Эксплуатация подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эксплуатация подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин



Эксплуатация подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин

 

Понятие и характеристика надежности машин.

Одним из важнейших показателей качества машин является их надежность.

Надежностью называется свойство объекта (машины, механизма, прибора, детали) выполнять заданные функции, сохраняя во времени значение эксплуатационных показателей в заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования. Т.е. надежность – это свойство машины или любого другого изделия, которое зависит от выполняемых функций и условий эксплуатации.

Уровень надежности характеризует развитие техники по основным ее направлениям. Недостаточная надежность машин приводит к значительным дополнительным затратам на техническое обслуживание и ремонт, потери от простоев и пр. Избыточная надежность связана с низкой эффективностью использования машин, неоправданному перерасходу материальных и энергетических ресурсов.

Основные свойства надежности, их определение.

Надежность характеризуется комплексной характеристикой, которая включает в себя следующие свойства: безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость.

Безотказностью называется свойство объекта непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки.

Долговечность – свойство объекта непрерывно сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.

Ремонтопригодность – свойство объекта, заключающееся в приспособленность к предупреждению и обнаружению причин возникновения его отказов, повреждений, а также устранению их последствий путем технического обслуживания и ремонтов.

Сохраняемость – свойство объекта непрерывно сохранять исправное и работоспособное состояние в течение, и после хранения и (или) транспортирования.

 


Основные показатели надежности.

Показатели надежности – количественные измерители для решения практических задач по оценке надежности объектов. Различают единичные (количественно характеризующие только одно свойство объекта) и комплексные (характеризующие несколько свойств) показатели.

Основными показателями являются.

-Показатели безотказности: вероятность безотказной работы, средняя наработка до отказа, интенсивность отказов, параметр потока отказов, наработка на отказ.

-Показатели долговечности: гамма-процентный ресурс, средний ресурс, назначенный ресурс.

-Показатели ремонтопригодности: вероятность восстановления, среднее время восстановления.

-Показатели сохраняемости: гамма-процентный и средний сроки сохраняемости.

- Комплексные показатели надежности: коэффициент готовности, коэффициент простоев, удельная суммарная стоимость ремонтов.

 

Виды изнашивания.

Различают следующие виды изнашивания:

1. механическое, как результат механического воздействия;

2. корозионно-механическое, как результат механического воздействия, сопровождаемого химическим и (или) электрическим взаимодействием материала со средой.

Механическое изнашивание подразделяется:

· абразивное, как результат режущего или царапающего действия твердых тел или частиц;

· гидро(газо)абразивное, как результат воздействия на поверхность потока жидкости (газа);

· усталостное, как результат усталостного разрушения при повторном деформировании микрообъемов материала, приводящего к возникновению трещин и отделению частиц на поверхности трения или на ее отдельных участках;

· кавитационное, как результат воздействия на поверхность твердого тела при движении его в жидкости в условиях кавитации, т.е. в условиях нарушения сплошности течения жидкости и образования кавитационных пузырей;

· изнашивание при заедании, как результат схватывания, глубинного вырывания материала, переноса его с одной поверхности на другую и воздействия возникших неровностей на сопряженную поверхность.

Коррозионно-механическое изнашивание подразделяется:

· окислительное, при котором преобладает химическая реакция материала с кислородом или окисляющей окружающей среды;

· фреттинг-коррозия, возникающая при малых колебательных относительных перемещениях.

 


Виды смазочных материалов.

Условия эксплуатации ПТМ.

Условия эксплуатации ПТМ характеризуются большим числом разнообразных факторов, которые принято подразделять на следующие основные группы.

· Метеорологические: температура, влажность, осадки, ветер, солнечная радиация.

· Биологические: бактерии, грибки, насекомые.

· Химическая активность атмосферы.

· Технологические: режим работы машины, запыленность окружающей среды, коррозионная активность груза, концентрация и структура парка перегрузочных машин.

· Организационные: квалификация обслуживающего персонала, организация работы промышленных рабочих, режим работы предприятия.

Возможные сочетания этих факторов определяют технические требования к машинам для конкретного участка, существенно влияют на организацию, состав, периодичность и технологию работ по техническому обслуживанию и ремонту ПТМ.

 


Основные понятия о монтажно-эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности.

Под монтажно-эксплуатационной технологичностью понимают такое свойство машин, которое характеризует их приспособленность к работам, выполняемым при подготовке к отправке к потребителю, монтажу на месте эксплуатации и к использованию в процессе применения по назначению и по окончанию использования. Различают технологичность при выполнении штатных работ (при подготовке к применению, при выполнении рабочих операций, при выполнении работ после применения) и при техническом обслуживании (конструктивно-эксплуатационная преемственность, контролепригодность, доступность, легкосъемность, блочность, взаимозаменяемость, восстанавливаемость, защищенность, совершенство технологии изготовления). Все характеристики, входящие в группу технологичности при техническом обслуживании одновременно определяют технологичность при ремонте.

 

Содержание монтажных работ.

Монтажом называют комплекс работ, выполняемых на месте эксплуатации машины, по ее сборке, установке в рабочее (проектное) положение, наладке и сдаче в эксплуатацию. Объем и содержание монтажных работ по монтажу ПТМ зависят от конкретных условий их проведения. Все монтажные работы подразделяются на две основные группы:

· Подготовительные: оформление отношений между заказчиком и подрядчиком; разработка проектно-сметной и технической документации; организация монтажной площадки; подготовка монтируемого оборудования; подготовка монтажного оборудования, приемка строительных работ.

· Собственно монтажные: разметка под монтаж, сборка и наладка механизмов, такелажные работы, сборка машины, наладка машины и опробование, испытание машины и сдача заказчику.

 


Такелажная оснастка.

1. Стальные канаты. Грузовые канаты для оснастки полиспастов и монтажных лебедок должны обладать высокой стойкостью и гибкость (наиболее отвечают этим требованиям канаты типа ЛК-РО). Строповые канаты должны обладать еще большей гибкостью (тип ЛК-РО и, в качестве замены, ЛК-Р). Для расчалок, оттяжек и тяг - тип ЛК-РО и ЛК-Р. Стальные проволочные канаты такелажных средств выбирают по расчетному разрывному усилию.

2. Стропы. Преимущественно применяют канатные, реже – цепные стропы. Используют стропы в виде отрезков каната с петлями на конце без коушей и крюка; в виде замкнутого в кольцо отрезка каната; двух, трех и четырехветвевых стропов; витые и полотенчатые стропы.

3. Захваты и траверсы используют при необходимости сократить высоту строповки, а также тогда, когда поднимаемые элементы не могут вынести сжимающие монтажные нагрузки (захваты клещевые, эксцентриковые, зажимные; траверсы, работающие на изгиб и на сжатие).

4. Монтажные скобы и штуцера – дополнительные приспособления облегчающие строповку поднимаемых элементов.

Вспомогательные механизмы.

1. Монтажные блоки. Используют грузовые (для подъема или перемещения) и отводные (для изменения направления движения каната). Применяют одноблочные и много блочные обоймы, оснащенные крюками, грузовыми петлями, скобами и др. устройствами. Отводные часто изготавливают с откидными щеками для быстрого удаления каната.

2. Монтажные полиспасты. Преимущественно применяют простые (одинарные) полиспасты с одной тяговой (ходовой) ветвью каната, идущей на лебедку. Для подъема тяжелых и групногабаритных грузов могут использоваться сдвоенные полиспасты с одной или двумя тяговыми лебедками (полиспасты связаны между собой через уравнительный блок).

3. Лебедки. Ручные лебедки используются только доя вспомогательных операций (например, для оттяжки груза). Более широко применяют электрические реверсивные лебедки с жесткой кинематической связью барабана с двигателем посредством зубчатого редуктора и движением груза вследствие принудительного вращения вала двигателя в нужную сторону. Для уменьшения усилия, отрывающего раму лебедки от основания, канат навивают на барабан снизу, а не сверху.

4. Домкраты. Используют главным образом для установки и выверки механизмов и металлоконструкций. Наиболее широко применяют клиновые (винтовые и гидравлические), зубчато-реечные и гидравлические домкраты.


Оптимизация парка ПТМ.

Под оптимизацией парка ПТМ понимают одно из направлений повышения эффективности их использования, основанное на улучшении качественного состава оборудования. Наиболее эффективными путями решения донной проблемы является.

1. Удешевление парка ПТМ. В настоящее время, в парке ПТМ большинства предприятий преобладают машины тяжелых типов при часто низко эффективности использования значительной их части. Поэтому здесь имеются большие возможности удешевления парка машин без ущерба для выполнения ими служебных функций.

2. Обновление парка. По многим основным видам ПТМ на большинстве предприятий довольно значительная доля машин с превышенными нормативными сроками службы. Необходимой замены таких машин очевидна. Однако работа по обновлению парка ПТМ в сложившихся условиях должна идти, главным образом, по пути объективной оценки их действительного состояния и возможности модернизации на новой технической основе.

3. Продление использования ПТМ. Необходимо совершенствовать организационные формы, методы и технические средства диагностики машин, для исключения преждевременого списания машин и обеспечения их безаварийной работы, независимо от продолжительности календарного срока использования.

4. Сужение номенклатуры ПТМ. Чем уже номенклатура машин, тем легче наладить их техническое обслуживание и ремонт, обеспечить необходимыми запасными частями, организовать подготовку специалистов для управления и обслуживания.

 


22.Организация и содержание технического надзора при эксплуатации машин.

Одной из основных форм контроля за исправностью ПТМ и соблюдением правил безопасной их работы является государственный и местный технический надзор. Государственный технический надзор осуществляют Комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Правительстве России (Госгортехнадзор), Регистр России, Госэнергонадзор и др., каждый из которых осуществляет надзор за соответствующими видами машин.

Правила Госгортехнадзора содержат систему мер по обеспечению безопасной эксплуатации подконтрольных ПТМ. Эта система включает четыре составные части, за каждую из которых персональную ответственность несут соответствующие лица.

1). Лицо, ответственное за содержание ПТМ и оборудования в исправном состоянии, которое должно обеспечить:

· содержание в исправном состоянии путем периодических осмотров, ремонтов, обслуживания;

· контроль ведения журнала осмотров и устранения выявленных неисправностей;

· обслуживание и ремонт силами обученного и аттестованного персонала;

· периодическую проверку знаний обслуживающего персонала, ведение журнала;

· подготовку машин к техническому освидетельствованию;

· хранение паспортов и технической документации на машину.

2). Лицо, ответственное за безопасное производство работ, обеспечивающее:

· контроль за использованием грузозахватных приспособлений и тары;

· выдачу указаний крановщикам и стропальщикам о месте, порядке и габаритных размерах складирования грузов;

· выполнение работ силами обученного и аттестованного персонала;

· запрещение работ в особо опасных условиях без наряда допуска.

3). Лица, осуществляющие управление машинами и их обслуживание, должны выполнять и соответствовать требованиям:

· специализация персонала;

· соответствие по возрасту и состоянию здоровья;

· профессиональная подготовка, аттестация и переподготовка при переходе на другой вид машин;

· допуск к работе с оформлением приказа по цеху или предприятию;

· повторная проверка знаний.

4). Инженерно-технический работник по надзору, осуществляющий:

· надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией;

· освидетельствование машин, грузозахватных приспособлений и тары;

· выдача разрешений на ввод в эксплуатацию;

· учет и освидетельствование машин, не подлежащих регистрации;

· выдача предписаний, контроль выполнения их и предписаний органов технадзора;

· контроль выполнения графиков периодического осмотра и ремонтов;

· проверка соблюдения порядка допуска к управлению и обслуживанию машин;

· участие в комиссии по аттестации и периодической проверке знаний персонала;

 


Эксплуатация подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.190.102 (0.045 с.)