Отечественные и зарубежные концепции профориентации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отечественные и зарубежные концепции профориентации.



ПО - это система мероприятий психологической помощи молодежи, выбирающей профессию. Роль и значение правильного выбора профессии. Современный мир технологичен, велика ответственность при выборе профессии, молодые люди не имеют права на ошибку и.т. Психологическая помощь в выборе профессии строится в рамках какой-то модели, должны опираться на теоретическую модель. Это научно обоснованная последовательность действий практического психолога по работе к оптантом. (человек, выбирающий профессию). Модель говорит о том, что надо делать, чтобы подросток или старший школьник правильно выбрал профессию. Таких моделей несколько:

Отечественные концепции.

  1. Концепция Е.А. Климова, 1980-е годы. Согласно ее необходимо определить профессиональную пригодность оптанта к одному из профессиональных типов. Среди таких профессиональных типов он выделил: (классификация профессий Климова, привести примеры. У Климова есть диагностирующий эти типы опросник ДДО, можно и про него рассказать (но он не современный, сейчас не работает, так как появилось много профессий, которых не было в то время).
  2. На сегодняшний день пользуются теоретической концепцией И.В. Дубровиной. Это концепция школьно психологической службы. Согласно Дубровиной проф ориентационная служба должна строить свою работу по следующей схеме:

· Мониторинг профориентационных интересов (начиная с 7-8 класса), анкеты»кем ты хочешь быть?», опросники, групповые дискуссии.

· Профдиагностика первичного выбора. Проводится групповое тестирование, позволяющее увидеть первичный выбор. Когда мы проводим групповую диагностику, мы можем увидеть спектр интересов, который сейчас у молодежи очень разнообразен. Это нужно для построения профильности обучения. На основании которого можно перейти к следующему пункту.

· Совершенствование профессиональных интересов. Это можно сделать путем индивидуальных бесед, консультаций, на которых ребенку нужно рассказать о реалиях всех профессий. Профессионально информировать о ВУЗах, где можно получить эту профессию. Необходимо также проводить беседы с родителями, чтобы понять их ожидания и по возможности исключить компенсаторный тип выбора профессии. Часто бывает, что родители считают престижными профессиями одни, в то время как в реальности это совсем другие.

· Утверждение профессионального выбора. То есть, четкий план поступления в какой-то определенный ВУЗ. Нужно узнать условия поступления в ВУЗ, условия оплаты, режим обучения, наличие военной кафедры и т.п.

 

Дубровина также рекомендовала методы диагностики, в ее лаборатории был создан ОПГ (опросник профессиональной готовности). Им предполагалось измерять проф. Выбор. Карта интересов Голомштока и ДДО Климова.

Могут спросить, какие взгляды вы разделяете? Идея Климова красива и используется до сих пор. Идея Дубровиной практична. Зарубежные концепции возникли задолго до наших, и стали их базой.

 

Зарубежные концепции.

1. Джона Холланда (1966 год). Определение профессионального типа личности. Согласно его идее личностные особенности в человеке группируются таким образом, что фактически предназначают к определенному типу профессиональных занятий. («Рожденный ползать летать не может J). Идея хороша тем, что надо учитывать личностные особенности и подпирать подходящую профессиональную сферу. Однако, личностные особенности меняются с течением жизни.

Холланд выделил 6 профессиональных типов личности: реалистический человек, интеллектуальный, социальный и т.п. (есть в лекциях) Надо рассказать хар-ку каждого типа и профессии, которые им соответствуют.

У Холланда есть тест, построенный на дихотомическом выборе, содержащий 42 пары утверждений. По ним можно определить проф. Принадлежность человека.

2. 1987 год Концепция Д. Сьюпера. Согласно этой концепции человек может выбирать одну из «моделей мира», к которой у него имеется предпочтение. В сочетание «модель мира» он закладывает образ жизни, который человек будет вести, когда будет работать в этой профессии. Таких моделей он выделили 4:

  • Сфера. сельское хозяйство, торговля, промышленность (там, где пересекаются интересы многих разных людей)
  • Интеллект. Это наука, разведка, изыскательские профессии, геологический поиск, археологи - там где надо что-то искать, осмысливать, создавать новое.
  • Искусство - художники, писатели, все творческие люди
  • Образование. Учителя, воспитатели, тренеры, создатели учебников и т.п.

 

В этой концепции не инструмента измерения. Основной инструмент - самонаблюдение, рефлексия. Валидность этого метода недостаточно высокая.

 

Теория Фредерика Кьюдера Идея построена на группах интересов людей (80-90 годы). Предназначена для школьных психологов, которые должны вести бланк наблюдения интересов про каждому ребенку, где отмечается в каком возрасте и при каких обстоятельствах у ребенка возникли те или иные интересы. Это не очень применимо в России, где дети участвуют почти во всех олимпиадах и соревнованиях.

Анкета интересов Кьюдера хороша идеей наблюдения за ребенком вообще. В конечном счете психолог создает профессиональный профиль интересов ребенка, на основании которого можно дать рекомендации по выбору профессии.

 

Резюме по вопросу:

  1. подход к каждому ребенку должен быть индивидуальный
  2. огромное значение имеет выбор ребенка
  3. необходимо осуществлять психологическое сопровождение выбора профессии, то есть мы должны предоставить ребенку информацию, касающуюся его выбора и.т.п.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.007 с.)