Управление взаимодействиями. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление взаимодействиями.



Потребность выявлена.

Происходит выявление общей потребности.

Спецификация.

  Решается задача MoB (Make or Buy) – произвести на своем предприятии или купить.

Факторы в пользу производства на своем предприятии:

· затраты на производство меньше, чем затраты на покупку;

· потребность в изделиях стабильна и достаточно высока;

· изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании и с имеющимися кадрами;

· изделие может быть поставлено в любое время.

Факторы в пользу покупки на стороне:

· затраты на покупку меньше, чем затраты на производство;

· потребность в изделиях невысока;

· на предприятии отсутствует необходимое оборудование и кадры;

· изделие не может быть поставлено в любое время.

Источники.

Для поиска потенциальных поставщиков используется:

· изучение рекламных материалов (специализированные журналы, фирменные каталоги, объявления в СМИ);

· посещение различных выставок, ярмарок, аукционов;

· Интернет, проведение конкурсов или тендеров;

· письменные переговоры между поставщиком и потребителем (твердая или свободная оферта).

По итогам этих поисков формируется перечень потенциальных поставщиков и отбираются подходящие.

Оценка источников.

Оставшееся количество потенциальных поставщиков оценивают с помощью различных критериев (от 3-5 до 60 критериев). Основные критерии оценки:

· качество поставляемых материальных ресурсов;

· номенклатура;

· надежность поставщика;

· потенциальные возможности поставщика (имеются ли производственные мощности и кадры для изготовления необходимых партий, как осуществляется контроль и т.д.);

· финансовые условия (предоставление скидок, кредитов, рассрочек и т.д.);

· удаленность поставщика от потребителя;

· имидж поставщика;

· отсутствие негативных сообщений о нем от партнеров по бизнесу или в СМИ;

· способность к контракту на длительные сроки;

· способность отправлять мелкие партии;

· наличие сопутствующих сервисных услуг (возврат, упаковки и т.д.) и др.

У каждого потребителя свои критерии в зависимости от деятельности и т.д.

Методы выбора поставщика:

1) оценка рейтинга поставщиков по намеченным критериям на основе баллов; алгоритм:

· выбор значащих критериев;

· определение значимости критериев;

· оценка каждого поставщика по каждому критерию в баллах;

· определение произведения значимости критерия на оценку в баллах;

· определение суммарного значения произведений по каждому поставщику (критерий выбора поставщика – максимальное значение);

 

2) метод расстановки приоритетов; алгоритм:

· выбор значащих критериев;

· выбор конкретного количества поставщиков;

· оценка попарного сравнения поставщиков по системе «лучше/хуже/равно» по каждому критерию;

· составление матрицы неравенств, в которой неравенства заменяются соответствующими цифрами «1,5/1/0,5»;

· определяется сумма значений каждой строки;

· определяется абсолютный приоритет поставщика по каждому критерию умножением вектора-строки на вектор-столбец и сумма этих значений;

· определяется относительный приоритет каждого поставщика по каждому критерию путем деления абсолютного приоритета к суммарному значению;

· составляется матрица смежности критериев (критерии сравниваются между собой так же попарно);

· определяется относительный приоритет каждого критерия;

· определяется комплексный приоритет суммой значимости критерия на относительный приоритет данного поставщика по данному критерию (критерий выбора поставщика – максимальной значение);

 

 

3) модель для оценки выбора поставщика в долгосрочном периоде; включает 2 блока:

формирование предварительного портфеля поставщиков:

□ выбор критериев оценки;

□ построение матрицы mxn, где m – количество критериев, n – количество поставщиков;

□ формирование ряда граничных значений значащих параметров (определяется верхняя и нижняя граница параметров);

□ формирование предварительного портфеля поставщиков по следующему правилу – если хотя бы один из параметров выходит за рамки граничных значений, то i-й поставщик исключается из рассмотрения;

формирование окончательного портфеля поставщиков:

□ определение ограниченного количества значащих параметров;

□ по каждому поставщику в соответствии с выбранными параметрами определяется экономический эффект (поставщик выбирается по максимуму экономического эффекта).

4) выбор территориально удаленного поставщика на основе анализа полной стоимости: вывод о целесообразности закупок в городе N делают в том случае, если разница в цене будет выше кривой поставщика, т.е. выше всех дополнительных затрат, возникающих в связи с переносом закупки в территориально удаленное место.

Преимущества использования нескольких поставщиков:

· конкуренция между поставщиками, приводящая к снижению цен;

· снижение вероятности сбоев при поставках;

· более легкое удовлетворение меняющегося спроса.

Преимущества использования одного поставщика:

· более прочные взаимоотношения между поставщиком и потребителем;

· меньший объем отклонений в характеристиках материалов и их поставках;

· использование форвардных сделок, т.е. закупки материальных ресурсов на несколько периодов вперед по более низким ценам.

Переговоры.

Проводятся с целью установления приемлемых для обеих сторон условий закупки и поставки материальных ресурсов, а также их юридического оформления и закрепления в договоре на поставку. Основные решаемые вопросы:

· качество продукции;

· цена;

· график поставки;

· величина поставляемых партий;

· условия оплаты.

Соглашения.

В результате переговоров заключается контракт (договор), в котором оговариваются общие требования к поставляемым материальным ресурсам, требования к сопровождающим их документам, к срокам и формам оплаты, величинам партии и др., а также права, обязанности и ответственность сторон за невыполнение данных обязательств (штрафные санкции и т.д.).

Потребность удовлетворена.

Заказанная продукция получена, все этапы пройдены.

 

3.4. Особенности закупки материалов по системе «точно в срок» («just in time»).

Сравнение систем организации поставок:

Традиционный способ Поставки «точно в срок»
1. Выпуск крупных партий. 1. Выпуск мелкими партиями и требование этого от поставщиков.
2. Закупка большими партиями с редкими поставками. 2. Закупка мелкими партиями с частыми поставками.
3. Брак может составлять более 2%. 3. Брак недопустим (не более 0,003%).
4. Приемочный контроль организует покупатель. 4. Приемочный контроль отсутствует.
5. При доставке продукции определяющим является надежность вывоза; график поставки составляет поставщик. 5. При доставке продукции определяющим является как вывоз, так и ввоз; график поставки составляет покупатель.
6. Жесткое определение технических параметров в соответствии с техническим заданием. 6. Гибкий подход к техническим параметрам, нововведения поставщика поощряются.
7. Требуется много времени на оформление документации; при изменении, по сути, оформляется новый заказ. 7. Требуется минимальное время на оформление документации; согласование изменений можно провести по телефону, Интернету или другому средству связи.
8. Упаковка каждого вида деталей может осуществляться в случайную тару без четкой характеристики содержания товаров и их количества. 8. Для упаковки используются стандартные контейнеры с указанием точного количества деталей и их характеристик.
9. Как правило, используется много поставщиков (не партнеры). 9. Единственный поставщик (партнер).
10. Краткосрочность контракта и возможность его расторжения при увеличении цены. 10. Долгосрочность контракта и справедливая цена.
11. Могут быть поставлены любые объемы партий. 11. Недопоставка и перепоставка недопустимы.
12. Снабжение поставщиков осуществляется традиционным способом. 12. Поставщики поощряют осуществление собственного снабжения по системе «точно в срок».
13. Главная цель – минимальные затраты. 13. Главная цель – высокое качество товаров, долгосрочные контракты, справедливые цены.

 

 

3.5. Показатели закупочной логистики:

· доля поставки данного поставщика от общего объема поставок;

· стабильность тесноты связи поставщика и потребителя;

· частота поставок – число поставок в анализируемом периоде по видам используемых материальных ресурсов;

· средний интервал поставки;

· комплектность поставок – готовность поставок к процессу производства;

· скорость реализации товаров, поставленных данным поставщиком (скорость обращения);

· доля возвратов в общем объеме поставленных каждым поставщиком материальных ресурсов;

· безопасность доставки;

· ошибки при доставке; виды ошибок:

поставки с дефектами;

поставки ошибочно посланной продукции;

неполные поставки;

поставки с опозданием;

преждевременные поставки;

· потери при доставке – определяется соотношением потерь в денежном выражении к стоимости перевозимого груза в процентам;

· количество процедур заказов в час;

· затраты на обработку одного заказа;

· комплексный показатель выполнения обязательств по поставкам материальных ресурсов: Ккомп=(1-Кн)*Касс*Кк, где Кн – коэффициент невыполнения обязательств по поставкам в установленные сроки; Касс – коэффициент выполнения обязательств по ассортименту; Кк – коэффициент выполнения обязательств по качеству продукции;

· равномерность поставок – поступление товаров равными по размеру партиями через равные промежутки времени; алгоритм определения коэффициента равномерности:

определение объема поставок за рассматриваемый период;

определение средней величины поставки;

определение отклонений от средней величины;

определение квадрата отклонений и их суммы;

определение среднеквадратического отклонения ς;

определение коэффициента вариации V=ς/Псред, где Псред – средняя величина поставки;

определение коэффициента равномерности Кр=1-V или 100-V(%) (чем он меньше, тем лучше);

· ритмичность поставок – соблюдение сроков и размеров поставок, оговоренных в контракте с учетом сезонных и циклических особенностей производства, продажи или потребления; определяется коэффициент аритмичности: Кар=Пi=1n|1-Пф/Пд|, где Пф – фактическая поставка за i-й промежуток времени, Пд – поставка по договору (чем Кар ближе к 0, тем ритмичнее поставки).

 


Лекция 4. Теория управления запасами.

4.1. Понятие и причины возникновения запасов.

4.2. Виды запасов в логистических системах.

4.3. Расчет оптимального размера текущего запаса в условиях определенности.

4.4. Расчет оптимальной величины партии в условиях неопределенности.

4.5. Нетипичные случаи расчета оптимальной величины партии.

4.6. Расчет величины страхового запаса.

4.7. Системы управления запасами.

 

4.1. Понятие и причины возникновения запасов.

Запасы – необходимые условия, помогающие выжить предприятию или человеку в экстремальных условиях.

Негативные последствия высокого уровня запасов:

· большие затраты на содержание запасов в надлежащих условиях;

· замораживание финансовых средств в запасах;

· снижение оборачиваемости оборотных средств;

· большая потребность в складских помещениях;

· экономический риск в связи с ухудшением качества или морального старения материальных ресурсов;

· ограничение возможности территориальных оптово-торговых предприятий по продаже материальных ресурсов;

· и др.

Положительная роль высокого уровня запасов:

· ослабление зависимости между поставщиком и потребителем;

· сглаживание колебаний спроса;

· сокращение затрат по заготовке материальных ресурсов;

· и др.

Причины возникновения запасов:

· наличие дефицита:

o естественного (обусловленного ограниченностью тех или иных материальных ресурсов);

o технологического (образуется из-за того, что выпускают не то, что нужно потребителю);

o искусственного (нарочно скрываемый товар);

· несоответствие объема поставки объему разового потребления;

· разрыв во времени между моментом поставки материалов и моментом их потребления;

· сезонное обеспечение некоторых производств необходимыми товарами (материалами, сырьем);

· возможность экономии на оптовых скидках при больших поставках;

· возможность экономии на транспортных расходах при транспортировке больших партий;

· низкое качество закупаемых материальных ресурсов;

· климатические условия местности и географическое размещение предприятий;

· возможность экономии на издержках по оформлению заказа;

· и др.

 

4.2. Виды запасов в логистических системах.

По назначению:

· производственные – средства производства, поступившие на склады предприятия, но ещё не вовлеченные в производственный процесс:

o текущий запас – запас в любой конкретный момент времени; предназначен для бесперебойного процесса производства между двумя очередными поставками; может быть максимальным qmax (в момент поставки; qmax=p-*t), средним qср (половина максимального: qср = qmax/2) и минимальным qmin (равным 0 перед очередной поставкой);

o страховой (гарантийный) запас – предназначен для обеспечения непрерывного хода производства, для сокращения логистических и финансовых рисков, связанных с отклонениями от нормальных условий;

o подготовительный запас – предназначен для подготовки материальных ресурсов и готовой продукции к производственному потреблению;

o сезонный запас;

o устаревший (неликвидный) запас;

· товарные – готовая продукция, предназначенная для конечного потребителя, а также запасы, находящиеся на пути следования от поставщика к потребителю.

По месту нахождения продукции в логистическом канале и их виду:

· материальные ресурсы;

· незавершенное производство;

· полуфабрикаты;

· готовая продукция;

· тара;

· возвратные отходы.

По отношению к логистическим функциям или операциям:

· в снабжении;

· в производстве;

· у потребителей (сбытовые, товарные запасы);

· в пути (транспортные);

· складские.

 

По отношению к звену логистической системы (к логистическим посредникам):

· у поставщиков;

· у потребителей;

· у торговых посредников.

По времени (позволяет выделить различные количественные уровни запасов):

· максимальный производственный запас – рассчитывается для того, чтобы рассчитать складские площади для хранения материальных ресурсов: qmax.пз = qmax.тек + qстр;

· средний производственный запас – рассчитывается для того, чтобы определить издержки по хранению запасов (затраты на содержание запасов): qср.пз = qст.тек + qстр;

· минимальный производственный запас – рассчитывается для того, чтобы определить момент заказа следующей партии: qмин.пз = qстр;

 


учет производственных запасов ведется в натуральном, условно-натуральном, стоимостном выражении и в днях обеспеченности.

4.3. Расчет оптимального размера текущего запаса в условиях определенности.

Допущения при определении оптимальной величины партии текущего запаса:

· годовая потребность в материальных ресурсах известна;

· величина спроса неизменна;

· выполнение заказа происходит мгновенно;

· время опережения известно и постоянно;

· расходы на оформление заказа не зависит от величины партии;

· цена на материалы неизменна в течение рассматриваемого периода времени;

Критерий оптимизации размера запаса – минимум общих затрат на выполнение и доставку заказа, а также на содержание запаса на складе в течение рассматриваемого периода времени.

Суммарные затраты включают в себя:

· затраты на приобретение: Спр = Ц*Q, где Ц – цена за единицу, Q – годовая потребность;

· накладные расходы: Сн = С1*n, где С1 – расходы на оформление и доставку одной партии заказа, n – количество поставок в год; n = Q/q, где q – величина партии.

· затраты на хранение и содержание запасов: Схр = С2*q/2, где С2 – затраты на хранение единицы запаса в год, q/2 – средняя величина партии.

Т.о., суммарные затраты С= Спр + Сн + Схр = Ц*Q + С1*n + С2*q/2 (руб/год).

Суммарные затраты на партию: С∑.парт = Ц*Q + С1 + С2*q/2*t = Ц*Q + С1 + С2*q2/2р- (руб/парт); t=q/р- , где р- - средний дневной расход.

Суммарные затраты на единицу изделия: С∑.изд = Ц + С1 /q + С2*q/2р- (руб/ед).

Для определения величины оптимальной партии берется производная от С∑.изд: dС∑.изд/dq. Получаем формулу определения величины оптимальной партии Уилсона:

qопт = 2С1-2сут = 2С1*Q/С2год.

Пример: письменно.

Накладные расходы С1 относят к условно-постоянным расходам, и эти расходы связаны с оформлением и выполнением заказа на одну поставку (одну партию). Они включают в себя затраты:

· по оформлению сети поставщиков;

· по размещению заказов;

· по заключению и оформлению договоров;

· по разъездам и командировкам;

· почтово-телеграфные и телефонные;

· часть транспортных, которые не включены в цену товара;

· управленческие (содержание офиса, ФОТ, ЕСН службы закупок);

· по приемке грузов и складированию;

· по экспедированию грузов;

· на содержание собственного транспорта;

· по сверке документов по прибытии груза;

· связанные с претензионно-исковой работой.

С2 – затраты, связанные с содержанием запасов (10-40% от стоимости самих запасов). Они включают в себя затраты:

· связанные с самим процессом хранения:

o заработная плата обслуживающего персонала;

o коммунальные платежи;

o арендная плата за помещение;

o земельный налог;

o амортизация зданий и оборудования (осуществление текущих ремонтов и обслуживания);

o на регламентные работы (инвентаризация);

o страхование и др.;

· связанные с замораживанием средств в запасах;

· на содержание транспорта и подъемно-транспортных средств, находящихся на складе;

o электроэнергия;

o топливо и масла;

o амортизация;

o налог на транспортные средства;

o страхование;

 

· убытки от хранения запасов:

o порча и ухудшение качества товара;

o моральный износ;

o естественная убыль;

o хищение.

 

С11 qопт
1 2Q
5 10Q
50 2  25Q



4.4. Расчет оптимальной величины партии в условиях неопределенности.

Расчет оптимальной величины партии в условиях неопределенности на примере скоропортящегося товара – газет.

В США продавец газет составил следующие зависимости:

Спрос (число газет) Частота (дни) Относительная частота Накопительная вероятность продаж
28 10 0,1 1
29 20 0,2 0,9
30 35 0,35 0,7
31 25 0,25 0,35
32 10 0,1 0,1
Всего: 100

       Спрос Размер заказа 28 29 30 31 32 Ежедневная прибыль
28 1,4 1,4 1,4 1,4 1,4 1,4
29 1,3 1,45 1,45 1,45 1,45 1,435
30 1,2 1,35 1,5 1,5 1,5 1,44
31 1,1 1,25 1,4 1,55 1,55 1,392
32 1,0 1,15 1,3 1,45 1,6 1,307

 

Ежедневная прибыль рассчитывается следующим образом:

При 30: 1,2*0,1 + 1,35*0,2 + 1,5*0,35 + 1,5*0,25 + 1,5*0,1 = 1,44 (максимальная).

и т.д.

Определение оптимальной партии в условиях неопределенности на основе анализа предельных величин:

Суть: начиная с заказа самого маленького объема сравнивать преимущества и недостатки заказа на 1 изделие больше.

Р – вероятность продажи (использования) одной дополнительной единицы товара.

1-Р – вероятность того, что данная единица товара не будет продана (использована).

MR – предельный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы товара.

MC – издержки от непроданной дополнительной единицы товара.

 

Р*MR ≥ (1-P)*MC => P ≥ MC/(MC+MR).

Подставим значения из примера:

Р ≥ 0,1/(0,1+0,05) = 0,67.

Накопительная вероятность при спросе = 30 наиболее приближена к 0,67 => 30 газет – оптимальная партия.

 

4.5. Нетипичные случаи расчета оптимальной величины партии.

Выбор типа склада.

Осуществляется между собственным складом и складом общего пользования или лизингом. Критерием выбора является минимум затрат.

Выбор собственного склада целесообразен, когда:

фирма имеет высокий стабильный оборот;

спрос на товар достаточно стабилен;

рынки имеют концентрированный характер;

имеется гарантированная пропускная способность склада;

необходимо осуществлять прямой контроль за поставками товара;

товар перед поставкой в цех или потребителю требует специальной подготовки.

Недостатки использования собственного склада:

повышенные капитальные вложения;

отсутствие гибкости.

Выбор склада сторонней организации целесообразен, когда:

фирма имеет низкие обороты;

спрос очень сильно колеблется во времени;

имеется сезонный характер хранения товара;

товар на рынок выводится впервые;

сокращаются финансовые риски от владения собственным складом;

увеличивается гибкость потребления складских площадей;

TRоп
предлагается очень широкий спектр услуг.

 

 


СС – собственный склад; ОП – склад общего пользования.

Трубопроводный транспорт.

По системе трубопроводов проходит 100% газа, 90% нефти, более 50% нефтепродуктов. Общая протяженность 217000 км.

Достоинства:

низкая себестоимость;

высокая производительность;

высокая сохранность грузов;

низкая капиталоемкость;

высокая эффективность при больших расстояниях.

Недостатки:

ограниченность видов груза;

предназначены только для больших объемах.

Железнодорожный транспорт.

В России самая большая железнодорожная сеть в Европе; 3 место в мире после США и Канады.

Достоинства:

· наиболее рентабелен для перевозки грузов навалом;

· наиболее эффективен для перевозки на большие расстояния (2000 км и более) с минимальными затратами;

· возможность перевозки больших объемов грузов;

· высокая сохранность грузов по сравнению с другими видами транспорта;

· независимость от климатических условий, времени года и суток;

· высокая регулярность перевозок;

· относительно низкие тарифы, значительные скидки для транзитных отправок;

Недостатки:

· ограниченное количество перевозчиков;

· большие капитальные вложения в производственно-техническую базу;

· низкая доступность к конечным пунктам продаж (малое количество предприятий (1/3) имеет собственные железнодорожные пути);

· невысокая скорость перевозки (примерно 1100 км/сутки);

· недостаточная оперативность работы сортировочных станций;

· 50% железнодорожных путей однопутные.

 

 

Автомобильный транспорт.

В России 750000 км дорог с твердым покрытием, примерно 2/3 всех дорог – грунтовые. Отсюда очень большой износ транспортных средств и большие затраты на ремонт.

Достоинства:

· высокая скорость доставки на небольшие расстояния;

· возможность доставки от двери до двери;

· относительно невысокая стоимость доставки на небольшие расстояния;

· высокая маневренность и гибкость;

· возможность использования различных маршрутов и схем доставки;

· возможность отправки грузов маленькими партиями и часто;

· широкие возможности выбора перевозчика.

Недостатки:

· высокий риск утраты грузов, возможность хищения и угона автомобилей;

· высокая стоимость доставки на большие расстояния (свыше 2000 км);

· плохие дороги;

· высокий износ автотранспорта;

· зависимость от погодных условий;

· недостаточная экологическая чистота;

· низкая производительность;

· малопригоден для внешнеторговых перевозок, т.к. не соответствует западным стандартам.

Морской транспорт.

В России 1000000 км морских судоходных линий.

Достоинства:

возможность транспортировки больших партий грузов;

низкие затраты на перевозку;

единственно возможный определенным законом способ импорта товаров из стран, не имеющих сухопутных границ с Российской Федерацией.

Недостатки:

· самая низкая скорость перевозки;

· очень жесткие требования к упаковке и креплению грузов;

· несоответствие портов и портового оборудования международным стандартам;

· ограниченность перевозок (малая частота отправок);

· зависимость от географических, навигационных и погодных условий;

· необходимость создания сложной портовой инфраструктуры.

 

Потребность выявлена.

Происходит выявление общей потребности.

Спецификация.

  Решается задача MoB (Make or Buy) – произвести на своем предприятии или купить.

Факторы в пользу производства на своем предприятии:

· затраты на производство меньше, чем затраты на покупку;

· потребность в изделиях стабильна и достаточно высока;

· изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании и с имеющимися кадрами;

· изделие может быть поставлено в любое время.

Факторы в пользу покупки на стороне:

· затраты на покупку меньше, чем затраты на производство;

· потребность в изделиях невысока;

· на предприятии отсутствует необходимое оборудование и кадры;

· изделие не может быть поставлено в любое время.

Источники.

Для поиска потенциальных поставщиков используется:

· изучение рекламных материалов (специализированные журналы, фирменные каталоги, объявления в СМИ);

· посещение различных выставок, ярмарок, аукционов;

· Интернет, проведение конкурсов или тендеров;

· письменные переговоры между поставщиком и потребителем (твердая или свободная оферта).

По итогам этих поисков формируется перечень потенциальных поставщиков и отбираются подходящие.

Оценка источников.

Оставшееся количество потенциальных поставщиков оценивают с помощью различных критериев (от 3-5 до 60 критериев). Основные критерии оценки:

· качество поставляемых материальных ресурсов;

· номенклатура;

· надежность поставщика;

· потенциальные возможности поставщика (имеются ли производственные мощности и кадры для изготовления необходимых партий, как осуществляется контроль и т.д.);

· финансовые условия (предоставление скидок, кредитов, рассрочек и т.д.);

· удаленность поставщика от потребителя;

· имидж поставщика;

· отсутствие негативных сообщений о нем от партнеров по бизнесу или в СМИ;

· способность к контракту на длительные сроки;

· способность отправлять мелкие партии;

· наличие сопутствующих сервисных услуг (возврат, упаковки и т.д.) и др.

У каждого потребителя свои критерии в зависимости от деятельности и т.д.

Методы выбора поставщика:

1) оценка рейтинга поставщиков по намеченным критериям на основе баллов; алгоритм:

· выбор значащих критериев;

· определение значимости критериев;

· оценка каждого поставщика по каждому критерию в баллах;

· определение произведения значимости критерия на оценку в баллах;

· определение суммарного значения произведений по каждому поставщику (критерий выбора поставщика – максимальное значение);

 

2) метод расстановки приоритетов; алгоритм:

· выбор значащих критериев;

· выбор конкретного количества поставщиков;

· оценка попарного сравнения поставщиков по системе «лучше/хуже/равно» по каждому критерию;

· составление матрицы неравенств, в которой неравенства заменяются соответствующими цифрами «1,5/1/0,5»;

· определяется сумма значений каждой строки;

· определяется абсолютный приоритет поставщика по каждому критерию умножением вектора-строки на вектор-столбец и сумма этих значений;

· определяется относительный приоритет каждого поставщика по каждому критерию путем деления абсолютного приоритета к суммарному значению;

· составляется матрица смежности критериев (критерии сравниваются между собой так же попарно);

· определяется относительный приоритет каждого критерия;

· определяется комплексный приоритет суммой значимости критерия на относительный приоритет данного поставщика по данному критерию (критерий выбора поставщика – максимальной значение);

 

 

3) модель для оценки выбора поставщика в долгосрочном периоде; включает 2 блока:

формирование предварительного портфеля поставщиков:

□ выбор критериев оценки;

□ построение матрицы mxn, где m – количество критериев, n – количество поставщиков;

□ формирование ряда граничных значений значащих параметров (определяется верхняя и нижняя граница параметров);

□ формирование предварительного портфеля поставщиков по следующему правилу – если хотя бы один из параметров выходит за рамки граничных значений, то i-й поставщик исключается из рассмотрения;

формирование окончательного портфеля поставщиков:

□ определение ограниченного количества значащих параметров;

□ по каждому поставщику в соответствии с выбранными параметрами определяется экономический эффект (поставщик выбирается по максимуму экономического эффекта).

4) выбор территориально удаленного поставщика на основе анализа полной стоимости: вывод о целесообразности закупок в городе N делают в том случае, если разница в цене будет выше кривой поставщика, т.е. выше всех дополнительных затрат, возникающих в связи с переносом закупки в территориально удаленное место.

Преимущества использования нескольких поставщиков:

· конкуренция между поставщиками, приводящая к снижению цен;

· снижение вероятности сбоев при поставках;

· более легкое удовлетворение меняющегося спроса.

Преимущества использования одного поставщика:

· более прочные взаимоотношения между поставщиком и потребителем;

· меньший объем отклонений в характеристиках материалов и их поставках;

· использование форвардных сделок, т.е. закупки материальных ресурсов на несколько периодов вперед по более низким ценам.

Переговоры.

Проводятся с целью установления приемлемых для обеих сторон условий закупки и поставки материальных ресурсов, а также их юридического оформления и закрепления в договоре на поставку. Основные решаемые вопросы:

· качество продукции;

· цена;

· график поставки;

· величина поставляемых партий;

· условия оплаты.

Соглашения.

В результате переговоров заключается контракт (договор), в котором оговариваются общие требования к поставляемым материальным ресурсам, требования к сопровождающим их документам, к срокам и формам оплаты, величинам партии и др., а также права, обязанности и ответственность сторон за невыполнение данных обязательств (штрафные санкции и т.д.).

Управление взаимодействиями.

На этом этапе осуществляется контроль за выполнением обязательств поставщика, получение и проверка заказа в соответствии с договором.

Алгоритм методики оценки деятельности поставщика:

· выбор критериев оценки;

· определение значимости критериев в долях от единицы;

· определение нормативного уровня степени выполнения каждого критерия;

· разработка системы штрафных санкций;

· осуществляется оценка поставщика.

Потребность удовлетворена.

Заказанная продукция получена, все этапы пройдены.

 

3.4. Особенности закупки материалов по системе «точно в срок» («just in time»).

Сравнение систем организации поставок:

Традиционный способ Поставки «точно в срок»
1. Выпуск крупных партий. 1. Выпуск мелкими партиями и требование этого от поставщиков.
2. Закупка большими партиями с редкими поставками. 2. Закупка мелкими партиями с частыми поставками.
3. Брак может составлять более 2%. 3. Брак недопустим (не более 0,003%).
4. Приемочный контроль организует покупатель. 4. Приемочный контроль отсутствует.
5. При доставке продукции определяющим является надежность вывоза; график поставки составляет поставщик. 5. При доставке продукции определяющим является как вывоз, так и ввоз; график поставки составляет покупатель.
6. Жесткое определение технических параметров в соответствии с техническим заданием. 6. Гибкий подход к техническим параметрам, нововведения поставщика поощряются.
7. Требуется много времени на оформление документации; при изменении, по сути, оформляется новый заказ. 7. Требуется минимальное время на оформление документации; согласование изменений можно провести по телефону, Интернету или другому средству связи.
8. Упаковка каждого вида деталей может осуществляться в случайную тару без четкой характеристики содержания товаров и их количества. 8. Для упаковки используются стандартные контейнеры с указанием точного количества деталей и их характеристик.
9. Как правило, используется много поставщиков (не партнеры). 9. Единственный поставщик (партнер).
10. Краткосрочность контракта и возможность его расторжения при увеличении цены. 10. Долгосрочность контракта и справедливая цена.
11. Могут быть поставлены любые объемы партий. 11. Недопоставка и перепоставка недопустимы.
12. Снабжение поставщиков осуществляется традиционным способом. 12. Поставщики поощряют осуществление собственного снабжения по системе «точно в срок».
13. Главная цель – минимальные затраты. 13. Главная цель – высокое качество товаров, долгосрочные контракты, справедливые цены.

 

 

3.5. Показатели закупочной логистики:

· доля поставки данного поставщика от общего объема поставок;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.278 с.)