Программа проведения инструктажа 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа проведения инструктажа



СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Введение…………………………………………………………………..… 4

Глава 1. Обучение (инструктирование) сотрудников организаций социального обслуживания по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи…………………………………………………….…5

Глава 2. Организация разработки паспорта доступности и плана мероприятий по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объекта и предоставляемых услуг («дорожной карты» объекта)……………10

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Приложение №1. Программа обучения (инструктажа) персонала по вопросам, связанным с организацией и обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг…………………………………………………...…15

Приложение № 2. Журнал учета проведения обучения и инструктажа по вопросам доступности для инвалидов объектов и услуг……………….………36

Приложение № 3. Должностная инструкция ответственного сотрудника за организацию работы по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов, инструктаж персонала……………………………………………….39

Приложение № 4. Приказ о назначении ответственного сотрудника за организацию работы по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов……………………………………………………………………….…42

Приложение № 5. Приказ об утверждении порядка взаимодействия сотрудников организации социального обслуживания при предоставлении услуг инвалиду, а так же оказание ему ситуационной помощи……………….43

Приложение № 6. Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры…………………………………………………………………..44

Приложение № 7. План мероприятий по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объекта и предоставляемых услуг («дорожная карта» объекта)…………………………………………………..…48

ВВЕДЕНИЕ

«Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб» [1]

Владимир Путин

Одной из объективно сложных проблем, с которой приходится сталкиваться людям с инвалидностью при реализации своих прав на социальную защиту является проблема обеспечения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Невозможность самостоятельно перемещаться в современном городском пространстве, неготовность к посещению инвалидами социально значимых учреждений существенно затрудняет жизнь людей с инвалидностью. В соответствии с Конвенцией ООН о правах инвалидов, Конституцией РФ, другими ныне действующими нормативно-правовыми актами, государственными стандартами и техническими регламентами, людям с инвалидностью необходимо обеспечить возможность вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех сферах жизни общества. Для этого нужно принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения как в городских, так и в сельских районах

Данное пособие подготовлено ГБУ РК «Карельский ресурсный центр развития социальных технологий» с целью методической поддержки специалистов, занимающихся практическим решением вопросов доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных граждан в сфере социальной защиты.

ГЛАВА 1. ОБУЧЕНИЕ (ИНСТРУКТИРОВАНИЕ) СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ УСЛУГ И ОБЪЕКТОВ, НА КОТОРЫХ ОНИ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ, ОКАЗАНИЯ ПРИ ЭТОМ НЕОБХОДИМОЙ ПОМОЩИ

Для реализации норм Конвенции о правах инвалидов[2] в РФ был принят ФЗ от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»[3], внесший изменения в 25 федеральных законов. С целью исполнения ФЗ было принято Постановление Правительства РФ от 17.06.2015 № 599 «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности»[4]. Механизм обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, устанавливается федеральными органами исполнительной власти в установленных сферах деятельности, через утверждение отраслевых порядков доступа инвалидов к объектам и услугам. Так, приказом Минтруда России от 30.07.2015 № 527н утвержден порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере социальной защиты населения (в том числе в учреждениях и организациях социального обслуживания), а также оказания им при этом необходимой помощи (далее – порядок)[5]. Порядок вступил в силу 01 января 2016 года. Порядком определены конкретные положения:

-по обеспечению доступности объектов;

-по созданию условий доступности услуг;

-по дополнительным условиям предоставления социальных услуг, в том числе в организациях социального обслуживания.

Ответственность за исполнение этих положений и конкретных требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами, возложена на руководителей органов социальной защиты населения и руководителей организаций социального обслуживания.

В соответствии с федеральным законодательством на региональном уровне Распоряжением Правительства Республики Карелия принят План мероприятий ("дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Республике Карелия[6].

Целью реализации мероприятий «дорожной карты» является повышение уровня беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам в Республике Карелия.

 Для достижения поставленной цели запланировано:

-поэтапное повышение значений показателей доступности предоставляемых инвалидам социальных услуг с учетом имеющихся у них нарушений функций организма, а также по оказанию им помощи в преодолении барьеров, препятствующих пользованию объектами и услугами;

-поэтапное повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов социальной защиты населения, включая оборудование объектов необходимыми приспособлениями.

Процесс организации деятельности по обеспечению доступности услуг и объектов для инвалидов организации социального обслуживания сопровождается разработкой соответствующих локальных актов. Разработка локальных актов осуществляется созданной на основании приказа работодателя рабочей группой или назначенным работником-исполнителем.

В зависимости от назначения локального акта такое задание может поручаться кадровому работнику (например, положение по обеспечению условий доступности объектов и предоставляемых услуг), специалисту по охране труда (журнал учета проведения инструктажа), руководителям структурных подразделений (разработка должностных инструкций) и т. д.

Локальными актами учреждения по обеспечению доступности услуг и объектов являются:

1. Утвержденная программа обучения (инструктирования) сотрудников организации социального обслуживания по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи (приложение 1);

2. Журнал учета проведения инструктирования сотрудников организации по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи (приложение 2);

3. Должностные инструкции сотрудников учреждения, предусматривающие обеспечение условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг, а также оказание им при этом необходимой помощи (приложение 3).

Помимо локальных актов с целью распределения полномочий, возложения обязанностей, определения круга ответственных лиц, осуществления контроля руководителем организации социального обслуживания принимаются распорядительные документы:

1. Приказ о назначении ответственных сотрудников за организацию и проведение работы в организации социального обслуживания по обеспечению доступности услуг и объектов для инвалидов (приложение 4);

2. Приказ об утверждении порядка взаимодействия сотрудников организации социального обслуживания при предоставлении услуг инвалиду, а также оказания ему ситуационной помощи (приложение 6).

Обеспечение доступности для инвалидов услуг и объектов в организациях социального обслуживания невозможно без осуществления обучения или инструктирования сотрудников по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Все сотрудники организации социального обслуживания, включая специалистов, оказывающих услуги, а также вспомогательный персонал, инженерно-технических работников и рабочих, должны пройти инструктирование по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи. Допуск к работе вновь принятых сотрудников организации социального обслуживания осуществляется после прохождения первичного инструктажа и внесения сведений об этом в «Журнал учета проведения инструктирования сотрудников организации по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи». Повторное инструктирование проводится по плану работы учреждения в установленные сроки с учетом последовательности рассматриваемых вопросов, предлагаемых для обучения (инструктирования) сотрудников. Рекомендуемая периодичность проведения повторного инструктирования сотрудников организации социального обслуживания по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов услуг и объектов 1 раз в 6 месяцев. Внеплановое инструктирование проводится в случае нарушения / неисполнения сотрудниками обязанностей по оказанию необходимой помощи инвалидам, приобретению новых технических средств обеспечения доступности, введению новых услуг, новых форм обслуживания, новых объектов, принятию новых документов либо внесений существенных изменений в действующие нормативные правовые акты.

В приложении № 1 приведена примерная программа обучения (инструктирования) сотрудников учреждения по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи. В зависимости от задач, формы и вида инструктирования определяется его тематика.

Помимо инструктирования руководитель организации социального обслуживания может организовать обучение сотрудников по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи. Обучение (инструктирование) сотрудников может быть организовано с использованием различных форм (на курсах повышения квалификации, семинарах и др.): с отрывом от производства, с частичным отрывом от производства, без отрыва от производства, с применением дистанционных технологий.

Наименее затратной формой является обучение (инструктирование) работников без отрыва от производства, т. е. на рабочем месте. При обучении (инструктировании) сотрудников на рабочем месте возможно использование как групповой, так и индивидуальной форм обучения (инструктирования). Предлагаемая примерная программа обучения (инструктирования) сотрудников организации социального обслуживания по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи (далее –примерная программа) определяет организацию и порядок обучения (инструктирования) сотрудников организаций социального обслуживания независимо от их организационно-правовых форм. В ней определены требования к уровню знаний и умений сотрудников организаций, прошедших обучение (инструктирование), дан перечень тем занятий и раскрыто их содержание, а также указано количество часов, рекомендуемое для изучения каждой темы.

Теоретический материал можно предложить сотрудникам организации для самостоятельного изучения, либо организовать проведение занятий. Особое внимание следует уделить проведению практических занятий, направленных на формирование умений и навыков оказания необходимой инвалидам помощи. Ответственность за организацию обучения (инструктирования) сотрудников организаций возлагается на руководителей организаций социального обслуживания.

Руководитель при разработке программы обучения (инструктирования) может с учетом местных условий, специфики деятельности организации, особенностей и степени подготовленности обучаемых, а также других факторов корректировать расчет времени, отводимого на изучение отдельных тем учебно-тематического плана примерной программы, их содержание, а также определять форму проведения занятий. Для организации обучения (инструктирования)приказом учреждения определяется специалист, ответственный за проведение обучения (инструктирования), сроки проведения обучения, утверждается тематика, создаются группы. Руководитель организации социального обслуживания определяет принцип формирования групп:

-по структурным подразделениям;

-по должностям работников;

-на основании уровня подготовленности слушателей и пр.

Обязанности по обучению (инструктированию) работников организации социального обслуживания целесообразно возложить на специалистов организационно-методического отделения. Важно привлекать к проведению обучения (инструктирования) специалистов, прошедших повышение квалификации по данной тематике, и специалистов других структурных подразделений. В частности, тема «Требования законодательства, нормативных правовых документов по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг» может быть раскрыта юрисконсультом учреждения; «Правила и порядок эвакуации граждан на объекте организации, в том числе маломобильных, в экстренных случаях и чрезвычайных ситуациях» – специалистом по охране труда.

Для работников структурных подразделений, осуществляющих функции обслуживания организации (учреждения), можно провести инструктирование о порядке взаимодействия сотрудников организации социального обслуживания при предоставлении услуг инвалиду; о правилах и порядке эвакуации граждан, в том числе инвалидов и других МГН, на объекте организации в экстренных случаях и чрезвычайных ситуациях

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ ПАСПОРТА ДОСТУПНОСТИ И ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОЭТАПНОМУ ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ДОСТУПНОСТИДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТА И ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ («ДОРОЖНОЙ КАРТЫ» ОБЪЕКТА)

Согласно отраслевым порядкам обеспечения доступности объектов и услуг, формирование паспорта доступности объекта и предоставляемых на нем услуг, а также разработка управленческих решений по повышению соответствующих показателей доступности осуществляется органами власти всех уровней и организациями различных отраслей (как государственными, так и негосударственными), расположенными на объекте и предоставляющими на нем услуги населению. Для проведения обследования и паспортизации приказом руководителя органа власти или организации, предоставляющей услуги, создается комиссия по проведению обследования и паспортизации объекта и предоставляемых на нем услуг (далее - Комиссия), утверждается ее состав, план-график проведения обследования и паспортизации, а также организуется работа Комиссии. Состав Комиссии формируется на усмотрение руководителя организации (учреждения), исходя из имеющихся возможностей и конкретных задач, с учетом масштабности объекта, спектра предоставляемых услуг, объема, структуры и штатного расписания организации, т.е. имеющихся компетентных должностных лиц, ответственных за решение соответствующего спектра задач. Предположительно, возглавить работу Комиссии должен специалист, ответственный за организацию работы учреждения по созданию условий доступности объекта и услуг для инвалидов. Это может быть заместитель руководителя организации (учреждения) по общим вопросам, или по предметной деятельности (ответственный за технологию и порядок оказания услуг в организации), или по административно-хозяйственной работе. С учетом того, что в современных условиях на действующих объектах вопросы доступности решаются преимущественно путем организации доступности услуг, наиболее оправданным было бы возложить обязанности руководства Комиссией на должностное лицо, ответственное за предметную деятельность – за организацию предоставления услуг. В отсутствие указанных должностей в организации руководителем определяется иное ответственное лицо, либо возлагается такая ответственность на руководителя.

В состав Комиссии могут быть включены руководители структурных подразделений и ответственные лица за обеспечение доступности объектов и услуг на различных объектах организации (учреждения) – при их наличии. Также в состав Комиссии могут быть включены представители инженерно-технических служб организации (учреждения), отвечающие за ремонт, материально-техническое обеспечение, технику безопасности.

Рядом отраслевых порядков предложено пригласить в состав Комиссии представителя собственника объекта (арендодателя) для согласования возможных архитектурно - планировочных решений на объекте, особенно если такое согласование предусмотрено в документах, определяющих право пользования объектом. Отраслевыми порядками также предложено включить в состав Комиссии (по согласованию) представителей общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, где расположен объект, на котором планируется проведение обследования и паспортизации. Федеральным законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов»[7] (ст.15) предусмотрено согласование «с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения...», мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги (услуг), когда объект невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов (до его реконструкции или капитального ремонта). Участие полномочного представителя одного из общественных объединений инвалидов, с точки зрения закона, целесообразно именно в таком случае –когда необходимо согласовать обоснованное решение об обеспечении доступа инвалидам к услуге (услугам) на объекте. С практической точки зрения, такое участие возможно в случае реализованного в субъекте Российской Федерации согласованного с общественными объединениями инвалидов решения об определении их полномочных представителей, с установленным перечнем таких представителей, имеющих достаточный уровень компетенции по вопросам доступности (с учетом потребностей различных категорий инвалидов). При этом, известно, что технически не всегда представляется возможным в ряде регионов (особенно в отдаленных муниципальных образованиях, в сельских поселениях) найти хотя бы одного представителя общественного объединения инвалидов. В таких случаях может быть предложен опыт заочного или дистанционного согласования решений (по документам, по скайпу и проч.).

При составлении графика работы Комиссии следует учитывать количество объектов, занимаемых организацией (учреждением), их масштаб, количество профильных структурных подразделений организации, перечень и спектр оказываемых услуг, а также опыт работников (членов Комиссии) в проведении обследований и паспортизации, в вынесении и реализации управленческих решений, направленных на обеспечение доступности объектов и услуг. Также в графике следует отразить этапы работы, например:

-подготовка к обследованию (в т.ч. подготовка документов: плана участка, поэтажного плана здания или его части, плана эвакуации –для определения маршрута движения маломобильных граждан);

-комиссионное обследование (выявление барьеров для маломобильных граждан на определенном маршруте;

-при необходимости, выполнение замеров);

-оформление Паспорта доступности (Приложение № 5), с отражением в нем результатов обследования, с оценкой доступности объекта и услуг;

-разработка и согласование управленческих решений;

-формирование Плана мероприятий по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объекта и предоставляемых услуг («дорожной карты» объекта) (Приложение №6);

-утверждение Паспорта доступности руководителем организации и размещение информации о результатах паспортизации на сайте организации, иных информационных ресурсах;

-представление (в 10-дневный срок с момента утверждения руководителем организации) Паспорта доступности (или копии его) в орган власти по подведомственности.

Важно отметить, что Паспорт доступности и План мероприятий («дорожная карта» объекта) разрабатываются каждой организацией (учреждением), предоставляющей услуги населению, на занимаемый ею объект (здание или часть здания, или отдельные помещения), независимо от условий пользования этим объектом. Решение о состоянии доступности объекта и услуг осуществляется на общих основаниях, а формирование Плана мероприятий и его реализация осуществляются с учетом условий пользования объектом (права собственности, аренды, иное) – при необходимости, путем обращения к собственнику (арендодателю) за решением вопроса о доступности объекта, либо в Плане указывается, что выполнение этих работ проводится по согласованию с собственником (арендодателем). В любом случае, ответственность за обеспечение доступности услуг лежит на руководителе организации (учреждения), расположенной на объекте. При этом, согласно положениям статьи 15 Федерального закона №181-ФЗ (в редакции Федерального закона №419-ФЗ), руководителем учреждения организуются мероприятия по обеспечению доступа инвалидам к услуге (услугам) на объекте, либо, когда это возможно, обеспечивается предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме. Также руководитель организации (учреждения) отвечает за обеспечение инструктирования или обучения персонала организации (учреждения) навыкам взаимодействия с инвалидами и оказания им необходимой помощи, в том числе сопровождения на объекте.

Непосредственная организация этой работы возлагается руководителем на должностное лицо – специалиста, ответственного за обеспечение доступности объекта и услуг в организации (учреждении). Важно подчеркнуть, что План мероприятий («дорожная карта» объекта) формируется с учетом конкретной ситуации в организации (учреждении), но в соответствии с требованиями Федерального закона №419-ФЗ и отраслевого порядка - по принадлежности организации (учреждения).

Должностное лицо – специалист, ответственный за обеспечение доступности объекта и услуг в организации (учреждении) организует исполнение Плана мероприятий («дорожной карты» объекта), осуществляет контроль его исполнения ответственными лицами за конкретные мероприятия Плана. Мероприятия «дорожной карты» объекта учитываются:

-в планах развития организации (учреждения);

-в графиках оснащения объекта и закупки нового оборудования;

-в заданиях на проектирование;

-в технических заданиях на разработку проектно-сметной документации на строительство;

-при составлении смет капитального и текущего ремонта, реконструкции, (модернизации) объекта.

В реализации Плана мероприятий («дорожной карты» объекта) предусмотрены этапы и соответствующие им виды работ.

Первый этап – неотложные мероприятия:

-обеспечение доступа к месту предоставления услуги на объекте путем оказания работниками организации помощи инвалидам (с организацией обучения персонала оказанию помощи);

-организация предоставления услуг инвалидам по месту жительства (на дому или в ином месте пребывания инвалида);

-организация предоставления услуг инвалидам дистанционно.

Второй этап – отложенные мероприятия: создание условий индивидуальной мобильности для самостоятельного передвижения инвалидов по объекту, в том числе к местам предоставления услуг (по варианту «А» /«Б»), а для этого планируются:

-приобретение технических средств адаптации (и информации);

-ремонтные работы на объекте (на участке, на входе в здание, на путях движения в здании, в местах целевого назначения, в санитарно-гигиенических помещениях, по системе информации и связи).

Третий этап – итоговые мероприятия: создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту и предоставляемым на нем услугам (по варианту «А» / «Б») путем:

-разработки проектно-сметной документации (для строительства / реконструкции / капитального ремонта объекта);

-осуществления строительства / реконструкции / капитального ремонта.

Сроки исполнения указанных этапов устанавливаются исходя из конкретной ситуации в регионе, на объекте (с учетом реальных организационных, технических, финансовых возможностей). По результатам исполнения этапов работ, а также по итогам исполнения Плана мероприятий («дорожной карты» объекта) в целом могут быть назначены контрольные обследования объекта и внесение изменений в Паспорт доступности и на информационные ресурсы с учетом реализованных решений: на сайт организации, на карту доступности и иные.

 

 

Приложение № 1

Приложение № 1

к приказу № __________ от 00.00.2019 г.

              

                  

ПРОГРАММА


обучения (инструктажа) персонала по вопросам, связанным с организацией и обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг

 

 

«Наименование учреждения»

 

Петрозаводск

2019

Программа обучения (инструктажа) персонала по вопросам, связанным с организацией и обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг работников «Наименование учреждения»

 

Общие сведения

1.1. Все сотрудники «Наименование учреждения» работающие с инвалидами, включая специалистов, оказывающих услуги, а также вспомогательный персонал - должны пройти обучение (инструктаж) по вопросам, связанным с организацией и обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг, в том числе по решению этих вопросов в «Наименование учреждения». Инструктаж по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и оказания при этом необходимой помощи проводят со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, студентами, прибывшими на практику, а также с обучающимися.

1.2. Инструктаж проводит сотрудник, на которого приказом директора возложена обязанность по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и оказания при этом необходимой помощи.

1.3. Задачи обучения (инструктажа) для персонала при его различных видах и формах:

Виды инструктажа

Форма проведения инструктажа

  Индивидуально Коллективно (в малых группах или для всего коллектива)
Первичный - при приеме на работу (теоретически и практически - в виде тренинга на рабочем месте); - при введении новых обязанностей в должностную инструкцию сотрудника - для общего информирования о порядке работы по обеспечению доступности объекта и предоставляемых услуг;  - об ответственных лицах;  - о задачах по оказанию помощи и о взаимодействии с МГН
Повторный / внеплановый для развития навыков работы с МГН; - при приобретении нового технического (вспомогательного) средства, оборудования, используемого для оказания помощи МГН; - в случае выявления нарушения требований и обязанностей сотрудниками - при оказании помощи для развития и совершенствования знаний по вопросам доступности объектов и услуг; - для обсуждения нарушений требований доступности, выявленных в ходе контрольных мероприятий (для их устранения и недопущения впредь); - при вступлении в силу новых документов, при принятии новых инструкций, правил и др.; - при введении новых услуг; - при организации обслуживания в новых формах, на новых объектах

 

1.3.1. Допуск к работе вновь принятых сотрудников учреждения осуществляется после прохождения первичного инструктажа и внесения сведений об этом в «Журнал учета проведения инструктажа персонала по вопросам доступности».

1.3.2. Повторный инструктаж проводится по плану работы «Наименование учреждения», в установленные сроки, но не реже одного раза в год с учетом последовательности рассматриваемых вопросов, предлагаемых для обучения (инструктажа) персонала. В зависимости от задач, формы и вида инструктажа определяется его тематика - выбираются темы (вопросы) из предложенного перечня.

1.3.3. Внеплановый инструктаж может проводиться по решению руководителя «Наименование учреждения» с целью изучения новых документов, инструкций, правил, порядка предоставления новых услуг, новых форм обслуживания, новых помещений.

1.4. Инструктаж предназначен для обучения, инструктирования работников учреждения по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи, в связи с принятием Федерального закона от 1 декабря 2014г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».

1.5. Продолжительность инструктажа не более 45 минут.

1.6. О проведении инструктажа делают запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

1.7. Инструктаж с сотрудниками проводится в устной форме, о чем ответственный за инструктаж делает соответствующую запись в журнале.

Содержание категорий жизнедеятельности человека

 

Категории жизнедеятельности Содержание категории жизнедеятельности
Способность к самообслуживанию Способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены
Способность к самостоятельному передвижению Способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом
Способность к ориентации Способность к адекватному восприятию личности и окружающей обстановки, оценке ситуации, к определению времени и места нахождения
Способность к общению Способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки, хранения, воспроизведения и передачи информации
Способность контролировать свое поведение Способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм
Способность к обучению Способность к целенаправленному процессу организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера), развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни
Способность к трудовой деятельности Способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы

 

Наряду с термином «инвалид» в нормативных актах и специальной литературе используется термин «маломобильные группы населения» (МГН), который определяется как «люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п.». Таким образом, МГН – это более широкая категория людей, включающая в себя инвалидов.

2. Систематизация форм инвалидности для решения вопросов доступности.

Для решения вопросов создания доступной среды жизнедеятельности на объектах социальной инфраструктуры разработана классификация форм инвалидности, которую условно можно обозначить «пентада косгу» (таблица № 2)

 

Таблица 2

 

Инструкция № 1

Инструкция 2

Правила этикета при общении с инвалидами, испытывающими трудности при передвижении:

 

ü Помните, что инвалидная коляска — неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения. Начать катить коляску без согласия инвалида — то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.

ü Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом.

ü Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.

ü Если вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.

ü Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их можно устранить.

ü Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.

ü Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.

ü Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек имел возможность принимать решения заранее.

ü Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.

ü Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской — это трагедия. Это способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения. Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.

Инструкция 3

Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушение зрения или незрячими:

ü Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.

ü Опишите кратко, где вы находитесь. П



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.188.36 (0.012 с.)