Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Материя и движение. Современные взгляды на природу вещества и поля.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Предметом физики является изучение простейших и в то же время наиболее общих форм материи - механической, молекулярно-тепловой, электромагнитной, атомной и внутриядерной. При этом под материей понимается объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. По определению В.И. Ленина: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Вся история физики и других естественных наук доказывает материальность мира, объективность и познаваемость законов его развития. «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности, то есть материи». (В.И.Ленин.) Рубеж 19-20 века известен в развитии познания материи как «кризис в естествознании». До этого времени атом считался последней неделимой субстанцией - «кирпичиком», из которого составляются все материальные объекты. Открытие в 1895-1896 годах радиоактивного, рентгеновского излучения, катодных лучей дали возможность утверждать, что атом это сложная структура, состоящая из еще более мелких частиц. Идеалисты всех мастей сразу же начали кричать о том, что раз исчез последний «кирпичик» мироздания - атом, то исчезла материя. Отпор этим мировозрениям был дан В.И.Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм». Он говорил: «Сущность вещей» или «субстанция» то же относительны, они выражают только углубление познания объектов, и если вчера это углубление не шло дальше атома, сегодня дальше электрона и эфира, то диалектический материализм настаивает на временном, относительном характере всех вех познания природы прогресирующей наукой человечества. Электрон также неисчерпаем, как и атом...» Научные открытия 20 века подтвердили и подтверждают гениальные выводы В.И.Ленина. Современные взгляды на строение и свойства материи сводятся к следующим положениям. Материя, материальные объекты существуют в двух формах - вещество и поле. Понятие вещества связано с наличием (существованием) определенных частиц: молекул, атомов; долгоживущих элементарных частиц); быстроживущих элементарных частиц(около 200). Долгоживущих элементарных частиц в настоящее время насчитывается 35. Они подразделяются на 4 большие группы: фотоны, лептоны, мезоны и барионы. Лептоны: электронное нейтрино (nе ,~nе), ню-мезон (nм , ~nм), мю-мезон (m-, m+), электрон и позитрон (е+, е—). Мезоны: пи-мезон (p0, ~p0, p+,p-), ка-мезон (К0,~ К0 К+, К-), ноль-мезон (h0, ~h0). Барионы: протон (р, ~р), нейтрон (n,~n), лямбда-гиперон (l0, ~l0), сигма-гиперон (S+,~S+, S-,~S-), кси-гиперон (X0,~X0,X-), омега-минус (W-,~W-). В последнюю четверть века широкое распространение получила кварковая теория строения вещества. Сущность ее состоит в том, что всякая элементарная частица, имеющая определенные свойства (заряд, массу, спин) может быть представлена в виде 2-х, 3-х, 4-х и т.д. «еще более элементарных частиц» - получивших название кварки. Например, существует 3-х кварковая модель элементарных частиц. Кварки принято в теоретической физике обозначать буквами r, h, l, которые обладают определенными свойствами. Барионный заряд всех кварков равен 1/3, странность r и h="0", l="-1". Электрический заряд r=+2/3, а h и l="-1/3" Странность - это особое квантовое число, которое характеризует сильные и электромагнитные взаимодействия при рождении пары странных частиц. Оно может быть равно+1,-1,+2,-2, 0 Барионный заряд - это особое квантовое число, присущее только барионам. Оно может принимать значения:+1 для бариона, -1 для антибариона, для p- и k-мезонов оно отсутствует (равно 0). Из этих 3-х кварков можно составить 10 комбинаций: rrr - rrh - rhh -hhh rrl - rhl - hhl rll - hll lll Первые 9 комбинаций представляли 9 известных элементарных частиц класса L,S,X, комбинация lll была неизвестна - это новая частица - она была открыта позже и получила название омега минус частица (W-). Все эти положения о кварках теоретического плана, обнаружить реально отдельно существующие кварки пока не удается. Совокупность этих образований и составляет вещество в различных его проявлениях. Веществу присущи различные свойства (цвет, запах, вес и т.д.),которые могут определенным образом воздействовать на чувствительные рецепторы организма человека и распознаваться по этим свойствам. Поле - это особый вид материи, посредством которого осуществляется связь и взаимодействие между вещественными образованиями. Поля бывают: электрическое, магнитное, электромагнитное, гравитационное, ядерное. В последнее время появилось название биополе, однако сущность и свойства биополя еще не раскрыты, хотя нельзя отрицать его существование. Обнаружить поля нашими органами чувств непосредственно невозможно. Основным неотъемлемым свойством материи является движение. Различные формы существования и движения материи взаимозависимы и взаимосвязаны. Проследим эту связь на примере развития взглядов на природу света. Оптика или учение о свете зародилось еще в глубокой древности и первоначально возникло как попытка ответить на вопрос, почему человек видит. В качестве основного свойства света в древней Греции было отмечено его прямолинейное распространение. Теоретическое обоснование природы света возникло еще в конце 17 века. Одна из теорий получила название корпускулярной, другая волновой. Творцом и защитником корпускулярной теории был Исаак Ньютон,он считал свет потоком частиц - корпускул. Главным аргументом в пользу корпускулярной теории он приводил прямолинейность распространения света. Сущность корпускул он не раскрыл. Этой теорией он объяснил законы преломления и отражения света. Однако эта теория не могла объяснить явления интерференции, дифракции и поляризации света. Голландский ученый Христиан Гюйгенс представлял свет в виде волнового процеса, распространяющегося в упругой вещественной среде. Этой теории придерживались такие известные ученые того времени, как Юнг, Френель, Ломоносов. В 1865 году английский физик Максвелл предложил электромагнитную теорию света, согласно которой свет - это распространяющееся в пространстве электромагнитное поле. Некоторые явления,такие как, тепловое излучение и фотоэффект не могли быть объяснены ни с точки зрения классических представлений Ньютона и Гюйгенса, ни с точки зрения электромагнитной теории Максвелла. В 1900 году Макс Планк создал квантовую теорию, по которой световой поток обладает прерывистой структурой, излучается в виде квантов, фотонов с энергией Е=hn=hс/l, h=6.625´10-34 Дж с. Кванты движутся прямолинейно со скоростью света, поглощается свет только квантами. Закон Планка при всей его неожиданности для физики того времени был открыт в итоге развития электромагнитной теории света, термодинамики, статистической физики. Новая физика(квантовая) рождалась на фундаменте классической физики, однако классическая физика оказалась непригодной в мире атомов. Квантовая теория была подтверждена в 1905 году А.Энштейном, объяснившим фотоэффект. По Энштейну - свет излучается и поглощается в виде отдельных порций энергии - квантов электромагнитного излучения. hn=Авых+(mu2)/2 - уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Таким образом, опыт подтверждает правильность квантовой теории света, в то же время остается справедливой и электромагнитная теория света. Свет одновременно обладает свойствами непрерывных электромагнитных волн и свойствами дискретных фотонов. Если «перемещаться» по шкале электромагнитных волн от длинных волн к более коротким, то волновые свойства электромагнитного излучения постепенно уступают место все более отчетливо проявляющимся квантовым свойствам. Фотон, как всякая материальная частица обладает энергией, массой, количеством движения p=mфc, энергией Eф=mфc2 и скоростью; однако его нельзя рассматривать вне связи с электромагнитной волной. Еф=hс/lф. Эта взаимосвязь привела французского физика Луи де Бройля в 1924 году к заключению, что всякая движущаяся частица обладает волновыми свойствами, связана с какой-то волной. Длину волны движущейся частицы можно определить из соотношения для фотона: mфc2=(hc)/lф; lф=h/(mфc2) Для движущейся частицы lч=h/(mчuч), если скорость частицы мала, то волновые свойства проявляются очень слабо. Однако, если разогнать частицу до скоростей, близких к скорости света, то частица приобретает свойства волны. Одним из примеров волновых свойств частицы является использование волновых свойств движущихся электронов в электронном микроскопе. Теория Луи де Бройля легла в основу квантовой механики, объясняющей поведение элементарных частиц атома. С точки зрения науки, пытающейся ограничиться механическими представлениями, такая двойственность непонятна. Для многих физиков эта двойственность послужила поводом для отхода от материалистического воззрения к попыткам противопоставить свет и материю, отказаться от принципа причинности и т.д.Отказ от механических представлений классической физики ни в коем случае ни есть отказ от материалистического мировоззрения. Об этом писал В.И.Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме». Синтез волновых и корпускулярных свойств может быть дан лишь на основе диалектического материализма, утверждающего, что в каждом явлении природы проявляются противоположности и что вместе с тем существует их диалектическое единство. Примером такого единства и борьбы противоположностей может служить взаимодействие двух элементарных частиц: электрона и позитрона, в результате которого возникает новый вид материи: два кванта электромагнитного поля. e-+e+®2hn. Это явление называется аннигиляцией. МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЕРОЯТНОСТНЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ Исследование явлений и объектов, основанных на построении и изучении их моделей, называется МОДЕЛИРОВАНИЕМ. Модели изучаемых процессов и явлений можно подразделить на вещественные или геометрические, энергетические или физико-химические, биологические и информационные. Под вещественными моделями можно понимать классы моделей, которые воспроизводят структуру рассматриваемого объекта и взаимоотношение его частей. Наиболее простым видом такой модели можно считать действующие копии некоторых механизмов (корабля, самолета и т.д.). Действующую копию биосистем создать практически невозможно, а многочисленные роботы и куклы способны повторять лишь форму прототипа и примитивные функции. Для моделирования функциональных взаимоотношений в изучаемых системах используются энергетические модели. Эти модели, хотя и состоят из вещественных элементов, но не требуют того, чтобы элементы были полностью подобны элементам прототипа, так как их целью является моделирование функций прототипа. Они являются более абстрактными. Энергетические или физико-химические модели получили широкое распространение в медицине. Это аппараты искусственного дыхания (АИД), искусственного кровообращения (АИК), искусственная почка и другие технические устройства временно или постоянно заменяющие органы и системы живого организма (кардиостимулятор). Следующий тип моделей - информационные. Совокупность биологических дисциплин до недавнего времени для описания результатов исследований и описания работы изучаемых биосистем, использовали преимущественно словесные модели. Но на языке словесных моделей трудно достичь четкости в изложении закономерностей работы биосистемы, трудно выразить количественные соотношения между параметрами изучаемой биосистемы. К информационным моделям относятся и математические модели. Они обладают высокой степенью абстрактности, оперируют символами, легко обозначающими параметры систем любой природы, в том числе и биологической, допускают количественную интерпретацию. Именно математические модели позволили в биологии и медицине перейти к сжатому изложению гипотез и закономерностей, к широкому внедрению вычислительной техники. Разработка математических моделей биосистем идет совместно с построением физических моделей. Сейчас наметился следующий путь: изучение биосистемы - построение математической модели - разработка физической модели. В медицине, кроме того, широко используются биологические (предметные) модели. Для изучения протекания патологических процессов и методов лечения человека различными новыми препаратами, применяют предварительное изучение на предметной модели - животном. При этом животное подбирают так, чтобы уровень организации изучаемой системы был близок к уровню организации таковой системы у человека, включая нервные, гуморальные факторы регуляции, возможные влияния окружающей среды и т.д. Понятно, что предметные модели являются и моделями, совмещающими в себе все три составляющие материального объекта: вещество, энергию и организацию. Моделирование состоит из следующих стадий: 1. Формирование цели моделирования. 2. Создание гипотезы для качественного описания системы, выбор типа модели и математических методов ее описания. 3. Создание модели. 4. Сравнение модели с исследуемой системой с целью их идентификации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.163.105 (0.009 с.) |