Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По обучению грамоте детей с онр 5-7 лет»Стр 1 из 4Следующая ⇒
Картотека «Игры и игровые упражнения По обучению грамоте детей с ОНР 5-7 лет» Овладение грамотой – сложная деятельность, которая требует определенной степени зрелости многих психических функций ребенка и достаточно высокого уровня развития устной речи. Дети с диагнозом «Общее недоразвитие речи» попадают в группу риска по дислексии. Дислексия проявляется в многочисленных ошибках при чтении, ошибки сохраняются продолжительное время и носят стойкий характер, являются специфическими, повторяющимися, типичными. Так как коррекционное обучение началам грамоты имеет цели: сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте и научить детей чтению и письму, выделена система специальных упражнений, направленная на подготовку детей к обучению грамоте и овладению её элементами. Как же строится обучающая игра? Образец нового учебного действия (выделение звуков в слове, различие гласных и согласных звуков и т.д.) первоначально задается детям в воображаемой игровой ситуации, мы отправляется в сказку. С самого первого занятия по обучению грамоте начинается с рассказывания детям сказки (её условное название «Путешествие Маши по стране Русского языка») и на последующих занятиях постоянно возвращаться к героям этой сказки. По мере необходимости вводятся новые условные персонажи, которые персонифицируют вводимые понятия. Незнайка, Буратино, Карлсон не могут олицетворять содержание лингвистических понятий. Зато фея фонетика помогает нам побольше узнать о звуках, знакомит с Тимом и Томом, которые прекрасно воплощают различение твердости и мягкости согласных. Фея Графика отвечает за буквы, за правильное чтение. Ударный мастер поможет найти ударный слог. Корней Корнеич расскажет об однокоренных словах – родственниках. Действия со словами или их звуковыми схемами совершаются детьми от имени этих лингвистических персонажей. Основные требования к играм, используемым на занятиях По обучению грамоте. 1.При выборе правил игры учитывают особенности детей данной группы (подгруппы). 2.Игра должна соответствовать целям занятия и содействовать их реализации (обучающая цель занятия). 3.Игра, кроме познавательных, должна иметь игровые задачи.
4.По окончании игры обязательно подводятся результаты и выявляются победители в лице одного ребенка или группы. С учетом этих требований разрабатывались игры. И было замечено, что наибольшей эффективностью обладают игры с включением действий, необходимых для развития навыка чтения, когда чтение становится не самоцелью, а средством достижения игровой цели. Исходя из того, что ведущими симптомами дислексии на начальном этапе овладения чтением являются слабость образования звуко – буквенных связей (это появляется в неспособности в должные сроки овладеть звуко – буквенной символикой) и неспособность формировать навыки слогослияния, большое внимание уделяется работе над звуком, буквой и слогом. План работы над звуком и буквой 1.Выделение звука из ярда слогов, слов. 2.Определение места звука в слове. 3.Придумывание слов на заданный звук. 4.Уточнение артикуляции и характеристика звука. 5.Знакомство с буквой. 6.Из каких элементов буква состоит. 7.На что похожа буква. 8.Узнавание заданной буквы среди других букв. 9.Определение пространственных соотношений элементов букв, расположение буквы на листе бумаги. 10.Работа с буквенными таблицами на распределение внимания. Игры на уровне звука и буквы. Выделение звука из слов. Игровое упражнение «Зажги фонарик». Инструкция: зажечь фонарик, если в слове встречается звук ….. Логопед медленно произносит слова, дети поднимают сигналы, услышав звук. Игра «Необычные цветы». Из ряда картинок – лепестков дети выбирают только те, в названии которых есть заданный звук и составляют цветок. Игра «Рыболов» Дети ловят на удочку карточки с картинками, называют слова, четко проговаривая все звуки. В конце игры детям предлагается ещё раз назвать все слова и определить, какой звук сегодня пришел к нам в гости. Игра «Улитка – светофор». Эта настольно-печатная игра разработана на все звуки. Возьмем, для примера, поле со звуком А. Цель: упражнять детей в нахождении места звука А в слове. Оборудование: игровое поле с предметными картинками, фишки красные, желтые, зеленые (цвета светофора) символизируют начало, середину, конец слова.
Ход игры. Дети делятся на команды и по очереди называют слова, определяя место звука А в слове. Если звук стоит в начале слова, выдается красная фишка, в середине – желтая, в конце – зеленая. Когда все слова – картинки названы, подводится итог. Команда, у которой из набранных фишек получилось больше светофоров, победила. Игра «Живые буквы». «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – любимая буква на месте замри»! Дети изображают буквы, а педагог или ребенок – ведущий «читает». Цепочка слов Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах. Оборудование: карточки с предметными картинками. Ход игры: играют 4-6 детей. У каждого ребенка по 6 карточек. Начинает выкладывать цепочку логопед. Следующую картинку кладет ребенок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово – название первого предмета. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки. Найди место звука в слове Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове. Оборудование: карточки со схемами расположения места звука в словах. Ход игры: каждый ребенок получает карточку. Логопед показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок. Подбери слово к схеме. Цель: Та же. Оборудование: карточки со схемами расположения звуков в словах. Ход игры: получив карточку, ребенок подбирает 3 картинки/слова с заданным звуком, ориентируясь на закрашенный квадрат. Найди пару Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком. Развивать фонематический слух. Оборудование: звуковые часы, набор предметных картинок, слова – паронимы. Ход игры: логопед помещает на часах 6 картинок. Например: коса – коса, ком – дом, мак – рак. Детям предлагается найти картинки с предметами, называния которых звучит сходно и отличаются только одним звуком. Каким? Ребенок, который первым нашел эти слова, передвигает стрелки на картинки. Дети находят все три пары слов. Игру можно повторить, заменив картинки новыми парами/ бочка – почка, тачка – дачка, майка – чайка…./ Включи телевизор Цель: упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков, упражнять в чтении слов (как усложненный вариант). Оборудование: Пособие «Телевизор», предметные картинки и карточки с буквами, картинки для телеэкрана. Ход игры: логопед объясняет детям: «Чтобы включить наш телевизор, и увидеть изображение на его экране, нужно определить первый звук в словах – названиях предметов, помещенных в верхнем кармашке. По этим звукам вы составите новое слово. Если слово будет составлено правильно, на экране появится соответствующий предмет. Например: матрешка, аист, кот – МАК. Картинка «мак» появляется на экране. Выделенный звук можно обозначить соответствующей буквой и прочитать. Зажги светофор Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове.
Оборудование: предметные картинки, светофоры на каждого ребенка или круги красный, желтый, зеленый. Ход игры: логопед показывает картинку, один ребенок называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово, находят место изучаемого звука в слове и поднимают соответствующий сигнал – зажигают светофор – красный кружок – начало слова, желтый – звук в середине слова, зеленый – звук в конце слова. Домики Цель: развитие умения дифференцировать сходные звуки, находить место звука в слове. Оборудование: набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков, 2 домика, в каждом домике 3 кармана (начало, середина, конец слова). Ход игры: ребенок берет картинку, называет её, определяет наличие звука (например: Ч или Щ), его место в слове, вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки. Рыболов Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове. Оборудование: малые предметные картинки с металлической скрепкой, удочка, карточки – схемы «начало, середина, конец слова» на каждого ребенка. Ход игры: «Поймать» слово, определить место звука в слове и поместить картинку в соответствующее окошко. Дети по очереди выполняют действия. Причаль на катере Цель: упражнять в чтении слогов. Оборудование: панно с изображением причалов на гласные буквы, катер (рисунок) с капитаном и согласной буквой. Ход игры: сегодня мы будем причаливать на катере к разным пристаням. Например: на катере «Л» к пристани «А» капитан даёт сигнал: протрубить ЛЛЛААА! Тогда на пристани будут знать, что катер «Л» приближается к причалу «А» и приготовятся к встрече. А что мы погрузим на этой пристани? ЛАМПУ (её можно сразу нарисовать или выставить картинку). Но нам ещё нужна ЛЮСТРА и ЛЕСТНИЦА, чтобы повесить люстру. К каким причалам надо подплыть за этими вещами? А
О
У
Ы
Цветы и бабочки Цель: упражнять в чтении слогов. Оборудование: панно с изображением 10 цветов, на каждом цветке гласная буква. Бабочки, у каждой на крыле согласная буква. Ход игры: бабочка «М» летала над цветами и села на цветок «У». логопед помещает бабочку справа от буквы. Какая песенка получилась? МУ. А теперь бабочка перешла на другую сторону цветка, что получилось? УМ. Далее дети самостоятельно выбирают себе бабочек, передвигают их по полю и читают слоги. Если на цветок сели 2 бабочки, читают слова СОК, КИТ, РАК и так далее.
Чудо – дерево Цель: развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов. Оборудование: дерево – на ветвях написаны слоги СА, СО, СУ, СЫ, листочки со слогами ВА, НИ, ША, РОК, ПОГ и т.д. Ход игры: весной на деревьях появляются листочки, каждому листочку надо найти свою ветку так, чтобы получилось слово, слово прочитать и объяснить значение, придумать предложение. МЫРОК, СУША, СОВА и т.д. Закрой окошко Цель: упражнять детей в чтении слогов, развитие зрительного внимания. Оборудование: слоговые таблицы на каждого ребенка, фишки. Таблицы из 16 или 25 слогов, СГ – ГС, СГС, ССГ, ССГС. Ход игры: логопед читает слоги, а дети должны на своих карточках найти слог и закрыть его фишкой – закрыть окошко, где живёт данный слог, занавеской. Побеждает тот, кто справляется с заданием и не допустил ошибки. Лото «Заплатки» Цель: упражнять детей в чтении слогов. Оборудование: готовые поля из игры Воскобовича «Нахлобушки», фишки со слогами - слияниями. Ход игры: логопед объясняет детям правила игры: внимательно слушать слог (читает ребенок – ведущий) и определить из какого слова слог, взять фишку и поставить заплатку. побеждает тот, кто первым «починил» все слова на своей карточке. По кругу Цель: развивать умение составлять слова из слогов, накопление слоговых образов. Оборудование: круги со слогами. Ход игры: дети читают слоги на круге, вращая его почасовой стрелке. Вращая 2 круга, найти понятные слова, объяснить их значение. Кто прочитает больше слов, тот победил. Часы Цель: развивать умение составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов. Оборудование: часы с двумя стрелками и кармашками для слогов, набор слогов. Ход игры: логопед заполняет кармашки слогами. Одна стрелка указывает на любой слог, ребенок ставить вторую стрелку так, что бы 2 слога составили слово. Объяснить значение слова. И так до тех пор пока не будут использованы в игре все слоги. Читайка Цель: развитие умения составлять слова из слогов. Оборудование: готовая игра «Читайка» Воскобовича на каждого ребенка. Ход игры: в нашем волшебном квадрате спрятано много разных слов. Какие? Давайте поищем. Дети сгибают квадрат и читают новые слова. Какие слова прочитали, объяснить значение слов. Перевертыши Цель: развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов. Ход игры: логопед называет по отдельности слога. Дети берут карточки со слогами и оставляют из них сначала 1 слово, читают его, объяснят значение, потом, переставив слоги, читают второе слово, объясняют его значение. В конце игры детям предлагается придумать предложения с составленными словами. Слоги: СОС, НА, ЧАЙ, КА, ВЕС, НА, КА, МЫШ, РА, НО, БАН, КА
Домино Цель: развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов. Оборудование: у каждого ребенка по 6 карточек домино, 1 карточка домино на доске, наборное полотно. Ход игры: логопед ставит на наборное полотно свою карточку со слогом ТРА и предлагает ребятам взять такую карточку домино, первый слог которой образовал бы с данным слогом слово и т.д. Карточки: - тра, ва – зи, ма – пе, нал – вил, ка – фар, тук – зу, бы – и т.д. Цепочка Цель: развитие умения подбирать слова по данному слогу. Ход игры: логопед записывает на доске слово ОК – НО по слогам (или ставит карточку), дети подбирают слово, которое начинается с последнего слога – НО – НОРА, затем новое слово, начинающееся слогом РА – РАМА и т.д. за правильный ответ ребенок получает фишку. Улитка – светофор Цель: упражнять детей в нахождении места звука А в слоге. Оборудование: игровое поле 30х30 с предметными картинками, фишки красные, желтые, зеленые (цвета светофора), символизирующие начало, середину, конец слова. Ход игры: дети делятся на команды и по очереди называют слова, определяя место звука А в слове. Если звук стоит в начале слова, выдается красная фишка, в середине – желтая, в конце – зеленая. Когда все слова – картинки названы, подводится итог. Команда, у которой из набранных фишек получилось больше светофоров, победила. АРБУЗ РАК АПЕЛЬСИН ФЛАГ
АСТРЫ ПИЛА БАНТ АВТОБУС СИМВОЛ ЗВУКА [А] ИГЛА АИСТ ПАР ЛИСА
ТРУБА СЛИВА КРАСКИ МАК
Сложи буквы Цель: закрепление начертания букв. Оборудование: «буквенный конструктор» на каждого ребенка. Ход игры: логопед предлагает детям достать из конверта элементы букв, называет букву, дети конструируют. Для конструирования букв можно использовать спички или счетные палочки, шнурки. Буквоежка Цель: обобщение знаний о графическом изображении букв, закрепление начертания букв. Оборудование: каждый ребенок получает лист бумаги, на котором написаны элементы букв. Ход игры: Буквоежка хочет с вами поиграть. Он откусил от каждой буквы по кусочку (элементу) и хочет, что бы вы догадались, какие буквы были написаны на листочках. Дети, которые дописали все буквы, получают фишку. 2 вариант игры. Элементы букв написаны на доске. Живые буквы Цель: закрепление начертания букв, учить воспроизводить пространственное расположение элементов букв. Ход игры: дети, стоя на ковре, говорят: «Море волнуется раз, море волнуется два, Море волнуется три – Любимая буква на месте замри!» Дети изображают буквы, логопед должен узнать, где какая буква. Выбирается самая красивая буква. Можно составлять слова и читать их
Ребусы Цель: развитие умения составлять слова из букв, проводить звуко – буквенный анализ. Оборудование: карточки с ребусами. Ход игры: каждый ребенок получает карточку, отгадывает слово. Необходимо объяснить значение слова, придумать с этим словом предложение. Прочитай – проверь Цель: упражнять в чтении слов. Осознанное послоговое чтение. Оборудование: карточки: с одной стороны слово, с другой – картинка. Ход игры: дети сидят за столом, достают из коробки карточки со словами, читают и проверяют себя, переворачивая карточку картинкой вверх. Побеждает тот, кто прочитал больше слов. Исправь ошибку Цель: упражнять в чтении слов, осознанное послоговое чтение, развитие внимания. Оборудование: карточка «слово + картинка» (например: слово «булка» картинка «белка») Ход игры: детям предлагается прочитать слово, назвать, что нарисовано на картинке и объяснить, где ошибка. Карточки: олень – лень, молодец – колодец, кубки – кубики, баран - барабан, капля – цапля и т.д. Чудесный мешочек Цель: учить узнавать на ощупь знакомые буквы. Оборудование: чудесный мешочек, деревянные буквы. Ход игры: дети рассматривают буквы и складывают их в мешочек. Логопед встряхивает мешок и просит ребенка найти букву, не заглядывая в мешок. Ребенок придумывает слово, которое начинается с этой буквы. Читающие пальчики Цель: учить узнавать буквы по обводящему движению, различать буквы вырезанные из разного материала. Оборудование: карточки с буквами. Буквы вырезаны из наждачной, бархатной бумаги, из разной плотной ткани, выложены крупой, спичками. Ход игры: перед детьми стоят небольшие экраны, логопед просит обвести букву за экраном (левой рукой ребенок держит карточку, а правой «исследует» букву – ведет по контуру, останавливаясь на углах, поворотах). Если ребенок правильно назвал букву, можно заглянуть за экран. На карточках могут быть написаны слоги или короткие слова. На катке Цель: закрепление начертания бук, развитие зрительного внимания, зрительного восприятия. Оборудование: панно «На катке» разделено на 4 квадрата, на каждом квадрате методом безотрывного письма написаны по 4 печатные буквы. Ход игры: Маша и Ваня пришли на каток и решили коньками написать буквы, которые они уже знают. Какие буквы написала Маша? Ребенок пальцем ведет по дорожке и называет буквы. Картотека «Игры и игровые упражнения по обучению грамоте детей с ОНР 5-7 лет» Овладение грамотой – сложная деятельность, которая требует определенной степени зрелости многих психических функций ребенка и достаточно высокого уровня развития устной речи. Дети с диагнозом «Общее недоразвитие речи» попадают в группу риска по дислексии. Дислексия проявляется в многочисленных ошибках при чтении, ошибки сохраняются продолжительное время и носят стойкий характер, являются специфическими, повторяющимися, типичными. Так как коррекционное обучение началам грамоты имеет цели: сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте и научить детей чтению и письму, выделена система специальных упражнений, направленная на подготовку детей к обучению грамоте и овладению её элементами. Как же строится обучающая игра? Образец нового учебного действия (выделение звуков в слове, различие гласных и согласных звуков и т.д.) первоначально задается детям в воображаемой игровой ситуации, мы отправляется в сказку. С самого первого занятия по обучению грамоте начинается с рассказывания детям сказки (её условное название «Путешествие Маши по стране Русского языка») и на последующих занятиях постоянно возвращаться к героям этой сказки. По мере необходимости вводятся новые условные персонажи, которые персонифицируют вводимые понятия. Незнайка, Буратино, Карлсон не могут олицетворять содержание лингвистических понятий. Зато фея фонетика помогает нам побольше узнать о звуках, знакомит с Тимом и Томом, которые прекрасно воплощают различение твердости и мягкости согласных. Фея Графика отвечает за буквы, за правильное чтение. Ударный мастер поможет найти ударный слог. Корней Корнеич расскажет об однокоренных словах – родственниках. Действия со словами или их звуковыми схемами совершаются детьми от имени этих лингвистических персонажей. Основные требования к играм, используемым на занятиях По обучению грамоте. 1.При выборе правил игры учитывают особенности детей данной группы (подгруппы). 2.Игра должна соответствовать целям занятия и содействовать их реализации (обучающая цель занятия). 3.Игра, кроме познавательных, должна иметь игровые задачи. 4.По окончании игры обязательно подводятся результаты и выявляются победители в лице одного ребенка или группы. С учетом этих требований разрабатывались игры. И было замечено, что наибольшей эффективностью обладают игры с включением действий, необходимых для развития навыка чтения, когда чтение становится не самоцелью, а средством достижения игровой цели. Исходя из того, что ведущими симптомами дислексии на начальном этапе овладения чтением являются слабость образования звуко – буквенных связей (это появляется в неспособности в должные сроки овладеть звуко – буквенной символикой) и неспособность формировать навыки слогослияния, большое внимание уделяется работе над звуком, буквой и слогом. План работы над звуком и буквой 1.Выделение звука из ярда слогов, слов. 2.Определение места звука в слове. 3.Придумывание слов на заданный звук. 4.Уточнение артикуляции и характеристика звука. 5.Знакомство с буквой. 6.Из каких элементов буква состоит. 7.На что похожа буква. 8.Узнавание заданной буквы среди других букв. 9.Определение пространственных соотношений элементов букв, расположение буквы на листе бумаги. 10.Работа с буквенными таблицами на распределение внимания.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.082 с.) |