После проведения формирующего эксперимента хорошие результаты показали учащиеся при обследовании переключаемости произвольного внимания. Если до проведения эксперимента на высоком уровне развития переключаемости не было ни одного ученика, то после эксперимента – 20%- четверо учащихся имеют высокий уровень переключаемости, 75% - средний и только 5% (1учащийся)- низкий.
При обследовании объёма внимания выявлено, что после эксперимента, 20%- четверо учащихся имеют высокий уровень объёма внимания, 65% -(13чел.) средний, 15% - низкий, и ни одного ученика – очень низкий.
Исследуя уровень развития произвольного внимания можно отметить: 25% учащихся имеют высокий уровень развития, 60% - средний уровень и 15%- низкий.
Сравнивая результаты, полученные до проведения формирующего эксперимента и после него, можно сделать вывод, что введение в систему уроков и внеурочной деятельности игр и упражнений на развитие внимания способствует развитию всех свойств внимания.
Заключение.
В ходе исследования была изучена психолого-педагогическая литература: изучены основные свойства внимания, сущность и особенности произвольного внимания у младших школьников, условия и методы его развития, подобраны и включены в систему уроков и внеурочной деятельности игры на внимание. Была проведена диагностика внимания у младших школьников.
Были выявлены следующие виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Можно отметить следующие свойства внимания: объём, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение, переключение, колебания. Были изучены следующие виды нарушений внимания у младших школьников: отвлекаемость (внутренняя и внешняя), рассеянность (мнимая и подлинная), инертность. Были диагностированы следующие свойства внимания: переключаемость произвольного внимания, объём внимания, уровень развития произвольного внимания. Были использованы методики диагностики:» Запомни и расставь точки»,» «Треугольники 1» и»Треугольники 2».
|
Вся проделанная работа позволяет сделать следующие основные выводы:
1. младшие школьники еще не могут самостоятельно развивать произвольное внимание, им необходима помощь взрослых;
2. помощь взрослых должна быть целенаправленной и включать в себя разнообразные формы и методы, в том числе и игры;
3. благоприятную почву для этого создает наличие программы, разработанной на основе наблюдений за детьми и проведенных экспресс-диагностик;
4. ведя наблюдения за детьми, можно получить точную картину возможностейкаждого, и это сделает работу по развитию детей более эффективной.
Коррекционная работа по развитию произвольного внимания младших школьников эффективн а лишь в случае, если используется значительный спектр методов: наблюдение, психологический эксперимент, изучение опыта, анализ документации, изучение детских работ, изучение литературных источников. Каждый из указанных методов обретает действенность в совмещении с другими, так как их использование носит комплексный характер.
Сравнивая результаты диагностики, можно сделать вывод, что после проведения игр и упражнений на развитие произвольного внимания, уровень развития основных свойств внимания значительно увеличился.
Завершая исследование можно с уверенностью сказать, что наша гипотеза полностью подтвердилась. Введение в систему уроков и внеурочной деятельности упражнений и игр на внимание, способствует его развитию, что в свою очередь приводит к повышению качества знаний.
Список литературы
|
1.Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. - М.: Академия, 1999. 2. Волкова Т. Н. Развитие памяти и внимания. - М., 2006
3.Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию. - М.1976.
4.Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
5. Гальперин П. Я. К проблеме воспитания // Хрестоматия по вниманию. - М.1975
6. Гамезо М.В., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М. 1999.
7.Горбач М.С. Психологические основы воспитания внимания. – М.: Просвещение, 1992. – 233 с.
8. Джеймс У. Научные основы психологии. - Мн. 2003.
9. Добрынин Н. Ф. О новых исследованиях внимания// Вопросы психологии. - М. 1973.
10. Завьялова Т.Л., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий
11.Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология: учебник. - М. 2007.
12. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб. 2008.
13.Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология. - М. 1984.
14. Мокрищева С.В. Особенности внимания детей младшего школьного возраста.
15. Мухина В.С. Возрастная психология. - М. 2000.
16.Никольская И.М., Грановская Р.М. Развитие внимания, памяти и воображения у детей младшего школьного возраста.
17. Обухова Л.С. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М. 1995.
18. Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию. - М. 1976.
19.Рождественская Е.А., Рощина Н.А. Возрастная психология. - Томск. 2001.
20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб. 2008.
21. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология. Том 2. - М. 1954.
22. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Том 6. - М. 1949.
23. Филатов Ф.Р. Основы психологии: учебное пособие. - М. 2007.
Приложение
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.111.1 (0.01 с.)