Формы чувственного познания. Сенсуализм. Формы рационального познания. Рационализм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы чувственного познания. Сенсуализм. Формы рационального познания. Рационализм.



Философия выделяет два различных вида: чувственное и рациональное. Первый вид связан с деятельностью наших органов чувств (зрение, слух, осязание). Второй подразумевает работу разума – абстрактно-понятийное мышление человека.

Основные формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления.

1. ощущение – элементарный психический процесс, состоящий в запечатлении отдельных свойств предметов и явлений материального мира в момент их непосредственного воздействия на наши органы чувств.

2. восприятие – целостное отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Наиб важные особенности восприятия: предметность, целостность и структурность.

Чувственное познание не ограничивается только непосредственным восприятием предметов. Целостные чувственные образы восприятия в результате интенсивного взаимодействия человека с окружающей средой накапливаются в его сознании. Это накопление есть результат многообразных воздействий внешних предметов на органы чувств, а потому в мозгу человека сохраняются определенные следы, которые являются основой для возникновения конкретных образов тех предметов, которые ранее воспринимались человеком. Это его память. Благодаря памяти человек может удерживать и воспроизводить целостный образ даже тогда, когда он ему непосредственно не дан. В этом случае функционирует более сложная форма чувственного познания - представление.

3. представление – сохраненные памятью образы предметов, когда-то воздействовавших на органы чувств. В отличие от ощущений и восприятий для представлений не нужно непосредственного контакта органов чувств с предметом.

Однако чувственного познания недостаточно для познания закономерностей существования мира.

Рациональное познание в основном сводится к понятийному абстрактному мышлению. Абстрактное мышление представляет собой целенаправленное и обобщенное воспроизведение в идеальной форме существенных и закономерных свойств, связей и отношения вещей. Основные формы рационального познания: понятия,суждения, умозаключения, гипотезы, теории.

1. понятие – мысленное образование, в кот обобщаются предметы некоторого класса по определению совокупности признаков. Обобщение осуществляется за счет абстрагирования, т.е отвлечения от несущественных, специфических особенностей предметов. В отличие от ощущений и восприятий понятия лишены чувственного, наглядного своеобразия.

2. суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается.

3. умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, логически следующее из первых.

4. гипотеза – выраженное в понятиях предположение, имеющее целью дать предварительное объяснение какому-либо факту или группе фактов. Подтвержденная опытом теория трансформируется в теорию.

5. теория – высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.

Т.о., в процессе познания выделяются две человеческие познавательные способности: чувственная и рациональная. Конечный результат – истина – достигается только совместными усилиями этих двух составляющих.

Сенсуализм (представители – Локк, Гоббс, Беркли) утверждает:

• нет ничего в разуме, чего первоначально не было в чувствах. Разум непосредственно с внешним миром не связан.

• Без органов чувств человек вообще не способен ни к какому познанию

• Роль мышления заключается лишь в обработке чувственного материала, значит, разум вторичен, несамостоятелен

• В познании встречаются ошибки. Но ощущения сами по себе обманывать не могут. Все заблуждения коренятся в разуме.

• Управление предметной деятельностью человека корректируются только с помощью органов чувств.

• Установление истинности знания требует выхода за пределы сознания и контакта с самой реальностью, поэтому не может быть осуществлено внутри мышления, такого контакта не имеющего.

Сенсуалисты полагают, что новое знание можно получить только на основе чувств, а разум замкнут в сфере уже известного. В умозаключении вывод, основанный на разуме и законах логики, не дает никакого приращения знаний по сравнению с посылками. Например, какое новое знание мы получаем из вывода «Золото проводит электрический ток», если мы и так знаем, что «Все металлы электропроводны»? Более того, заключение о том, что металлы электропроводны, нельзя получить только при помощи разума. Для этого нужно провести соответствующие опыты. Следовательно, чувственный опыт и чувства первичны и идут впереди всяких логических рассуждений.

Одним из наиболее систематических выразителей сенсуализма был Э. Кондильяк. В "Трактате об ощущениях" он предпринял попытку вывести из ощущений все содержание знания и психическую жизнь. Так, восприятия, по Кондильяку, - это ассоциации ощущений (здесь он использует идеи Юма), представления - след от ощущений, чувства удовольствия и неудовольствия тоже производны от них, точно так же он рассматривал мышление и эмоции.

Рационалисты (сторонники первенства разума в познании) указывают, что данные,основанные на чувственном опыте, недостоверны.

Например, опыт подтверждает, что брошенный камень всякий раз летит вниз, но это еще не доказывает, что после очередного броска он не сможет полететь вверх. Для доказательства необходимы разум и теоретические расчеты (в данном случае — теория гравитации). Опыт и чувства много раз обманывали человечество. Это касается, в частности, представлений о форме Земли или о вращении Солнца вокруг Земли. Более того, без предварительной помощи разума чувства не могут получить никаких новых данных. Ученый, который не применяет разум, а опирается только на чувства, будет собирать все, что видит, однако разрозненные факты внелогической связи друг с другом будут чем угодно, но только не наукой. Опыт теоретически нагружен: любой эксперимент или научное наблюдение подразумевают разумную гипотезу и цель, иначе они бессмысленны. Следовательно, разум и логические рассуждения первичны и идут впереди всяких чувств и опыта.

Рационалист - это человек, чьё мировоззрение является рациональным. К числу рационалистов принадлежат скептики, учёные, люди занимающиеся научной деятельностью либо изучением научных дисциплин, атеисты, объективисты, некоторые перфекционисты.

 

Рационалисты (представители – Декарт, Спиноза, Лейбниц) утверждали:

• Только разум способен обобщать получаемую органами чувств информацию, отделять в ней существенное от несущественного, закономерное от случайного. Только мышление может преодолевать ограниченность чувственного опыта и устанавливать знание всеобщее и необходимое.

• Восприятия одного и того же предмета в разное время и разными лицами не совпадают.

• Чувства нас нередко обманывают.

• Хотя разум и имеет своим источником ощущения и восприятия, он способен выходить за их пределы и получать знания о таких объектах, кот недоступны нашим органам чувств.

• Разум обладает креативной способностью, т.е. возможностью идеально конструировать разные предметы, которые составляю основу человеческой деятельности.

• Критерием истинности знания вполне может служить его логическая непротиворечивость, т.е. следование правилам логического вывода при условии верного выбора исходных аксиом.

Смысл рационального мировоззрения, его суть, - рациональное адекватное знание о реальности, раскрытие истины о фактах объективной реальности с целью дальнейшего эффективного применения обретённых знаний. Для рационализма не является самоцелью достижение состояния счастья, но в качестве такого состояния может восприниматься само познание, процесс и момент раскрытия истины о фактах объективной реальности. В связи с чем рационализм в качестве конечной цели существования видит не достижение счастья или идеала как некого статичного состояния, а само движение вперёд, новые открытия, постоянный прогресс и совершенствование.

Таким образом, рационализм является мировоззрением объективных представлений, широкого кругозора, свободы от догматических (идеологических, религиозных, националистических) представлений, постановки новых задач, поиска новых решений, открытия новых фактов, самосовершенствования, усовершенствования существующих систем, исправления прежних ошибок, развития человека в отдельности и цивилизации в целом.

Наиболее существенные работы Р. Декарта (1596-1650 гг.), как и работы Бэкона, посвящены методологии исследования. Важнейшая из них - «Правила для руководства разума» (1628-1629). Декарт интенсивно занимался науками - анатомией человеческого глаза, психологией (он первым выдвинул идею условного рефлекса), явился создателем аналитической геометрии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.011 с.)