Общая организационная характеристика организации (предприятия) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая организационная характеристика организации (предприятия)



УДК 005

ББК 65.291.21

П 78

 

Автор-составитель О. В. Ежель, канд. экон. наук, доцент

 

Рецензенты: В. В. Кириенко, д-р социол. наук, профессор, проректор
по учебной и воспитательной работе Гомельского
государственного технического университета
им. П. О. Сухого;

Е. А. Левченко, канд. экон. наук, доцент Белорусского торгово-экономического университета потребительской кооперации

 

Рекомендована к изданию научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации». Протокол № 1 от 14 октября 2014 г.

 

П 78 Программа преддипломной практики для реализации содержания образовательных программ высшего образования I ступени по специальности 1-26 02 02 «Менеджмент (по направлениям)» / авт.-сост. О. В. Ежель. – Гомель: учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2015. – 52 с. ISBN 978-985-540-214-6

 

Предлагаемое издание позволит студентам овладеть практическими навыками анализа хозяйственно-экономической деятельности, проведения маркетинговых исследований, планирования и контроля производственной деятельности. В программе представлены цели, задачи, содержание преддипломной практики и требования к оформлению отчета.

 

УДК 005

ББК 65.291.21

 

ISBN 978-985-540-214-6 © Учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Реформирование экономики, преодоление кризисных явлений, происходящие изменения во внешней среде функционирования отечественных предприятий (организаций) обусловливают появление новых требований к управлению их деятельностью.

Ускорение процессов, происходящих во внешней среде, изменение позиции поставщиков и потребителей, возрастание конкуренции, интенсивное научно-технологическое развитие приводят к тому, что руководителям предприятий (организаций) становится сложнее предугадывать будущую ситуацию и адаптироваться к ней.

Сегодня на рынке труда требуются специалисты, которые способны и готовы самостоятельно оценивать ситуацию, принимать решения, брать на себя ответственность, работать с пакетами современных технологий. Современный менеджер должен быть способным и готовым к организационно-управленческой, проектной, научно-исследо-вательской, инжернерно-экономической, образовательной, коммерческой, предпринимательской, инновационной и другим видам профессиональной деятельности. Совокупность характеристик сформированных компетенций и профессиональное сознание отражают способность специалиста осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями современного этапа развития экономики, высокой эффективности в сочетании с социальной ответственностью за результаты профессиональной деятельности.

Таким образом, степень востребованности управленческих кадров определяется сбалансированностью теоретического и практического компонентов образовательных программ. Только в сочетании с привитыми практическими навыками базовые и специальные знания выпускников высшей школы обеспечат им успешное включение, адаптацию и самореализацию в выбранной профессиональной области.

В процессе подготовки специалистов необходимо развивать следующие профессионально важные качества менеджеров: креативность, предприимчивость, коммуникабельность, наблюдательность, умение принимать нестандартные управленческие решения быстро и качественно, умение вести переговоры.

Профессия менеджера подразумевает решение различных профессиональных задач, к которым относятся:

· разработка научно обоснованных управленческих решений, организация и контроль их реализации;

· планирование и организация управления производством, финансами, затратами, персоналом, качеством и конкурентоспособностью продукции;

· анализ внешней среды организации и разработка форм адаптации организации в ней;

· проведение маркетинговых исследований;

· определение конкурентных преимуществ организации, обоснование, выбор и реализация конкурентных стратегий;

· структурное построение организации и его совершенствование;

· формирование и развитие организационной культуры;

· анализ хозяйственно-экономической деятельности организации;

· формирование эффективной команды, мотивация персонала;

· разработка и реализация бизнес-планов.

Специалист должен обладать академическими компетенциями:

· владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач (АК-1);

· владеть системным и сравнительным анализом (АК-2);

· владеть исследовательскими навыками (АК-3);

· уметь работать самостоятельно (АК-4);

· быть способным генерировать новые идеи (обладать креативностью) (АК-5);

· владеть междисциплинарным подходом при решении проблем (АК-6);

· иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером (АК-7);

· обладать навыками устной и письменной коммуникации (АК-8).

Специалист также должен соответствовать социально-личностным компетенциям:

· иметь гражданственность и патриотизм, знать права и соблюдать обязанности гражданина (СЛК-1);

· иметь навыки социального взаимодействия (СЛК-2);

· обладать способностью к межличностным коммуникациям (СЛК-3);

· уметь критиковать и быть самокритичным (СЛК-5);

· уметь работать в команде (СЛК-6).

Кроме того, менеджер должен обладать профессиональными компетенциями в следующих видах деятельности:

1. В организационно-управленческой:

· определять цели развития организации и разрабатывать мероприятия по их достижению (ПК-1);

· принимать решения о выборе оптимальной формы организационной структуры управления организации (ПК-2);

· уметь делегировать полномочия, распределять задачи и ответственность между исполнителями для обеспечения эффективной работы подразделений организации (ПК-3);

· проводить организационно-управленческое обследование организации и выбирать наиболее эффективные формы ее адаптации к условиям внешней среды (ПК-4);

· проводить организационные изменения, снижать возможное сопротивление переменам со стороны персонала (ПК-5);

· использовать современные информационные технологии и прикладные программы обработки данных для обоснования управленческих решений (ПК-8);

· использовать разнообразные формы мотивации и стимулирования персонала для достижения целей организации (ПК-9);

· осуществлять контроль технологических процессов, контроль качества продукции, работ, услуг (ПК-10);

· разрабатывать производственную программу организации, обеспечив ее согласование с потребностями рынка, увязку с ресурсами организации, координацию деятельности подразделений организации при ее выполнении (ПК-11);

· осуществлять организацию производства новых видов продукции (ПК-12);

· обеспечивать ритмичную работу организации, управление запасами, выбор оптимальной схемы работы с поставщиками и потребителями (ПК-13);

· принимать эффективные управленческие решения в экономической сфере (ПК-14);

· владеть знаниями по нормативно-правовому обеспечению управленческой деятельности (ПК-15);

· уметь анализировать деятельность организации на международных рынках и разрабатывать стратегии их завоевания (ПК-16).

2.В экономической:

· анализировать, планировать и прогнозировать хозяйственную деятельность организации, используя данные оперативного, статистического, бухгалтерского и управленческого учета и отчетности, учитывая конъюнктуру рынка и производственные возможности организации (ПК-17);

· осуществлять экономические расчеты издержек на производство и реализацию продукции, показатели эффективности использования основных и оборотных средств организации, трудовых ресурсов (ПК-18);

· анализировать и управлять ассортиментной, товарной, ценовой, маркетинговой политикой организации (ПК-19);

· проводить оценку финансового состояния и финансовых результатов организации (ПК-20);

· разрабатывать и внедрять мероприятия по рациональной организации и нормированию труда и заработной платы, производства, повышению качества продукции и услуг, включая их технологическую и организационную составляющую (ПК-21);

· проектировать производственную систему, проводить организационно-технические расчеты в основном и вспомогательном производстве, планировать процессы производства, материально-техничес-кого обеспечения, логистики, оперативного управления развитием производства (ПК-22);

· анализировать факторы окружающей среды, оказывающие влияние на жизнедеятельность человека и экономических объектов (ПК-23).

3. В научно-исследовательской:

· исследовать создание и развитие системы управления на микроуровне (ПК-24);

· применять методы системного и ситуационного анализа для проектирования систем управления на предприятиях с целью эффективного их функционирования (ПК-25);

· обеспечивать управление научно-исследовательскими работами на предприятиях и в организациях (ПК-26);

· разрабатывать и применять экономико-математические модели для решения задач управления (ПК-27).

4. В инновационной:

· осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по перспективам развития организации, инновационным технологиям, перспективным проектам и решениям (ПК-28);

· применять методы менеджмента в организации инновационной деятельности на всех этапах инновационного цикла (ПК-29);

· формировать команды инновационных проектов с учетом основных принципов менеджмента (ПК-30);

· определять цели инноваций и способы их достижения (ПК-31);

· разрабатывать бизнес-планы создания новых технологий (ПК-32);

· оценивать экономическую эффективность инноваций и инновационных проектов (ПК-33);

· осуществлять организацию инновационных процессов (ПК-34).

Преддипломная практика проводится в соответствии с образовательным стандартом Республики Беларусь, учебным планом, Положением о производственной практике студентов высших учебных заведений Республики Беларусь, Положением о практике студентов учреждения образования «Белорусский торгово-экономический универ-ситет потребительской кооперации».

Цель преддипломной практики – в процессе изучения производ-ственно-коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта закрепить, расширить и систематизировать знания, полученные студентами по всему курсу обучения, а также собрать, проанализировать и подготовить материалы к дипломной работе.

Основными задачами преддипломной практики являются следующие:

· закрепление теоретических знаний и умений студентов по экономике, организации производства и управления, по специальным и общепрофессиональным дисциплинам;

· приобретение практических навыков и подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности;

· сбор необходимой информации для выполнения дипломной работы по выбранной теме.

В процессе прохождения преддипломной практики студенты проводят анализ деятельности организации (общеэкономический, структур управления, кадровый), осваивают, по возможности, конкретное рабочее место менеджера-экономиста.

При ее прохождении студент может работать (при наличии вакансии) экономистом, инспектором по кадрам, нормировщиком и т. п.

Практика проводится на выпускном курсе согласно утвержденному графику образовательного процесса и календарному плану практики времени исходя из расчета не более 54 ч в неделю, т. е. в течение 8 недель для очной формы и 4 недель для заочной формы обучения.

Для студентов, обучающихся по учебным планам 2013 г., продолжительность практики составляет 5 недель – 270 ч (7,5 зачетной единицы).

Прохождение производственной практики возможно как на предприятиях системы потребительской кооперации, так и на других субъектах хозяйственной деятельности, независимо от форм собственности.

Студенты, обучающиеся на основании договора о подготовке специалиста за счет средств потребительской кооперации или договора о подготовке специалиста на условиях оплаты за счет средств юридических лиц, проходят производственную (преддипломную) практику, как правило, на этих предприятиях или в организациях.

Студенты, обучающиеся по договору на условиях самостоятельной оплаты, имеют право на прохождение преддипломной практики в любой организации по собственному выбору или проходят практику в организации, предложенной в университете.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

 

Преддипломная практика состоит из следующих разделов:

1. Изучение общей организационной характеристики организации (предприятия).

2. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия (организации).

3. Оценка организации маркетинговой и логистической деятельности.

4. Анализ управления персоналом.

5. Оценка финансового состояния и платежеспособности организации.

6. Изучение организации производства и управления качеством.

7. Выполнение индивидуального задания.

 

 

Логистика организации

 

В ходе практики следует изучить и проанализировать, какие элементы логистической системы используются в организации (на предприятии). Работу необходимо выполнить в следующей последовательности:

1. Выявить и описать информационные потоки в системе материально-технического обеспечения организации (предприятия).

2. Выявить и описать информационные потоки в управлении складированием и хранением материально-технических ресурсов организации (предприятия).

3. Наметить и охарактеризовать основные пути снижения издержек в процессе закупки материально-технических ресурсов.

4. Определить тип системы поставок организации (предприятия) и охарактеризовать организацию поставок материально-технических ресурсов.

5. Описать методы планирования, учета и анализа реализации продукции организации.

6. Охарактеризовать методы контроля состояния запасов материально-технических ресурсов на базах и складах организации.

7. Описать используемую организацией методику расчета норм производственных запасов по отдельным видам материальных ресурсов.

 

 

Подведение итогов практики

 

По окончании практики (не позднее следующего дня после окончания практики) студенты представляют отчет на кафедру в соответствии с графиком образовательного процесса в установленные деканатом сроки.

Студент должен сдать дифференцированный зачет (защитить отчет). Защита отчета по практике проводится в университете или по месту прохождения практики перед специальной комиссией. Комиссия на основании проверки знаний студента выставляет ему оценку.

Студент, зачисленный на должность специалиста, сдает на кафедру краткий письменный отчет по практике, к которому прикладывается выписка из приказа о зачислении на должность, письменный отзыв о прохождении практики студентом с отражением выполняемых студентом функциональных обязанностей.

Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе (пропуски в период прохождения практики, самовольное прерывание прохождения практики и др.) или неудовлетворительную оценку при сдаче зачета, направляется на практику повторно в свободное от учебы время. При этом сохраняется предусмотренная учебным планом продолжительность практики. В случае неликвидации задолженности в установленный срок студент отчисляется из университета.

Ликвидация задолженности по практике, а также защита отчета студентами, которые не явились на нее в установленный срок, производится только по письменному разрешению деканата факультета. Результаты защиты отчета отмечаются в ведомости, зачетной книжке студента.

 

СПИСОК рекомендуемой ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Авдеев, В. В. Управление персоналом: технология формирования команды: учеб. пособие / В. В. Авдеев. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 543 с.

Акулич, И. Л. Маркетинг: учеб. / И. Л. Акулич. – 6-е изд., испр. – Минск: Выш. шк., 2009. – 511 с.

Анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / под ред.
В. И. Бариленко. – М.: Омега-Л, 2009. – 414 с.

Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учеб. / В. И. Стражев [и др.]; под ред. В. И. Стражева, Л. А. Богдановской. – Минск: Выш. шк., 2008. – 527 с.

Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учеб. пособие / Л. Л. Ермолович [и др.]; под ред. Л. Л. Ермолович. – Минск: Соврем. шк., 2010. – 800 с.

Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Л. Л. Ермолович [и др.]; под общ. ред. Л. Л. Ермолович. – Минск: Соврем. шк., 2006. – 736 с.

Анохина, Н. Н. Прикладной маркетинг: учеб. пособие / Н. Н. Анохина, Г. А. Щербич. – Минск: Изд-во Гревцова, 2008. – 224 с.

Анурин, В. Маркетинговые исследования потребительского рынка / В. Анурин, И. Муромкина, Е. Евтушенко. – СПб.: Питер, 2004. – 270 с.

Аширов, Д. А. Управление персоналом: учеб. пособие / Д. А. Аширов. – М.: Проспект, 2007. – 432 с.

Беляевский, И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: учеб. пособие / И. К. Беляевский. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 320 с.

Беляцкий, Н. П. Управление персоналом: учеб. / Н. П. Беляцкий. – Минск: Соврем. шк., 2008. – 448 с.

Беляцкий, Н. П. Управление персоналом: учеб. пособие / Н. П. Беляцкий, С. Е. Велесько, П. Ройш. – Минск: Интерпрессервис, 2003. – 352 с.

Бобылева, А. З. Финансовый менеджмент. Проблемы и решения: учеб. пособие / А. З. Бобылева. – М.: Дело, 2007. – 336 с.

Бовин, А. А. Управление инновациями в организациях: учеб. пособие / А. А. Бовин, Л. Е. Чередникова, В. А. Якимович. – М.: Омега-Л, 2009. – 415 с.

Бронникова, Т. С. Маркетинг: теория, методика, практика: учеб. пособие / Т. С. Бронникова. – М.: КноРус, 2007. – 208 с.

Брукс, У. Стимулирование продаж: эффективные стратегии для успешного бизнеса / У. Брукс; пер. с англ. Л. Сосиной. – М.: Фаир-Пресс, 2006. – 224 с.

Бычин, В. Б. Организация и нормирование труда: учеб. / В. Б. Бычин, С. В. Малинин, Е. В. Шубенкова; под ред. Ю. Г. Одегова. – М.: Экзамен, 2005. – 464 с.

Васильева, Л. С. Финансовый анализ: учеб. / Л. С. Васильева,
М. В. Петровская. – М.: КноРус, 2008. – 816 с.

Голубков, Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е. П. Голубков. – М.: Финпресс, 2000. – 464 с.

Гончаренко, Л. П. Менеджмент инвестиций и инноваций: учеб. / Л. П. Гончаренко. – М.: КноРус, 2009. – 160 с.

Гончаров, В. И. Менеджмент: учеб. пособие / В. И. Гончаров. – Минск: Соврем. шк., 2010. – 640 с.

Дашков, Л. П. Организация труда работников торговли: учеб. /
Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц, О. В. Памбухчиянц. – М.: Дашков и К°, 2008. – 240 с.

Дибб, С. Практическое руководство по сегментированию рынка / С. Дибб; под общ. ред. С. Г. Божук; пер. с англ. С. Жильцова. – СПб.: Питер, 2001. – 240 с.

Дурович, А. П. Практика маркетинговых исследований. В 2 кн. Кн. 1 / А. П. Дурович. – Минск: Изд-во Гревцова, 2008. – 256 с.

Дурович, А. П. Практика маркетинговых исследований. В 2 кн. Кн. 2 / А. П. Дурович. – Минск: Изд-во Гревцова, 2008. – 400 с.

Егоршин, А. П. Управление персоналом: учеб. / А. П. Егоршин. – Н. Новгород: НИМБ, 2005. – 720 с.

Елиферов, В. Г. Бизнес-процессы. Регламентация и управление: учеб. пособие / В. Г. Елиферов, В. В. Репин. – М.: Инфра-М, 2009. – 319 с.

Карпенко, Е. М. Менеджмент качества: учеб. пособие / Е. М. Карпенко, С. Ю. Комков. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 208 с.

Климович, Л. К. Основы менеджмента: учеб. / Л. К. Климович. – Минск: РИПО, 2013. – 279 с.

Климович, Л. К. Основы правового регулирования управленческой деятельности: учеб. / Л. К. Климович, Ж. Ч. Коновалова,
Е. И. Парменова. – Минск: Выш. шк., 2006. – 272 с.

Котлер, Ф. Маркетинг. Менеджмент / Ф. Котлер. – СПб.: Питер, 2004. – 800 с.

Кравченко, Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учеб. / Л. И. Кравченко. – М.: Новое знание, 2007. – 509 с.

Кудрявцева, Т. В. Менеджмент: курс лекций / Т. В. Кудрявцева, Е. А. Левченко, Н. В. Анисимова. – Гомель: Бел. торгово-экон. ун-т потребит. кооп., 2009. – 184 с.

Кудрявцева, Т. В. Управление персоналом в потребительской кооперации: текст лекций / Т. В. Кудрявцева, Н. В. Анисимова. – Гомель: Бел. торгово-экон. ун-т потребит. кооп., 2009. – 96 с.

Лукичева, Л. И. Управление организацией: учеб. пособие /
Л. И. Лукичева. – М.: Омега, 2004. – 360 с.

Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учеб. / под ред.
В. А. Алексунина. – М.: Дашков и К°, 2006. – 716 с.

Мельников, В. П. Управление организацией: учеб. пособие /
В. П. Мельников, Н. Л. Маренков, А. Г. Схиртладзе. – М.: КноРус, 2004. – 240 с.

Менеджмент в потребительской кооперации: учеб. пособие /
Б. И. Врублевский [и др.]; под ред. Б. И. Врублевского. – Гомель: Развитие, 2001. – 235 с.

Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества: СТБ ISO 9004-2010. – Минск: Госстандарт Республики Беларусь, 2010. – 44 с.

Ньюмэн, Э. Розничная торговля: организация и управление /
Э. Ньюмэн, П. Кален; пер. с англ. Ю. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2005. – 416 с.

Орешенков, А. А. Маркетинговое управление предприятием /
А. А. Орешенков. – Витебск: ВГТУ, 2005. – 100 с.

Основы антикризисного управления предприятиями: учеб. пособие / Н. Н. Кожевников, Е. И. Борисов, А. Г. Зубков; под ред.
Н. Н. Кожевникова. – М.: Академия, 2007. – 496 с.

Пашуто, В. П. Организация и нормирование труда на предприятии: учеб. пособие / В. П. Пашуто. – Минск: Новое знание, 2002. – 319 с.

Полещук, И. И. Ценообразование и маркетинг / И. И. Полещук. – Минск: Мисанта, 1997. – 132 с.

Поршнев, А. Г. Управление организацией / А. Г. Поршнев,
З. П. Румянцева, Н. А. Саломатин; под общ. ред. А. Г. Поршнева. – М.: Инфра-М, 2007.

Раздорожный, А. А. Управление организацией (предприятием): учеб. / А. А. Раздорожный. – М.: Экзамен, 2006. – 637 с.

Рогова, Е. М. Управление финансами предприятия в условиях кризиса: с комментариями экспертов / Е. М. Рогова, Е. А. Ткаченко,
А. С. Соболев. – СПб.: Вернера Регина, 2009. – 216 с.

Седегов, Р. С. Управление персоналом: сотрудники как фактор успеха предприятия: учеб. пособие / Р. С. Седегов, Н. И. Кабушкин, В. Н. Кривцов. – Минск: Тэхналогiя, 1997. – 160 с.

Седегов, Р. С. Управление персоналом: сотрудники как фактор успеха предприятия / Р. С. Седегов, Н. И. Кабушкин, В. Н. Кривцов. – Минск: Техналогiя, 1997. – 178 с.

Синяева, И. М. Маркетинг в коммерции: учеб. / И. М. Синяева, С. В. Земляк, В. В. Синяев; под ред. Л. П. Дашкова. – М.: Дашков и К°, 2007. – 548 с.

Тележников, В. И. Менеджмент: учеб. пособие / В. И. Тележников; под ред. Н. П. Беляцкого. – Минск: БГЭУ, 2008.

Титович, А. А. Менеджмент качества: учеб. пособие / А. А. Титович. – Минск: Выш. шк., 2008. – 254 с.

Токарев, Б. Е. Маркетинговые исследования: учеб. / Б. Е. Токарев. – М.: Экономистъ, 2007. – 624 с.

Травин, В. В. Менеджмент персонала предприятия: учеб.-практ. пособие / В. В. Травин, В. А. Дятлов. – М.: Дело, 2000. – 272 с.

Управление организацией / под ред. М. В. Петровича. – Минск: Дикта, 2008. – 864 с.

Управление персоналом / под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2005. – 560 с.

Управление персоналом организации: учеб. / под ред. А. Я. Кибанова. – М.: Инфра-М, 2000. – 512 с.

Управление персоналом организации: учеб. пособие / А. К. Саакян [и др.]. – СПб.: Питер, 2001. – 176 с.

Управление персоналом организации. Практикум / под ред. А. Я. Кибанова. – М.: Инфра-М, 2001. – 296 с.

Управление финансами (финансы предприятий): учеб. / под ред. А. А. Володина. – М.: Инфра-М, 2006. – 504 с.

Фатхутдинов, Р. А. Производственный менеджмент: учеб. /
Р. А. Фатхутдинов. – СПб.: Питер, 2004. – 283 с.

Хотинская, Г. И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия (на примере предприятия сферы услуг): учеб. пособие /
Г. И. Хотинская, Т. В. Харитонова. – М.: Дело и Сервис, 2007. – 240 с.

Шкардун, В. Д. Маркетинговые основы стратегического планирования. Теория, методология, практика / В. Д. Шкардун. – М.: Дело, 2007. – 376 с.

Экономика предприятий торговли: учеб. пособие / Н. В. Максименко [и др.]; под общ ред. Н. В. Максименко, Е. Е. Шишковой. – Минск: Выш. шк., 2005. – 542 с.

Эффективное снабжение: простые и надежные способы снижения издержек и повышения прибыли / Роберт Э. Рудзки [и др.]; пер. с англ. С. В. Кривошеина; науч. ред. Д. Л. Бенько. – Минск: Гревцов Паблишер, 2008. – 304 с.

Яновская, Л. Ф. Образцы положений о структурных подразделениях с комментариями / Л. Ф. Яновская. – М.: Изд-во деловой и учеб. лит., 2004. – 560 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение А

 

Перечень форм статической отчетности, используемых
для анализа хозяйственно-финансовой деятельности
предприятия

 

· Бухгалтерский баланс.

· Отчет о прибылях и убытках.

· Отчет о расходах, доходах и финансовых результатах от реализации товаров или форма аналитического учета расходов на реализацию организаций, не относящихся к системе потребительской кооперации.

· Форма 12-торг (товарооборот) «Отчет о розничном товарообороте и запасах товаров».

· Форма 12-торг (опт) «Отчет об объеме оптового товарооборота».

· Форма 1-торг (розница) «Отчет о розничной торговле».

· Форма 1-торг (общепит) «Отчет по общественному питанию».

· Форма 1-П (натура) «Отчет о производстве промышленной продукции в натуральном выражении».

· Аналитические формы учета основных показателей хозяйственно-финансовой деятельности организаций, не относящихся к системе потребительской кооперации.

· Форма 1-Т (сводная) «Отчет по труду».

· Форма 1-Т (фонд времени) «Отчет об использовании календарного фонда времени».

· Форма 6-Т «Отчет о составе фонда заработной платы и прочих выплат» (1 раз в 2 года).

· Форма 6-Т (кадры) «Отчет о численности, составе и профессиональном обучении» (1 раз в 2 года).

· Форма 12-П «Отчет о производстве промышленной продукции (работ, услуг)».

· Форма 4-ф (затраты) «Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)».

· Форма 1-торг (опт) «Отчет о деятельности организации оптовой торговли».

· Форма 12-ф (прибыль) «Отчет о финансовых результатах».

· Форма 12-т «Отчет по труду».

 

 

Приложение Б

 

Формы для анализа хозяйственно-финансовой
деятельности предприятия

 

Таблица Б.1 – Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности организации за _______________ годы, млн р.

Показатели

Год

Изменение (%; +; –)

1-й 2-й 3-й 3-го года ко 2-му 3-го года к 1-му
1. Розничный товарооборот: 1.1. В действующих ценах, млн р.          
1.2. В сопоставимых ценах, млн р.          
2. Оборот общепита: 2.1. В действующих ценах, млн р.          
2.2. В сопоставимых ценах, млн р.          
3. Заготовительный оборот: 3.1. В действующих ценах, млн р.          
3.2. В сопоставимых ценах, млн р.          
4. Валовая прибыль:          
4.1. Торговли:          
4.1.1. Сумма, млн р.          
4.1.2. Уровень, %          
4.2. Общепита: 4.2.1. Сумма, млн р.          
4.2.2. Уровень, %          
4.3. Заготовительной деятельности: 4.3.1. Сумма, млн р.          
4.3.2. Уровень, %          
5. Расходы на реализацию:          
5.1. Торговли: 5.1.1. Сумма, млн р.          
5.1.2. Уровень, %          
5.2. Общепита: 5.2.1. Сумма, млн р.          
5.2.2. Уровень, %          
5.3. Заготовительной деятельности: 5.3.1. Сумма, млн р.          
5.3.2. Уровень, %          
6. Налоги и неналоговые платежи:          
6.1. Торговли: 6.1.1. Сумма, млн р.          

Окончание таблицы Б.1

Показатели

Год

Изменение (%; +; –)

1-й 2-й 3-й 3-го года ко 2-му 3-го года к 1-му
6.1.2. Уровень, %          
6.2. Общепита: 6.2.1. Сумма, млн р.          
6.2.2. Уровень, %          
6.3. Заготовительной деятельности: 6.3.1. Сумма, млн р.          
6.3.2. Уровень, %          
7. Прибыль, млн р.          
8. Прибыль (убыток) от реализации в торговле, млн р.          
9. Прибыль общепита, млн р.          
10. Прибыль заготовительной деятельности, млн р.          
11. Рентабельность, %: 11.1. Итоговая (стр. 7: (стр. 1.1 + стр. 2.1) × × 100) 11.2. Торговли (стр. 8: стр. 1.1) · 100); 11.3. Общепита (стр. 9: стр. 2.1) · 100) 11.4. Заготовительной деятельности (стр. 10: стр. 3.1) · 100)          

Примечание – Для анализа динамики основных показателей хозяйственной деятельности торговой организации необходимо использовать следующие формы статистической и бухгалтерской отчетности: форму 1-торг «Отчет о товарообороте и запасах товаров»; Отчет о прибылях и убытках; Отчет о расходах на реализацию; индексы потребительских цен на товары (см. статистические сборники).

 

 

Таблица Б.2 – Основные показатели хозяйственной деятельности организации с основным видом деятельности «производство»
за ___________________ годы, млн р.

Показатели

Год

Изменение (%; +; –)

1-й 2-й 3-й 3-го года ко 2-му 3-го года к 1-му
1. Объем реализованной продукции (выручка): 1.1. В действующих ценах, млн р.          
1.2. В сопоставимых ценах, млн р.          
2. Объем производства (товарная продукция): 2.1. В действующих ценах, млн р.          
2.2. В сопоставимых ценах, млн р.          

 

Окончание таблицы Б.2

Показатели

Год

Изменение (%; +; –)

1-й 2-й 3-й 3-го года ко 2-му 3-го года к 1-му
3. Соотношение объема реализации и объема производства (стр. 1: стр. 2), млн р.          
4. Себестоимость реализованной продукции:          
4.1. Сумма, млн р.          
4.2. Уровень, % (стр. 4.1: стр. 1.1) · 100)          
5. Налоги и неналоговые платежи, не входящие в себестоимость:          
5.1. Сумма, млн р.          
5.2. Уровень, % (стр. 5.1: стр. 1.1) · 100)          
6. Прибыль, млн р.          
7. Прибыль от реализации продукции, млн р.          
8. Рентабельность, %: 8.1. Итоговая (стр. 6: стр. 1.1) · 100          
8.2. Реализации (стр. 7: стр. 1.1) · 100)          

Примечание – Для выполнения этого этапа практики необходимо использовать форму 1-П (натура) «Отчет о производстве промышленной продукции в натуральном выражении»; Отчет о прибылях и убытках; индексы цен на продукцию, выпускаемую организацией (предприятием).

 

Таблица Б.3 – Динамика, состав и структура расходов на реализацию
организации с основным видом деятельности «торговля»
за ___________________ годы

Показатели

Год

Изменение (%; +, –)

1-й 2-й 3-й 3-го года ко 2-му 3-го года к 1-му
1. Транспортные расходы: 1.1. Сумма, млн р.          
1.2. Уровень, %          
1.3. Удельный вес, %          
2. Расходы на аренду, содержание и обслуживание зданий, сооружений помещений, легкового автотранспорта, оборудования и оргтехники: 2.1. Сумма, млн р.          
2.2. Уровень, %          
2.3. Удельный вес, %          
3. Потери товаров при транспортировке, хранении и реализации в пределах установленных норм: 3.1. Сумма, млн р.          

Продолжение таблицы Б.3

Показатели

Год

Изменение (%; +, –)

1-й 2-й

3-й

3-го года ко 2-му 3-го года к 1-му
3.2. Уровень, %    

 

   
3.3. Удельный вес, %    

 

   
4. Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд в общественном питании, млн р.    

 

   
5. Расходы и отчисления на ремонт основных средств: 5.1. Сумма, млн р.    

 

   
5.2. Уровень, %    

 

   
5.3. Удельный вес, %    

 

   
6. Налоги, сборы и пошлины, включаемые в издержки обращения: 6.1. Сумма, млн р.    

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.145 с.)