Устройство слухового аппарата. Этапы восприятия речи человеком. Основные теории речевосприятия. Категориальность и нелинейность восприятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Устройство слухового аппарата. Этапы восприятия речи человеком. Основные теории речевосприятия. Категориальность и нелинейность восприятия.



Слуховая система имеет 3 раздела:

 -периферический (наружное, среднее, внутреннее ухо)

 -проводниковый (слуховой путь из нервов)

 -центральный (кора головного мозга)

Этапы восприятия.

Восприятие – последний этап коммуникации: слушающий воспринимает звуковой сигнал, переданный ему говорящим, и интерпретирует его определенным образом. В процессе восприятия происходит процесс декодирования информации- преобразование из физической (акустической) формы в символьную (ментальную). Деятельность слушающего – понимание реч. Сообщения.

Поэтапный процесс понимания речевого сообщения:

- прием акустич сигнала

-преобразование сигнала (первичный слух аппарат)

- выделение перцептивно значимых акустич событий и признаков

Лингвистическая интерпретация звук стороны речевого сообщения (принятие решений)

- на самом первом этапе происходит «прием» реч сигнала барабанной перепонкой – «улавливание» и «регистрация» звук колебаний.

- на след этапе осуществляется преобразование принятых колебаний в удобную для анализа форму, сходную с динамич спектрограммой – это форма представления акустич сигнала назыв «слуховой спектрограммой».

- В центральных отделах слухового анализатора «слух спектрограмма» подвергается дальнейшей обработке, в процессе которой происходит выделение в ней наиб существенных для восприятия акустич признаков.

- на завершающем этапе осущ лингвистическая интерпретация сигнала: выделенные ранее акустич события и признаки используются для принятия решений о фонемном составе принятого сообщения и о наличии в нем определенных знаковых единиц.    

 

Категориальность восприятия — свойство восприятия речи, заключающееся в отнесении человеком услышанного в какую-то из известных ему категорий. В восприятии нет плавных переходов, вместо этого происходит резкое смещение из одной категории в другую. Если предъявить носителю русского языка несколько искусственно созданных согласных, отличающихся длительностью звонкого участка смычки, то какова бы не была градация этой длительности, слушающий все равно будет относить звук в одну из категорий глухой или звонкий. Решение о категориальной принадлежности какого-то сегмента слушающий принимает на основании не только звучания самого сегмента, но еще и после анализа звучания соседнего или целого комплекса сегментов, в который входит данный звук. Это свойство восприятия речи человеком называется нелинейностью. Моторная теория восприятия речи: Слушающий при восприятии создает модель артикуляции, которая позволила бы ему воспроизвести услышанный сигнал. Поэтому А в словах пять и пат звучит для нас одинаково, у них же одна и та же модель артикуляции.

Гипотеза перцептивного эталона: Предполагает, что в памяти носителя языка для каждой фонемы есть свой перцептивный эталон. Для каждого акустического признака в составе эталона задаются пределы варьирования. Иногда возможно наличие нескольких эталонов для одной фонемы. В таком случае в качестве самостоятельных эталонов будут выступать контекстные звучания фонемы, которым соответствуют разные акустические признаки. Признаковая гипотеза: Предполагает, что фонема существует в сознании носителя не в виде одного эталона, а в виде набора фонологических признаков. Распознавание фонем осуществляется через распознавание ее фонологических признаков. Итог: ни одна из них не доказана, ведь человеческий мозг такой сложный… Вопрос: и зачем оно все?:)

 

ФОНОЛОГИЯ

  22 Фонема, ее основные функции. Критерии фонемной идентификации звуков в различных фонологических теориях.

Единица фонетической системы – фонема. Это также единица теоретического описания языковой системы.

ФОНЕМА – это минимальная звуковая единица языка, способная быть в нём единственным различителем значащих единиц. Фонема является однородной единицей, незнаковой, но потенциально фонема связана со значением.

ФУНКЦИИ ФОНЕМЫ

1. Конститутивная. Функция строительного материала.

2. Дистинктивная - сигнификативная(различительная). Быть единственным различителем экспоненты значащих единиц.

Фонема – звуковой тип, не зависящий от фонетического положения и служащий для различения слов и форм слова. Фонемы являются более абстрактными единицами, чем звуки: звуки составляют фонемы.

Поэтому число звуков больше числа фонем.

 

Звук – фрагмент реч потока (то, что мы реально произносим)

Звукотип – элемент яз сознания (идеальный звук, звуковой эталон)

Фонема – единица теоретич описания яз системы.

 

Задача любой фонологической теории определить: 1) как выявляется набор фонем данного языка 2) на основании каких критериев разные звуки объединяются в одну фонему

Свои фонологические теории предложили:

1. Ленинградская фонологическая школа (мин. Единица – словоформа,тип модели: статистич, принадлеж одного зв к разным фонемам - нет)

2. Московская фонологическая школа (мин. Ед – морфема, т.м. – статистич, принад - да)

3. Пражский лингвистический кружок (м.ед – словоформа, статистич, нет)

4. Аванесов 1956 (морфема и словоформа; статистич, нет)

5. еще есть какая-то «порождающая фонология» (морфема, динамич, да)

В одних фонологических теориях описание ориентируется на речевое поведение говорящего и его языковое сознание (ЛФШ), в других – на описание абстрактной языковой системы (ПЛК, МФШ).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.227.194 (0.008 с.)