя его с самых разных сторон, под самыми разными углами зрения, мы предполагаем в хронологически обозримой перспективе ещё более расширить и обогатить, усовершенствовать и обновить основные принципы и механизмы успешно осуществлённого проекта «Художники - детям», и, как следствие, приступить к подготовке Международного открытого фестиваля культурно–образовательных практик «Центр притяжения». В ходе фестиваля мы предполагаем и нтегрировать усилия творчески ориентированного межведомственного педагогического, сообщества для того, чтобы сообща научиться эффективно, в кратчайшие сроки и с максимальным просветительским и образовательным эффектом, разрабатывать и внедрять (в современной научной лексике – диссеминировать [7, с. 4]) художественно-просветительские, культурно-образовательные и организационно-управленческие идеи, модели и технологии, причём научиться делать это, ориентируясь на вполне реальный культурно-созидательный потенциал современного детства.

Данная концептуальная содержательно-смысловая установка, заложенная в проект программы международного открытого фестиваля культурно-образовательных практик «Центр притяжения», будет самым непосредственным образом сориентирована на выявление, обобщение и распространение потенциально лучших образцов практического художественно-просветительского, культурно-образовательного и организационно-управленческого опыта. Категория «опыт», а тем более опыт творческий, художественно-педагогический весьма непрост для его научно-аналитического и методико-практического освоения. Кратко поясним, в чём суть этой проблемы.

В своё время Константин Дмитриевич Ушинский прозорливо предупреждал многих оптимистов-исследователей о том, что особая сложность обобщения накопленного профессионального педагогического опыта заключена, во-первых, в «отдалённости своих последствий от причин», и, во-вторых, в том, что «каждый опыт имеет не одну, а множество причин, так что нет ничего легче,  как ошибиться в этом отношении и назвать причиною данного результата то, что вовсе не было его причиной, а может быть даже задерживающим обстоятельством» [4, с.193]. Конечно, теория и методика научно-исследовательской деятельности, методико-практического оперирования с различными проявлениями творческого педагогического опыта продвинулась сегодня далеко вперёд. Но, тем не менее, многие проблемы остались, правда, сегодня они стали звучать несколько по-иному - более прагматично и системно сконцентрировано. Вот наглядный пример.

Доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института психологии РАН Виктор Владимирович Знаков в недавно вышедшим в свет обстоятельном монографическом исследовании «Психология человеческого бытия» пишет: «В современной науке слово «опыт» выходит за пределы возможностей языковых средств его выражения. Оно подчёркивает нечто абсолютно уникальное, что нельзя выразить в слове, - индивидуальный опыт или опыт группы» [5, с. 96-97]. Невербализуемый опыт в художественно-просветительской, культурно-образовательной и организационно-управленческой деятельности очень важен. Конечно, индивидуальный творческий опыт, либо опыт работы творчески устремлённого коллектива образовательной организации сферы культуры, может дать нам многие яркие регионально специфические образцы успешной практико-ориентированной художественной деятельности [6]. Но это для нас есть всего лишь самый первый, предварительный шаг в выстраивании технологической модели работы            с эмпирическими художественно-педагогическими проявлениями талантливых педагогов-практиков.                    В перспективе нас интересует многомерная теоретически проработанная методическая система педагога [7] либо, если смотреть на проблему в более широком организационно-управленческом масштабе, методическая система всего педагогического коллектива, взятая во всём реальном многообразии её межсистемных и внутрисистемных связей.  

       В целом же у нас получается следующая, представленная ниже, структурно-схематическая модель работы с творческими практическими художественно-педагогическими проявлениями опыта. Модель эта, безусловно, требует своей дальнейшей научно-аналитической и предметно-практической конкретизации, прежде всего, в зависимости от той или иной фазы осуществления проекта «Центр притяжения»:

1) проведение стартового международного открытого интернет-конкурса по сбору первичных образцов творческого методического опыта;

2) лабораторная (теоретическая и эмпирическая) «шлифовка» либо, другими словами, теоретико-практическая апробация лучших первичных образцов творческого методического опыта;

3) многомерная (общественная и научная) экспертиза «завершённых методических продуктов» (методики, программы, проекты) - отшлифованных, т.е. успешно прошедших теоретическую и эмпирическую лабораторную проверку, эталонных образцов творческого методического опыта, допускающих, по нашему сегодняшнему предположению, эффективную многовекторную ситуативно-практическую диссеминацию (распространение, внедрение).

 


 

 

 

 

Модуль I

 

 

Обогащение

содержания деятельности

Культурно-образовательный вектор
Социально-гуманитарный вектор
Информационно-просветительский вектор

 

 

Модуль II

 

 

Совершенствование форм работы

Культурно-образовательный вектор
Социально-гуманитарный вектор
Информационно-просветительский вектор

 

 

Модуль III

 

Оптимизация управленческой структуры

Культурно-образовательный вектор
Социально-гуманитарный вектор
Информационно-просветительский вектор

 

И.И. Остроменская, И.В. Петрова, Л.И. Боровиков

 

Советуем прочитать: 1. Информационный бюллетень. По итогам деятельности Городской экспериментальной площадки «Непрерывное духовное, художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся через визуальное искусство» (2012/2013 уч. г.) Вып. 1. -Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2013. – 103 с. 2. Информационный бюллетень. По итогам деятельности Городской экспериментальной площадки «Непрерывное духовное, художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся через визуальное искусство» (2013/2014 уч. г.) Вып. 2. -Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2014. – 118 с.  3. Возможности искусства в современном образовании: Международная научно- практическая конференция (7-9 октября 2015 г.). – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2015. -178 с. 4 Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В двух томах. Т. I. Вопросы воспитания. – М.: Гос. уч.-пед. изд-во РСФСР, 1953. – 638 с. 5. Знаков В.В., Рябикина З.И, Психология человеческого бытия. - М.: Смысл, 2017. -416 с. 6. Юсупов В.З. Теоретические основы социально-педагогического проектирования в региональных системах образования. Автореф. дис....д-ра пед. наук. -Ярославль, 1999. – 42 с. 7. Величковский Б.М., Князев Г.Г., Валуева Е.А., Ушаков Д.В. Новые подходы в исследовании творческого мышления: от феноменологии инсайта к объективным методам и нейросетевым моделям. // Вопросы психологии. – 2019. - № 3. – С. 3-14. 8. Боровиков Л. И Методическая система педагога. От элементарной грамотности – к высокому профессионализму: построение индивидуальной траектории развития // Развитие детской одарённости: открытая методическая школа: из опыта творческой поисковой деятельности педагогов Новосибирской области: Пособие по автодидактике. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2015, с. 11-17.

1.3. Роль музыки как одного из важных составляющих компонентов творческих занятий в рамках просветительского проекта Центра культуры ЦК19»

       Более чем десятилетний опыт осуществления эстетического воспитания школьников в рамках просветительского проекта Центра культуры ЦК19 убедительно показал, что для достижения результатов необходимо использовать все имеющиеся в распоряжении Центра творческие ресурсы. Этому в полной мере способствовал и тот факт, что ЦК19 (до реформирования в 2019 году - ГЦИИ) изначально был и является центром коллаборации различных видов искусства. Наряду с экспонированием выставок, здесь проводятся концерты, спектакли, перформансы, фестивали, другие акции представителей творческих профессий. Поэтому изначально звучание музыки было естественно включено в план практических занятий – будь то рисование, создание аппликаций, коллажей или ежегодные итоговые проекты.

В связи с этим хотелось бы подробнее остановиться на связи этих двух видов искусств и актуальности их взаимодействия. На первый взгляд, изобразительное искусство и музыка во многом противоположны друг другу как искусство зрительное и слуховое, про­странственно-статическое и процессуально-динамическое. Их взаимосвязь и влияние друг на друга на первый взгляд не прослеживается. Однако на самом деле эти связи и влияния существуют, что было замечено достаточно давно. Ещё в античные времена Аристотель отмечал, что цвета по красоте и гармонии могут соотноситься между собой подобно музыкальным созвучиям. В Древней Индии существовал род живописи «ваника», в которой семь звуков гаммы сопоставлялись с семью цветами, а мелодия - с определенной графической формой. Первоначально пять линеек нотного стана также предполагалось сделать цветными. В ХVIII веке аббат Кастель создал так называемый «цветной клавесин». XIX век подарил миру искусство звуковой живописи – импрессионизм. Известен также феномен «цветного слуха» у композиторов. Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин, М. К. Чюрлёнис не просто ощущали цвет тональностей, но и создавали свои произведения, сообразуясь с этим видением. А. Н. Скрябин даже ввёл «партию света (Luxe)» в свои поздние сочинения и разрабатывал проект сочинения, основанного на нескольких видах искусств, включая зрительные и слуховые («Предварительное действо»). По мере развития мировой культуры тесная взаимосвязь изобразительного искусства и музыки становилась всё более очевидной.

XX век, и, тем более, начало XXI, вплотную подошли к пониманию необходимости изучать искусство как целый комплекс видов, взаимосвязь между которыми уже не вызывает сомнений. Таким образом, человечество на новом «витке» своей истории возвращается к синкретизму искусства древних, когда отдельные виды и жанры сосуществовали в рамках одного явления культуры.

Применительно к теме настоящих заметок необходимо подчеркнуть, что включение музыки как компонента занятий по изобразительному искусству вполне отвечает этой тенденции. Важно также подчеркнуть, что такой полихудожественный подход отвечает задачам, поставленным именно в рамках просветительского проекта Центра культуры ЦК19. Прежде всего, это развитие - путём личностного погружения в творческий процесс - нравственных качеств, эстетических чувств и интеллектуальных способностей детей, приобретение ими новых навыков, знаний и умений. При этом на занятиях в ЦК19 это происходит максимально ненавязчиво, наиболее естественным путём. Как отмечал в своё время академик И. И. Иоффе, «зрение и слух, свет и звук с первых моментов своего культурного бытия выступают совместно. Семантическое единство зрения и света, слуха и звука опиралось на единство человеческой деятельности, целостность его ориентации в мире».

На протяжении существования проекта происходит апробация различных способов и методов «внедрения» музыкального компонента. Так, в самом начале, для занятий подбирался определённый плейлист с записями классических музыкальных произведений. Основу составляли произведения И. С. Баха, А. Вивальди, В.-А. Моцарта. Как правило, это произведения малых форм (прелюдии, пьесы), написанные для солирующего инструмента. Поскольку учёными неоднократно доказана польза именно подобного рода «фоновой музыки» для создания спокойной атмосферы и положительного воздействия на нервную систему человека, звучание таких программ не отвлекало школьников, но вносило компонент гармонии. Важно подчеркнуть, что, в отличие от занятий со школьниками на уроках по предмету «слушание музыки», где зачастую дается задание «нарисовать звучащее произведение», здесь такая цель не преследовалась. Звучание музыки предполагалось именно фоновым, негромким, поскольку этого было вполне достаточно для создания общей атмосферы творчества. Разумеется, было бы неправильным считать, что в таком случае школьники оставались полностью безучастными к подобной «звучащей среде». Подсознание «схватывало» контекст, постепенно приучая юного человека к слушанию качественной музыки, причём делалось это максимально деликатно и естественно.

Следующим этапом в развитии проекта стало приглашение в качестве «иллюстраторов» занятий музыкантов Новосибирска. Город обладает в этом смысле безграничным потенциалом: в «культурный кластер» только центральной части города, в шаговой доступности от ЦК19, входят музыкальные театры - НОВАТ и НМТ, филармония, консерватория, музыкальный колледж, старейшие музыкальные школы. Уже в самом начале на занятиях просветительского проекта играла композитор, лауреат Всероссийского конкурса Евгения Петенёва, музыканты Ансамбля ранней музыки Новосибирской филармонии «Insula Magica». Сейчас постоянно сотрудничают с просветительским проектом музыканты разных специализаций из Новосибирской консерватории и Детской музыкальной школы №6. Стало возможным привлекать к сотрудничеству представителей разных инструментальных школ – на занятиях звучат фортепиано, гитара, домра, балалайка, кларнет, фагот, саксофон… Помимо уже изложенных ранее доводов о пользе слушания в качестве музыкального фона лучших произведений мирового репертуара, такое разнообразие знакомит школьников с различными тембрами инструментов. Кроме того, трудно переоценить значение такого «культурного десанта» в период, когда пандемия существенно ограничила возможность горожан бывать в концертных залах.

В процессе развития и совершенствования проекта появился ещё один тип участия музыкантов в просветительской деятельности Центра Культуры ЦК19. Речь идёт о выступлениях в рамках открытия вернисажей так называемых Школьных картинных галерей – передвижных выставок, организуемых ЦК19 непосредственно в учебных заведениях. Пандемия поставила вопрос о невозможности перемещения больших групп школьников по городу, поэтому открытие таких выставок – принципиально важно не только для продолжения проекта, но и, прежде всего, для самих школьников. В связи с этим часть практических занятий с музыкальным иллюстрированием также проводится на базе школ-партнёров. В этих условиях «десант» музыкантов особенно актуален, поскольку позволяет сохранить полихудожественный формат, присущий именно просветительскому проекту Центра культуры ЦК19. Описанный вид занятий с успехом начал осуществляться в 2021 году сотрудничестве с СОШ №155.

 Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Практика и «обратная связь» со школами - партнёрами просветительского проекта показали, что включение музыкального компонента в занятия изобразительным искусством полностью себя оправдывает. Прежде всего, оно показывает высокую эффективность для развития образного мышления, воображения, креативности, которая на сегодня является залогом успешного развития личности. Кроме того, оно способствует созданию на занятиях психологически комфортной атмосферы, что напрямую связано со здоровьесбережением. В процессе занятий школьники приобретают опыт слушания музыки, развивают эстетический вкус. Немаловажен также фактор социализации: общаясь с молодыми музыкантами, школьники расширяют круг знакомств, исполнители же, в свою очередь, на практике постигают важность своей миссии – говорить с людьми, со сверстниками на языке искусства.

Разумеется, в основе каждого проекта и его направлений заложен вполне определённый потенциал развития. Данный просветительский проект – не исключение. Нужным и важным представляется проведение мониторинга среди школьников и руководителей групп, представителей СОШ, курирующих занятия, для совершенствования музыкального иллюстрирования занятий. Необходимо создание подпрограммы по музыкальному сопровождению занятий, где будет гибко отобран репертуар, намечен наиболее приемлемый план занятий, учтены возрастные, психологические и социальные факторы, разработаны в конечном итоге типы самих занятий для их вариативного мобильного осуществления и дальнейшего массового распространения. Накопленный теоретический и практический опыт, а также богатые художественно-творческие ресурсы позволят сделать эти изыскания по-настоящему интересными и перспективными. 

А. Г. Стома

1.4. Проект «Интернет-конкурс методических разработок»

 

ПОЛОЖЕНИЕ

Общие положения

1.1. Настоящее положение (далее Положение) определяет порядок организации и проведения Интернет-конкурса методических разработок (далее ИКМР):

1.2. Основными организаторами ИКМР являются: МБУК Центр культуры ЦК19; Новосибирская региональная общественная организация Общество «Знание»; ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» (НИПКиПРО). Конкурс проводится при поддержке Мэрии города Новосибирска и администрации Новосибирской области.

С момента официального открытия ИКМР свою стартовую информационно-просветительскую и культурно-образовательную деятельность начинает специальная тематическая Интернет-площадка, которая будет размещена на сайте Управления цифрового образования НИПКиПРО.

1.3. Принципы проведения ИКМР

Ø массовость, креативность, уважительное отношение к уровню психологической, методической и художественной компетентности всех участников;

Ø гласность, открытость и объективность в интернет-обсуждении промежуточных и итоговых результатов общественной и конкурсной экспертизы;

Ø высокая самостоятельность, осмысленность и этико-профессиональная ответственность за качество воплощаемых в конкурсных методических разработках авторских идей, методов, подходов, моделей и технологических схем.

 

Внимание!

1. Все представляемые на ИКМР методические разработки проверяются на возможность плагиата. По этой причине члены экспертного жюри ИКМР имеют право снимать с конкурсного марафона те работы, которые имеют повышенный процент заимствований без какого-то ни было дополнительного комментирования.

2. Члены экспертного жюри не обязаны комментировать своё решение по тем или иным спорным вопросам.

3. Создание апелляционной комиссии в рамках ИКМР не предусмотрено.  

4. Письма поддержки, дипломы победителей, а также рецензии и рекомендации авторитетных отечественных и зарубежных специалистов-исследователей, а также опытных методистов-практиков не принимаются в расчёт.

 

1.4. Участники [A1] ИКМР

 

В ИКМР могут принимать участие оригинальные творческие (не компилятивные) методические разработки как коллективов (не более 5 авторов), так и отдельных авторов, представляющих различные организации России и зарубежных стран независимо от их организационно-правовой формы, но предположительно обеспечивающие эффективную культурно–образовательную, информационно–просветительскую, социально- гуманитарную деятельность в сфере культуры и образования детей, их родителей, преподавателей, молодежи. Выбор доминирующего профиля для участия в заявленных номинациях ИКМР (информационно-просветительский, культурно-образовательный или социально-гуманитарный) остаётся за авторами. Жюри ИКМР может сменить этот профиль, если большинством голосов сочтёт этот выбор более актуальным и соответствующим существу обсуждаемой конкурсной работы. При наличии интегративного системно-комплексного подхода в представляемом конкурсном методическом продукте, ответственный выбор автором одного из профилей, имеющего на момент участия в конкурсе наибольшую теоретико-методическую значимость – обязателен.

 

1.5. Миссия ИКМП

В связи с осуществляемой опытно-практической апробацией широкомасштабного межведомственного, межрегионального и международного пространства для конкурсного взаимодействия, профессионального сотрудничества творчески одарённых специалистов в сфере теории и методики информационно-просветительской, культурно-образовательной и социально-гуманитарной направленности их профессиональной деятельности, настоящее Положение определяет рабочие критерии и предварительный порядок отбора конкурсных материалов, вводит относительно гибкие содержательные и формальные требования к оформлению предоставляемых материалов и процедуру их оценки, логике определения и порядке награждения победителей, а также последующим рекомендациям по целесообразности расп



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.43 (0.013 с.)