Социологическая школа права (Паунд, Эрлих) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социологическая школа права (Паунд, Эрлих)



Паунд «Юриспруденция»

Методологической основой правовых воззрений Паунда стала субъективно-идеалистическая философия прагматизма, то есть научная истина сводится к индивидуальному опыту и проверяется только практической полезностью. Прво во всех его проявлениях – это всего лишь субъективный опыт, из которого невозможно вывести общие законы. Подлинная цель и задача права непознаваемы, а различные ценностные суждения, включенные в нормативные акты противоречивы. Поэтому основная задача юриста – изучать реальный правопорядок, суд и административный процесс, где эмпирическое значение права особенно заметно. В людях сочетаются агрессивный и социальный инстинкты, борьба которых составляет содержание общественной жизни. Чтобы борьба инстинктов не уничтожила цивилизацию необходим социальный контроль над инстинктами. Право является высшей формой контроля, особенно стью которого является принудительность, систематическое правление силы. Выделяет три значения права: 1) совокупность правовых предписаний, которые применяет суд и административные организации; 2) праовпорядок, режим упорядоченной человеческой деятельности, поддерживаемый систематическим применением силы политически организованного общества; 3) суд и административный процесс. Паунд разграничивает «право в книгах» и «право в действии». Право должно максимально быстро реагировать на изменение происходящие в общественной жизни, потому вместо «механической юриспруденции» необходимо ввести термин «юриспруденцию права», то есть судопроизводство, не привязанное жестко к законодательству. Необходимо расширять полномочия првоприменительных органов.

Евгений Эрлих «основы социологии права»

Определял право как прикладной функциональный институт, тесно связанный с другими социальными явлениями (экономикой, политикой и т д) стремился показать непосредственно связь права с обществом, доказать, что помимо законодательства существует подлинное «живое», свободное право, находящееся в самих общественных отношениях. Выделяет общественное право, право юристов (адвокатов, судей, ученых) и право государства (законодательство). Общественное право устанавливает права и обязанности индивидов, а право юристов и право государства состоит из норм, решений, регулирующих рассмотрение споров. Правовым ядром выступает общественное право, которое формируется внутри общества (в семье, церкви) право юристов возникает как практика по защите социального порядка. Законы составляют верхний слой социального порядка, поэтому редко отражают реальную жизнь. В результате взаимодействия всех видов права возникает подлинный регулятор общественных отношений – живое право – совокупность таких норм, которые отвечают потребностям людей и не отторгаются ни 1 из видов права. Неосновная роль в нахождении живого права отводится не законодательству, а судье в процессе рассмотрения им конкретных юридических случаев, таким образом судья становится 1 их творцов живого права.

 

69. Неотомистская теория возрожденного естественного права

Ж. Маритен (1782-1873)

Французский богослов, профессор католического университета в Вашингтоне. Автор персоналисткой концепции естественных прав.

Автор работ «Права человека и естественный закон», «Человек и государство», «Моральная философия».

Естественное право изначально вложено в природу человека вечным законом, Богом. Вечный закон – источник и первопричина всех остальных законов и процессов. Одно из проявлений вечного закона – естественный закон. Бог – первый принцип естественного права.

Естественное право – проявление достоинства человеческой личности.

Естественный закон восходит к абсолютному вечному закону. Именно в естественном законе коренится идеальный порядок действий, которому должно соответствовать позитивное право и его практическое применение.

Говорит о невозможности познать естественные права.

Права человека – это естественные права. Маритен подчеркивает, что верующие лучше понимают естественные права, чем атеисты. Чем ближе человек к Богу, тем больше ему раскрываются естественные права.

Маритен выделял следующие группы прав:

1) фундаментальные права человека: право на жизнь и личную свободу, на собственность, на вступление в брак и др.;

2) политические права: их перечень определяется законодательством конкретного государства. Но косвенно они зависят от естественного права;

3) социальные права: право на труд, на объединения (союзы), социальное обеспечение в старости и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.006 с.)