Система индикации и сигнализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система индикации и сигнализации



На приборной доске пилотов установлены два дисплея: основной командно-пилотажный индикатор (дисплей) PFD и многофункциональный индикатор (дисплей) MFD с аналогичными органами управления и индикации (см. рис. 1.4, рис. 2.1). Внешний вид дисплея PFD представлен на рис. 2.2.

Основу дисплеев составляют LCD панели размером по диагонали 10,4 дюйма с разрешением 1024 × 768 точек.

Рис. 2.1. Расположение индикаторов и аудиопанели

Органы управления расположены слева от экрана на левой панели (рис. 2.3) и справа – на правой панели (рис. 2.4). Управление пилотажно-навигационным комплексом Garmin G 1000 осуществляется с помощью клавиш, кнопок и ручек. Ручки NAV, COM, CRS / BARO, FMS и ALT являются сдвоенными. Они содержат большие наружные ручки и малые внутренние ручки-кнопки (см. рис. 2.2). Значения изменяемых ручками параметров отображаются на экранах дисплеев.

Рис. 2.2. Внешний вид командно-пилотажного индикатора (PFD)

На левой панели расположены следующие органы управления (см. рис. 2.3):

1– ALT – сдвоенные ручки для выбора и установки заданного значения высоты на шкале барометрического высотомера. Большая ручка устанавливает тысячи, а малая – сотни футов. Задание высоты необходимо для сигнализации пилоту и для работы автопилота;

2 – фотодиодный датчик для автоматической регулировки яркости изображения;

3 – клавиши встроенной системы автоматизации управления полётом GFC 700 в том числе и автопилота (только на дисплее MFD);

4– HDG – ручка-кнопка для ручной установки заданного курса. При нажатии кнопки задаваемое значение курса становится равным текущему курсу самолёта. При вращении или нажатии ручки слева и сверху от курсовой шкалы в течение трёх секунд индицируется численное значение заданного курса в рамке;

5 – органы управления встроенной системой навигации по маякам VOR и посадки по маякам радиомаячной системы ILS (подробнее о работе систем сказано в части 2 учебного пособия «Радионавигационное оборудование»).

На правой панели расположены следующие органы управления (см. рис. 2.4):

6 – ручки и кнопки для управления встроенными радиостанциями ОВЧ-диапазона СОМ 1 и СОМ 2 (подробнее о работе радиостанций говорится в п. 2.2 «Системы внутренней и внешней связи»);

7 – съёмные электронные накопители (карты) памяти, содержащие обновляемые базы аэронавигационных данных, данных о рельефе земной поверхности и искусственных наземных препятствиях;

8 – CRS/BARO – сдвоенные ручки. Внешняя ручка – BARO служит для установки уровня давления барометрического высотомера. Внутренняя ручка-кнопка – CRS предназначена для ввода заданного путевого угла (ЗПУ) в режимах NAV (VOR/ ILS) и OBS. При вращении ручки справа и сверху от курсовой шкалы в течение трёх секунд индицируется численное значение ЗПУ в рамке. При её нажатии планка отклонения от ЗПУ устанавливается на нулевое отклонение;

9 – RANGE – ручка-кнопка (Joystick) для изменения масштаба карты на многофункциональном индикаторе MFD, а на командно-пилотажном индикаторе PFD – масштаба на дополнительном окне карты (Insert Map). При нажатии (Push PAN) и отклонении данной ручки в указанном стрелками направлении производится перемещение курсора карты (Map cursor) в этом направлении. Повторное нажатие отключает функцию курсора;

10 – клавиши для управления системой спутниковой навигации GPS и системой FMS, содержащие клавишу ENT для подтверждения при вводе информации;

11 – FMS – сдвоенные ручки. Большая ручка предназначена для выбора групп страниц информации комплекса G 1000, а малая – для выбора страниц в группе. Обозначения групп и страниц представляются в правом нижнем углу дисплея MFD. Кроме того, эти сдвоенные ручки используются для информационного взаимодействия экипажа с вычислителем FMS. После нажатия малой ручки-кнопки включается функция курсора – подсвеченного поля для выбора и ввода информации (PUSH CRSR). При этом наружная ручка используется для перемещения курсора, а малая – для выбора цифр или букв при вводе информации.

В нижней части дисплеев расположены 12 клавиш с программируемыми функциями (см. рис. 2.2). Эти функции определяются обозначениями (надписями) на экране над клавишами (рис. 2.5). Программируемые клавиши используются экипажем для управления отображением информации на экранах дисплеев и для осуществления ввода информации в систему. Нажатое положение клавиш индицируется чёрным цветом надписи на сером фоне.

Рис. 2.5. Программируемые клавиши дисплея PFD

Назначение клавиш изменяется в процессе работы и определяется уровнем, на котором находится клавиатура после нажатия соответствующих клавиш. Обозначения клавиш и логические переходы между уровнями представлены на рис. 2.9 для дисплея PFD и рис. 2.12 для дисплея MFD. Белым цветом фона обозначается самый верхний уровень, голубым цветом обозначается второй уровень и зелёным цветом – третий уровень. Нажатием клавиши с обозначением «BACK» производится возврат назад на один уровень вверх.

Два индикатора, входящие в состав комплексной системы Garmin G 1000, представляют экипажу самолёта исчерпывающую информацию для пилотирования, аэронавигации, планирования полёта, управления оборудованием самолёта и контроля его параметров. Они также представляют сигналы, сообщения и рекомендации при ухудшении параметров работы оборудования и при его отказах.

Информация, представляемая

на командно-пилотажном индикаторе PFD (рис. 2.6, 2.7)

Рис. 2.6. Информация, представляемая на дисплее PFD

На рис. 2.6 представлено:

1 – ОАТ – температура наружного воздуха в °С или °F;

2 – плановый навигационный индикатор HSI;

3 – текущее значение путевого угла;

4 – текущее значение магнитного курса (экипажем может быть выбрана индикация истинного курса);

5 – индикатор истинной воздушной скорости в узлах (КТ);

6 – указатель (индикатор) приборной воздушной скорости в узлах (КТ);

7 – окно для индикации частот настройки приёмников навигационных сигналов

маяков VOR / ILS – NAV 1 и NAV 2, а также буквенных идентификаторов маяков;

8 – шкала индикатора крена;

9 – указатель скольжения;

10 – информация о режимах работы системы автоматизации управления полётом GFC 700;

11 – заданное (опорное) значение барометрической высоты;

12 – указатель (индикатор) барометрической высоты;

13 – подвижный индекс высоты, заданной ручками ALT;

14 – индикатор вертикальной скорости (вариометр);

15 – значение установленного уровня давления в баровысотомере;

16 – индикатор угловой скорости разворота (показано условно);

17 – подвижный индекс курса, заданного ручкой HDG;

18 – окно индикации данных самолётного радиолокационного ответчика (XPDR);

19 – обозначения программируемых клавиш.

Рис. 2.7. Информация, представляемая на дисплее PFD

На рис. 2.7 представлено:

1 – дополнительное окно движущейся карты (Insert Map), в данном случае ориентированной по северу с масштабом отображения 15 NM;

2 – цифровое представление заданного курса;

3 – идентификатор пункта маршрута при использовании системы спутниковой навигации GPS в режиме «Полёт На» ;

4 – расстояние до очередного пункта маршрута;

5 – пеленг очередного пункта маршрута;

6 – окно для индикации частот настройки радиостанций СОМ 1 и СОМ 2 или уровня усиления радиосигнала в приёмнике радиостанции;

7 – окно сигнализации пролёта маркерных маяков системы посадки (буква О на синем фоне – внешний маркер, буква М на жёлтом фоне – средний маркер, буква I на белом фоне – ближний маркер);

8 – индикатор вертикального отклонения от глиссады при заходе на посадку по системе GPS или по маякам системы ILS;

9 – цифровое представление ЗПУ;

10 – окно аварийной, предупредительной или уведомляющей сигнализации;

11 – цифровое представление введённого посадочного минимума;

12 – дополнительное окно уведомляющих сообщений;

13 – системное время (в данном случае поясное время – LCL);

14 – окно для представления пеленгационной информации в канале NAV 2 от одного из источников: GPS, VOR 2 или ADF по выбору экипажа. Направление отображается двойной голубой стрелкой;

15 – окно для представления информации дальномера DME каналов NAV 1 или NAV 2. При выборе частоты курсового маяка системы посадки ILS представляется дальномерная информация только в том случае, если аэродромный радиомаяк DME работает в спаренном с курсовым маяком режиме;

16 – окно для представления пеленгационной информации в канале NAV 1 от одного из источников: GPS, VOR 1 или ADF по выбору экипажа. Направление отображается одиночной голубой стрелкой;

17 – окно для представления параметров ветра.

В интегрированном комплексе Garmin G 1000 встроена система аварийного оповещения экипажа CAS, которая обеспечивает выдачу экипажу визуальных и звуковых сигналов о состоянии и работоспособности оборудования самолёта. Сигналы подразделяются на три категории: аварийные, предупредительные и уведомляющие (табл. 2.1). Звуковые сигналы подаются через аудиосистему самолёта, а визуальные, в виде текстовых сообщений, появляются в специальных окнах сигнализации на дисплее PFD (рис. 2.7, поз. 11, 13). При этом аварийные сигналы отображаются в верхней части окна (рис. 2.7, поз. 11), за ними следуют предупредительные и уведомляющие сигналы. В пределах одной категории критичности сигналы отображаются по времени – от новых (сверху) к старым (снизу). Пример отображения аварийных, предупредительных и уведомляющих сообщений представлен на рис. 2.8.

Таблица 2.1

Категория сигнала Цвет текста Значимость Звуковой сигнал
Аварийный Красный Требуются немедленные корректирующие действия экипажа Повторяющийся до подтверждения экипажем
Предупредительный Жёлтый (янтарный) Могут потребоваться корректирующие действия в будущем Однократный
Уведомляющий Белый Необходимо принять к сведению Нет
Уведомление о безопасном эксплуатационном режиме Зелёный Низшая Нет

Рис. 2.8. Фрагмент экрана индикатора PFD

В правом нижнем углу дисплея PFD имеется клавиша с изменяющейся экранной надписью «ALERTS», «CAUTION» или «WARNING» соответственно белого, жёлтого или красного цвета. Надпись появляется и мигает до тех пор, пока не будет нажата клавиша. Эта клавиша имеет двойную функцию:

– нажатие клавиши подтверждает принятие нового сообщения экипажем;

– дополнительное нажатие клавиши при отсутствии новых активных сигналов открывает контекстную страницу «ALERTS» дополнительного окна сообщений с информацией о всех поступивших ранее активных сообщениях (см. рис. 2.8).

Такая система позволяет экипажу просматривать все системные сигналы при переполнении окна сигнализации. При этом наиболее критичные сообщения всегда находятся в поле зрения экипажа, и обеспечивается возможность отображения сообщений с меньшей категорией критичности в дополнительном окне в случае переполнения основного окна сигнализации. При переполнении дополнительного окна индикации уже воспринятых сообщений возможен последовательный просмотр при нажатии клавиши ENT на правой панели управления дисплея PFD (рис. 2.4, поз. 10).

Надпись «ALERTS» на белом фоне присутствует на дисплее PFD постоянно. При возникновении новых уведомляющих сообщений эта надпись снова начинает мигать. После нажатия соответствующей ей клавиши мигание прекращается, и открывается окно для прочтения сообщения. Повторное нажатие клавиши с обозначением «ALERTS» приводит к закрытию информационного окна уведомляющих сообщений.

Управление отображением на экране дисплея PFD осуществляется с помощью клавиш с программируемыми функциями, расположенных под экраном. Как было сказано выше, назначение клавиш меняется в процессе работы и определяется уровнем, на котором находится клавиатура после нажатия соответствующих клавиш. Обозначения программируемых клавиш дисплея PFD и логические переходы между уровнями представлены на рис. 2.9. Цвет надписей для клавиш на рис. 2.9 условно представляет указанные уровни.

Рис. 2.9. Логическая схема обозначений программируемых клавиш на дисплее PFD

Назначение программируемых клавиш дисплея PFD представлено в табл. 2.2.

Таблица 2.2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.025 с.)