Виды инструктажа по технике безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды инструктажа по технике безопасности



ВИДЫ ИНСТРУКТАЖА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

(в соответствии с ГОСТом 12.0.0004-90 «Организация обучения безопасности труда»)

№ п/п Вид инструктажа Время или причины проведения Ответственный за проведение Документ для регистрации
1 Вводный На первом уроке химии и с каждым вновь прибывшим учащимся Зав. кабинетом, учитель Классный журнал
2 Первичный на рабочем месте Перед практической работой – правила техники безопасности при работе в кабинете химии, и с каждым вновь прибывшим учеником Зав. кабинетом, учитель Классный журнал
3 Повторный На первом уроке в каждом полугодии (триместре) Зав. кабинетом, учитель Классный журнал
4 Текущий Перед проведением лабораторных и практических работ Учитель Фиксируется только для практических работ в классном журнале (учителем) и в тетрадях (учащимися)
5 Внеплановый В случаях: а) грубого нарушения безопасности труда; б) получения травмы; в) отсутствия на занятиях (работе) более 60 дней; г) введения в действие новых правил, инструкций по охране труда и технике безопасности Зав. кабинетом, учитель Классный журнал (для лаборанта и практикантов – специальный журнал)
6 Целевой В случаях: а) постановки химического эксперимента на вечерах занимательной химии; б) проведения экскурсий на промышленные предприятия и в химические лаборатории Учитель Специальный журнал

 

«УТВЕРЖДАЮ»

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ РАБОТЕ В КАБИНЕТЕ ХИМИИ

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для всех лиц, работающих в кабинете химии.

2. К работе в кабинете химии допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, ме­дицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоя­нию здоровья.

3. Лица, допущенные к работе в кабинете химии, должны со­блюдать правила внутреннего распорядка, расписание учеб­ных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

4. При работе в кабинете химии на работающих и обучающихся возможно воздействие опасных и вредных производственных факторов с такими последствиями, как:

- химические ожоги при попадании на кожу или в глаза ед­ких химических веществ;

- термические ожоги при неаккуратном пользовании спир­товками и нагревании веществ в пробирках, колбах и т.п.;

- порезы рук при небрежном обращении с лабораторной по­судой;

- отравление парами и газами высокотоксичных химических веществ;

- ожоги от возникшего пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями;

- поражение электрическим током при нарушении правил пользования электроприборами.

5. Учащиеся могут находиться в кабинете химии только в при­сутствии учителя: пребывание учащихся в помещении лабо­рантской запрещается.

6. Учащиеся не допускаются к выполнению обязанностей лабо­ранта.

7. Запрещается использовать кабинет химии в качестве класс­ных комнат для занятий по другим предметам и для групп продлённого дня.

8. В кабинете химии из числа внеурочных мероприятий разреша­ется проводить только занятия химического кружка и фа­культатива по химии.

9. Запрещается пить, есть и класть продукты на рабочие столы в кабинете химии и лаборантской, принимать пищу в спецо­дежде.

10. Кабинет химии должен быть оборудован вытяжным шкафом.

11. Всем лицам, работающим в кабинете химии, необходимо при­менять индивидуальные средства защиты, а также соблюдать правила личной гигиены. Администрация школы обязана обес­печить учителя химии и лаборанта спецодеждой и средствами индивидуальной защиты (хлопчатобумажный халат, защит­ные очки, фартук из химически стойкого материала, резиновые перчатки; халат должен застёгиваться только спереди, манжеты рукавов должны быть на пуговицах, длина халата — ниже колен). Стирать халат, испачканный химическими реактивами, необходимо отдельно от остального нательного белья.

12. Кабинет химии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: двумя огнетушителями, ящиком с песком, накидками из огнезащитной ткани размером 1,2 м х 1,8 м и 0,5 м х 0,5 м.

13. В кабинете химии (в лаборантской) должна быть аптечка пер­вой медицинской помощи, укомплектованная в соответствии с перечнем медикаментов, разработанным для школьных кабинетов химии.

14. Каждый работающий в кабинете химии должен знать местонахождение средств противопожарной защиты и аптечки первой медицинской помощи.

15. В каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации школы.

16. Работающие в кабинете химии должны соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности, выполнять требования инструкций по безопасному обращению с реакти­вами, лабораторным оборудованием и электроприборами, со­держать в чистоте рабочее место.

17. На видном месте в кабинете химии должен быть Уголок тех­ники безопасности, где необходимо разместить конкретные ин­струкции с условиями безопасной работы и правила поведе­ния в химическом кабинете.

18. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответствен­ности в соответствии с правилами внутреннего трудового рас­порядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной про­верке знаний норм и правил охраны труда.

 

II. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

1. Проверить исправность и работу вентиляции вытяжного шкафа.

2. Тщательно проветрить помещение кабинета химии и лаборан­тской.

3. Надеть спецодежду. При работе с токсичными и агрессивными веществами подготовить к использованию средства индивиду­альной защиты.

4. Подготовить к работе необходимое оборудование, лаборатор­ную посуду, реактивы, приборы.

 

III. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

1. Во время работы в кабинете химии необходимо соблюдать чи­стоту, тишину и порядок на рабочем месте.

2. Запрещается пробовать на вкус любые вещества. Нюхать ве­щества можно, лишь осторожно направляя на себя пары или газы лёгким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью.

3. В процессе работы необходимо следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук, так как многие вещества вызы­вают раздражение кожи и слизистых оболочек.

4. Опыты нужно проводить только в чистой посуде.

5. На всех банках, склянках и другой посуде, где хранятся реак­тивы, должны быть этикетки с указанием названия вещества. Запрещается хранить реактивы в емкостях без этикеток или с надписями, сделанными карандашом по стеклу, растворы ще­лочей — в склянках с притёртыми пробками, а легковоспламе­няющиеся и горючие жидкости — в сосудах из полимерных материалов.

6. Склянки с веществами или растворами необходимо брать од­ной рукой за горлышко, а другой снизу поддерживать за дно.

7. Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при на­клоне этикетка оказывалась сверху (этикетку — в ладонь!). Каплю, оставшуюся на горлышке сосуда, снимают верхним краем той посуды, куда наливается жидкость.

8. При пользовании пипеткой категорически запрещается втяги­вать жидкость ртом.

9. Твёрдые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок толь­ко с помощью совочков, ложечек, шпателей, пробирок.

10. При нагревании жидких и твёрдых веществ в пробирках и колбах нельзя направлять их отверстия на себя и соседей. Нельзя также заглядывать сверху в открыто нагреваемые сосуды во избежание возможного поражения в результате хими­ческой реакции.

11. Категорически запрещается выливать в раковины концентри­рованные растворы кислот и щелочей, а также различные орга­нические растворители, сильно пахнущие и огнеопасные ве­щества. Все отходы нужно сливать в специальную стеклян­ную тару ёмкостью не менее 3 л крышкой (для последующего обезвреживания).

12. Запрещается использовать в работе самодельные приборы и нагревательные приборы с открытой спиралью.

13. Не допускается совместное хранение реактивов, отличающих­ся по химической природе.

14. Выдача учащимся реактивов для опытов производится в мас­сах и объемах, не превышающих их необходимое количество для данного эксперимента, а растворов — концентрацией не выше 5%. На рабочих местах для постоянного размещения допускаются только реактивы и растворы набора типа НРП, утвержденного Министерством просвещения РФ.

 

IV. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

1. Привести в порядок рабочее место, убрать все химреактивы на свои места в лаборантскую в специальные шкафы и сейфы.

2. Отработанные растворы реактивов слить в специальную стек­лянную тару с крышкой, ёмкостью не менее 3 л (для последу­ющего обезвреживания и уничтожения).

3. Выключить вентиляцию вытяжного шкафа.

4. Снять спецодежду и средства индивидуальной защиты.

5. Тщательно вымыть руки с мылом.

6. Тщательно проветрить помещение кабинета химии и лаборан­тской.

 

V. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

1. В случаях с разбитой лабораторной посудой, не собирать её осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

2. Уборку разлитых и рассыпанных реактивов производить, ру­ководствуясь требованиями инструкции по безопасной работе с соответствующими химическими реактивами.

3. В случае с разлитой легковоспламеняющейся жидкостью и ее загоранием немедленно сообщить в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания первичными сред­ствами пожаротушения.

4. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации школы, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечеб­ное учреждение.

 

Зав. кабинетом химии

 

____________________

 

«СОГЛАСОВАНО»

Ответственный за охрану труда

и тех­нику безопасности

 

________________________


«УТВЕРЖДАЮ»

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для всех лиц, работающих в кабинете химии.

2. К работе в кабинете химии допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, ме­дицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоя­нию здоровья.

3. Лица, допущенные к работе в кабинете химии, должны со­блюдать правила внутреннего распорядка, расписание учеб­ных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

4. При работе в кабинете химии на работающих и обучающихся возможно воздействие опасных и вредных производственных факторов с такими последствиями, как:

- химические ожоги при попадании на кожу или в глаза ед­ких химических веществ;

- термические ожоги при неаккуратном пользовании спир­товками и нагревании веществ в пробирках, колбах и т.п.;

- порезы рук при небрежном обращении с лабораторной по­судой;

- отравление парами и газами высокотоксичных химических веществ;

- ожоги от возникшего пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями;

- поражение электрическим током при нарушении правил пользования электроприборами.

5. Запрещается привлекать учащихся к подготовке и проведению демонстрационных опытов по химии: к этой работе разрешается привлекать лаборанта.

6. Запрещается пить, есть и класть продукты на рабочие столы в кабинете химии и лаборантской, принимать пищу в спецо­дежде.

7. Кабинет химии должен быть оборудован вытяжным шкафом.

8. Всем лицам, работающим в кабинете химии, необходимо при­менять индивидуальные средства защиты, а также соблюдать правила личной гигиены. Администрация школы обязана обес­печить учителя химии и лаборанта спецодеждой и средствами индивидуальной защиты (хлопчатобумажный халат, защит­ные очки, фартук из химически стойкого материала, резиновые перчатки; халат должен застёгиваться только спереди, манжеты рукавов должны быть на пуговицах, длина халата — ниже колен). Стирать халат, испачканный химическими реактивами, необходимо отдельно от остального нательного белья.

9. Кабинет химии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: двумя огнетушителями, ящиком с песком, накидками из огнезащитной ткани размером 1,2 м х 1,8 м и 0,5 м х 0,5 м.

10. В кабинете химии (в лаборантской) должна быть аптечка пер­вой медицинской помощи, укомплектованная в соответствии с перечнем медикаментов, разработанным для школьных кабинетов химии.

11. Каждый работающий в кабинете химии должен знать местонахождение средств противопожарной защиты и аптечки первой медицинской помощи.

12. В каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации школы.

13. Работающие в кабинете химии должны соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности, выполнять требования инструкций по безопасному обращению с реакти­вами, лабораторным оборудованием и электроприборами, со­держать в чистоте рабочее место.

14. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответствен­ности в соответствии с правилами внутреннего трудового рас­порядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной про­верке знаний норм и правил охраны труда.

 

II. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

1. Проверить исправность и работу вентиляции вытяжного шка­фа.

2. Тщательно проветрить помещение кабинета химии и лаборан­тской.

3. Надеть спецодежду. При работе с токсичными и агрессивными веществами подготовить к использованию средства индивиду­альной защиты.

4. Проверить исправность подготовленной лаборантом аппарату­ры, приборов, качество лабораторной посуды и наличие реак­тивов.

5. Проверить противопожарные средства кабинета и лаборантс­кой.

6. Удалить с учительского стола все предметы, не относящиеся к данному опыту. Это правило следует особо выполнять в отно­шении легковоспламеняющихся, горючих и других опасных веществ и объектов.

7. Если учитель проводит опыт впервые, то он обязательно дол­жен предварительно проверить его в отсутствие учащихся с помощью лаборанта.

8. Перед демонстрацией электрифицированных моделей, макетов и т.п., питаемых током от осветительной электросети, необ­ходимо до урока проверить электроизоляцию проводов и всех деталей.

9. При проведении опыта, сопровождающегося громким звуком (выстрелом), яркой вспышкой и т.д., учитель должен предуп­редить об этом учащихся во избежание их испуга и вредного воздействия на их нервную систему.

 

III. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

1. Демонстрационные опыты по химии, при которых возможно загрязнение атмосферы кабинета токсичными парами и газа­ми, необходимо проводить в исправном вытяжном шкафу с включённой вентиляцией.

2. Опыты нужно проводить с использованием только чистой по­суды.

3. При пользовании пипеткой запрещается засасывать жидкость ртом.

4. В процессе работы необходимо следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук.

5. Склянки с веществами или растворами необходимо брать од­ной рукой за горлышко, а другой поддерживать за дно.

6. Реактивы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при на­клоне этикетка оказывалась сверху (этикетку — в ладонь!). Каплю, оставшуюся на горлышке сосуда, снимают верхним краем той посуды, куда наливается жидкость.

7. Твёрдые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок толь­ко с помощью совочков, ложечек, шпателей, пробирок. Для твёрдой щелочи пользоваться только пластмассовой или фар­форовой ложечкой. Не использовать металлических ложечек и не насыпать щелочи из склянок через край!

8. Для нагревания жидкостей разрешается использовать только тонкостенную посуду. Пробирки для нагревания жидкостей запрещается наполнять более чем на одну треть их объема. Отверстие пробирки при нагревании нельзя направлять в сто­рону учащихся и на себя.

9. Тонкостенную лабораторную посуду следует укреплять в лап­ке лабораторного штатива осторожно, слегка поворачивая вок­руг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз.

10. Нельзя заглядывать сверху в открыто нагреваемые сосуды во избежание возможного поражения в результате химической реакции.

11. Демонстрацию взаимодействия щелочных металлов и каль­ция с водой необходимо проводить в химических стаканах типа ВН-600, наполненных не более, чем на 0,05 л. В этом случае допускается демонстрация опыта без защитного экра­на.

12. Запрещается использовать в работе самодельные приборы и нагревательные приборы с открытой спиралью.

IV. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

1. Привести в порядок рабочее место, убрать все химреактивы на свои места в лаборантскую в специальные шкафы и сейфы.

2. Установки, приборы, в которых использовались или образо­вывались вещества 1, 2 и 3 классов опасности, оставить в вытяжном шкафу с работающей вентиляцией до конца заня­тий, после окончания которых учитель лично производит де­монтаж установки, прибора.

3. Отработанные растворы реактивов слить в специальную стек­лянную тару с крышкой, емкостью не менее 3 л для последую­щего обезвреживания и уничтожения.

4. Выключить вентиляцию вытяжного шкафа.

5. Снять спецодежду и средства индивидуальной защиты.

6. Тщательно вымыть руки с мылом.

7. Тщательно проветрить помещение кабинета химии и лаборантской.

 

V. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

1. В случаях с разбитой лабораторной посудой, не собирать её осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

2. Уборку разлитых и рассыпанных реактивов производить, руководствуясь требованиями инструкции по безопасной работе с соответствующими химическими реактивами.

3. В случаях с разлитой легковоспламеняющейся жидкостью и её загоранием немедленно сообщить в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания первичными средствами пожаротушения.

4. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации школы при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

 

 

Зав. кабинетом химии

 

____________________

 

«СОГЛАСОВАНО»

Ответственный за охрану труда

и тех­нику безопасности

 

________________________


«УТВЕРЖДАЮ»

ПРИ РАБОТЕ В КАБИНЕТЕ ХИМИИ

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для всех учащихся, работающих в кабинете химии.

2. Учащиеся могут находиться в кабинете только в присутствии учителя; пребывание учащихся в помещении лаборантской не допускается.

3. Присутствие посторонних лиц в кабинете химии во время экс­перимента допускается только с разрешения учителя.

4. В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки.

5. Учащимся запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя.

6. Не допускается загромождение проходов портфелями и сумка­ми.

7. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны соблю­дать чистоту, порядок на рабочем месте, а также четко следо­вать правилам техники безопасности.

8. Учащимся запрещается бегать по кабинету, шуметь и устраи­вать игры.

9. Не допускается нахождение учащихся в кабинете химии во время его проветривания.

10. Учащиеся, присутствующие на лабораторной или практичес­кой работе без халата, непосредственно к проведению экспери­мента не допускаются.

 

II. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

1. Перед проведением экспериментальной работы каждый уча­щийся должен надеть халат. Халат должен быть из хлопча­тобумажной ткани, застёгиваться только спереди, манжеты рукавов должны быть на пуговицах. Длина халата — ниже колен. Стирать халат, испачканный химическими реактивами, необходимо отдельно от остального нательного белья.

2. При проведении эксперимента, связанного с нагреванием жид­костей до температуры кипения, использованием разъедаю­щих растворов, учащиеся должны пользоваться средствами индивидуальной защиты (по указанию учителя).

3. Учащиеся, имеющие длинные волосы, не должны оставлять их в распущенном виде, чтобы исключить возможность их соприкосновения с лабораторным оборудованием, реактивами и тем более — с открытым огнем.

4. Прежде, чем приступить к выполнению эксперимента, учащи­еся должны по учебнику или инструктивной карточке изучить и уяснить порядок выполнения предстоящей работы.

5. Учащиеся обязаны внимательно выслушать инструктаж учи­теля по технике безопасности в соответствии с особенностями предстоящей работы. Текущий инструктаж по технике безопасности перед практической работой регистрируется, собствен­норучно учащимися в тетрадях для практических работ. Те­кущий инструктаж перед лабораторной работой не регистри­руется.

6. Приступать к проведению эксперимента учащиеся могут толь­ко с разрешения учителя.

 

III. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

1. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны быть максимально внимательными, дисциплинированными, строго следовать указаниям учителя, соблюдать тишину, поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.

2. Во время демонстрационных опытов учащиеся должны нахо­диться на своих рабочих местах или пересесть по указанию учителя на другое, более безопасное место.

3. При выполнении лабораторных и практических работ учащи­еся должны неукоснительно соблюдать правила техники, бе­зопасности, следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук, так как многие из них вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.

4. Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус! Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя их пары или газы лёгким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью.

5. При выполнении лабораторных работ учащиеся должны точ­но повторять действия учителя, показывающего, как нужно правильно проводить эксперимент.

6. Подготовленный к работе прибор учащиеся должны показать учителю или лаборанту.

7. По первому требованию учителя учащиеся обязаны немедлен­но прекратить выполнение работы (эксперимента). Возобнов­ление работы возможно только с разрешения учителя.

8. Учащимся запрещается самостоятельно проводить любые опы­ты, не предусмотренные в данной работе.

9. Учащимся запрещается выливать в канализацию растворы и органические жидкости.

10. Обо всех разлитых и рассыпанных реактивах учащиеся долж­ны немедленно сообщить учителю или лаборанту. Учащимся запрещается самостоятельно убирать любые вещества.

11. Обо всех неполадках в работе оборудования, водопровода, элек­тросети и т.п. учащиеся обязаны сообщить учителю или лабо­ранту. Учащимся запрещается самостоятельно устранять не­исправности.

12. При получении травм (порезы, ожоги и т.п.), а также при плохом самочувствии учащиеся должны немедленно сообщить об этом учителю или лаборанту.

13. Во время работы учащимся запрещается переходить на другое рабочее место без разрешения учителя.

14. Учащимся запрещается брать вещества и какое-либо оборудо­вание с незадействованных на данный момент рабочих мест.

15. Недопустимо во время работы перебрасывать друг другу ка­кие-либо вещи (учебники, тетради, ручки и др.).

16. Запрещается оставлять без присмотра включенные нагрева­тельные приборы, а также зажигать горелки и спиртовки без надобности.

 

IV. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

1. Уборка рабочих мест по окончании работы производится в соответствии с указаниями учителя.

2. Учащиеся должны привести в порядок свое рабочее место, сдать учителю или лаборанту дополнительные реактивы и оборудование, выданные в лотке, удостовериться в наличии порядка в обоих ящиках рабочего стола и закрыть их. Запрещается убирать в ящики грязную посуду, ее необходимо сдать учите­лю или лаборанту.

3. По окончании лабораторной и практической работ учащиеся обязаны вымыть руки с мылом.

4. Стирать халат, испачканный химическими реактивами, необ­ходимо отдельно от остального нательного белья.

 

V. АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ

При возникновении аварийных ситуаций во время занятий в кабинете химии (пожар, появление посторонних запахов), не до­пускать паники и подчиняться только указаниям учителя.

 

Зав. кабинетом химии

 

____________________

 

«СОГЛАСОВАНО»

Ответственный за охрану труда

и тех­нику безопасности

 

________________________


«УТВЕРЖДАЮ»

 

ПРИ ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ ОПЫТАХ

Источники загрязнения воздуха помещений химического ка­бинета многочисленны и разнообразны. Загрязнение воздуха клас­са-лаборатории происходит главным образом при неправильном проведении многих демонстрационных опытов и некоторых лабо­раторных и практических работ, предусмотренных программой. Значительно снижается чистота воздуха лаборантской при подго­товке демонстрационных опытов и практических работ. Наконец, чистота воздуха может зависеть от исправности газовой сети, ка­нализации и от своевременного выноса ведра с отходами после работы.

При проведении демонстраций учитель должен помнить следу­ющие правила:

1. Опыты с относительно большим количеством вредных газов следует проводить только в вытяжном шкафу специальной конструкции, имеющем витринное стекло в стенке, обращенной к учащимся.

2. При отсутствии специального вытяжного шкафа такие вред­ные газы, как сероводород, хлороводород, оксиды азота, луч­ше получать в малых количествах — в пробирках.

3. Для опытов следует брать минимальное количество вредных реагирующих веществ.

4. Трубчатые соединения приборов должны быть абсолютно плот­ными. Важно обеспечить хорошее прилегание пробок, что луч­ше достигается при пробках из резины.

5. Подливание соляной кислоты при получении хлора и подачу воды при получении ацетилена следует производить каплями с помощью пипетки или воронки с краном.

6. Нагревание спиртовками и газовыми горелками нужно вести осторожно во избежание растрескивания прибора.

7. В приборе должна быть предусмотрена возможность поглоще­ния избытка получаемого газа с помощью соответствующего раствора, налитого в стеклянную банку с пробкой и газоприёмной трубкой. Для поглощения хлора, хлороводорода, брома, бромоводорода, сероводорода, сернистого газа используют ра­створ гидроксида натрия; оксиды азота N0 и N02 поглоща­ются насыщенным раствором сульфата железа (II). Сернис­тый газ можно растворить также водой со льдом, а сероводо­род — раствором аммиака.В некоторых случаях возможно использование несложных устройств с активированным углем, поглощающим вредные вещества.

8. Сжигать вещества, образующие вредные газы, следует в не­больших стеклянных банках с пробками, через которые про­пущена стальная проволока с ложечкой.

 

Зав. кабинетом химии

____________________

 

«СОГЛАСОВАНО»

Ответственный за охрану труда

и тех­нику безопасности

________________________


«УТВЕРЖДАЮ»

ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ ОПЫТАХ

При подготовке опыта, опасного в каком-либо отношении (воз­можность вспышки, загорания, взрыва), учитель должен хорошо продумать весь процесс проведения демонстрации и принять сле­дующие меры:

1. Проверить исправность подготовленной лаборантом аппарату­ры и наличие реактивов.

2. Проверить противопожарные средства класса-лаборатории и на учительский стол поставить небольшой огнетушитель.

3. Проверить наличие и исправность специальных средств защи­ты (защитного экрана, очков, перчаток и т.д.).

4. Удалить с учительского стола все предметы, не относящиеся к данному опыту. Это правило следует выполнять особенно в отношении легковоспламеняющихся, горючих и других опас­ных веществ и объектов.

5. Если учитель проводит опыт впервые, то он обязательно дол­жен предварительно проверить его в отсутствие учащихся с помощью лаборанта.

6. Перед демонстрацией электрифицированных моделей, макетов и т.п., питаемых током от осветительной электросети, необ­ходимо до урока проверить электроизоляцию проводов и всех деталей.

7. Следует всегда иметь наготове нейтрализующие вещества и аптечку с набором средств оказания первой помощи.

8. При проведении опыта, сопровождающегося громким звуком (выстрелом), яркой вспышкой и т.д., учитель должен заранее предупредить об этом учащихся во избежание их испуга и вредного воздействия на их нервную систему.

9. Если передний ряд парт примыкает непосредственно к учи­тельскому столу, то учащиеся с этих парт должны пересесть на более удаленные.

10. При малых размерах класса-лаборатории опасные опыты сле­дует проводить на отдельном столике, установленном в углу у внешней стены.

 

Зав. кабинетом химии

 

____________________

 

«СОГЛАСОВАНО»

Ответственный за охрану труда

и тех­нику безопасности

 

________________________


«УТВЕРЖДАЮ»

Разряд

Опасности

Характеристика жидкости

Температура вспышки, "С

в закрытом тигле в открытом тигле
I   II   III   Особо опасные   Постоянно опасные   Опасные при повышенной температуре до -18   от -18 до 23   от 23 до 61   до -13   от -13 до 27   от 27 до 66  

 

Жидкости, имеющие температуру вспышки выше 61°С в закрытом тигле или выше 66°С в открытом тигле и способные гореть после удаления источни­ка зажигания, относятся к ГЖ (горючие жидкости).

К I разряду относятся: акролеин, ацетальдегид, ацетон, бензины, гексан, диэтиламин, диэтиловый эфир, циклогексан, этиламин, этилформиат и др.

К II разряду относятся: бензол, трет-бутиловый спирт, гептан, дихлорэ­тан, диэтилкетон, изопропилацетат, изопропиловый спирт, лигроин, метилацетат, пиридин, толуол, этилацетат, этилбензол, этанол и др.

К III разряду относятся: амилацетат, бутанол, изоамилацетат, керосины, ксилол, муравьиная кислота, пентанол, пропилбензол, пропанол, скипидар, стирол, уайт-спирит, уксусная кислота, уксусный ангидрид, хлорбензол и др.

 

Зав. кабинетом химии

 

____________________

 

«СОГЛАСОВАНО»

Ответственный за охрану труда

и тех­нику безопасности

 

________________________


«УТВЕРЖДАЮ»

В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

1. Устройство и условия эксплуатации электрооборудования в химических лабораториях должны соответствовать требова­ниям действующих Правил устройства электроустановок, Пра­вил технической эксплуатации электроустановок потребите­лей и Правил техники безопасности при эксплуатации элект­роустановок потребителей.

2. Питание электроприборов кабинета (лаборатории) химии дол­жно осуществляться от щита с разделительными трансформа­торами, подсоединённого к электрическому вводу через защитно-отключающее устройство.

3. Химические лаборатории должны быть оснащены оборудова­нием промышленного производства. Запрещается использо­вать самодельные приборы!

4. Все электрооборудование, электроинструменты при напряже­нии свыше 42 В, а также оборудование и механизмы, которые могут оказаться под напряжением, должны быть надежно занулены. Строго запрещается заземлять приборы на батареи парового отопления или водяные грубы!

5. В случае перебоев в подаче электроэнергии все электроприбо­ры должны быть немедленно выключены.

6. Штепсельные розетки, вилки, применяемые для напряжения 42В, по конструктивному исполнению должны отличаться от обычных штепсельных соединений, предназначенных для на­пряжения 220 В, и исключать возможность включения вилок на 42 В в штепсельные розетки на 220 В.

7. Все розетки в химической лаборатории должны быть промар­кированы с указанием подаваемого напряжения.

8. Запрещается подавать на лабораторные столы напряжение пе­ременного тока выше 42 В и постоянного — выше 110 В.

9. Все токоведущие элементы электрических приборов должны быть надежно защищены от случайного прикосновения.

10. Запрещается использовать выключатели, штепсельные розет­ки для подвешивания плакатов и т. п.

11. При эксплуатации электронагревательных приборов необхо­димо следить за тем, чтобы их установка исключала непосредст­венную близость легковоспламеняющихся веществ, материа­лов, предметов и конструкций.

12. Запрещается работать на неисправных электрических при­борах и установках! О всех обнаруженных дефектах в изоля­ции проводов, о неисправности штепсельных вилок, розеток и т.п., а также занулении следует немедленно сообщить адми­нистрации. Все неисправности должен устранять квалифици­рованный специалист.

13. Запрещается переносить включенные электроприборы и остав­лять их без надзора.

14. Запрещается загромождать подходы к электрическим устрой­ствам.

15. Осмотр и чистка электроприбора производятся при его отклю­чении от сети (особенно в опытах по электролизу).

16. После подготовки прибора к опыту и сборки электрической схемы она должна быть проверена учителем, и только после этого можно включить прибор в сеть.

17. Перед включением прибора в сеть необходимо убедиться, соот­ветствует ли напряжение, на которое рассчитан прибор, на­пряжению сети.

18. Нельзя пользоваться для включения прибора аппаратным шнуром без вилки (голыми концами проводов), т.к. при этом можно легко получить электрический удар.

19. При получении нового электроприбора необходимо прежде всего внимательно изучить инструкцию и, в случае неясности неко­торых вопросов, получить консультацию у электрика.

20. Все электронагревательные приборы должны иметь теплоизолирующие ножки, и их нужно устанавливать на жаростойкие подставки.

21. Все электроприборы необходимо оберегать от сырости и особенно от наличия в атмосфере шкафа, где они хранятся, паров соляной и других кислот.

22. Запрещается брать электрические приборы мокрыми руками! В случае попадания на электрический прибор влаги его необходимо немедленно обесточить. Возобновить эксплуатацию прибора возможно лишь после его полного высыхания.

 

 

Зав. кабинетом химии

 

____________________

 

«СОГЛАСОВАНО»

Ответственный за охрану труда

и тех­нику безопасности

 

________________________


«УТВЕРЖДАЮ»

 

ГРУППЫ ХРАНЕНИЯ РЕАКТИВОВ

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.163.171 (0.201 с.)