Роман Ю. Мисима «Золотой Храм». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роман Ю. Мисима «Золотой Храм».



 

ГЕРОСТРАТ

А Герострат не верил в чудеса. Он их считал опасною причудой.Великий храм сгорел за полчаса, и от него осталась пепла груда. Храм Артемиды. Небывалый храм по совершенству линий соразмерных. Его воздвигли смертные богам - и этим чудом превзошли бессмертных. Но Герострат не верил в чудеса, он знал всему действительную цену. Он верил в то, что мог бы сделать сам. А что он мог? Поджечь вот эти стены. Не славолюбец и не фантазер, а самый трезвый человек на свете – вот он стоит и смотрит на костер, который в мире никому не светит.

 

Феликс Кривин. Ученые сказки, 1967.

В начале главный герой предупреждает читателя, чтобы тот не подумал, что он был романтической натурой.

В 1950 году послушник буддийской обители в приступе безумия сжег храм Кинкакудзи в Киото. В 1956 году был написан "Золотой Храм" - попытка обосновать возможность жизни без Прекрасного, попытка спастись, уничтожив из мира Красоту.

Первая встреча с Храмом: Кинкакудзи "скрывает свой прекрасный облик", тем самым как бы предупреждая юношу о своей труднодоступности и о сложности предстоящих взаимоотношений. Далее следует период постижения Прекрасного - Мидзогути жадно впитывает красоту. Но гармония, слияние с ним приходит к герою романа лишь с уверенностью, что Кинкакудзи непременно погибнет под американскими бомбами.

Недостижимому идеалу Прекрасного противопоставлены женские образы романа: Уико, проститутка в красном пальто, учительница музыки. Женщина для Мидзогути -- воплощение ускользающей реальности, земной тверди. И его настойчивые попытки предаться физической любви - это стремление обрести почву под ногами. Несовместимость высшей Красоты, вечного свидетеля и судии всех поступков, с жалкими утехами плоти, с самой жизнью - вот что сводит героя Мисимы с ума.

И конечно, не обходится без Искусителя. Касиваги, провожатый героя по пути земных соблазнов, - Сатана окарикатуренный, утрированный, так же как утрирована легкая сатанинская хромота, превращенная у Касиваги в гротескный физический изъян.

Правда, в романе дьяволу противопоставлен и ангел - Цурукава, но насколько же он бледней, пресней и бессильней! Добро у Мисимы слабо, уязвимо, нежизнеспособно -- оно присутствует в мире как бы по обязанности, по разнарядке, но влияние его на душевную одиссею Мидзогути ничтожно; оно гибнет легко и как бы между прочим, где-то на заднем плане, да еще приниженное и поставленное под сомнение. Мидзогути остается наедине со своей дилеммой и с Сатаной.

В миг последнего колебания перед Деянием Мидзогути ощущает прилив разрушительной силы, вспомнив строки из дзэн-буддистского трактата "Риндзайроку", прежде звучавшие из уст Касиваги: "Встретишь Будду -- убей Будду, встретишь патриарха -- убей патриарха..." В финале тяжкий груз Прекрасного падает с плеч Мидзогути, он свободен, только цена свободы -- истребление души. Души уже нет, она сожжена вместе с Прекрасным? Какое-то неведомое существо, хорошо выполнив свою работу, с пугающим хладнокровием закуривает и многообещающе произносит про себя слова, от которых делается не по себе: "Еще поживем...".

Григорий Чхартишвили, 1993

 

Имя Розы» Умберто Эко.

 

Дед Эко был подкидышем, и ему была присвоена фамилия-аббревиатура «дарованный небесами». Джулио Эко был одним из тринадцати детей в семье, работал бухгалтером и хотел, чтобы его сын получил юридическое образование, но Умберто поступил в Туринский университет, чтобы изучать средневековую философию и литературу. Во время обучения Умберто стал атеистом.

В 1980 году написал философско-детективный роман «Имя розы», действие которого разворачивается в средневековом монастыре. Роман включает несколько смысловых пластов, доступных разной аудитории. Для широкой аудитории «Имя розы» – сложный детектив в исторических декорациях, для узкой – исторический роман со множеством сведений об эпохе, для ещё более узкой – философско-культурологическое размышление об отличии средневекового мировоззрения от современного, о природе и назначении литературы, её соотношении с религией, месте того и другого в истории человечества.

Круг содержащихся в романе аллюзий исключительно широк и ранжирован от общедоступных до понятных лишь специалистам. Главный герой книги Вильгельм Баскервильский некоторыми своими чертами указывает явно на Шерлока Холмса (пользуется его дедуктивным методом, прозван по названию одного из наиболее известных текстов холмсианы, кроме того очевидна параллель между спутниками – Адсон и Ватсон). Его главный противник, слепой монастырский библиотекарь Хорхе – сложно устроенная пародия на образ классика постмодернистской литературы Хорхе Луиса Борхеса, который был директором национальной библиотеки Аргентины, а к старости ослеп (кроме того, Борхесу принадлежит впечатляющий образ цивилизации как «вавилонской библиотеки», из которого, возможно, и вырос весь роман Умберто Эко).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.004 с.)