Второй этап – тренировка в использовании лексических единиц. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Второй этап – тренировка в использовании лексических единиц.



При формировании лексических навыков тренировка ставит своей задачей закрепление уже установленных связей новых лексических единиц и их расширение. Могут быть использованы многие способы, упражнения и лексические игры, с помощью которых учитель может осуществлять тренировку новой лексики. Рассмотрим методическое применение на уроках иностранного языка:

Первый способ: Бинго (лото) – учитель использует карты бинго с иллюстрациями и называет их (для неумеющих читать следует сделать наоборот: на картах бинго написать названия предметов, а эти предметы показывать на флэш-картах). К примеру, каждому обучающемуся дается тематическая карточка, где изображены предметные картинками или слова. Число картинок на любой карточке меньше, чем у учителя и варьируется от 9 до 24 в зависимости от уровня сложности карточки и темы. Учитель объясняет обучающимся правила Бинго-игры: у учителя (ведущего) находится набор карточек со словами на каждую предметную картинку, он медленно по очереди называет по-немецки слова, обучающиеся внимательно слушают ведущего и находят названное слово на своей карточке и закрывают её фишкой. Первый, кто закроет все картинки на своей карточке, громко говорит слово «Bingo», он же становится победителем. Бинго-игра – самая популярная игра, которая используется на уроках иностранного языка и в начальной школе.

Второй способ: упражнение на нахождение соответствий – обучающимся необходимо установить соответствие, к примеру, между синонимами и антонимами, между словом и его определением, между картинкой и ее названием.

Третий способ: упражнение на заполнение пропусков – обучающиеся должны заполнить пропущенные слова, например, в песне, коротком рассказе словами из предложенного банка слов.

Третий этап – речевая практика: на данном этапе обучающиеся продуктивно используют новый материал в своей речи, выполняя следующие упражнения:

Первое: описания. Это упражнение учитель использует для устной и письменной речи обучающихся: обучающиеся описывают фотографию из журнала. Для подготовки данного упражнения у учителя есть огромный выбор материалов: обучающиеся могут описывать фотографию из журнала или сочинять рассказ или описывать внешность своего друга, составить рассказ о своем недавнем путешествии, используя новую лексику.

Второе: догадайся, о чем я думаю! (это игра, где используются элементы описания). Учитель (или обучающийся) описывает то, о чем он думает, используя новую лексику, а другие обучающиеся должны догадаться и ответить на вопрос, о чем думает учитель, кроме этого, можно применять упражнение «игра наоборот» – учитель описывает предмет или объясняет новое понятие своими словами, а обучающиеся, используя новую лексику, отвечают.

Третье: карты памяти. Данное упражнение применяется для продуктивного использования лексики по определенной теме, к примеру, по теме «Времена года». На школьной доске пишем слова «Времена года» и обводим в круг написанное. От круга рисуем лучи, на которых пишем слова, относящиеся к обозначенной теме. Эти слова называют обучающиеся. В результате, у обучающихся создается банк новых слов и понятий по определенным темам.

Однако, самым эффективным в начальной школе будет смешанный стиль работы по развитию лексических навыков, то есть необходимо применять весь спектр знаний для наиболее продуктивного и интересного знакомства, семантизации и тренировки новой лексики, разнообразных игр и упражнений для использования новых лексических единиц в своей речи. 

Обучению иностранного языка в начальной школе нужно проводить, учитывая особенности младшего школьного возраста. В этом возрасте большая роль при обучении иностранного языка отводится упражнениям игрового характера: песням, рифмовкам, стихам. В этом возрасте внимание обучающихся часто бывает неустойчивым. Следовательно, в начальной школе при планировании урока учителю нужно продумывать те виды работ, какие переключают внимание детей, снимают напряжение, вызывают положительное эмоциональное настроение и в то же время способствуют формированию лексических навыков.

По количеству слов, изучаемым на уроке, нет прямых рекомендаций в методической литературе, но есть мнение, что в начальной школе обучения следует брать на один урок 10 – 12 слов. При определении количества слов необходимо учитывать особенности слов, как эти слова применяются на уроке в речевой деятельности, как они связаны между собой, какая планируется другая работа, а также уровень образования и особенности учебной группы. Первичное закрепление и контроль понимания новых слов должны быть всегда после введения новых слов.

С дифференцировочных упражнений на базе текста начинается усвоение активного словаря. Эти задания по заданной теме на нахождение слов, по заданному признаку – группировка, в заданном порядке – расположение слов (в алфавитном, по нарастанию признака gut – schlecht; по нарастанию качества и т.д.), с определенным признаком выписывание слов (с префиксом, суффиксом, слова с общим корнем в родном и иностранном языках, сложные слова), составление или нахождение словосочетаний с данным словом.

Для изучения звуковой формы слова следует применять устные упражнения:

· чтение новых слов и проговаривание;

· звукобуквенный анализ слов;

· установление соотношения между произношением слова и написанием;

· выборку знакомых слов, сходных по звучанию из группы слов;

· группировка слов по типу ударного слога, по ударению;

· выборка слов с определенным звуком.

Для изучения графической формы слова применяют упражнения:

· запись под диктовку (словарные диктанты, зрительно-слуховые (сначала читают из книги или с доски, затем закрывают/стирают и под диктовку учителя записывают);

· расположение слов в алфавитном порядке, в зависимости от третьей или четвертой буквы слова;

· заполнение пропусков буквосочетанием или нужной буквой;

· выборка и сравнение слов, сходных по написанию;

· анализ слова по составу.

Имитационные или повторительные упражнения полагают:

· произносить слова с опорой на список русских слов;

· произносить слова, имеющие в предложенном списке русские соответствия;

· сравнить 3–4 списка слов: первоначально чтение слов, которые повторяются во всех четырех, потом в трех и в двух списках; после этого чтение слов, которые не повторяются; составление частотного списка слов, на основе предложенных 3–4 списков;

· группировка слов по частям речи;

· работа с кроссвордами.

В качестве подстановочных упражнений можно использовать следующие задания:

· подставить в предложения слова вместо рисунков;

· перевести русские слова в предложенных предложениях, к примеру, слово «свой»;

· заполнить пропуски (с опорой на предложенный список или без него);

· вставить в реплики диалога недостающие слова;

· исправить неточности, опечатки, описки или опечатки;

· составить диалог из разрозненных реплик;

· к группам слов подобрать обобщающие синонимы или антонимы.

В качестве трансформационных лексических упражнений следует применять следующие задания:

· перифраз с использованием новых слов;

· преобразование исходных текстов;

· увеличение реплик за счет предложенных слов;

· формирование списка ключевых слов;

· составление аннотаций в 3 – 5 предложений;

· составление телеграмм/писем на основе новых слов;

· перевод с листа.

Высокоэффективны различные «игры в слова»:

· кто назовет больше слов на тему…;

· вспомните любые слова, которые ассоциируются у вас со словом «Haus», «Urlaub», «Winter»…;

· учитель дает дефиницию, а обучающиеся называют слово «Ein wildes Tier, das…»

Лексические ошибки неизбежны в речи обучающихся. При их исправлении, так же, как и в случае с фонетическими и грамматическими ошибками, надо следовать принципу коммуникативной достаточности, то есть ошибки, которые не препятствуют пониманию разговора обучающемуся, не считаются грубыми ошибками и допустимы. Те ошибки, которые препятствуют коммуникации, следует исправлять достаточно осторожно, не мешая высказыванию обучающегося. В процессе обучения в младшем школьном возрасте очень важно учитывать возрастные психологические особенности обучающихся, согласно которых учителю необходимо приспосабливать методы, средства и формы учебной работы для устранения трудностей в обучении отдельных школьников, для обеспечения высокого уровня качества знаний и развития способностей обучающихся. Это поможет ему более успешно строить весь учебный процесс, заранее намечать темп и объем работы обучающихся.

Таким образом, главная задача учителя заключается в повышении эффективности обучения лексики и для этого он имеет возможность использовать целый ряд способов введения и семантизации лексического материала, а для его закрепления обращаться к упражнениям. Лексический аспект в процессе обучения иностранному языку занимает одно из важнейших мест и поэтому он требует постоянного совершенствования приемов работы над лексикой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.012 с.)