Основные содержательные линии программы учебного предмета «родной (русский) язык» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные содержательные линии программы учебного предмета «родной (русский) язык»



Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

Целевыми установками данного курса являются:

§ совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;

§ изучение исторических фактов развития языка;

§ расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);

§ включение учащихся в практическую речевую деятельность.

В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:

Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.

Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.

Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

 

§ Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Класс

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

§ ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

§ осознание роли речи в общении людей;

§ понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

§ устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;

§ чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

§ интерес к изучению языка.

Регулятивные УУД:

Обучающиеся научатся:

§ определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

§ проговаривать последовательность действий на уроке;

§ учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

§ учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

Обучающиеся научатся:

§ ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

§ находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

§ делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

§ преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

Обучающиеся научатся:

§ оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

§ слушать и понимать речь других;

§ выразительно читать и пересказывать текст;

§ договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

§ учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

§ распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

§ использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;

§ понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

§ произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

§ осознавать смыслоразличительную роль ударения;

§ различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

§ владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

§ использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

§ владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

§ анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты.

 

Класс

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

§ ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

§ осознание роли речи в общении людей;

§ понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

§ устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

§ чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

§ интерес к изучению языка.

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

§ адекватно воспринимать оценку учителя;

§ вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

§ в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

§ составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

§ в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

Учащиеся научатся:

§ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

§ моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

§ использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

§ выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

§ вычитывать все виды текстовой информации: по факту, подтекстовую, концептуальную;

§ пользоваться словарями, справочниками;

§ строить рассуждения.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

§ вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

§ договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

§ участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

§ строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

§ выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

§ быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

§ оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

§ адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

§ владеть (в соответствии с возрастными особенностями) монологической и диалогической формами речи.

§

Предметные результаты

Обучающиеся будут знать:

§ антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;

§ изобразительно-выразительные средства языка: сравнения, олицетворение, эпитеты;

§ типы текстов: повествование, описание

 

уметь:

§

§ распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта, понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

§ использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;

§ понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

§ произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

§ осознавать смыслоразличительную роль ударения;

§ определять прямое и переносное значение слова;

§ распознавать типы текстов;

§ устанавливать связь предложений в тексте;

§ выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.

§ восстанавливать деформированный текст;

§ устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении;

§ составлять планы различных видов.

 

Класс

Личностные результаты:

§ формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;

§ воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

§ развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;

§ формирование духовных и эстетических потребностей;

§ воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;

§ отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Регулятивные УУД

§ Проговаривать последовательность действий на уроке.

§ Учиться работать по предложенному учителем плану.

§ Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

§ Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

§ Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

§ Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

§ Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

§ Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД

§ Уметь донести свою позицию до собеседника;

§ Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

§ Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

§ Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

§ Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

Обучающиеся будут знать:

§ изобразительно-выразительные средства языка: метафора, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;

§ типы текстов: рассуждение, повествование, описание;

§ стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный);

§ структуру текста рассуждения

 

уметь:

§

§ распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

§ использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;

§ понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

§ произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

§ определять тему текста и основную мысль;

§ распознавать типы текстов;

§ устанавливать связь предложений в тексте;

§ выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте;

§ определять грамматические значения заимствованных слов;

§ строить словообразовательные цепочки.

 

Класс

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

§ ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

§ осознание роли речи в общении людей;

§ понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

§ устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;

§ чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

§ интерес к изучению языка.

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

§ адекватно воспринимать оценку учителя;

§ вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

§ в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

§ составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

§ в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 

Познавательные:

Учащиеся научатся:

§ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

§ моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

§ использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

§ выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

§ вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

§ пользоваться словарями, справочниками;

§ строить рассуждения.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

§ вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

§ договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

§ участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

§ строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

§ выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

§ быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

§ оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

§ адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

§ владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные результаты

Обучающиеся будут знать:

§ многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омоформы, омофоны;

§ изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

§ стили речи: разговорный и книжный (художественный, научный), газетно-публицистический;

§ особенности эпистолярного жанра;

§ типы текстов;

§ основные элементы композиции текста.

 

уметь:

§ распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

§ использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;

§ понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

§ уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

§ выразительно читать небольшой текст по образцу;

§ определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

§ вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;

§ быть хорошим слушателем;

§ определять лексическое значение слова;

§ отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

§ редактировать предложения;

§ определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

§ сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;

§ распознавать типы текстов;

§ устанавливать связь основных элементов композиции текста;

§ распознавать стили речи.

 

§ Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык»

Основные содержательные линии программы для 1-4 классов (разделы программы) соотносятся с содержательными линиями основного курса русского языка. Программа включает в себя следующие разделы:

1. Русский язык: прошлое и настоящее.

2. Язык в действии: слово, предложение.

3. Секреты речи и текста.

Содержание ориентировано на воспитание уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы.

Работа с теоретическими материалами, практическими и проектными заданиями позволяет расширить представления учащихся об отражении в русской истории, материальной и духовной культуры русского народа, о русской языковой картине мира, о закономерностях развития русского языка.

Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся в современной языковой ситуации, развитию речевых умений в различных сферах общения.

Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

 

«Родной (русский) язык» в 1-м классе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.07 с.)