Согласие на психологическое вмешательство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Согласие на психологическое вмешательство



Общие этические принципы

 

Компетентность

Психологи прилагают все усилия для повышения стандартов и определения границ компетентности своей работы. Они занимаются только той деятельностью и используют только те методы, по которым они имеют документально подтверждаемую квалификацию и личный опыт. Психологи осознают тот факт, что компетентность, необходимая для обучения, обслуживания или изучения групп людей, часто во многом зависит от характеристик самих этих групп. В сферах деятельности, в которых еще не выработаны профессиональные стандарты и нормы, психологи проявляют повышенную ответственность и делают все возможное для защиты благополучия тех, с кем они работают. Они повышают свою квалификацию применительно к областям своей деятельности и вовремя распознают необходимость дополнительного обучения. Психологи с вниманием относятся к научным профессиональным, техническим и административным материалам, стараясь найти им должное применение.

 

Порядочность

Психологи стараются соблюдать порядочность в науке, обучении и практике психологии. В своей деятельности психологи честны, доброжелательны и уважительны к другим. В сообщениях о своей квалификации, работе, исследованиях в обучении психологи не должны делать ложных, ошибочных и неправдивых заявлений. Психологи должны хорошо осознавать свои личные ценности, нужды, убеждения и те ограничения, которые все это может накладывать на их деятельность. Для большей эффективности своей работы психологи стараются прояснить свои профессиональные роли для других и вести себя в соответствии с этими ролями. Психологи стараются избегать неправильных и потенциально опасных двусмысленных отношений.

 

Профессиональная и научная ответственность

Психологи поддерживают профессиональные стандарты работы, несут ответственность за свою профессиональную и научную деятельность, стараясь использовать свои методы дифференцированно, в зависимости от нужд разных групп, с которыми имеют дело. Психологи кооперируются с другими профессионалами, социальными институтами для лучшего удовлетворения интересов своих клиентов. Моральные стандарты и нормы психолога являются личным делом в той же степени, как и многих других людей, за исключением тех случаев, когда эти нормы могут скомпрометировать профессиональную ответственность или уменьшить общественное доверие к психологии и психологам. Психологам небезразлична этическая сторона научных и профессиональных исканий их коллег. При необходимости психологи консультируются с коллегами для того, чтобы предотвратить или избежать неэтичных действий.

 

Уважение к правам человека

Психологи относятся с должным уважением к основным правам, чести и достоинству других людей. Они уважают права людей на внутренний мир, конфиденциальность, самоопределение и автономность, но отдают себе отчет в том, что их законные обязанности могут входить в противоречие с реализацией их прав. Психологи осознают культуральные, индивидуальные и ролевые различия, включая связанные с возрастом, полом, расой, национальностью, вероисповеданием, сексуальной ориентацией, болезнями, языком и социоэкономическим статусом. Психологи стараются уменьшить влияние этих факторов на свою работу и сознательно не участвуют в какой-либо дискриминационной практике.

 

Забота о благополучии других

Психологи заботятся о благополучии тех, с кем они вступают во взаимодействие. В своих профессиональных действиях психологи учитывают благополучие и права своих клиентов, студентов, супервизоров, участников исследований и других вовлеченных лиц. В случаях, когда обязанности психологов вступают в противоречие с этическими нормами, психологи стараются разрешить эти конфликты, руководствуясь принципом «непричинения вреда». Психологи никогда не забывают о той власти над людьми, которая приписывается этой профессии, и они не пытаются воспользоваться этой властью в личных целях, как в профессиональной деятельности, так и вне ее.

 

Социальная ответственность

Психологи осознают свою профессиональную и научную ответственность перед обществом, в котором они работают и живут. Они стараются популяризовать психологические знания для повышения благосостояния общества. Психологи делают все возможное, чтобы уменьшить человеческие страдания. Проводя исследования, они заботятся, прежде всего, о благополучии людей и об углублении психологических знаний. Психологи стараются избегать неправильного использования результатов их работы. Психологи, в соответствии с законом, стараются развивать социальную политику в таком направлении, чтобы она служила интересам их клиентов и общественности.

 

 

Этические нормы

Групповая работа

 

Программы

· Психологи, отвечающие за разработку и проведение занятий и тренингов, должны быть уверены, что программы правильно построены, в них использован весь необходимый материал, и они соответствуют требованиям, предъявляемым к соответствующим программам.

· Психологи несут ответственность за программы, которые они проводят. Информация об этих программах должна быть доступна всем заинтересованным сторонам.

· Программы, которые разработаны или адаптированы к условиям образовательного учреждения психологами, должны пройти обязательный этап апробации, анализа и внесения корректив в программу.

 

Формирование группы

· Психологи должны быть единственными лицами, принимающими решение о качественном и количественном составе группы.

· Психологи, проводящие групповые формы работы, несут ответственность за членов группы.

· Психологи должны помнить, что личностный рост нельзя осуществить в принудительном порядке, процесс самосовершенствования предполагает добровольное участие в групповой работе.

· Психологи обязаны заранее сообщить членам группы об их праве покинуть группу до того, как закончится совместная работа. Лучше всего заранее объяснить правила досрочного выхода.

· При формировании группы психолог обязан избегать двойственных отношений как между собой и членом(ами) группы, так и внутри группы (родственные отношения, знакомство и др.).

 

Групповая работа

· В процессе работы с членами группы психологи должны с уважением относиться к проявлению культурных, национальных, религиозных, мировоззренческих, половых и других различий.

· Психологи несут ответственность за активизацию процесса формирования у клиентов в процессе групповой работы системы ценностей и не пытаться навязывать то, что им самим кажется правильным.

· Психологи обязаны предоставлять равные возможности для самовыражения всем клиентам, уметь управлять своим временем, чтобы никто не остался обделен вниманием.

· Психологи обязаны держать групповую ситуацию под контролем и избегать ситуаций, которые могут привести к физическим или психологическим травмам. Ведущий должен пресекать все попытки давления членов группы друг на друга, противостоять любой физической или вербальной агрессии, если она может нанести вред кому-либо из участников.

· Психолог должен тщательно продумывать каждый шаг, чтобы максимально уменьшить риск намеренной или непреднамеренной травмы.

· Психологи обязаны предоставлять возможность каждому члену группы продвигаться в собственном темпе, оказывать поддержку и поощрять каждого.

 

Окончание групповой работы

· Психологи должны внимательно следить за развитием группы и своевременно завершать групповые занятия.

· Психологи обязаны планировать групповую работу таким образом, чтобы она заканчивалась до того, как участие в группе потеряет для клиента всякий смысл.

· Психологи не бросают своих клиентов после окончания групповой работы. Поэтому планируются встречи поддержки и индивидуальные консультации для тех, кому это необходимо.

 

Компетентность

· Групповая работа является одной из наиболее сложных форм психологической работы, поэтому психологам необходимо непрерывное обучение. Профессиональный рост – прямая обязанность психологов, проводящих групповую работу.

· Психологи могут применять только те техники и приемы, которым они специально обучены.

· Начинать применять новые техники и приемы, даже после специального обучения, необходимо под руководством более опытного специалиста-супервизора.

· Психологи должны четко осознавать границы собственной компетентности.

· Психологам необходимо четко осознавать цели, которые они ставят, планируя групповую работу, без этого осознания она не будет эффективной.

 

Психодиагностические обследования

 

Планирование

· Планируя диагностические обследования, психологи стараются до минимума сократить возможность получения недостоверных результатов.

· Планируя обследования, психологи решают этические вопросы в соответствии с этическим кодексом. В тех случаях, когда этические проблемы трудно разрешимы, психологи ищут решение в консультациях с Научно-методическим советом, коллегами или иным приемлемым способом.

· Планируя обследование, психологи делают все возможное по защите прав и благополучия клиентов, участвующих в обследовании.

 

Ответственность

· Проводя обследование, психологи проявляют повышенное внимание и уважение к индивидуальности и благополучию клиентов.

· Психологи несут ответственность за этические моменты обследования, независимо от того, проводят они его сами или оно идет под их руководством.

· Психологи и их ассистенты имеют право использовать только те методики, к проведению которых они подготовлены и обучены.

· До проведения обследования психологи достигают взаимопонимания с участниками о сути обследования и ответственности всех заинтересованных сторон.

· Психологи не обучают использованию методик, требующих специальной подготовки, лиц, не имеющих на проведение диагностических обследований никаких оснований.

 

Компетентность

· Психологи осуществляют диагностические работы только в рамках четко определенных профессиональных отношений.

· Психологические заключения, отчеты, рекомендации строятся на информации и техниках (наблюдения и личные беседы), которые действительно обеспечивают получение соответствующих результатов.

· Используя любой диагностический инструментарий, будь то интервью, анкета, тест или иная методика, психологи должны быть уверены, что данный инструментарий адекватен для решения поставленных задач и что при его использовании будут учтены границы его применимости.

· Психологи делают все возможное для предотвращения неправильного использования своего инструментария и не позволяют другим неправильно использовать информацию, получаемую с помощью психологического инструментария. Это относится и к использованию сырых тестовых данных теми, у кого нет достаточной квалификации для использования этой информации.

· Психологи, пользующиеся инструментарием, точно представляют, с чем они имеют дело, знают границы достоверности, валидизации, стандартизации и другие особенности применения.

· Особое внимание психологи обращают на ограничения в применении инструментария и интерпретации полученных с его помощью данных, когда стоит вопрос о прогнозе в отношении индивида.

· Психологи делают все возможное для определения ситуаций, в которых психологические техники или инструментарий вообще не могут быть адекватно использованы или на их использование должны быть наложены соответствующие ограничения. Особо это касается ситуаций, в которых могут быть задеты такие индивидуальные особенности как возраст, пол, расовая и национальная принадлежность, вероисповедание, сексуальная ориентация, физическое или психическое расстройство, язык и социоэкономический статус.

· Психологи не допускают неквалифицированного использования психологического инструментария.

· Психологи не строят оценки, рекомендации и заключения на тестовых нормах или данных, устаревших к моменту решения поставленной задачи.

· Психологи не строят своих суждений на тестах или измерениях, недостоверных для решения поставленной задачи.

· Психологи делают все возможное для сохранения и безопасности психологического инструментария в соответствии с законом, взятыми на себя обязательствами и стандартами Этического кодекса.

 

Консультационная работа

Отношения с клиентами

· При установлении отношений между психологом и клиентом необходимо как можно раньше обсудить то, что будет происходить во время консультационной работы, как будет соблюдаться конфиденциальность.

· Психологи предпринимают все, что в их силах, чтобы ответить на все вопросы клиентов о предстоящей работе во избежание какого-либо непонимания.

· В тех случаях, когда психологи соглашаются оказывать услуги сразу нескольким людям, между которыми существуют определенные отношения (муж и жена, родители и дети), психологи с самого начала стараются прояснить:

1) кто из индивидов является клиентом;

2) какие отношения у психолога будут с каждым индивидом.

Это проясняет роль психолога и возможное использование предлагаемых услуг и информации.

· Если психолог сталкивается с выполнением потенциально противоречивых ролей (представление интересов родителей или интересов ребенка), он должен сделать приемлемый выбор в этих ролях, как правило, в пользу представления интересов ребенка.

· Психологи не вступают в сексуальные контакты с клиентами, актуальными или бывшими, и принимают меры для предотвращения таких отношений.

· Психологи не должны принимать участия в том, что как-то ограничивает развитие клиента, его человеческую свободу, физическую и психологическую неприкосновенность.

· Психолог не должен давать такие обещания клиентам, которые не в состоянии выполнить.

· Психологи не должны использовать власть или превосходство по отношению к клиенту, которые дает их профессия, для извлечения прибыли или получения преимуществ, как для себя, так и для третьих лиц.

Решение этических вопросов

 

· Психологи должны быть знакомы с данным Кодексом и представлять применимость этих норм к психологической работе. Незнание, непонимание или заблуждения относительно этических норм не могут быть оправданием неэтичного поведения.

· В тех случаях, когда психолог самостоятельно не может разрешить этические вопросы в конкретной ситуации на основе Этического кодекса, он консультируется с коллегами более искушенными в этических вопросах или обращается в Научно-методический совет с целью получить профессионально грамотный и этически верный ответ на свои вопросы.

· Если служебные обязанности психолога входят в противоречие с данным Этическим кодексом, психолог как можно раньше старается уяснить суть противоречия и устранить его с наибольшим соответствием с данным Кодексом.

· В тех случаях, когда психологи узнают об этических нарушениях другого психолога, они обращают на это его внимание, если это может способствовать неформальному приемлемому разрешению ситуации и при этом не будут нарушены права на конфиденциальность.

· Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем, психологи предпринимают дальнейшие действия по устранению нарушения, обращаясь в Научно-методический совет.

· В решении этических вопросов психологи сотрудничают с Научно-методическим советом. Отказ от сотрудничества сам по себе является этическим нарушением.

Общие этические принципы

 

Компетентность

Психологи прилагают все усилия для повышения стандартов и определения границ компетентности своей работы. Они занимаются только той деятельностью и используют только те методы, по которым они имеют документально подтверждаемую квалификацию и личный опыт. Психологи осознают тот факт, что компетентность, необходимая для обучения, обслуживания или изучения групп людей, часто во многом зависит от характеристик самих этих групп. В сферах деятельности, в которых еще не выработаны профессиональные стандарты и нормы, психологи проявляют повышенную ответственность и делают все возможное для защиты благополучия тех, с кем они работают. Они повышают свою квалификацию применительно к областям своей деятельности и вовремя распознают необходимость дополнительного обучения. Психологи с вниманием относятся к научным профессиональным, техническим и административным материалам, стараясь найти им должное применение.

 

Порядочность

Психологи стараются соблюдать порядочность в науке, обучении и практике психологии. В своей деятельности психологи честны, доброжелательны и уважительны к другим. В сообщениях о своей квалификации, работе, исследованиях в обучении психологи не должны делать ложных, ошибочных и неправдивых заявлений. Психологи должны хорошо осознавать свои личные ценности, нужды, убеждения и те ограничения, которые все это может накладывать на их деятельность. Для большей эффективности своей работы психологи стараются прояснить свои профессиональные роли для других и вести себя в соответствии с этими ролями. Психологи стараются избегать неправильных и потенциально опасных двусмысленных отношений.

 

Профессиональная и научная ответственность

Психологи поддерживают профессиональные стандарты работы, несут ответственность за свою профессиональную и научную деятельность, стараясь использовать свои методы дифференцированно, в зависимости от нужд разных групп, с которыми имеют дело. Психологи кооперируются с другими профессионалами, социальными институтами для лучшего удовлетворения интересов своих клиентов. Моральные стандарты и нормы психолога являются личным делом в той же степени, как и многих других людей, за исключением тех случаев, когда эти нормы могут скомпрометировать профессиональную ответственность или уменьшить общественное доверие к психологии и психологам. Психологам небезразлична этическая сторона научных и профессиональных исканий их коллег. При необходимости психологи консультируются с коллегами для того, чтобы предотвратить или избежать неэтичных действий.

 

Уважение к правам человека

Психологи относятся с должным уважением к основным правам, чести и достоинству других людей. Они уважают права людей на внутренний мир, конфиденциальность, самоопределение и автономность, но отдают себе отчет в том, что их законные обязанности могут входить в противоречие с реализацией их прав. Психологи осознают культуральные, индивидуальные и ролевые различия, включая связанные с возрастом, полом, расой, национальностью, вероисповеданием, сексуальной ориентацией, болезнями, языком и социоэкономическим статусом. Психологи стараются уменьшить влияние этих факторов на свою работу и сознательно не участвуют в какой-либо дискриминационной практике.

 

Забота о благополучии других

Психологи заботятся о благополучии тех, с кем они вступают во взаимодействие. В своих профессиональных действиях психологи учитывают благополучие и права своих клиентов, студентов, супервизоров, участников исследований и других вовлеченных лиц. В случаях, когда обязанности психологов вступают в противоречие с этическими нормами, психологи стараются разрешить эти конфликты, руководствуясь принципом «непричинения вреда». Психологи никогда не забывают о той власти над людьми, которая приписывается этой профессии, и они не пытаются воспользоваться этой властью в личных целях, как в профессиональной деятельности, так и вне ее.

 

Социальная ответственность

Психологи осознают свою профессиональную и научную ответственность перед обществом, в котором они работают и живут. Они стараются популяризовать психологические знания для повышения благосостояния общества. Психологи делают все возможное, чтобы уменьшить человеческие страдания. Проводя исследования, они заботятся, прежде всего, о благополучии людей и об углублении психологических знаний. Психологи стараются избегать неправильного использования результатов их работы. Психологи, в соответствии с законом, стараются развивать социальную политику в таком направлении, чтобы она служила интересам их клиентов и общественности.

 

 

Этические нормы

Согласие на психологическое вмешательство

· Для получения осознанного согласия клиентов на проведение различных видов психологических работ психологи используют понятную участникам терминологию и доступный их пониманию язык.

· Понятным клиентам языком психологи объясняют содержание деятельности, право участников отказаться от работы и отсутствие санкций за отказ.

· Психологи предупреждают участников обо всем, что может повлиять на их решение, и объясняют все, что может их заинтересовать, чтобы клиенты могли сделать собственный выбор.

· Психологи предпринимают специальные меры к защите предполагаемых участников от возможных санкций против них за отказ от участия в психологической работе.

· Даже тем людям, которые не способны дать осознанное согласие, психологи обязаны:

1. предоставить достаточное объяснение того, что будет с ними происходить;

2. получить от них приемлемое согласие, которое клиент должен дать без постороннего нажима на основе свободного волеизъявления;

3. получить соответствующее разрешение от лиц, осуществляющих опеку.

· При использовании в психологической работе видео или иных форм записи, позволяющих идентифицировать участников, психологи должны получить на это согласие участников.

· Если в работе психолога участвует супервизор, то этот факт оговаривается заранее и получается согласие клиентов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.20 (0.052 с.)