Московская фонологическая школа - основные положения и единицы. Типы чередований: фонетические и нефонетические, параллельные и перекрещивающиеся. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Московская фонологическая школа - основные положения и единицы. Типы чередований: фонетические и нефонетические, параллельные и перекрещивающиеся.



Участники: Реформатский, Панов, Горшкова, Касаткин. В отличие от ЛФШ фонема – элемент морфемы, а не словоформы. При этом морфема имеет постоянный состав фонем и морфема может иметь несколько морфов (а морфы тоже имеют постоянный состав). (река-речной)

Звуковые чередования(словоформа уникальна, морфема – фонетически по-разному реализована):

-фонетическое

- грамматическое

Фонетическое чередование – позиционное ч-е (обусловлено фонетической позицией, то есть положением относительно других фонетич. единиц). Осуществляется без исключений. Оглушение зв. Шум согл на конце слова!

  Грамматическое чередование тоже может быть позиционным. Но позиция описывается не в фонетических, а грамматических терминах.

 Фонема МФШ – это минимальная линейная единица языка, служащая для различения и отождествления морфем и представленная в речи рядом позиционно чередующихся звуков.

(О позициях подробнее в вопросе 25)

  Гиперфонема – ряд звуков, позиционно чередующихся в пределах одной морфемы, но представленных только в слабых позициях (сигнификативно слабых). ОТЛИЧИЕ ГИПЕР ОТ АРХИ: архифонема – соед всех позиций в нейтрализации, гипер – только в определенной морфеме!!!!

В теории МФШ одна и та же фонема может быть реализована разными звуками, а один и тот же звук может представлять разные фонемы. При грамматическом чередовании внутри одной и той же морфемы в тождественных фонетических позициях могут чередоваться разные фонемы – это чередующиеся морфонемы. (писать – пишу: <c>/<ш>) Из концепции МФШ исключаются междометия и заимствованные слова.

Сигнификативно слаб позиции фонем возникают в результате перекрещивающихся чередований. Фонетич чередование назыв перекрещ, если оно приводит к нейтрализации (пятый\пяттак).

Параллельное чередование – тип фонетических чередований, при котором не происходит нейтрализации (даже мены) фонем (год\годик)

27 Сильные и слабые позиции согласных по глухости-звонкости и твердости-мягкости в СРЛЯ.

Фонетич позиции согл в рус яз определяются правым контекстом (то, что следует за солг). Выделяются позиции:

- перед гласным,

-перед согл\

-перед мягк переднеязыч согл

- на конце слова перед паузой.

Фонетич позиции гл левым контекстом (то, что предшествует). И положением относительно ударения:

-под удар после согл

- в первом предуд после пар\непар согл, тв/мягк согл

-без удар после гл. в начале слова

- в зауд слоге после мягк

Максимальное количество согласных в СРЛЯ – 37 (32 без мягк К Г Х Ш – петербургское произношение Ж-ж не во всех диалектах).

Сильная п – найти слова, в которых фонемы в этой позиции реализуются разными звукотипами и различают значение слов.

Слабая п – найти слово, в которых фонемы нейтрализуются.

. По глухости/ звонкости

  сильные позиции для шумных согласных(кроме ц, ч’, х):

- перед гласным

- перед сонорным согласным (р,н,м,л,j)

 - перед в/в’за котор гл или сонор

   Слабые позиции:

 - на конце слова перед паузой

- перед шумным согласным (кроме в/в’) за которыми следует гласный или сонорный. (перед глухими нейтрализация осуществляется в глухом варианте, перед звонкими – в звонком)

Для Ц, Ч, Х и сонор нет позиций по гл/зв

 

ТВЕРДОСТЬ\МЯГКОСТЬ

Для Ц, Ч,ЙОТ, Ж, Ш по глухости/звонкости не могут быть никак охарактеризованы, так как они не обладают этим признаком. По мягкости/твердости: У фонем j, ц, ч’ нет этого признака. (то же может относиться к ш, ж, к, г, х, если мы не выделяем фонемы ш’, ж’, к’, г’, х’)

Л,Л’ – всегда сильные по этому признаку

Сильные позиции:

- перед гласным - в конце слова

- п/я + тверд.губн (п,б,м) КОН-КОНЬ. БРАТ-БРАТЬ

 - п/я – ПЕРЕД ТВ И МЯГЛ ЗАДНЕЯЗЫЧ – ТОНКО-ТОНЬКА (т,д,с,з,н л,ц,р,ш,ж,ч) + з/я (к,г,х) И ПЕРЕД ТВ ГУБ – ИЗБА-РЕЗЬБА

 Слабые позиции: позиция перед согласным с тем же местом артикуляции (зубн+зубн, зубн +мягк. губн и тд)

28 Варьирование согласных по месту и способу артикуляции в СРЛЯ. Чередования согласных с нулем звука.

1. Шумные зубные согласные фонемы т,т’,с,с’,з,з’,д,д’,ц в позиции перед шумными пердненёбными ш,ш’,ж,ж’,ч’ реализуются соответствующими пердненёбными.

При этом фрикат зуб с,с’,з,з’ реализ др звукотипами  ш- ш^-ж (сшить [шшыт’]; разжать [ражжат’]) –суметь, но шшить. Зуб и передненеб фрикат нейтрализуются в передненеб согл.

 изменение места артикуляции т,т’ д,д’ не приводит к образованию нового звукотипа. В позиции перед ш-ш0-ж-ж0-ч они реализуются передненебными согл: (о[дж]ать, по[т’ч’]истить) - в положении перед ш,ш’,ж,ж’,ч’зубные смычные согласные совпадают (нейтрализуются) с передненёбной аффрикатой ч’ (петь чепуху = печь чепуху). Эта нейтрализация осуществляется в имплозивном передненёбном смычном согласном.

2. В позиции перед зубными фрикативными с,с’,з,з’ зубные взрывные т,т’ д,д’ и аффриката ц нейтрализуются в имплозивном зубном: оте[д з]анимался, бра[д з]анимался. В позиции перед глухим нейтрализация осуществляется в глухом согласном ОТСАДИТЬ, а перед мягким – в мягком ОТСЕСТЬ.

3. Фонема  с’ возвратного постфикса глаголов: после зубного взрывного СОГЛ ИНФИНИТИВА ИЛИ 3 ЛИЦА НАСТ ВР РЕАЛИЗУЕТСЯ  – ц (бajaтца) и тд Для ц: Сильная позиция: не после зубного взрывного (братец) слабая позиция: после зубного взрывного (от братца, бояться)

4. зубной взрывной + зубной фрикативный (перед согласными) = ц (Иркутск)

 5. Ч’ после Ш’ =Ш’ (Ра[ш‘ш’]оска) РЕАЛИЗУЕТСЯ ФРИКАТ СОГЛ

Нулевые реализации фонем:

 1. фонема j реализуется нулем звука в интервокальном положении перед ПЕРЕДНИМИ гласными И и Ь (мои – маи. моего)

2. Взрывной зубной согласный звук реализуется нулем звука:
- между зубными щелевыми

 -между зубным носовым и зубным щелевым или аффрикатой Честь – честный, опоздать – поздно, голландец- голландца   

В других случаях нулевая реализация фонем является факультативной: Гигант – гигантский, счастье – счастливый     

 Между двумя носовыми этого не происходит: Пикантный, элегантный   

3. Имеются единичные чередования согл с нулем звука: Сердце, солнце  4. Сочетание из двух одинаковых согласных фонем реализуется одной согласной, а долгая согласная фонема – кратким согласным: Русский, счет – подсчет, галлы - галл

29 Реализация гласных в безударных слогах. Возможные позиции для гласных фонем:

Реализ гл фонем зависит от

-положения относит удар

- налич\отсутст предшедст согл(от тв или мгк согл)

- в безуд слогах после мягк согл от старших или млад орфоэп стандартов: при экающ – фонемы Е А О реализ пониж ступени подъема. при икающ – все гл совпад в произношении И ­(Ы)

 

 1. Ударный слог 

1.1 после паузы или гласного(неприкрытый слог)

 1.2 после тверд согл 

1.3 после мягк согл

 

 2.Первый предударный слог 

 2.1 после паузы или гласного(неприкрытый слог)

 2.2 после тверд согл 

2.3 после мягк согл 

2.4 после ш. ж, ч

 

3.Другие безударные слоги 

3.1 после паузы или гласного(неприкрытый слог)

 3.2 после тверд согл 

3.3 после мягк согл

4.конечный открытый безударный слог перед паузой  

4.1 после тверд согл  

 4.2 после мягк согл

- КОНЕЧНЫЙ ЗАУД.

после тв согл зв А и О могут варьировать от Ъ до А. Ъ к А, А к Ъ (дама дам и тд). Е – Ь. ЬЭ. ЭЬ. Э (на воле, на коже). И – И Ь. Ы Ъ.

для гл сильные позиции по удар и У

30 Вопрос о составе фонем СРЛЯ. Спорные вопросы фонологических описаний СРЛЯ - фонемная принадлежность [ы], мягких заднеязычных и долгих мягких шипящих, фонологический статус позиции перед [е] Максимальное количество согласных – 37 Гласных – 5-6 Вопрос о фонематической трактовке мягких заднеязычных и о фонематической

самостоятельности Ы. Московская школа считает, что ы - вариант И, так как Ы стоит только после твёрдых согласных, а И – после мягких, и что в русском языке 5 гласных фонем. Школа Щербы – 6 фонем, и что есть слова "ынден", "ыкать". -k', g', x' – московские фонологи самостоятельными не признают. Фонема не зависит от впередистоящих звуков, а мягкие заднеязычные с гласными переднего ряда. Щербовские фонологи считают, что нет разницы между заимствованиями или нет, если это современный русский язык ("Гюйс" – г', стоит перед гласным заднего ряда, а берегя, ткёт – русские) Московские фонологи считают только исконно русские. Вопрос о фонематической трактовке долгих гласных и согласных звуков. На стыке морфем или слова и предлога – сохраняется два звука. В середине морфемы – один долгий. Бифонемность или фонемность (Бондарко). Выделимость фонем. Вопрос о долгих гласных. В некоторых языках внутри долгого гласного не всегда проходит разница двух соседних морфем, и поэтому долгие гласные в таких языках – отдельные цельные фонемы, а не сочетания двух кратких (немецкий), в других языках долгий гласный рассматривается как сочетание двух фонем, когда может проходить граница морфем. Известны следующие случаи, при которых появляются долгие согласные. На морфемном шве, в корне, на стыке слов. Долгий согласный противопоставлен всем другим долгим кроме самих себя. Долгий согласный противопоставлен всем бифонемным сочетаниям. Вывод: долгих фонем в русском языке нет, а есть бифонемные сочетания соглансых, фонетических дифтонгов нет, но в произношении они есть. Экскурсия накладывается на рекурсию, создаётся непрерывность, сильнее влияние предыдущего согласного на следующий гласный, чем наоборот. Непрерывная работа артикуляторного аппарата, при котором из инертности органической речи – непрерывность. Вопрос о фонематической трактовке Щ и Ж'. -Является ли Щ самостоятельной фонемой, или это [šč] (МФШ) или [š:] - является ли мягкое долгое [ж':] фонемой. Щербовские фонологи признают Щ, но не применяют Ж мягкое долгое. Московская школа – ж мягкое долгое – только в форме слова "дождь" и производных от него, только внутри корня "визжит". Бондарко – это монофонемность Щ, а бифонемность – московская школа. Бифонемность проявляется в сочетаниях ЗЧ, СЧ, ШЧ, ЖЧ (счастье, перевозчик, мужчина, женщина). Щ может быть просто в корне, и не на морфологической границе (щи), в этом случае он обозначается одной буквой. Позиция перед Е. Иногда считается слабой по твердости/мягкости. Твердый согласный чередуется с мягким: вада – па вад’э Однако в языке появляется все больше заимствованных слов с твердым согласным перед Э. Носителями эти слова уже осознаются как привычные, поэтому позиция теперь считается сильной по твердости/мягкости: Пастель – постель, мэра – мера, сэра – сера Так что теперь пример: вада – па вад’э – считается нефонетическим чередованием (подобно стол – столик)

Теория Р.И.Аванесова 1956г

    Важнейшей особенностью фонологических представлений Л.Щербы и Н Трубецкого – фонема как ед, дифференцирующая мелкие язе д – морфемы. Поэтому для Трубецкого пер и послед согл в слове ПОП – разн систем ед. т к первый входит в 4 фонологич оппозиции – фонема. А послед – в 3 (архифонема). В концепции МФШ эти согл представляют одну и ту же фонему П. т к в сильной позиции в пределах той же морфемы реализуются одним и тем же зв П – ПОП-ПОПЫ. Именно этот вопрос о том, дифференциация каких знак ед явл основной функцией фонемы – предмет полемики мфш и их оппонентов. Эти представления не являются принципиально несовместимыми. Попытка объединить две фонологические теории была предпринята одним из создателей мфш р и Аванесовым в книге «Фонетика СРЛЯ».

Основная идея – в лексиконе представлены не только морфемы, но и словофорфы, а то и другое одновременно.

Зв ед в разных позициях могут обладать различит силой по отношению к морфеме и словоформе в составе которых они находятся.

    Если рассматривать согл в слове ПОП с т зрения позиций в которых они находятся то первый п в сил поз по всем дп, обладает способностью к дифференциации как морфем, так и словоформ, например, поп-боб – поп-боп при помощи противопостав п-б раздич как морфемы, так и словоформы, в составе которых они находятся. Единицы, различающие как словоформы, так и морфемы, и представленные в сильных позициях (макс различ) – СИЛЬНАЯ ФОНЕМА.

    Конечные согл в паре луг-лук наход в слаб позиции по гл/ зв и соответствующ словоформы не дифференцируют, так как произношение лук и луг ИДЕНТИЧНО. Это СЛАБЫЕ ФОНЕМЫ!

    С др стороны, соответствующие корневые морфемы луг-лук могут раздтчаться (в составе др словоформ луга-лука). В первом случае происходит чередование К в слаб, Г в сил позиции, во втором случае К и в сил, и в слаб, то есть К-Г с од стороны и К – К с др, различают разные морфы. Совокупность сил и слаб фонем, позиционно чередующ внутри одного морфа – ФОНЕМНЫЙ РЯД (по Аванесову).

Получается,, что морфемы состоят из фонемных рядов. Словоформа – из сил и слаб фонем.

    Слаб фонема может входить в фонемный ряд с возглав его сильной фонемой (тогда она идентична варианту фонемы МФШ – луг\лук), а может и не входить(тогда гиперфонеме как в словоформе идет).

    Согл фонемы слаб по тв\мягк – индекс 1, по гл зв – индекс 2, по тому и другому – индекс 3.

Теория получила развитие в работах Е Бархударовой, К Горшковой, С Дмитренко.

  32. Содержание терминов фонема, основной вид, вариант, вариация, гиперфонема, оттенок фонемы, архифонема, сильная фонема, слабая фонема, фонемный ряд, аллофон в различных фонологических теориях. Фонема МФШ - Минимальная линейная единица языка, служащая для различения и отождествления морфем и представленная в речи рядом позиционно чередующихся звуков.

Фонема ЛФШ - Звуковая единица, соотв.нашему произносительному намерению, один из звуков, которые объединяются из-за акустического сходства, может различать фонетические оболочки слов, абстрактные единицы в психическом смысле.

  Фонема ПЛШ - Совокупность фонологически существенных признаков, свойственных данному звуковому образованию

Вариант МФШ - Звук, в котором совпадают две или более фонемы (дома, давай) всегда сигниф.слабая позиция

Вариант ПЛШ - Различные звуки, в которых реализуется одна и та же фонема

Вариация - Реализация фонемы в перцептивно слабой позиции (домик) Гиперфонема МФШ - Ряд звуков, позиционно чередующихся в пределах одной морфемы, представленных только в слабых позициях

Основной вид МФШ - Реализация фонемы в сильной позиции

Архифонема - Сов-ть ДП, общих для двух или более фонем.

Аллофон(а) (от греч. állos — иной, другой и phōnē — звук), вариант, разновидность фонемы, обусловленная данным фонетическим окружением. Например, в русском языке "т" лабиализованное ("туша") и "т" нелабиализованное ("так") — А. одной фонемы [т]. Щерба (ЛФШ) называл фонемы «представлениями-типами», тогда как фактически в речи каждой фонеме соответствует несколько звуковых оттенков (аллофонов в современных терминах)

Единицы, различающие как словоформы, так и морфемы, и представленные в сильных позициях (макс различ) – СИЛЬНАЯ ФОНЕМА.

Конечные согл в паре луг-лук наход в слаб позиции по гл/ зв и соответствующ словоформы не дифференцируют, так как произношение лук и луг ИДЕНТИЧНО. Это СЛАБЫЕ ФОНЕМЫ!

Совокупность сил и слаб фонем, позиционно чередующ внутри одного морфа – ФОНЕМНЫЙ РЯД (по Аванесову).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.027 с.)