Моделирование в прогнозировании социально-экономических последствий ЧС 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Моделирование в прогнозировании социально-экономических последствий ЧС



В соответствии с предложенной выше схемой могут быть выделены модели следующих уровней: нижний уровень (на стыке задач 1 и 2) - модель экономического объекта; средний уровень (на стыке задач 2 и 3) - модель отрасли, отраслевого комплекса, регионального звена; верхний уровень (на стыке задач 3 и 4) - модель экономики страны или региона (масштаба экономического района страны).

В каждой из моделей предусмотрены не только блоки экономического функционирования в текущем режиме, но и блоки развития. В рамках рассматриваемой проблемы указанные блоки развития должны моделировать возможность предупреждения и ликвидации ЧС и создавать базу для количественного обоснования соответствующих мероприятий и для оценки необходимого объема привлекаемых для этих целей ресурсов (в том числе финансовых).

На нижнем уровне речь идет о блоке моделирования предупреждении и ликвидации ЧС на экономическом объекте с целью восстановления его производственных возможностей или способности выполнять возложенную на него социальную функцию.

На среднем уровне речь идет о блоке моделирования восстановления производственных возможностей отрасли (сфер) экономики или обеспечении первичного жизнеобеспечения населения на уровне регионального звена (города или иного поселения).

На верхнем уровне речь идет о блоке моделирования стабилизации экономики страны или ее региона после крупномасштабной ЧС, в том числе частичной компенсации населению, предприятиям и организациям ущерба <2> нанесенного в результате ЧС. Прогнозирование (предвидение) социально-экономических последствий ЧС связано с созданием некоторого образа, мысленной модели объекта прогнозирования, сценария.

--------------------------------

<2> Ущерб - наносимый хозяйству урон в результате негативных воздействий природного или антропогенного характера.

Рассмотрим особенности прогнозирования оценки социально-экономических последствий ЧС. При решении этой проблемы нет возможности опираться на эксперимент (за исключением экспериментальных данных о физической стойкости отдельных технических элементов и материалов специальных учений). Исключена и экстраполяция данных статистических исследований, широко применяемая для прогнозирования экономических процессов, протекающих в условиях отсутствия ЧС. Указанные обстоятельства резко сужают набор методов, которые могут быть использованы при прогнозировании. По существу при прогнозировании социально-экономических последствий ЧС для экономики страны применимы лишь эвристические методы, основанные на суждениях специалистов-экспертов, и методы экономико-математического моделирования (точнее, органичное сочетание этих методов).

Будущее состояние экономики страны характеризуется исключительно высокой степенью неопределенности, начиная от центрального вопроса: удается ли предотвратить ЧС или нет. По современным представлениям возможен различный характер протекания ЧС, широкий спектр вариантов ЧС в экономике. Эта неопределенность порождает у некоторых специалистов чувство пессимизма: неверие в возможность конкретно-содержательного моделирования процессов прогнозирования социально-экономических последствий ЧС для экономики, а, главное, в формирование на базе результатов моделирования выводов и рекомендаций, представляющих научную и практическую ценность. Однако проблема разрешима на основе вариантного подхода.

Построение достаточно представительного спектра вариантов и обобщение результатов модельных представлений для каждого из них дает возможность получить достаточно целостное представление о функционировании экономики в условиях ЧС (заметим, что по существу вариантный подход лежит и в основе формирования перспективных прогнозов развития экономики России).

Другой источник неопределенности связан с неизученностью многих явлений, которых следует ожидать в условиях ЧС, а также с почти полным отсутствием отработанных количественных показателей - нормативной базы, соответствующей ЧС. Следует заметить, что эти трудности носят скорее временный, а не принципиальный характер и могут быть постепенно преодолены по мере развития исследований по проблеме.

Особенностью ЧС, особенно крупномасштабных, является то, что все они на этапе подготовки являются, к счастью, лишь мыслимыми, возможными. Поэтому вся работа по подготовке и обоснованию решений должна вестись преимущественно на информационном уровне с образами и моделями реальных процессов. Отсюда следует исключительная, определяющая роль математического моделирования в решении указанной проблемы.

Сложность прогнозирования экономических последствий ЧС связана с необходимостью комплексного анализа множества взаимосвязанных параметров, характеризующих социальное и экономическое развитие различных по своему потенциалу субъектов во временном интервале от 1 года до 15 лет. Успешное решение этой задачи в большой степени зависит от выбора рациональных методов ее осуществления. Основным методом прогнозирования экономических последствий ЧС определено вариантное экономико-математическое моделирование на основе использования современных компьютерных технологий и использования ГИС-технологий.

Прогнозирование социально-экономических последствий ЧС проводится в масштабах региона (субъекта Российской Федерации, муниципального образования), который представляет собой сложную социально-экономическую геосистему, развитие которой в современных экономических условиях характеризуется стохастичностью и в определенном смысле - непредсказуемостью. Поэтому наиболее приемлемым из существующих методов моделирования сложных систем является метод имитационного моделирования, при котором представляются паутинообразными функциональными связями различные сценарии ЧС и поведения сложной системы при выборе определенных управляющих воздействий со стороны администрации региона, направленной на смягчение социально-экономических последствий ЧС.

Этот комплекс включает следующие основные блоки: базу данных, которая предназначена для хранения и обработки как отчетной, так и прогнозной информации, что позволяет легко ориентироваться в многообразии хранимой информации, логически связывать между собой самые различные показатели, формировать запросы требуемой конфигурации, как в территориальном разрезе, так и разрезе отраслей и сфер экономики. Инструментальные средства позволяют генерировать выходные таблицы задаваемой формы, а интегрированный модуль деловой графики обеспечивает отображение данных в виде графиков, диаграмм и картограмм различных модификаций.

Блок "Анализ и прогноз" предназначен для решения прикладных задач прогнозирования и включает сложные многосвязные "цепочки" локальных моделей, основывающихся на различных математических методах анализа и прогнозирования. В практике регионального прогнозирования использовалась, главным образом, статистическая модель. Она предназначена для расчета ряда макроэкономических показателей (общего объема инвестиций в смягчение экономических последствий ЧС за счет всех источников финансирования, розничного товарооборота продукции, производимой на потенциально опасных объектах экономики, объема промышленной продукции, выпускаемой потенциально опасными объектами, всего и по отраслям, и др.) и использует трендовый метод прогнозирования и балансировку с параметрами макроэкономического прогноза. При моделировании на основе отчетных данных за 1997 - 2004 гг. рассчитываются прогнозные значения показателей на перспективу, затем полученные ряды корректируются и взаимоувязываются с макроэкономическим прогнозом.

Однако статистическая модель обладает существенными ограничениями. Во-первых, она способна рассчитывать лишь ограниченный набор макроэкономических показателей, на основе которых сложно проводить анализ влияния социально-экономических последствий ЧС на территориальное развитие. Во-вторых, данная модель не предусматривает функциональную взаимосвязь рассчитываемых параметров, что может серьезно отражаться на точности прогнозов.

В настоящее время предлагается имитационная модель, блок-схема которой представлена на рис.

2.

Имитационная модель включает "Блок сценарных условий", четыре основных блока расчета прогнозных параметров: "Производство" (рис. 5), "Население" (рис. 4), "Занятость" (рис. 3), "Финансы" (рис. 6), "Блок комплексной оценки экономических последствий ЧС на развитие регионов", предназначенный для диагностики социально-экономического состояния региона после ЧС.

Все блоки модели функционально связаны. Информация для расчетов автоматически поступает из базы данных, результаты расчетов объединяются в блоке выходных параметров и представляются в заданном формате. Результаты вариантных расчетов количественных изменений параметров социального и экономического развития регионов при помощи имитационной модели являются основой для последующей экспертной аналитической оценки специалистами качественных изменений в региональном развитии на прогнозируемый период.

В качестве управляющих параметров, задаваемых в зависимости от варианта сценарных условий экономических последствий ЧС, выбраны следующие:

Управляющие параметры государственной экономической политики в области предупреждения ЧС на уровне Российской Федерации: доля в ВВП налоговых отчислений в консолидированный бюджет на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций; доля отчислений от страховой премии страховыми компаниями в резерв предупредительных мероприятий; доля снижения налога на прибыль в валовой прибыли при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; доля снижения налогов с населения в доходах населения при пожертвовании пострадавшим от чрезвычайных ситуаций; учетная ставка Центробанка России при инвестировании в мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; уровень процентной ставки по кредитам; норма амортизации; инвестиции из федерального бюджета в разрезе регионов на предупреждение чрезвычайных ситуаций; общий объем ВВП по Российской Федерации; структура ВВП по Российской Федерации (в разрезе продукции и услуг, производимых опасными объектами экономики); дефлятор ВВП (с учетом рисков аварий и катастроф); индекс оптовых цен промышленности на продукцию, производимую на потенциально опасных объектах экономики; индекс сметных цен строительства объектов для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; индекс потребительских цен на продукцию, производимую на потенциально опасных объектах экономики; дефляторы роста цен.

Рис. 2. Укрупненная схема формирования прогнозов социально-экономического развития регионов с использованием

комплексной имитационной модели, учитывающей возможный

ущерб от ЧС

Рис. 3. Занятость населения при рассмотрении сценария ЧС

Рис. 4. Население

Рис. 5. Производство продукции, работ, услуг

Задаваемые субъектами Российской Федерации управляющие параметры региональной экономической политики в области предупреждения ЧС: инвестиции из бюджетов субъектов РФ в предупреждение и смягчение последствий ЧС; объем создаваемого в бюджете региона резервного фонда для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; расходы внебюджетных фондов на предупреждение ЧС.

Рассчитываемые в данной модели параметры социально-экономического развития регионов на прогнозируемый период по следующим блокам:

"Производство": валовой региональный продукт, объем произведенной продукции промышленности, всего и в отраслевом разрезе, на потенциально опасных объектах экономики; валовая продукция сельского хозяйства, использующая продукцию, производимую потенциально опасными объектами; объем подрядных работ строительства; основные производственные фонды в разрезе отраслей промышленности и производственной сферы.

"Занятость": экономически активное население; численность занятых в экономике, всего, в том числе в производственной сфере, непроизводственной сфере, уровень безработицы.

"Население": доходы населения, всего; доходы населения от оплаты труда; социальные выплаты населению; расходы населения, всего; расходы населения на покупку товаров; расходы населения на оплату услуг; обязательные платежи и добровольные взносы; прочие расходы населения; розничный товарооборот; объем платных услуг.

"Финансы": балансовая прибыль; амортизационные отчисления; доходы консолидированного бюджета; доходы внебюджетных фондов; инвестиции федерального бюджета; инвестиции из средств предприятий; иностранные инвестиции; прочие инвестиции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.255.162 (0.017 с.)