Принципы права социального обеспечения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы права социального обеспечения



Принципы права – это основополагающие идеи, руководящие начала, определяющие сущность и направление развития правовых норм в конкретной сфере общественных отношений, которые либо непосредственно закрепляются в правовых нормах, либо прямо следуют из их содержания. Анализ нормативных актов позволяет отнести к отраслевым принципам права социального обеспечения:

– всеобщность социального обеспечения;

– дифференциацию правового регулирования в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;

– гарантированность социального обеспечения при наступлении социальных рисков, установленных законом;

– ориентацию социального обеспечения на достойный уровень жизни.

Всеобщность социального обеспечения устанавливает равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении объективных социально-значимых обстоятельств получать определенные виды социальных выплат или услуг. На равных основаниях с гражданами РФ право на социальное обеспечение имеют постоянно проживающие в России иностранные граждане и лица без гражданства, если международным договором или федеральным законом не предусмотрено иное. Но принцип всеобщности нельзя понимать как безусловное право на выплаты или социальные услуги. Законодательство определяет условия их предоставления. В частности, право на трудовую пенсию по старости возникает только у лиц, достигших пенсионного возраста при наличии установленного страхового стажа.

Принцип всеобщности является базовым и при реализации права на государственную социальную помощь малоимущим лицам. Но при этом во внимание принимается уровень индивидуального дохода или среднедушевого дохода семьи.

Многообразие системы общественных отношений, связанных с оказанием помощи со стороны общества и государства отдельным индивидам объективно требует применять критерий дифференциации условий оказания такой помощи. На это влияют такие факторы, как пол, возраст, условия прошлого труда, состояние здоровья и прочие обстоятельства, во многих случаях приводящие к утрате источника средств существования. Критерии дифференциации не обязательно связаны только с субъектом отношений. Некоторые из них связаны с природно-климатическими условиями, тяжелыми и особо вредными условиями прошлого труда. Другие зависят от физиологических особенностей и состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

К тому же, условия дифференцируются в зависимости от среднедушевого дохода, возраста, состояния здоровья и других факторов.

Важнейшим принципом является гарантированность социального обеспечения со стороны государства. Он выражает идею об обеспечении при наступлении любого из общепризнанных социальных рисков. Новые экономические условия привели к возникновению новых для нашей страны социальных рисков. Одним из них является безработица. Бедность также стала повседневной реальностью. Показатели уровня жизни населения, соотношение между минимальными размерами оплаты труда, пенсий, других социальных выплат и прожиточным минимумом, находятся на социально опасном уровне. Борьба с бедностью является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.

Конституция РФ, провозгласившая Россию социальным государством, закрепила как цель ориентацию социального обеспечения на достойный уровень жизни.

Достойная жизнь предполагает наличие средств, необходимых для удовлетворения не только минимальных физиологических, но и социальных и духовных потребностей личности. Что касается России, то размеры пенсий и пособий остаются низкими. Сегодня не достигают величины прожиточного минимума МРОТ, минимальные размеры пенсий, и многие другие показатели благосостояния населения страны.

Государство пытается стимулировать граждан к повышению собственного благосостояния за счет личного участия в создании финансовой базы пенсионного обеспечения. Эта идея заложена в пенсионное страхование в виде накопительной части трудовой пенсии. Однако нет никаких гарантий, что размер накопленной части пенсии будет достаточным для обеспечения достойной жизни.

 

Понятие и виды стажа

Стаж является юридическим фактом в сложном составе, порождающем возникновение или изменение правоотношений в связи с назначением и выплатой всех видов трудовых пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, а также некоторых других правоотношений в социальном обеспечении.

В законодательстве установлены следующие виды стажа:

а) страховой стаж;

б) общий трудовой стаж (ОТС);

в) специальный страховой (профессиональный) стаж;

г) выслуга лет.

Право на многие виды социального обеспечения прямо зависит от участия гражданина в трудовой деятельности и страховых взносов, т.е. от страхового стажа. Определение страхового стажа содержится в нескольких федеральных законах.

В статье 2 Федерального закона от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указывается: страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд России (ПФР). Кроме того, допускает уплату взносов без занятия какой-либо трудовой деятельностью.

Страховой стаж имеет количественную и качественную характеристики. Продолжительность в годах отражает количественную сторону. Качественная сторона выражается в особенностях производственных условий (вредные, тяжелые и др.), климатических зон и территорий, в которых осуществлялась трудовая деятельность (районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним). С учетом указанных характеристик различается специальный (профессиональный) страховой стаж. Причем специальный стаж является частью общего страхового стажа.

Общий страховой стаж – это общая суммарная продолжительность трудовой и иной деятельности, при выполнении которой уплачивались страховые взносы или ЕСН, а также иных периодов, указанных в законе. Этот вид стажа имеет юридическое значение при определении права на трудовую пенсию, а с 01.01.2007 г. после отмены непрерывного трудового стажа – при исчислении размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. В общий страховой стаж, помимо периодов трудовой деятельности, включаются также периоды, когда гражданин не работал по объективным причинам, признанным государством уважительными (например, в связи с военной службой по призыву, безработицей и др.). Они засчитываются в страховой, если им предшествовали или за ними следовали периоды трудовой деятельности.

Специальный (профессиональный) страховой стаж – это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности на рабочих местах с тяжелыми или вредными условиями труда, в особых природно-климатических или территориях с особым статусом с уплатой страховых взносов. В соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости сохранено для лиц, работавших в течение установленного срока на подземных работах. На работах с вредными условиями труда, в горячих цехах и на других работах. При этом применяются Списки № 1 и № 2 производств, цехов, профессий и должностей, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, а также иные Списки согласно Постановлению Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537. Для приобретения права на досрочную пенсию они должны иметь страховой стаж от 15 до 25 лет. В отношении каждого вида работ применяются свои Списки. В качестве примера можно привести Постановления Правительства РФ от 01.03.1992 г. № 130 «Об утверждении Списка производств и профессий текстильной промышленности, работа в которых дает право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы в производствах и профессиях не менее 20 лет»; «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» от 24.04.1992 г. № 272.

Трудовая пенсия по старости назначается досрочно, если застрахованное лицо проработало на указанных в Списках работах не менее половины требуемого срока по состоянию на 01.01.2003 года. Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей утвержден постановлением СМ СССР от 10.11.1967 г. № 1029, которое действует и сегодня с внесенными в него изменениями.

Общий трудовой стаж (ОТС)

После пенсионной реформы 2001 г. роль общего трудового стажа в социальном обеспечении существенно изменилась. Сегодня ОТС учитывается при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, приобретенных до 01.01.2002 г., т.е. до введения в действие ФЗ от 17.12.2001 г. № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 01.01.2002 г., а также других социально-значимых периодов, установленных законом.

В ОТС входит любая работа по трудовому договору, работа в качестве члена колхоза или другого кооперативного предприятия; иная работа, на которой работник подлежал государственному пенсионному страхованию. Период творческой деятельности членов творческих союзов, а также литераторов и художников, не состоявших в таких союзах, приравнивается к указанной работе.

К иной общественно полезной деятельности, засчитываемой в ОТС, относится служба в Вооруженных Силах РФ и иных воинских формированиях, в органах внутренних дел РФ, внешней разведки, федеральной службы безопасности и другая, приравненная к военной, служба. С 1993 г. военную службу в РФ проходят по призыву и по контракту.

В ОТС включаются периоды временной нетрудоспособности работающих лиц, инвалидности I и II группы вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела. В него включаются периоды нахождения на учете по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и время переезда по направлению службы занятости в другую местность для трудоустройства.

Содержание общего трудового стажа резко сужено по сравнению с ранее действовавшим пенсионным законодательством.

Юридическое значение общего трудового стажа заключается в том, что с учетом его производится конвертация (преобразование) пенсионных прав граждан, приобретенных ими по состоянию на
1 января 2002 г., что влияет на размер страховой части трудовой пенсии. Кроме того, общий трудовой стаж необходим в пенсионном обеспечении за выслугу лет военнослужащих, когда у них выслуга составляет менее 20 лет.

При наличии общего трудового стажа определенной продолжительности и наличии государственных наград возможно получение звания – Ветеран труда» с предоставлением социальных льгот.

Важно отметить, что в отличие от прежнего законодательства закон устанавливает, что продолжительность ОТС определяется только в календарном порядке.

ОТС также принимает во внимание при определении права на пенсию по старости граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф:

– граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС, по достижении возраста 50 лет (муж.) и 45 лет (жен.) при наличии ОТС не менее пяти лет;

– граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС или работами по ликвидации ее последствий, а также занятые на эксплуатации ЧАЭС и работах в зоне отчуждения. Другим гражданам этой категории трудовая пенсия по старости назначается при наличии ОТС не менее пяти лет с уменьшением нормального пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения. В порядке, предусмотренном Законом РФ от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Что касается перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, то он содержится в постановлении Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582.

 

Выслуга лет

Особым видом профессионального стажа являетсявыслуга лет. Она служит юридическим фактом, дающим право на пенсию независимо от возраста либо по достижении установленного законом возраста. Как правило, пенсия за выслугу лет назначается только после прекращения профессиональной деятельности, в связи с которой она назначена.

Круг субъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, довольно широк. В него входят:

– федеральные государственные служащие;

– военнослужащие по контракту;

– профессиональные спасатели;

– лица, работавшие с осужденными в качестве рабочих и служащих в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы;

– лица, осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Условия назначения пенсий федеральным государственным служащим регламентированы ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Военнослужащим по контракту пенсии за выслугу лет назначаются в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Законодательство устанавливает зависимость многих видов социального обеспечения от продолжительности стажа. Отсюда, наиболее сложные вопросы связаны с исчислением стажа. Помимо федеральных законов, они регламентируются многочисленными подзаконными актами, большинство из которых принято
Правительством РФ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.29 (0.024 с.)