Методы организации исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы организации исследования



Психодиагностика свойств внимания испытуемых должна быть направлена как на детальное изучение развития природных или непроизвольных познавательных процессов, так и на своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций. Нам уже известно, что в младшем школьном возрасте центром психологического развития ребёнка становится формирование произвольности; развиваются произвольная память, внимание, мышление. На протяжении всего младшего школьного возраста ребёнок учится управлять своим поведением, в том числе и вниманием. Происходит это медленно и постепенно.

Зачастую произвольность внимания развивается стихийно, причём ребёнок нередко приспосабливается к условиям учёбы. Выбор метода обследования уровня развития внимания - один из наиболее сложных этапов диагностико- коррекционной работы.

В психологии существуют два основных подхода к диагностике индивидуальных особенностей: количественный, основанный на идее повторяемости, возможности измерения, выявления статических закономерностей, и качественный, ориентирующийся на индивида, основанный на предпосылке и множественной детерминации психологических явлений и многозначности каждого получаемого психологического факта.

Очень важно сочетание этих подходов, но главным является качественная характеристика полученных данных.

Тестовые методики обладают целым рядом достоинств: хороший тест аккумулирует в себе богатый клинический опыт, накопленный в психологии и смежных дисциплинах.

Однако принципиально недопустимо использовать тесты для жёсткого отбора, селекции учащихся. Эти методы помогают ­­выявить психологические особенности, причины отдельных нарушений или недостатков с целью их коррекции и содействия развитию учащихся.

Применяя различные методические средства, психолог и педагог получают всё более точную картину индивидуальных особенностей ребёнка, в той мере, в какой это необходимо для выявления и психологической оценки решающего фактора развития.

В целом ряде случаев психолог и педагог должны получить быструю и оперативную информацию о ребёнке. Отсюда острая потребность в методиках, не связанных с громоздкой процедурой обработки и позволяющих осуществить экспресс-диагностику.

Экспресс - методики большей частью основаны на качественном анализе высказываний, продуктов деятельности, способов выполнения заданий. В качестве таких психодиагностических средств могут быть использованы так называемые функциональные пробы.

Роль функциональной пробы могут играть экспериментальные задания, способные актуализировать умственные операции, которыми пользуется ребёнок в своей жизнедеятельности.

Работа психолога и педагога обязательно должна приводить к выработке конкретных рекомендаций.

Программы коррекции и развития обычно включают психологическую и педагогическую части.

Педагогическая часть составляется на основе психологических рекомендаций совместно психологом и учителем и выполняется педагогом с помощью и под постоянным наблюдением психолога.

 

Далее ставится психологический диагноз и составляются соответствующие рекомендации.

Психологический диагноз ­- центральный момент диагностико-коррекционной работы.

В ходе работы для определения уровня развития внимания младших школьников (учащиеся 3 класса) можно использовать конкретные экспресс-методики «Найди и вычеркни», «Проставь значки», «Запомни и расставь точки» «Домик», «Да и нет»,  «Оценка распределения внимания», «Оценка переключения внимания», «Определение объема внимания».

 

Для диагностики внимания были отобраны и использованы следующие методики:

-запомни и расставь точки;

-треугольники 1;

-треугольники 2.

Запомни и расставь точки.

Цель: определение объёма внимания.

Описание: испытуемый работает по инструкции с восьмью малыми квадратами, на которых изображены точки. Квадраты сложены стопкой в порядке возрастания количества точек (от 2 до 9). Ребёнку последовательно сверху вниз показывается (на 1 – 2 секунды) каждая из восьми карточек с точками. И после каждой демонстрации предлагается воспроизвести по памяти увиденные точки – нанести их на пустую карточку за 15 секунд.

Оборудование: набор карточек из восьми малых квадратов, сложенных в стопку в порядке возрастания количества точек, пустые карточки для заполнения, часы с секундной стрелкой, протокол, простые карандаши.

Инструкция: «Я буду показывать одну за другой карточки, на которые нанесены точки, а потом вы сами будите ставить точки у себя на листочке так, как вы это видели на карточках.

Фиксируемые параметры:

t – время выполнения; N – количество правильно воспроизведённых точек. Объём внимания оценивается по 10 – бальной системе:

 

 

Баллы Воспроизведённые точки
10 6 и более
8-9 4-5
6-7 3-4
0-3 1

Нормативы:

 

Баллы Уровень развития объёма внимания
10 Очень высокий
8-9 Высокий
6-7 Средний
4-5 Низкий
0-3 Очень низкий

 

Треугольники 1.

 

Цель: определение переключаемости произвольного внимания.

Описание: по указанию взрослого испытуемый рисует треугольники 2-3 строки. По количеству ошибок определяется уровень развития переключаемости произвольного внимания.

Оборудование: лист бумаги, простой карандаш, протокол.

Инструкция: «Будь очень внимателен! Сейчас я дам вам одно за другим два письменных задания, а ты должен их правильно выполнить. Первое задание – рисовать треугольники уголком вверх (показать образец на доске)

Через 2-2,5 строчки рисунка предлагается второе задание – продолжать рисовать треугольники, но уголком вниз (показать образец). Второе задание выполняется также в 2-3 строки.

Фиксируемые параметры: ошибки при выполнении задания.

Нормативы:

Результат и его интерпретация БАЛЛ
1. Испытуемый  правильно выполняет второе задание, достаточная концентрация и устойчивость внимания, отсутствие даже лёгких признаков инертности. 5
2.Ошибки при рисовании первых трёх фигур второго задания, затем правильно – слабо выраженные переключаемость, врабатываемость. 4
3. Исправленные ошибки по ходу выполнения второго задания – нарушение переключаемости (единичные случаи «застревания» на предыдущем действии) 3
4. Первые три треугольника второго задания выполнены правильно, затем ошибочно (отчётливые нарушения переключаемости внимания) 2
5. Отказ от выполнения второго задания, сразу ошибки, выраженные нарушения переключаемости («застревание» на предыдущем действии 1

 

 

Треугольники – 2.

 

Цель: выявление уровня развития произвольного внимания, произвольной памяти.

Описание: испытуемому предлагают нарисовать в ряд определённое количество треугольников, некоторые из них необходимо заштриховать цветом, указанным взрослым. Повторять задание категорически запрещается. Если испытуемый  не запомнил, пусть делает по-своему.

Оборудование: коробка с цветными карандашами, лист бумаги, протокол для фиксации полученных результатов.

Инструкция: «Я объясню задание только один раз. Нарисуй в ряд пятнадцать  треугольников. Заштрихуй красным карандашом третий, девятый и тринадцатый треугольники»

Фиксируемые параметры: количество ошибок при выполнении задания.

Нормативы:

-высокий уровень – задание выполнено правильно;

-средний уровень – рисует заданное количество фигур в ряд, но штрихует не в требуемом по инструкции порядке;

-низкий уровень – количество фигур и порядок штриховки не соответствуют инструкции.

 

В ходе эксперимента были обследованы 20 учащихся третьего класса Школы  №21 г.Череповца

В ходе констатирующего эксперимента, обработки проведённых тестов, были получены следующие результаты:

-переключаемость произвольного внимания у большинства учащихся находится на среднем уровне, у 5-х учащихся(25%) - на низком уровне и 1-го(5 %) - на очень низком.

-более низкий результат показало обследование объёма внимания: лишь у 2-х(10%) детей высокий уровень, у 10 –(50%) средний и у 6-х(30%) - низкий и 2-х(10%) - очень низкий уровень.

-уровень развития произвольного внимания находится на среднем уровне у большинства учащихся класса, на низком уровне – 4(20%) и очень низком – 2учащихся(10%).

Подведя итоги констатирующего эксперимента можно сделать вывод: в классе нужно проводить работу по развитию внимания, включая в систему уроков специально подобранные игры и упражнения.

Свойства внимания Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Очень низкий уровень
Переключаемость внимания ----------- 70% 25% 5%  
Объём внимания 10% 50% 30% 10%
         
Уровень развития произвольного внимания -----------            70% 20% 10%

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.01 с.)