По обучению грамоте детей с онр 5-7 лет» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По обучению грамоте детей с онр 5-7 лет»



Картотека

«Игры  и игровые упражнения

По обучению грамоте детей с ОНР 5-7 лет»

     Овладение грамотой – сложная деятельность, которая требует определенной степени зрелости многих психических функций ребенка и достаточно высокого уровня развития устной речи.

    Дети с диагнозом «Общее недоразвитие речи» попадают в группу риска по дислексии. Дислексия проявляется в многочисленных ошибках при чтении, ошибки сохраняются продолжительное время и носят стойкий характер, являются специфическими, повторяющимися, типичными.

    Так как коррекционное обучение началам грамоты имеет цели: сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте и научить детей чтению и письму,  выделена система специальных упражнений, направленная на подготовку детей к обучению грамоте и овладению её элементами.

              Как же строится обучающая игра?

    Образец нового учебного действия (выделение звуков в слове, различие гласных и согласных звуков и т.д.) первоначально задается детям в воображаемой игровой ситуации, мы отправляется в сказку.

    С самого первого занятия по обучению грамоте начинается с рассказывания детям сказки (её условное название «Путешествие Маши по стране Русского языка») и на последующих занятиях постоянно возвращаться к героям этой сказки. По мере необходимости вводятся новые условные персонажи, которые персонифицируют вводимые понятия.

    Незнайка, Буратино, Карлсон не могут олицетворять содержание лингвистических понятий. Зато фея фонетика помогает нам побольше узнать о звуках, знакомит с Тимом и Томом, которые прекрасно воплощают различение твердости и мягкости согласных. Фея Графика отвечает за буквы, за правильное чтение. Ударный мастер поможет найти ударный слог. Корней Корнеич расскажет об однокоренных словах – родственниках. Действия со словами или их звуковыми схемами совершаются детьми от имени этих лингвистических персонажей.

Основные требования к играм, используемым на занятиях

По обучению грамоте.

1.При выборе правил игры учитывают особенности детей данной группы (подгруппы).

2.Игра должна соответствовать целям занятия и содействовать их реализации (обучающая цель занятия).

3.Игра, кроме познавательных, должна иметь игровые задачи.

4.По окончании игры обязательно подводятся результаты и выявляются победители в лице одного ребенка или группы.

С учетом этих требований разрабатывались игры. И было замечено, что наибольшей эффективностью обладают игры с включением действий, необходимых для развития навыка чтения, когда чтение становится не самоцелью, а средством достижения игровой цели.

Исходя из того, что ведущими симптомами дислексии на начальном этапе овладения чтением являются слабость образования звуко – буквенных связей (это появляется в неспособности в должные сроки овладеть звуко – буквенной символикой) и неспособность формировать навыки слогослияния, большое внимание уделяется работе над звуком, буквой и слогом.

План работы над звуком и буквой

1.Выделение звука из ярда слогов, слов.

2.Определение места звука в слове.

3.Придумывание слов на заданный звук.

4.Уточнение артикуляции и характеристика звука.

5.Знакомство с буквой.

6.Из каких элементов буква состоит.

7.На что похожа буква.

8.Узнавание заданной буквы среди других букв.

9.Определение пространственных соотношений элементов букв, расположение буквы на листе бумаги.

10.Работа с буквенными таблицами на распределение внимания.

Игры на уровне звука и буквы.

Выделение звука из слов.

Игровое упражнение «Зажги фонарик».

Инструкция: зажечь фонарик, если в слове встречается звук …..

Логопед медленно произносит слова, дети поднимают сигналы, услышав звук.

Игра «Необычные цветы».

Из ряда картинок – лепестков дети выбирают только те, в названии которых есть заданный звук и составляют цветок.

Игра «Рыболов»

Дети ловят на удочку карточки с картинками, называют слова, четко проговаривая все звуки. В конце игры детям предлагается ещё раз назвать все слова и определить, какой звук сегодня пришел к нам в гости.

Игра «Улитка – светофор».

Эта настольно-печатная игра разработана на все звуки. Возьмем, для примера, поле со звуком А.

Цель: упражнять детей в нахождении места звука А в слове.

Оборудование: игровое поле с предметными картинками, фишки красные, желтые, зеленые (цвета светофора) символизируют начало, середину, конец слова.

Ход игры. Дети делятся на команды и по очереди называют слова, определяя место звука А в слове. Если звук стоит в начале слова, выдается красная фишка, в середине – желтая, в конце – зеленая. Когда все слова – картинки названы, подводится итог. Команда, у которой из набранных фишек получилось больше светофоров, победила.

Игра «Живые буквы».

«Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – любимая буква на месте замри»!

Дети изображают буквы, а педагог или ребенок – ведущий «читает».

Цепочка слов

Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Оборудование: карточки с предметными картинками.

Ход игры: играют 4-6 детей. У каждого ребенка по 6 карточек. Начинает выкладывать цепочку логопед. Следующую картинку кладет ребенок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово – название первого предмета. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки.

Найди место звука в слове

Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове.

Оборудование: карточки со схемами расположения места звука в словах.

Ход игры: каждый ребенок получает карточку. Логопед показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок.

Подбери слово к схеме.

Цель: Та же.

Оборудование: карточки со схемами расположения звуков в словах.

Ход игры: получив карточку, ребенок подбирает 3 картинки/слова с заданным звуком, ориентируясь на закрашенный квадрат.

Найди пару

Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком. Развивать фонематический слух.

Оборудование: звуковые часы, набор предметных картинок, слова – паронимы.

Ход игры: логопед помещает на часах 6 картинок. Например: коса – коса, ком – дом, мак – рак. Детям предлагается найти картинки с предметами, называния которых звучит сходно и отличаются только одним звуком. Каким? Ребенок, который первым нашел эти слова, передвигает стрелки на картинки. Дети находят все три пары слов. Игру можно повторить, заменив картинки новыми парами/ бочка – почка, тачка – дачка, майка – чайка…./

Включи телевизор

Цель: упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков, упражнять в чтении слов (как усложненный вариант).

Оборудование: Пособие «Телевизор», предметные картинки и карточки с буквами, картинки для телеэкрана.

Ход игры: логопед объясняет детям: «Чтобы включить наш телевизор, и увидеть изображение на его экране, нужно определить первый звук в словах – названиях предметов, помещенных в верхнем кармашке. По этим звукам вы составите новое слово. Если слово будет составлено правильно, на экране появится соответствующий предмет. Например: матрешка, аист, кот – МАК. Картинка «мак» появляется на экране. Выделенный звук можно обозначить соответствующей буквой и прочитать.

Зажги светофор

Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове.

Оборудование: предметные картинки, светофоры на каждого ребенка или круги красный, желтый, зеленый.

Ход игры: логопед показывает картинку, один ребенок называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово, находят место изучаемого звука в слове и поднимают соответствующий сигнал – зажигают светофор – красный кружок – начало слова, желтый – звук в середине слова, зеленый – звук в конце слова.

Домики

Цель: развитие умения дифференцировать сходные звуки, находить место звука в слове.

Оборудование: набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков, 2 домика, в каждом домике 3 кармана (начало, середина, конец слова).

Ход игры: ребенок берет картинку, называет её, определяет наличие звука (например: Ч или Щ), его место в слове, вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки.

Рыболов

Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове.

Оборудование: малые предметные картинки с металлической скрепкой, удочка, карточки – схемы «начало, середина, конец слова» на каждого ребенка.

Ход игры: «Поймать» слово, определить место звука в слове и поместить картинку в соответствующее окошко. Дети по очереди выполняют действия.

Причаль на катере

Цель: упражнять в чтении слогов.

Оборудование: панно с изображением причалов на гласные буквы, катер (рисунок) с капитаном и согласной буквой.

Ход игры: сегодня мы будем причаливать на катере к разным пристаням. Например: на катере «Л» к пристани «А» капитан даёт сигнал: протрубить ЛЛЛААА! Тогда на пристани будут знать, что катер «Л» приближается к причалу «А» и приготовятся к встрече. А что мы погрузим на этой пристани? ЛАМПУ (её можно сразу нарисовать или выставить картинку). Но нам ещё нужна ЛЮСТРА и ЛЕСТНИЦА, чтобы повесить люстру. К каким причалам надо подплыть за этими вещами?

                                                        А

 

                                          О

 

                                           У

 

                                                   Ы

 

Цветы и бабочки

Цель: упражнять в чтении слогов.

Оборудование: панно с изображением 10 цветов, на каждом цветке гласная буква. Бабочки, у каждой на крыле согласная буква.

Ход игры: бабочка «М» летала над цветами и села на цветок «У». логопед помещает бабочку справа от буквы. Какая песенка получилась? МУ. А теперь бабочка перешла на другую сторону цветка, что получилось? УМ. Далее дети самостоятельно выбирают себе бабочек, передвигают их по полю и читают слоги. Если на цветок сели 2 бабочки, читают слова СОК, КИТ, РАК и так далее.

                                                       

        

Чудо – дерево

Цель: развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.

Оборудование: дерево – на ветвях написаны слоги СА, СО, СУ, СЫ, листочки со слогами ВА, НИ, ША, РОК, ПОГ и т.д.

Ход игры: весной на деревьях появляются листочки, каждому листочку надо найти свою ветку так, чтобы получилось слово, слово прочитать и объяснить значение, придумать предложение. МЫРОК, СУША, СОВА и т.д.

Закрой окошко

Цель: упражнять детей в чтении слогов, развитие зрительного внимания.

Оборудование: слоговые таблицы на каждого ребенка, фишки. Таблицы из 16 или 25 слогов, СГ – ГС, СГС, ССГ, ССГС.

Ход игры: логопед читает слоги, а дети должны на своих карточках найти слог и закрыть его фишкой – закрыть окошко, где живёт данный слог, занавеской. Побеждает тот, кто справляется с заданием и не допустил ошибки.

Лото «Заплатки»

Цель: упражнять детей в чтении слогов.

Оборудование: готовые поля из игры Воскобовича «Нахлобушки», фишки со слогами - слияниями.

Ход игры: логопед объясняет детям правила игры: внимательно слушать слог (читает ребенок – ведущий) и определить из какого слова слог, взять фишку и поставить заплатку. побеждает тот, кто первым «починил» все слова на своей карточке.

По кругу

Цель: развивать умение составлять слова из слогов, накопление слоговых образов.

Оборудование: круги со слогами.

Ход игры: дети читают слоги на круге, вращая его почасовой стрелке. Вращая 2 круга, найти понятные слова, объяснить их значение. Кто прочитает больше слов, тот победил.

Часы

Цель: развивать умение составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.

Оборудование: часы с двумя стрелками и кармашками для слогов, набор слогов.

Ход игры: логопед заполняет кармашки слогами. Одна стрелка указывает на любой слог, ребенок ставить вторую стрелку так, что бы 2 слога составили слово. Объяснить значение слова. И так до тех пор пока не будут использованы в игре все слоги.

Читайка

Цель: развитие умения составлять слова из слогов.

Оборудование: готовая игра «Читайка» Воскобовича на каждого ребенка.

Ход игры: в нашем волшебном квадрате спрятано много разных слов. Какие? Давайте поищем. Дети сгибают квадрат и читают новые слова. Какие слова прочитали, объяснить значение слов.

Перевертыши

Цель: развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.

Ход игры: логопед называет по отдельности слога. Дети берут карточки со слогами и оставляют из них сначала 1 слово, читают его, объяснят значение, потом, переставив слоги, читают второе слово, объясняют его значение. В конце игры детям предлагается придумать предложения с составленными словами. Слоги: СОС, НА, ЧАЙ, КА, ВЕС, НА, КА, МЫШ, РА, НО, БАН, КА

Домино

Цель: развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.

Оборудование: у каждого ребенка по 6 карточек домино, 1 карточка домино на доске, наборное полотно.

Ход игры: логопед ставит на наборное полотно свою карточку со слогом ТРА и предлагает ребятам взять такую карточку домино, первый слог которой образовал бы с данным слогом слово и т.д. Карточки: - тра, ва – зи, ма – пе, нал – вил, ка – фар, тук – зу, бы – и т.д.

Цепочка

Цель: развитие умения подбирать слова по данному слогу.

Ход игры: логопед записывает на доске слово ОК – НО по слогам (или ставит карточку), дети подбирают слово, которое начинается с последнего слога – НО – НОРА, затем новое слово, начинающееся слогом РА – РАМА и т.д. за правильный ответ ребенок получает фишку.

Улитка – светофор

Цель: упражнять детей в нахождении места звука А в слоге.

Оборудование: игровое поле 30х30 с предметными картинками, фишки красные, желтые, зеленые (цвета светофора), символизирующие начало, середину, конец слова.

Ход игры: дети делятся на команды и по очереди называют слова, определяя место звука А в слове. Если звук стоит в начале слова, выдается красная фишка, в середине – желтая, в конце – зеленая. Когда все слова – картинки названы, подводится итог. Команда, у которой из набранных фишек получилось больше светофоров, победила.

АРБУЗ           РАК                       АПЕЛЬСИН            ФЛАГ

 

АСТРЫ          ПИЛА              БАНТ                 АВТОБУС

                                          СИМВОЛ ЗВУКА [А]

ИГЛА                АИСТ            ПАР                  ЛИСА

 

 ТРУБА            СЛИВА           КРАСКИ                       МАК

 

Сложи буквы

Цель: закрепление начертания букв.

Оборудование: «буквенный конструктор» на каждого ребенка.

Ход игры: логопед предлагает детям достать из конверта элементы букв, называет букву, дети конструируют. Для конструирования букв можно использовать спички или счетные палочки, шнурки.

Буквоежка

Цель: обобщение знаний о графическом изображении букв, закрепление начертания букв.

Оборудование: каждый ребенок получает лист бумаги, на котором написаны элементы букв.

Ход игры: Буквоежка хочет с вами поиграть. Он откусил от каждой буквы по кусочку (элементу) и хочет, что бы вы догадались, какие буквы были написаны на листочках. Дети, которые дописали все буквы, получают фишку. 2 вариант игры. Элементы букв написаны на доске.

Живые буквы

Цель: закрепление начертания букв, учить воспроизводить пространственное расположение элементов букв.

Ход игры: дети, стоя на ковре, говорят:

«Море волнуется раз, море волнуется два,

 Море волнуется три –

 Любимая буква на месте замри!»

Дети изображают буквы, логопед должен узнать, где какая буква. Выбирается самая красивая буква. Можно составлять слова и читать их

        

 

Ребусы

Цель: развитие умения составлять слова из букв, проводить звуко – буквенный анализ.

Оборудование: карточки с ребусами.

Ход игры: каждый ребенок получает карточку, отгадывает слово. Необходимо объяснить значение слова, придумать с этим словом предложение.

Прочитай – проверь

Цель: упражнять в чтении слов. Осознанное послоговое чтение.

Оборудование: карточки: с одной стороны слово, с другой – картинка.

Ход игры: дети сидят за столом, достают из коробки карточки со словами, читают и проверяют себя, переворачивая карточку картинкой вверх. Побеждает тот, кто прочитал больше слов.

Исправь ошибку

Цель: упражнять в чтении слов, осознанное послоговое чтение, развитие внимания.

Оборудование: карточка «слово + картинка» (например: слово «булка» картинка «белка»)

Ход игры: детям предлагается прочитать слово, назвать, что нарисовано на картинке и объяснить, где ошибка. Карточки: олень – лень, молодец – колодец, кубки – кубики, баран - барабан, капля – цапля и т.д.

Чудесный мешочек

Цель: учить узнавать на ощупь знакомые буквы.

Оборудование: чудесный мешочек, деревянные буквы.

Ход игры: дети рассматривают буквы и складывают их в мешочек. Логопед встряхивает мешок и просит ребенка найти букву, не заглядывая в мешок. Ребенок придумывает слово, которое начинается с этой буквы.

Читающие пальчики

Цель: учить узнавать буквы по обводящему движению, различать буквы вырезанные из разного материала.

Оборудование: карточки с буквами. Буквы вырезаны из наждачной, бархатной бумаги, из разной плотной ткани, выложены крупой, спичками.

Ход игры: перед детьми стоят небольшие экраны, логопед просит обвести букву за экраном (левой рукой ребенок держит карточку, а правой «исследует» букву – ведет по контуру, останавливаясь на углах, поворотах). Если ребенок правильно назвал букву, можно заглянуть за экран. На карточках могут быть написаны слоги или короткие слова.

На катке

Цель: закрепление начертания бук, развитие зрительного внимания, зрительного восприятия.

Оборудование: панно «На катке» разделено на 4 квадрата, на каждом квадрате методом безотрывного письма написаны по 4 печатные буквы.

Ход игры: Маша и Ваня пришли на каток и решили коньками написать буквы, которые они уже знают. Какие буквы написала Маша? Ребенок пальцем ведет по дорожке и называет буквы.

Картотека

«Игры  и игровые упражнения

по обучению грамоте детей с ОНР 5-7 лет»

     Овладение грамотой – сложная деятельность, которая требует определенной степени зрелости многих психических функций ребенка и достаточно высокого уровня развития устной речи.

    Дети с диагнозом «Общее недоразвитие речи» попадают в группу риска по дислексии. Дислексия проявляется в многочисленных ошибках при чтении, ошибки сохраняются продолжительное время и носят стойкий характер, являются специфическими, повторяющимися, типичными.

    Так как коррекционное обучение началам грамоты имеет цели: сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте и научить детей чтению и письму,  выделена система специальных упражнений, направленная на подготовку детей к обучению грамоте и овладению её элементами.

              Как же строится обучающая игра?

    Образец нового учебного действия (выделение звуков в слове, различие гласных и согласных звуков и т.д.) первоначально задается детям в воображаемой игровой ситуации, мы отправляется в сказку.

    С самого первого занятия по обучению грамоте начинается с рассказывания детям сказки (её условное название «Путешествие Маши по стране Русского языка») и на последующих занятиях постоянно возвращаться к героям этой сказки. По мере необходимости вводятся новые условные персонажи, которые персонифицируют вводимые понятия.

    Незнайка, Буратино, Карлсон не могут олицетворять содержание лингвистических понятий. Зато фея фонетика помогает нам побольше узнать о звуках, знакомит с Тимом и Томом, которые прекрасно воплощают различение твердости и мягкости согласных. Фея Графика отвечает за буквы, за правильное чтение. Ударный мастер поможет найти ударный слог. Корней Корнеич расскажет об однокоренных словах – родственниках. Действия со словами или их звуковыми схемами совершаются детьми от имени этих лингвистических персонажей.

Основные требования к играм, используемым на занятиях

По обучению грамоте.

1.При выборе правил игры учитывают особенности детей данной группы (подгруппы).

2.Игра должна соответствовать целям занятия и содействовать их реализации (обучающая цель занятия).

3.Игра, кроме познавательных, должна иметь игровые задачи.

4.По окончании игры обязательно подводятся результаты и выявляются победители в лице одного ребенка или группы.

С учетом этих требований разрабатывались игры. И было замечено, что наибольшей эффективностью обладают игры с включением действий, необходимых для развития навыка чтения, когда чтение становится не самоцелью, а средством достижения игровой цели.

Исходя из того, что ведущими симптомами дислексии на начальном этапе овладения чтением являются слабость образования звуко – буквенных связей (это появляется в неспособности в должные сроки овладеть звуко – буквенной символикой) и неспособность формировать навыки слогослияния, большое внимание уделяется работе над звуком, буквой и слогом.

План работы над звуком и буквой

1.Выделение звука из ярда слогов, слов.

2.Определение места звука в слове.

3.Придумывание слов на заданный звук.

4.Уточнение артикуляции и характеристика звука.

5.Знакомство с буквой.

6.Из каких элементов буква состоит.

7.На что похожа буква.

8.Узнавание заданной буквы среди других букв.

9.Определение пространственных соотношений элементов букв, расположение буквы на листе бумаги.

10.Работа с буквенными таблицами на распределение внимания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.082 с.)