Понятие сбалансированности бюджетов. Профицит бюджета. Дефицит бюджета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие сбалансированности бюджетов. Профицит бюджета. Дефицит бюджета.



Под бюджетным дефицитом понимается превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Обратное явление - профицит бюджета - означает превышение доходов бюджета над расходами. Существует также понятие "первичный профицит", которое означает превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга.

Наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление. Это не всегда так. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.

Сокращать бюджетный дефицит достаточно сложно в силу ряда причин. Объем обязательств по осуществлению расходов, которые принимает на себя государство, очень велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы влиятельных структур. Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить же новые источники пополнения доходной части бюджета гораздо сложнее: рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует большему уклонению от налогообложения; приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом.

22. Бюджетный процесс: содержание и участники.

Бюджетный процесс, осуществляемый на всех уровнях бюджетной системы, включает в себя этапы составления проекта бюджета, рассмотрения и утверждения его органом законодательной (представительной) власти, исполнения бюджета.

Подготовке проекта бюджета предшествует анализ итогов экономического развития за прошедший год, составление прогноза основных социально-экономических параметров, планирование институциональных изменений в следующем бюджетном году. Основными параметрами прогноза социально-экономического развития являются: инфляция, ВВП, инвестиции, экспорт, импорт, доходы населения, расходы и доходы бюджета.

Традиционным методом является постатейное бюджетирование, когда в соответствии с утвержденной бюджетной классификацией ведомства детально обосновывают статьи расходов. При использовании данного метода основной акцент делается на анализе затрат и целевом использовании средств. Бюджетополучатели составляют сметы своих планируемых расходов, которые анализируются и корректируются распорядителями бюджетных средств, а затем передаются на согласование в правительство. В случае, если общая сумма сметных заявок превышает величину запланированных бюджетных доходов, то выявляются приоритетные затраты, а по остальным проводится сокращение расходов. Серьезный минус этого метода бюджетирования заключается в том, что не анализируется эффективность, а следовательно необходимость финансирования того или иного ведомства в целом.

Более прогрессивными, по сравнению с постатейным, считаются методы программно-целевого (или ориентированного на результат) бюджетирования. Их суть заключается в том, что при бюджетном планировании увязываются расходы и отдача от них, экономическая и социальная эффективность деятельности того или иного бюджетополучателя. Метод появился в конце сороковых годов прошлого века в США. Вехами его развития были планово-программное бюджетирование, управление по целям, нулевое бюджетирование.

Планово-программное бюджетирование

В соответствии с условиями этого метода для составления заявки на финансирование каждое министерство или ведомство должно было сформулировать долгосрочные цели своей деятельности, согласованные с целями общегосударственной политики, представить варианты достижения поставленных целей, и в соответствии с ними в бюджетной заявке представить различные варианты финансирования.

Управление по целям стало следующим шагом в развитии программно-целевого бюджетирования. Как и в предыдущем методе, результат деятельности ведомств здесь определялся показателями объема предоставляемых услуг. Основное же отличие заключалось в том, что была сделана попытка оценить социальную значимость результатов деятельности бюджетополучателей. Основной недостаток данного метода – сложность разработки системы показателей социальной и экономической эффективности государственных расходов.

Нулевое бюджетирование

Суть данного метода заключается в том, что министерства и ведомства при планировании расходов и составлении бюджетных заявок должны были определять цели, которые могут быть достигнуты при разных уровнях расходов. Для каждой цели министерства должны были предлагать различные программы ее достижения, причем затраты хотя бы по одной из них должны были быть ниже, чем текущие. Нулевое бюджетирование предполагает, что ведомства составляют свои проекты бюджета с “чистого листа” без учета плановых и фактических показателей прошлых периодов, что влечет за собой устранение излишних затрат, переходящих из периода в период.

Длительный опыт составления бюджетов ведомств на основе метода программно-целевого бюджетирования накоплен в таких странах как США, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия. Несмотря на сложности, связанные с внедрением метода в бюджетный процесс, он обладает рядом существенных преимуществ по сравнению с традиционным способом постатейной калькуляции затрат2.

Программно-целевое бюджетирование учитывает последствия принимаемых решений, позволяет сравнивать разные способы достижения поставленных целей, производить выбор оптимальных решений с учетом возможности реализации разных сценариев развития. Тем самым, использование этого метода повышает обоснованность принимаемых решений и позволяет лучше контролировать и их выполнение.

Кроме того, при составлении бюджетов ведомств таким способом чиновники фактически превращаются в менеджеров, имеющих большую свободу в выборе средств достижения поставленных перед ними программ, в частности, они получают право перераспределять средства между различными статьями расходов в рамках выделенных им смет. Имея полное и четкое описание поставленных задач, руководители программ вправе самостоятельно принимать решения по выбору оптимального способа их решения в рамках отведенных для этого средств. При этом их ответственность за конечный результат усиливается и принимает конкретный характер.

Наконец, в бюджете, спроектированном таким способом, четко прослеживается взаимосвязь между политическими целями правительства и политикой государственных расходов.

В России бюджеты ведомств составляются на основе метода постатейного распределения бюджетных средств, что обусловлено Бюджетным кодексом. Однако в долгосрочной перспективе такой подход может привести к финансированию избыточных структур, предоставлению услуг, которые не отвечают потребностям общества по качеству, времени или месту предоставления и к снижению общей эффективности расходов, с одной стороны и к недофинансированию производства товаров и услуг, необходимых обществу.

В соответствии с Бюджетным кодексом, все работы по согласованию бюджетных проектировок, а также разработке сопутствующих проекту бюджета документов должны быть завершены до 15 июля года, предшествующего финансовому. После чего в течение месяца Правительство рассматривает все документы и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.

Что касается субъектов РФ и муниципальных образований, то согласно Бюджетному кодексу, установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета находится в компетенции органов власти субъекта РФ или муниципального образования соответственно. Таким образом, порядок составления проекта бюджета в пределах общих принципов варьируется в регионах и муниципальных образованиях. Бюджетный процесс в регионах может регулироваться уставом, конституцией, законом субъекта РФ. В общих чертах этап составления бюджетов на уровне регионов схож с процессами, происходящими на федеральном уровне. Анализируются итоги финансово-хозяйственной деятельности за предыдущий год и социально-экономическая ситуация в регионе. Далее разрабатывается прогноз и план социально-экономического развития территории, перечень целевых программ, программа развития государственной или муниципальной собственности на очередной финансовый год. На основании бюджетного послания, информации, полученной с вышестоящих и нижестоящих уровней бюджетной системы, касающейся межбюджетных отношений, орган исполнительной власти составляет проект бюджета.

Подготовленный проект бюджета вносится органом исполнительной власти или местного самоуправления на рассмотрение законодательного (представительного органа).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.009 с.)