Понятие и виды источников трудового права. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и виды источников трудового права.



Источники трудового права Республики Беларусь – это внешне объективированные итоги правотворческой деятельности международных организаций, государственных органов, нанимателей, профсоюзов и их объединений, обеспеченные защитой со стороны государства и мирового сообщества.

Источники трудового права следует разграничивать с актами применения норм трудового права (организационно-распорядительными документами нанимателей, судебными решениями).

1. Источники трудового права содержат в себе нормы права, акты применения норм трудового права – индивидуальные правовые предписания.

2. Источники трудового права – это результат правотворчества государства или уполномоченных им субъектов. Акты применения норм трудового права (решения КТС и судов) выступают результатом правоприменительной деятельности.

3. Источники трудового права в механизме трудоправового регулирования предшествуют актам применения, поскольку в правоприменительных актах находят реализацию нормы права, ранее закрепленные в соответствующих источниках права (нормативных правовых актах, нормативных соглашениях и т.д.).

I. По юридической природе и способу закрепления источники трудового права могут быть подразделены на виды:

1) нормативные правовые акты (Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь, иные нормативные правовые акты, локальные нормативные правовые акты);

2) нормативные правовые договоры (международные договоры, коллективные договоры, соглашения);

3) нормативные правовые документы, закрепляющие общепризнанные принципы международного права (например, Всеобщая декларация прав человека 1948 г.).

II. В зависимости от уровня принятия (заключения):

1) международные источники трудового права (декларации, конвенции, пакты, соглашения, другие международные договоры);

2) национальные источники трудового права:

– централизованные, они распространяются на всю территорию республики (Конституция Республики Беларусь, ТК, законы, Генеральное соглашение и др.);

– местные – распространяются на определенную местность (например, постановления Мингорисполкома, местные соглашения);

– отраслевые – распространяют свое действие на организации и работников определенной отрасли экономики (например постановления министерств (кроме Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь), тарифные соглашения);

– локальные, их сфера действия ограничена, как правило, одной организацией или ее структурным подразделением (например правила внутреннего трудового распорядка, графики работ (сменности), коллективные договоры).

III. Исходя из юридической силы, национальные источники трудового права делятся на виды:

– Конституция;

– заключения Конституционного Суда;

– Трудовой кодекс;

– законы, временные декреты и указы Президента;

– Генеральное соглашение;

– постановления Совета Министров;

– постановления Пленума Верховного Суда;

– тарифные соглашения;

– постановления Министерства труда и социальной защиты населения, других министерств и государственных комитетов, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения;

– местные соглашения;

– решения местных исполнительных и распорядительных органов и органов местного самоуправления;

– коллективные договоры;

– локальные нормативные правовые акты.

6. Международно-правовые источники регулирования труда. Общая характеристика конвенций и рекомендаций МОТ.

Источниками международно-правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений служат акты ООН и МОТ, региональных объединений государств (например, Совета Европы, СНГ), двусторонние и многосторонние договоры. Важнейшими международно-правовыми актами, устанавливающими международные стандарты по регулированию труда, являются:

– Всеобщая декларация прав человека, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;

– Международный пакт о гражданских и политических правах;

– Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Эти документы закрепляют право на труд, на благоприятные и справедливые условия труда, на справедливое и равное вознаграждение за равный труд, на социальное обеспечение, на запрещение принудительного труда, провозглашается право на свободу ассоциаций и др.

В развитие актов Организации Объединенных Наций, МОТ принимает конвенции и рекомендации по проблемам труда. Нормативные акты МОТ принято подразделять на следующие группы:

– по осуществлению защиты основных прав и свобод человека в области труда;

– по обеспечению занятости, защиты от безработицы;

– по регулированию условий труда;

– по технике безопасности и производственной санитарии;

– по регулированию труда отдельных категорий работников;

– по регулированию сотрудничества организаций работников и нанимателей государств.

Конвенции разрабатываются и принимаются Международной Конференцией труда МОТ с использованием следующей процедуры. Их принятию предшествует обсуждение на 2-х последовательных международных конференциях (сессиях) МОТ. Международное бюро труда МОТ готовит доклады, в которых обобщается законодательство и практика в различных странах. Затем каждая Конвенция обсуждается специальной комиссией, сформированной Конференцией и, согласно ст. 19 Устава МОТ, должна быть одобрена 2/3 присутствующих на ней делегатов. Конвенции часто дополняются рекомендациями, которые развивают и детализируют их основные положения, однако в отличие от Конвенций ратификации они не подлежат и для государств-членов МОТ не создают юридических обязательств.

Международные нормы о труде содержатся в различных международных многосторонних договорах и соглашениях, участницей которых является Республика Беларусь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.005 с.)