Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебно – методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. /Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» -М.: Вентана – Граф, 2010. Курс литературного чтения помогает ребёнку стать читателем: подводит к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогащает читательский опыт. Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Задачи курса «Литературное чтение»: обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы; научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя); систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым); включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах; формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова; расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Читательское пространство в нашей программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов). Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого, коммуникативно-речевого.
Новизной данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников. Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Ценностные ориентиры содержания. Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.). Результаты освоения курса. Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО: Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 7) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 8) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
9) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 10) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 11) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 12) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 13) определение общей цели и путей ее достижения; 14) умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; 15) осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 16) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 17) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 18) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 19) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет «литературное чтение» должны отражать: 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении; 3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».
Межпредметные связи: с уроками русского языка: составление и запись предложений и мини-текстов (рассказов, сказок) о героях литературных произведений; с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям; с уроками музыки: слушание музыкальных произведений по теме изученных произведений (народные хороводные и колыбельные песни, авторские колыбельные песни); с уроками труда: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка, лего-конструкции к изученным произведениям или разделам). Срок реализации программы – 1 год
Тематическое планирование по литературному чтению
Класс _ 4 ___ Учитель Тищенко Светлана Викторовна
Количество часов на год: всего __ 102 ___; в неделю __3____________ Из них 34 часа индивидуальных по 1 часу в неделю Плановых контрольных работ: 1 четверть ___________________________ 2 четверть ___________________________ 3 четверть ___________________________ 4 четверть __________________________ Административных контрольных работ_________________________
Планирование составлено на основе сборника программ, созданного на основе концепции «Начальная школа 21 века». Руководитель проекта – член – корреспондент РАО профессор Н.Ф. Виноградова. Программа начальной школы «Литературное чтение» Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова. Сборник программ. Москва.: Вентана-Граф, 2009________________________________________________________ /указать документ/
Учебник
«Литературное чтение» 4 класс в 2-х частях, Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова, Вентана-Граф, 2013. _____________________________________________________________ /название, автор, издательство, год издания/
I четверть
Раздел |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения | ||||||||||
план | факт | |||||||||||||
1. |
Басни | Произведения русских баснописцев. И.Крылов «Стрекоза и Муравей» И.Хемницер «Стрекоза» Л.Н.Толстой «Стрекоза и муравьи» Уч. с.32-38, тетр.с.23-25 | 1 | 18.09 индивид. | ||||||||||
9. | Слушание и работа с книгами. И.Хемницер «Друзья». Дополнительное чтение. И.Крылов «Крестьянин в беде» Уч. с.38-39, тетр.с.25-26 | 1 | 19.09. | |||||||||||
10. | А.Измайлов «Кукушка» Дополнительное чтение. А.Измайлов «Лестница» Уч. с.40-41, тетр.с.27 | 1 | 22.09. | |||||||||||
11. | Баснописец И.А.Крылов. «Мартышка и очки», «Квартет» Дополнительное чтение. И.Крылов «Осёл и Соловей». С.Михалков «Слово о Крылове» Уч. с.42-45, тетр.с.28-30 | 1 | 25.09. индивид. | |||||||||||
12. | И.Дмитриев «Муха». Обобщение по разделу «Басни». Уч. с.45-48, тетр.с.31-33 | 1 | 26.09. | |||||||||||
13. |
Произведения В.А.Жуковского | В.Жуковский «Песня», «Ночь», «Воспоминание» Уч. 49-52, тетр.с.33-37 | 1 | 29.09. | ||||||||||
14. | Волшебные сказки в стихах. В.Жуковский «Спящая царевна» Уч. 52-63, тетр.с. | 1 | 2.10. индивид. | |||||||||||
15. | Волшебные сказки в стихах. В.Жуковский «Спящая царевна» Уч. 63-64, тетр.с.38-39 | 1 | 3.10. | |||||||||||
16. | Слушание и работа с книгами В.А.Жуковского. «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче….» Обобщение по теме «Произведения В.Жуковского» Уч. 64, тетр.с.39-41 | 1 | 6.10. | |||||||||||
17. |
Произведения А.С.Пушкина | Повторение изученных произведений А.С.Пушкина. А.Пушкин «Осень» Дополнительное чтение. Г.Волков «Удивительный Александр Сергеевич» Уч. 65-67, тетр.с.42 | 1 | 9.10.индивид. | ||||||||||
18. | А.С.Пушкин «И.И.Пущину», «Зимняя дорога» И.И.Пущин «Записки о Пушкине» Уч. 67-71, тетр.с.43-45 | 1 | 10.10. | |||||||||||
19. | Сказки А.Пушкина.«Сказка о золотом петушке» Из воспоминаний В.И.Даля. Уч. 71, тетр.с.45-47 | 1 | 13.10 | |||||||||||
20. |
Произведения М.Ю.Лермонтова | Стихи М.Ю.Лермонтова. «Москва, Москва!...Люблю тебя как сын…», «Парус» Уч. 72-75, тетр.с.47-48 | 1 | 16.10. индивид. | ||||||||||
21. | Стихи о природе М.Ю.Лермонтова. «Горные вершины», «Утёс» Уч. 75-76, тетр.с.49-52 Компл разноур к/р | 1 | 17.10. | |||||||||||
22. |
Произведения П.П.Ершова | Литературные (авторские) сказки. П.П.Ершов «Конёк-Горбунок» Уч. 77-86, тетр.с.52-54 | 1 | 20.10. | ||||||||||
23. | Литературные (авторские) сказки. П.П.Ершов «Конёк-Горбунок» Уч. 77-86, тетр.с.54-55 | 1 | 23.10. индивид. | |||||||||||
24. | Стихи П.П.Ершова. П.Ершов «Кто он?» Уч. 86-87, тетр.с.56 | 1 | 24.10. |
Отметка о прохождении программы:______________________________________________________
______________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II четверть
№ п/п |
Раздел
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
Произведения В.М.Гаршина
В мире книг
Отметка о прохождении программы:______________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
III четверть
№ п/п |
Раздел
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
Произведения Л.Н.Толстого
Стихи А.А.Блока
Стихи К.Д.Бальмонта
Произведения А.И.Куприна
Стихи И.А.Бунина
Произведения С.Я.Маршака
Пьесы-сказки С.Я.Маршака
«Двенадцать месяцев»
Уч. с.57-85, тетр.с.43-46
5
Отметка о прохождении программы:______________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
IV четверть
№ п/п |
Раздел
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
Стихи Н.А.Заболоцкого
Произведения о детях войны
Дополнительное чтение.
В.П.Катаев «Сын полка» тетр. С. 51-52
2
Дополнительное чтение.
К.Симонов «Сын артиллериста» тетр. с.52-53
2
Стихи Н.М.Рубцова
Произведения С.В.Михалкова
Юмористические произведения
Очерки
Содержание тем учебного курса
4 класс (102 ч)
Круг чтения
Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, пословицы, былины, легенды, сказы. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии, из летописи.
Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательная книга: о природе, о путешествиях, об истории, о научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания.
Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).
Примерная тематика. Художественные произведения о жизни детей-сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве, о путешествиях и приключениях. Научно-познавательные произведения: о растениях и животных, о вещах и предметах, об изобретениях и изобретателях.
Жанровое разнообразие. Расширение знаний в области жанровых особенностей сказок (народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказов, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно-художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам.
Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения («день и ночь — сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа.
Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра земля», «богатырский конь» и т. д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).
Литературная сказка: сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.
Рассказы: художественные, научно-популярные. Особенности художественного рассказа: эмоционально-образное описание героев, интересных случаев из их жизни, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям.
Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма, средства выразительности.
Научно-популярные рассказы. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение.
Очерк — повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.
Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.
Знать/понимать
· названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
Уметь
· различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
· читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
· определять тему и главную мысль произведения;
· пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);
· делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
· составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
· читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
· создавать небольшой устный текст на заданную тему;
· приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
· различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
· приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· самостоятельного чтения книг;
· высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
· самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
· работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Перечень учебно-методического обеспечения.
Учебники:
Л.А. Ефросинина Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана – Граф,2011.
Л.А. Ефросинина Литературное чтение: Уроки слушания: Учебная хрестоматия для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2011.
Рабочие тетради:
Л.А. Ефросинина Литературное чтение: 4 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2012.
Методическое обеспечение:
Л.А. Ефросинина Литературное чтение в 4 классе Методическое пособие. – М.: Вентана –Граф, 2012.
Л.А. Ефросинина ОЦЕНКА ЗНАНИЙ. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. 208с.,416с.
Беседы с учителем: Методика обучения: 4 класс / Под ред. Л.Е. Журовой. - М.: Вентана – Граф, 2005. – 384с.
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана – Граф, 2010. – 176с.
Литературное чтение. 1-4 классы. Электронное учебное пособие. Словарь-справочник «Книгочей», Л.А.Ефросинина.
Список литературы
1. Содержание и структура образовательных программ ОУ, рабочих программ педагогов. Методическое пособие/ Е.В. Губанова – Министерство образования Саратовской области; ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов, 2008. – 84 с.
2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Министерство
образования РФ.
3. Примерные программы для начальной школы. Министерство образования РФ.
4. Программа начальной школы «Литературное чтение» Л.Ф.Ефросинина, М.И. Оморокова:
Вентана-Граф, 2011
5. Сборник программ. Москва.: Вентана-Граф, 2009.
| Поделиться: |
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.145 с.)