Характеристика бюджетной системы Российской Федерации. Принципы ее построения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика бюджетной системы Российской Федерации. Принципы ее построения.



Бюджетная система Российской Федерации состоит, из бюджетов трех уровней и включает в себя: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, а также местные бюджеты. Как всякое системное образование бюджетная система представляет собой совокупность не просто составляющих ее самостоятельных, независимых друг от друга элементов, а совокупность взаимодействующих между собой взаимосвязанных, взаимообусловленных институтов, функционирующих в соответствии с едиными принципами для достижения общих целей и задач. Достижение сбалансированности бюджета в целом возможно только в результате повседневной деятельности государственных органов, называемой бюджетным регулированием, направленным на перераспределение доходов и расходов между бюджетами всех уровней. Возникающие при этом общественные отношения являются межбюджетными отношениями. Характеристике и анализу названных отношений посвящена глава 16 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которой отмечается, что межбюджетные отношения - это отношений между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Названные отношения основываются на таких принципах, как:

1) распределение и закрепление расходов по определенным уровням бюджетной системы;

2) разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы;

3) равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенство бюджетных прав муниципальных образовании;

4) выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

5) равенство бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.

В целях достижения сбалансированности бюджетов отдельные виды расходов и доходов могут передаваться из одного уровня бюджета другому. Так, отдельные виды расходов передаются из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации путем включения соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на конкретный год и в Бюджетный кодекс РФ.

Доходы и расходы бюджетов.

В соответствии с бюджетной классификацией бюджеты всех уровней могут наполняться за счет:

налоговых доходов;

неналоговых доходов;

безвозмездных перечислений;

доходов целевых бюджетных фондов;

доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

Налоговые доходы включают в себя:

- налоги на прибыль:  налог на прибыль организаций;  налог доходы физических лиц;  налог на игорный бизнес;  единый социальный налог;  страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд.

- налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы:  НДС;  акцизы;  лицензионные и регистрационные сборы;  налог на покупку иностранной валюты;  налог с продаж

- налоги на совокупный доход: единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

- налоги на имущество:  налог на имущество физических лиц;  налог на имущество предприятий;  налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;  налог на операции с ценными бумагами

- платежи за пользование природными ресурсами:  платежи за пользование недрами  платежи за пользование континентальным шельфом РФ  налог на добычу полезных ископаемых  платежи за пользование лесным фондом  плата за пользование водными объектами  земельный налог  и др.

- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции:  таможенные пошлины

- другие

Неналоговые доходы

Неналоговые доходы, равно как и налоговые устанавливаются органами представительной власти РФ и субъектов РФ. Перечень неналоговых доходов един для бюджетов всех уровней и устанавливается законом о бюджетной классификации. Виды неналоговых доходов определяются Бюджетным кодексом РФ.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, к неналоговым доходам относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации и др.)

доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (кроме ссуд и бюджетных кредитов)

иные неналоговые доходы

По своему экономическому содержанию расходы бюджета делятся на текущие и капитальные. Рассмотрим более подробно некоторые их виды: закупки товаров и услуг и социальные трансферты, которые относятся к текущим расходам; а также бюджетные инвестиции и кредиты, которые являются капитальными расходами.

I. Текущие расходы

Государственные закупки

Социальные трансферты

Трансферты направляются на поддержку тех слоев населения, которые оказываются исключенным из рыночного процесса распределения доходов и не могут самостоятельно обеспечить себе достойный образ жизни. Речь идет о полностью или частично нетрудоспособных гражданах (инвалидах, пенсионерах), а также иных социально-незащищенных категориях населения. Помимо этого, целью трансфертов может быть поддержка тех, кто имеет особые заслуги перед обществом (ветераны войн, ликвидаторы последствий чрезвычайных ситуаций, люди, отмеченные за особые трудовые достижения), и поощрение общественно-желательного поведения (например, стимулирование рождаемости).

Финансирование производителей. Государство может предоставлять субсидии или льготы

II. Капитальные расходы

Бюджетные инвестиции

Целью бюджетных инвестиций является создание мощностей по производству общественных благ (учреждений образования, здравоохранения, оборонных предприятий и др.). Как правило, они направляются в государственный сектор. Инвестиции целесообразно учитывать в составе целевых программ, перечень которых утверждается законодательно.

Бюджетные кредиты

Бюджетные кредиты могут быть использованы для финансирования не только государственных предприятий и учреждений, но и негосударственных субъектов экономики. Особенностью данной формы государственных расходов возмездность: кредиты предоставляются на возвратной основе, и на них начисляются проценты как плата за пользование кредитом.

В отличие от других видов кредитов, бюджетные кредиты не просто являются долговыми операциями, они содержат в себе элемент государственных расходов. Государство не конкурирует с коммерческими банками в сфере кредитования. Действуя в интересах общества в целом, оно ориентируется не на прибыль, а на социально-экономические и политические результаты. Именно поэтому бюджетные кредиты обычно носят льготный характер. Они могут предоставляться для решения таких социальных задач, как расширение занятости, сокращение безработицы, решение жилищной проблемы. Эти цели преследует, например, льготное кредитование малого бизнеса, сельского хозяйства, ипотечное кредитование и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.006 с.)