Рабочая программа по курсу «родной (русский) язык» 1-4 классы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рабочая программа по курсу «родной (русский) язык» 1-4 классы



Рабочая программа по курсу «Родной (русский) язык» 1-4 классы

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Основой для разработки программы послужила примерная программа по родному русскому языку авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В., Романовой В.Ю., Рябининой Л.А. и программа курса «Школа развития речи» Соколовой Т.Н.

В авторскую программу изменения не внесены.

Нормативную правовую основу программы по учебному предмету «Родной (русский) язык» составляют следующие документы:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании

в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); Федеральный закон от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).

Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

Согласно базисному плану в 1, 2, 3 и 4 классах отводится 0,5 часа в неделю (33 учебные недели в 1 классе, во 2-4 классах 34 учебные недели). Таким образом, учебные часы, предусмотренные программой, полностью реализуются.

На изучение курса «Родной (русский) язык» в каждом классе начальной школы отводится 1ч в неделю в 1 полугодии. Программа рассчитана на 67,5 ч: 1 класс —16,5ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 17ч (34 учебные недели).

Описание места учебного предмета «Родной (русский) язык»

В Учебном плане в 1, 2, 3 и 4 классах отводится 0,5 часа в неделю (33 учебные недели в 1 классе, во 2-4 классах 34 учебные недели). Курс родного русского языка изучается в I полугодии. Таким образом, учебные часы, предусмотренные программой, полностью реализуются.

На изучение курса «Родной (русский) язык» в каждом классе начальной школы отводится 1ч в неделю в 1 полугодии. Программа рассчитана на 67,5 ч: 1 класс —16,5ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 17ч (34 учебные недели).

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Класс

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

§ ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

§ осознание роли речи в общении людей;

§ понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

§ устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;

§ чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

§ интерес к изучению языка.

Регулятивные УУД:

Обучающиеся научатся:

§ определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

§ проговаривать последовательность действий на уроке;

§ учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

§ учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

Обучающиеся научатся:

§ ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

§ находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

§ делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

§ преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

Обучающиеся научатся:

§ оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

§ слушать и понимать речь других;

§ выразительно читать и пересказывать текст;

§ договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

§ учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

§ распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

§ использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;

§ понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

§ произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

§ осознавать смыслоразличительную роль ударения;

§ различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

§ владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

§ использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

§ владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

§ анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты.

 

Класс

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

§ ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

§ осознание роли речи в общении людей;

§ понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

§ устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

§ чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

§ интерес к изучению языка.

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

§ адекватно воспринимать оценку учителя;

§ вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

§ в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

§ составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

§ в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

Учащиеся научатся:

§ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

§ моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

§ использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

§ выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

§ вычитывать все виды текстовой информации: по факту, подтекстовую, концептуальную;

§ пользоваться словарями, справочниками;

§ строить рассуждения.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

§ вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

§ договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

§ участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

§ строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

§ выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

§ быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

§ оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

§ адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

§ владеть (в соответствии с возрастными особенностями) монологической и диалогической формами речи.

§

Предметные результаты

Обучающиеся будут знать:

§ антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;

§ изобразительно-выразительные средства языка: сравнения, олицетворение, эпитеты;

§ типы текстов: повествование, описание

 

уметь:

§

§ распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта, понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

§ использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;

§ понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

§ произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

§ осознавать смыслоразличительную роль ударения;

§ определять прямое и переносное значение слова;

§ распознавать типы текстов;

§ устанавливать связь предложений в тексте;

§ выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.

§ восстанавливать деформированный текст;

§ устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении;

§ составлять планы различных видов.

 

Класс

Личностные результаты:

§ формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;

§ воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

§ развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;

§ формирование духовных и эстетических потребностей;

§ воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;

§ отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Регулятивные УУД

§ Проговаривать последовательность действий на уроке.

§ Учиться работать по предложенному учителем плану.

§ Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

§ Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

§ Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

§ Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

§ Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

§ Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД

§ Уметь донести свою позицию до собеседника;

§ Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

§ Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

§ Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

§ Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

Обучающиеся будут знать:

§ изобразительно-выразительные средства языка: метафора, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;

§ типы текстов: рассуждение, повествование, описание;

§ стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный);

§ структуру текста рассуждения

 

уметь:

§

§ распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

§ использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;

§ понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

§ произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

§ определять тему текста и основную мысль;

§ распознавать типы текстов;

§ устанавливать связь предложений в тексте;

§ выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте;

§ определять грамматические значения заимствованных слов;

§ строить словообразовательные цепочки.

 

Класс

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

§ ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

§ осознание роли речи в общении людей;

§ понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

§ устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;

§ чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

§ интерес к изучению языка.

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

§ адекватно воспринимать оценку учителя;

§ вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

§ в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

§ составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

§ в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 

Познавательные:

Учащиеся научатся:

§ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

§ моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

§ использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

§ выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

§ вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

§ пользоваться словарями, справочниками;

§ строить рассуждения.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

§ вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

§ договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

§ участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

§ строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

§ выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

§ быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

§ оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

§ адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

§ владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные результаты

Обучающиеся будут знать:

§ многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омоформы, омофоны;

§ изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

§ стили речи: разговорный и книжный (художественный, научный), газетно-публицистический;

§ особенности эпистолярного жанра;

§ типы текстов;

§ основные элементы композиции текста.

 

уметь:

§ распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

§ использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;

§ понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

§ уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

§ выразительно читать небольшой текст по образцу;

§ определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

§ вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;

§ быть хорошим слушателем;

§ определять лексическое значение слова;

§ отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

§ редактировать предложения;

§ определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

§ сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;

§ распознавать типы текстов;

§ устанавливать связь основных элементов композиции текста;

§ распознавать стили речи.

 

§ Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык»

Основные содержательные линии программы для 1-4 классов (разделы программы) соотносятся с содержательными линиями основного курса русского языка. Программа включает в себя следующие разделы:

1. Русский язык: прошлое и настоящее.

2. Язык в действии: слово, предложение.

3. Секреты речи и текста.

Содержание ориентировано на воспитание уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы.

Работа с теоретическими материалами, практическими и проектными заданиями позволяет расширить представления учащихся об отражении в русской истории, материальной и духовной культуры русского народа, о русской языковой картине мира, о закономерностях развития русского языка.

Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся в современной языковой ситуации, развитию речевых умений в различных сферах общения.

Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

 

«Родной (русский) язык» в 1-м классе

Раздел 2. Язык в действии

Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).

Смыслоразличительная роль ударения.

Слово и его значение

Многозначные слова. Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).

Раздел 2. Язык в действии

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Работа со словарем ударений.

Слово имеет значение. Синонимы. Антонимы. Как появляются фразеологизмы; пословицы. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту. Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения.

Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений. Совершенствование орфографических навыков.

Раздел 2. Язык в действии

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Фразеологизмы. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Заимствованные слова. Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.

 

Раздел 2. Язык в действии

Лексическое значение слова. Омоформы, омофоны и омонимы. Прямое и переносное значение слова. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы.

Иностранные заимствования. Новые слова. Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста. Диалектизмы. Значение диалектизмов в литературном языке.

Класс

 

Тема Характеристика деятельности учащихся

Раздел 1. Секреты речи и текста (7 ч.)

Как люди общаются друг с другом

различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты.

Вежливые слова
Как люди приветствуют друг друга
Спрашиваем и отвечаем
Зачем людям имена
Текст уметь различать группы слов, предложений связанных по смыслу от простого набора слов, составлять текст. уметь делить текст на предложения, составлять текст из предложений на заданную тему
Заглавие текста уметь находить главные строки текста, озаглавливать его.

Раздел 2. Язык в действии (5 ч.)

Выделяем голосом важные слова

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

осознавать смыслоразличительную роль ударения;

Где поставить ударение
Слово и его значение
Однозначные и многозначные слова

определяют однозначность или многозначность слова;

определяют лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту

Как сочетаются слова

Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее (4,5 ч.)

Как писали в старину

распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике;

используют словарные статьи для определения лексического значения слова;

учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами

Дом в старину: что как называлось
Во что одевались в старину
Итоговый тест 0,5ч. выполняют итоговую работу

 

Класс

Тема Характеристика деятельности учащихся

Класс

 

Тема Характеристика деятельности учащихся

Класс

Тема Характеристика деятельности учащихся

Рабочая программа по курсу «Родной (русский) язык» 1-4 классы

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Основой для разработки программы послужила примерная программа по родному русскому языку авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В., Романовой В.Ю., Рябининой Л.А. и программа курса «Школа развития речи» Соколовой Т.Н.

В авторскую программу изменения не внесены.

Нормативную правовую основу программы по учебному предмету «Родной (русский) язык» составляют следующие документы:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании

в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); Федеральный закон от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).

Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

Согласно базисному плану в 1, 2, 3 и 4 классах отводится 0,5 часа в неделю (33 учебные недели в 1 классе, во 2-4 классах 34 учебные недели). Таким образом, учебные часы, предусмотренные программой, полностью реализуются.

На изучение курса «Родной (русский) язык» в каждом классе начальной школы отводится 1ч в неделю в 1 полугодии. Программа рассчитана на 67,5 ч: 1 класс —16,5ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 17ч (34 учебные недели).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.122 с.)