Основы социальной политики государства в области оплаты труда и доходов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы социальной политики государства в области оплаты труда и доходов.



Рост реальных располагаемых денежных доходов населения в долгосрочной перспективе обусловлен увеличением заработной платы, доходов населения от предпринимательской деятельности, ускоренным развитием системы пенсионного и социального страхования, а также усилением социальной поддержки малообеспеченных категорий населения.

Ежегодный рост заработной платы в 2011 - 2020 годах составит 7,6 - 9,7 процента, в целом в экономике к 2020 году она возрастет по сравнению с 2007 годом в 3,3 раза. Реализация инновационного сценария даст импульс более высоким темпам роста заработной платы в высокотехнологичных и наукоемких видах деятельности. В результате этого снизится существенное превышение уровня оплаты труда в сырьевых производствах и финансовой деятельности по сравнению с другими отраслями. До 2020 года будет обеспечено постепенное сближение среднего размера оплаты труда работников бюджетной сферы с размерами заработной платы, сложившимися во внебюджетном секторе экономики. Если в 2007 году средняя заработная плата в образовании и здравоохранении составляла соответственно 65 процентов и 74 процентов, то к 2020 году это соотношение увеличится практически до 90 процентов.

Росту оплаты труда работников бюджетной сферы будет способствовать выход минимальной заработной платы на уровень прожиточного минимума, внедрение новых систем оплаты труда работников бюджетной сферы, ориентированных на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг и учитывающих сложность и объемы выполняемой работы.

В структуре доходов населения предусматривается повышение доли заработной платы с 37,6 процента в 2007 году до 42,4 процента в 2020 году. Увеличится также доля социальных трансфертов к 2020 году до 15,5 процента по сравнению с 12,6 процента в 2007 году, что связано с ростом доли лиц старших возрастов в структуре населения. Большую часть социальных трансфертов составляют пенсионные выплаты.

Средний размер трудовой пенсии по старости (среднегодовой) к 2020 году возрастет по сравнению с 2015 годом в 1,6 раза и превысит прожиточный минимум пенсионера почти в 3 раза.

Для обеспечения сбалансированности пенсионной системы потребуется увеличение эффективного тарифа страховых взносов и его установление в едином для всех страхователей размере, а также введение предельного заработка для начисления страховых взносов с 2010 года и дальнейшей его индексации по росту средней заработной платы в стране.

В результате роста денежных доходов населения доля и численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума будет иметь тенденцию к сокращению. За 2006 - 2010 годы она сократится с 15,2 процента в 2006 году до 10,4 процента в 2010 году, к 2015 году - до 7,8 процента и достигнет примерно 11,1 млн. человек. К 2020 году масштабы бедности сократятся до 6,2 процента (8,9 млн. человек). С 2006 по 2020 год численность и удельный вес населения с доходами ниже величины прожиточного минимума может уменьшиться более чем в 2 раза.

Доля среднего класса (к нему отнесены лица со среднедушевым доходом свыше 6 прожиточных минимумов, а также лица, имеющие автомобиль, банковские сбережения и возможность регулярного отдыха за границей) повышается с 30 процентов населения в 2010 году (около 18 процентов в 2006 году) до 52 - 55 процентов в 2020 году.

Такое социальное улучшение является не только результатом, но и предпосылкой дальнейшего успешного экономического роста, поскольку предполагает создание более высокого качества человеческого капитала.

Темпы роста денежных доходов населения в сочетании с ускоренным ростом потребительского кредитования обусловливают больший рост потребительских расходов. При этом наиболее быстро будут расти потребительские услуги, в частности, их доля к 2020 году в потребительских расходах возрастет до 18,2 процента по сравнению с 16,6 процента в 2007 году. Это связано с увеличением доли расходов на оплату услуг рыночного характера, таких, как туризм, санаторно-оздоровительные услуги, мобильная связь, услуги рекламы, правового характера и других видов услуг.

Развитие сферы потребительского кредитования и ипотеки приведет к значительному росту расходов граждан на приобретение жилья.

Инновационный сценарий предусматривает более высокую склонность населения к сбережениям с целью обеспечения финансовыми ресурсами растущего уровня потребления, образования детей и решения жилищных вопросов.

 

25. Роль государства в регулировании доходов и заработной платы в рыночной экономике

Государство с помощью налоговых, бюджетных, кредитных и административных мер осуществляет перераспределение доходов в целях повышения обороноспособности, охраны общественного порядка, развития науки, культуры, образования, обеспечения эффективной занятости, содержания нетрудоспособной части населения. Реальные возможности государства в перераспределении доходов и финансировании общественного сектора зависят от ряда объективных социально-экономических условий: размера внутреннего валового продукта (ВВП), его динамики и структуры; покупательной способности национальной валюты; демографических тенденций; традиционно сложившихся функций государственного регулирования, административно-территориальной структуры органов власти и полномочий каждого уровня власти; доли теневой экономики в ВВП. В рыночной экономике государство сочетает меры прямого и косвенного регулирования доходов и заработной платы. К мерам прямого регулирования относятся: установление ставок налогообложения физических лиц, минимальных социальных стандартов, тарифов на жилищно-коммунальное обслуживание и услуги транспорта для населения; единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы; утверждение размера, порядка начисления и расчета пенсий и пособий; упорядочение системы предоставления пособий и компенсаций; индексация доходов и сбережений.

Меры косвенного регулирования доходов и заработной платы включают:эмиссию денег; контроль над инфляцией и валютным курсом; налоговые льготы благотворительным организациям, а также фирмам и частным лицам, вносящим средства на благотворительные цели; налоговые льготы малому предпринимательству; тарифно-квалификационные справочники рабочих и служащих. Важным условием эффективной политики доходов и заработной платы является определение оптимальных границ государственного и рыночного регулирования. В рыночной экономике граждане свободно выбирают источники доходов — от трудовой и предпринимательской деятельности, от собственности на факторы производства. Доходы населения формируют платежеспособный спрос и в то же время зависят от него.

26.Тенденции в структуре доходов и з/п в РФ, их связь с преобразованием в управлении экономикой современной россии.

Повышение уровня жизни населения в конечном счете является основной целью социальной политики и главным критерием ее эффективности в любой цивилизованной стране. Сокращение масштабов бедности выступает в качестве одной из важнейших составляющих достижения этой цели. Одним из важнейших источников доходов современного общества является заработная плата, составляя в развитых странах более половины доходов населения. В России также основная доля денежных доходов также приходится на заработную плату. Исследование рынка труда, уровня и динамики заработной платы, ее дифференциации являются одним из составляющих при определении благосостояния российского общества.

Рассматривать заработную плату следует не только как экономическую категорию, но и как нравственную, так как она обеспечивает человеку определенный статус. О социально-экономических последствиях процессов движения заработной платы и цен на товары и услуги можно судить, сопоставив уровень и динамику заработной платы с уровнем и динамикой прожиточного минимума трудоспособных граждан. Нельзя не отметить, что в условиях плановой экономики установленный уровень минимальной заработной платы — 80 рублей был примерно в 1,5 раза выше прожиточного минимума, что характеризует ее как социально значимую величину.

Оценивая современную ситуацию на рынке труда России, экономисты приходят к выводу: если в стране в ближайшие годы значительно не повысятся уровень оплаты труда и реальные доходы населения, то низкий платежеспособный спрос на внутреннем рынке станет мощным препятствием экономического роста

Наблюдается следующая закономерность. Чем выше уровень развития национальной экономики, чем полнее отечественный рынок постоянно наполняется разнообразными высококачественными товарами и услугами, тем более экономика заинтересована в максимально высоком среднем уровне доходов населения и напротив, чем ниже эффективность экономики и стабильнее это положение, тем неизбежнее не только заинтересованность, но и прямая потребность экономики в устойчиво низких доходов населения.

 

27. доходов и заработной платы в средне- и долгосрочной перспективе

. В рыночной экономике политика доходов и заработной платы осуществляется на макро- и микроуровнях. На макроуровне она проводится государством, органами законодательной и исполнительной власти. Политика доходов и заработной платы представляет собой совокупность установленных государством норм и правил, воздействующих на уровень доходов, инфляцию и цены. Она включает законодательные и нормативные меры, направленные на сокращение разрыва в доходах высокообеспеченной и малообеспеченной групп населения, снижение инфляции, социальную защиту нетрудоспособных и безработных.

На этом уровне устанавливаются общие институциональные нормы для страны, отрасли, групп отраслей, регионов, организационно-правовых форм предприятий. Они закрепляются в различных нормативных документах, генеральных, отраслевых и территориальных соглашениях. Разграничиваются федеральный, региональный и муниципальный уровни регулирования доходов.

В рыночной экономике государство сочетает меры прямого и косвенного регулирования доходов и заработной платы. К мерам прямого регулирования относятся:

* установление ставок налогообложения физических лиц, минимальных социальных стандартов, тарифов на жилищно-коммунальное обслуживание и услуги транспорта для населения;

* единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы;

* утверждение размера, порядка начисления и расчета пенсий и пособий;

* упорядочение системы предоставления пособий и компенсаций;

* индексация доходов и сбережений.

Меры косвенного регулирования доходов и заработной платы включают:

* эмиссию денег;

* контроль над инфляцией и валютным курсом;

* налоговые льготы благотворительным организациям, а также фирмам и частным лицам, вносящим средства на благотворительные цели;

* налоговые льготы малому предпринимательству;

* тарифно-квалификационные справочники рабочих и служащих. Президент запланировал к выборам 2018 года повысить зарплату бюджетников в 1,5 раза. С 1 января 2014 года МРОТ на федеральном уровне повышают на 6,7 % до 5 554 рублей(5205 рублей была). Инфляция в 2013 году составит примерно столько же. Т.е. минимальная зарплата для бюджетников в 2014 году фактически повышена не будет. Она будет только проиндексирована на уровень инфляции.
Довести МРОТ до прожиточного минимума Минтруда собирается к 2017-2018 году. Прожиточный минимум к 2014 году составит около 7 000 рублей по России.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.009 с.)