Методика развития слухового восприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика развития слухового восприятия



Методика развития слухового восприятия

У дошкольников с нарушениями слуха

 

Учебно-методический комплекс курса

Для специальности   050717.65 – «Специальная дошкольная

 педагогика и психология»

 

 

Пермь

пгпу

2008


УДК 376.33

ББК 74.320.255

      М 545

 

Р е ц е н з е н т:

кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры специальной дошкольной педагогики и психологии Пермского государственного педагогического университета А.А.Наумов

 

Автор-составитель: канд. псих. наук доц. О.Р. Ворошнина

 

 

  М 545       Методика развития слухового восприятия у дошкольников с нарушениями слуха: учеб.-метод. комплекс курса. Для специальности 050717.65 – «Специальная дошкольная педагогика и психология» / авт.-сост. О.Р. Ворошнина; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 45 с.                                                                                                                                            

Учебно-методический комплекс по курсу «Методика развития слухового восприятия у дошкольников с нарушениями слуха» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и включает пояснительную записку, учебно-тематический план курса, программу курса, планы практических и семинарских занятий, темы рефератов, экзаменационные вопросы по курсу, учебно-методическое обеспечение курса, включающее список литературы, информационный электронный ресурс и методические указания студентам.

Адресовано студентам дневного и заочного отделений, обучающимся по специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология».

УДК 376.33

ББК 74.320.255

 

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета

 

 

                    © Ворошнина О.Р., составление, 2008

© ГОУ ВПО «Пермский государственный   

педагогический университет», 2008


СОДЕРЖАНИЕ

 

I. Рабочая программа дисциплины 4
1. Цели и задачи изучения дисциплины 4
2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины 4
3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля 5
3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы 5
3.2.Распределение часов по темам и видам учебной работы 6
4. Содержание курса 8
5. Темы практических и семинарских занятий 12
6. Лабораторные работы (лабораторный практикум) 18
7. Тематика рефератов и методические указания по их выполнению 20
8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 21
8.1. Список литературы 21
8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины   23
8.3.  Методические указания студентам 23
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущих и промежуточных аттестации   42
Примерные вопросы для письменного опроса в рамках входного контроля 42
Вопросы к зачету 43

 

 


I. Рабочая программа дисциплины

 

1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель изучения курса «Методика развития слухового восприятия у дошкольников с нарушениями слуха» – освоение теоретических основ современного подхода к обучению детей дошкольного возраста с нарушениями слуха на основе развития и использования, сохранившейся слуховой функции в контексте создания сенсорной базы речевого развития, улучшения качества жизни.

Предметом данного курса является содержание, методы, средства и условия развития слухового восприятия как сенсорной базы обучения языку и общения дошкольников с нарушениями слуха.

Задачи изучения курса:

- раскрыть содержание теоретических подходов к развитию слухового восприятия у дошкольников с нарушенным слухом;

- познакомить со спецификой слухового восприятия глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста;

- сформировать представления о механизме восприятия речи в условиях нормального и нарушенного слуха;

- познакомить с содержанием, методами, приемами, условиями, средствами развития неречевого и речевого слуха дошкольников с нарушениями слуха;

- освоить организацию работы по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом (формы, планирование, учет, использование аппаратуры).

 

 

2. Требования к уровню усвоения дисциплины

Курс «Методика развития слухового восприятия у дошкольников с нарушениями слуха» предполагает наличие у студентов представлений и знаний в области анатомии, физиологии и патологии органов слуха и речи, общей, возрастной и специальной психологии, детской сурдопсихологии, общей, дошкольной специальной педагогики, дошкольной сурдопедагогики.

 

В результате освоения дисциплины студент должен

иметь представление: о физической природе звука, его акустических характеристиках; об истории создания и становления современной системы развития слухового восприятия; о характере нарушений слуха;

знать: психофизические механизмы восприятия устной речи при нормальном и нарушенном слухе; последствия нарушений слуха и их влияние на ход и специфику речевого развития ребенка; содержание, методы, приемы, условия развития слуха детей в разных группах коррекционных образовательных учреждений; методы педагогического исследования слуха детей разного возраста (младенческий, ранний, дошкольный), владеющих и не владеющих речью; особенности организации работы по РСВ в разных группах специального ДОУ;

уметь: анализировать и организовать работу по РСВ в разных группах специального ДОУ; планировать работупо РСВ в разных возрастных группах; разрабатывать конспекты специальных занятий по РСВ и фрагменты режимных моментов и общеразвивающих занятий, в ходе которых предусмотрена работа по изучаемому разделу;

приобрести навыки: анализа коррекционно-педагогического процесса в ДОУ для детей с нарушением слуха; планирования коррекционно-педагогического процесса по разделу, составления конспектов занятий и фрагментов режимных моментов; подбора методов и приемов РСВ в разных возрастных группах; разработки и создания дидактического материала для РСВ;

владеть, иметь опыт: работы с методическими и программными материалами; работы с учебными и дидактическими пособиями; проведения режимных моментов и фрагментов занятий по РСВ в разных возрастных группах в ДОУ для детей с нарушениями слуха; составления методических рекомендаций для педагогов и родителей по разделу.

Форма обучения очная

Названия разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

СРС

 

Лекции Практ. занятия, семинары Лабор. работы

Форма обучения заочная

Названия разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

СРС

 

Лекции Практ. занятия, семинары Лабор. работы

Содержание курса

 

 

Слабослышащих детей

Тема 1. Выработка условной двигательной реакции на звук

Умение реагировать на звучание неречевых и речевых сигналов определенным действием. Выработка условно-двигательной реакции у детей до 3-х лет. Методические приемы. Дидактический материал. Выработка условно-двигательной реакции у детей после 3-х лет.

Определение максимального расстояния, с которого ребенок воспринимает звучание того или иного предмета, голоса различной громкости.

 

Тема 2. Знакомство со звуками окружающего мира

Значение восприятия звуков окружающего мира. Знакомство детей со звуками. Разнообразные бытовые шумы (стук, бытовая техника и т.д.).

Проведение работы по знакомству со звуками мира. Использование различных типов ЗУА. Сочетание звука с действием ил предметом. Эмоциональность данной работы. Обучение реакции на звуки окружающего мира.

 

Тема 3. Обучение восприятию на слух неречевых и речевых сигналов

Навыки, выработанные в дошкольный период: узнавать звучание игрушек и музыкальных инструментов; определять количество звучаний; различать на слух долготу, слитность, темп, громкость, высоту и ритм звучаний; определять направление звука; различать на слух звучание речи, музыки и пения. Музыкальных ритмов, оркестрового, хорового и сольного исполнения; различать звучание мужского и женского голоса; узнавать голоса животных и птиц; различать бытовые шумы и сигналы городского транспорта.

 

Тема 4. Обучение восприятию на слух речевого материала

 Различия в восприятии речи глухими и слабослышащими дошкольниками. Восприятие речи различной громкости глухими и слабослышащими детьми. Развитие слухового восприятия с использование ЗУА и без нее.

Первоначальный этап развития речевого слуха. Различение, опознание и распознавание на слух речевого материала. Методика работы по направлениям.

Различение и опознание фразового материала. Работа с картинками. Повествовательные фразы. Методика работы над фразами поручениями. Планирование работы над фразовым материалом. Работа с измененными фразами. Развитие фонематического слуха (изменение окончания, суффикса, приставки).

Распознание на слух речевого материала. Последовательность работы. Использование наглядности.

Восприятие на слух текстов (неслышащие дети – знакомые стихи, песенки, а слабослышащие – знакомые сказки, рассказы). Подготовка глухих к восприятию прозы.

Методика опознания знакомых стихов и песенок. Организация работы.

Методика работы по подготовке к восприятию текстов. Последовательность работы. Выполнение заданий, ответы на вопросы. Планирование.

Раздел 3.  Организация и планирование работы по развитию

 слухового восприятия

Тема 1.  Фронтальные и индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия

Обязательное использование индивидуальных слуховых аппаратов при проведении режимных моментов, в играх, на прогулках, в свободной деятельности.

Проведение фронтальных (ясельная группа – 1 раз в неделю, младшая и средняя группы – 2 раза в неделю, старшая и подготовительная – 4 раза в неделю) и индивидуальных (ясельная группа – ежедневно с каждым ребенком, остальные группы – 3 раза в неделю). Продолжительность занятий. Структура занятий.

Фронтальные занятия. Основная задача – формирование навыка восприятия на слух и воспроизведение темпо-ритмической стороны устной речи. Содержание фронтальных занятий: обучение восприятию на слух не речевых звучаний; обучение восприятию на слух долготы, слитности, темпа, громкости, высоты и ритма как речевых, так и не речевых звучаний.

Учет возможностей каждого ребенка. Развитие навыков различения и опознания на слух неречевых и речевых звучаний. Связь фронтальных занятий с индивидуальными.

Индивидуальные занятия. Основная задача – формирование навыков восприятия и воспроизведение устной речи. Различие, опознание и распознание на слух слов, словосочетаний, фраз, текстов (глухие – подготовка к восприятию текста). Развитие слухового восприятия у детей раннего возраста. Содержание индивидуальных занятий. Развитие направлений работы по развитию слухового восприятии на индивидуальных занятиях и фронтальных занятиях. Требования к организации занятий.

 

Тема 2.  Развитие слухового восприятия на занятиях педагога-дефектолога и воспитателей по различным предметам

Организация работы по развитию слухового восприятия на занятиях и во всережимное время. Предъявление речевого материала на занятиях (слухо-зрительно или на слух). Порядок предъявления речевого материала на слух. Методика предъявления. Планирование речевого материала для слухового восприятия.  

 

Тема 3. Планирование и учет работы по развитию слухового восприятия

Планирование, его цели и сроки. Основа планирования. Перспективные планы (на месяц или квартал). Содержание индивидуального планирования: данные тонального слуха; режим усиления на аппаратуре индивидуального и коллективного пользования, на индивидуальных аппаратах, тип аппарата; расстояние, с которого ребенок воспринимает звуковые сигналы со ЗУА и без нее, тематика, сроки, учет навыков. Содержание графы «Учет». Содержание планирования специальных фронтальных занятий.

Учет работы по развитию слухового восприятия, его роль и цели. Проведение проверок развития слухового восприятия дошкольников. Содержание поверок. Организация. Сроки. Анализ результатов.

 

Тема 4.  Использование звукоусиливающей аппаратуры (ЗУА)

Характеристика звукоусиливающей аппаратуры. Типы аппаратуры коллективного пользования. Типы индивидуальных слуховых аппаратов. Использование обратной связи и вибратов. Раздельная регулировка телефонов. Методика работы на различных типах аппаратуры. Использование ЗУА на занятиях педагогов и во внережимное время. ЗУА для глухих и слабослышащих детей. Уточнение режима звукоусиления. Методика подбора режима звукоусиления. Использование аудиометрических данных детей в работе по развитию слухового восприятия. Анализ аудиограмм. Типы ЗУА на различных этапах обучения глухих и слабослышащих детей.

 

 

Форма обучения очная

Практическое занятие №1-2

Планирование и учет работы по развитию слухового восприятия

Задачи изучения темы: познакомиться с особенностями планирования раздела «Развитие слухового восприятия»; учиться проектировать содержание коррекционно-педагогического процесса.

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте общую характеристику планирования содержания раздела «Развитие слухового восприятия».

2. Охарактеризуйте виды и содержание планов по разделу: перспективные планы специальных фронтальных занятий; перспективные планы индивидуальных занятий.

3. Раскройте содержание и организацию учета умений и навыков детей по разделу. Дайте характеристику текущего учета.

4. Охарактеризуйте требования и содержание периодического учета по разделу.

5. Раскройте методику оценки состояния слуховой функции у глухих и слабослышащих детей.

Форма отчетности: письменные ответы на вопросы.

Литература:  

1. Пелымская Т.В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом / Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко.– М., 2003.

2. Багрова И.Т. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух / И.Т. Багрова.– М., 1990.– С. 87-103.

3. Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся / Е.П. Кузьмичева.– М., 1991.– С. 41-48.

Практическое задание: составить перспективный план на месяц для проведения специальных фронтальных занятий по развитию слухового восприятия (III год обучения).

 

Практическое занятие № 7

 

Использование звукоусиливающей аппаратуры (ЗУА)

Задачи изучения темы: уточнить представления студентов о типах звукоусиливающей аппаратуры, возможностях и специфике ее использования в разных условиях (состояние слуховой функции, форма организации детей и т.п.); познакомиться с методикой использования ЗУА в процессе работы с неслышащими детьми.

Вопросы для обсуждения:

1. Охарактеризуйте аппаратуру коллективного пользования, раскройте возможности и недостатки разных типов аппаратуры.

2. Дайте характеристику индивидуальных слуховых аппаратов, специфику их использования в зависимости от состояния слуховой функции детей.

3. Раскройте методику уточнения режима звукоусиления при использовании разных типов ЗУА.

Форма отчетности: карты-конспекты.

Характеристика ЗУА разных типов:

 

Название (тип) аппаратуры Комплектация Условия использования Достоинства Недостатки
         
         

 

Литература:

1. Пелымская Т.В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом / Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко.– М., 2003.– С. 199-216.

2. Руленкова Л.И. Аудиология и слухопротезирование / Л.И. Руленкова, О.И. Смирнова.– М., 2003.

3. Козлов М.Я. Детская сурдоаудиология / М.Я. Козлов, А.Л. Левин.– Л., 1989.

 

Студенты дневного отделения (очной формы обучения) готовятся ко всем практическим заданиям. Студенты заочного отделения (заочной формы обучения) для работы на практических занятиях готовят темы: «Развитие слухового восприятии на занятиях педагога-дефектолога и воспитателей по различным предметам» (практическое занятие №5); «Планирование и учет работы по развитию слухового восприятия» (практическое занятие №6; «Использование ЗУА» (практическое занятие №7). Остальные занятия выносятся на самостоятельную работу студентов.


Сигналов

Раздел II. Обучение восприятию на слух неречевых и речевых сигналов Цель работы: уточнить представления, актуализировать имеющиеся знания по теме, учиться анализировать коррекционно-педагогический процесс в группах детей, посещающих ДОУ. Содержание работы: студенты изучают лекции по одноименной теме, готовят форму протокола для фотозаписи занятия (Приложение 1), знакомятся со схемой анализа занятия (Приложение 2). В процессе посещения ДОУ для детей с нарушениями слуха студенты наблюдают занятие, ведут его фотозапись, обсуждают с сурдопедагогом его содержание, разрабатывают рекомендации по его совершенствованию. По результатам работы должна быть представлена следующая документация: 1. Протокол (фотозапись) занятия. 2. Анализ занятия по схеме. 3. Методические рекомендации по совершенствованию занятия.

 

Приложение 1. Схема протокола для фотозаписи занятия

Этап занятия Деятельность педагога Деятельность детей Примечание
       

 

Приложение 2. Схема анализа занятия по развитию РСВ.

1. Тема занятия. Соответствие темы периоду (год, квартал) обучения.

2. Программное содержание: характер образовательных, коррекционных, развивающих, воспитательных задач. Соответствие задач теме, периоду обучения, возможностям детей. Рекомендации по совершенствованию программного содержания.

3. Этапы занятия: последовательность, преемственность, логика, соответствие теме, программному содержанию, виду слуховой работы. Рекомендации по совершенствованию структуры занятия.

4. Методы: адекватность теме и задачам занятия, виду слуховой работы, разнообразия, соответствие возрастным возможностям детей.

5. Словарь: соответствие году обучения, слуховым возможностям детей, уровню их речевого развития.

6. Деятельность педагога: четкость обозначения цели, продуманность мотивации деятельности детей, использование приемов, обеспечивающих поддержание мотивации в процессе занятия; характеристика средств педагогической деятельности (речь, использование наглядности, дидактических пособий, игрушек, табличек), соответствие средств задачам занятия, возрастным особенностям детей; характеристика действий педагога (характер взаимодействия с детьми, направленность, культура, целесообразность, приемы активизации детей); результативность занятия (организация и содержание окончания занятия –  обращение цели, актуализация мотивации; оценка результативности деятельности детей). Пожелания по оптимизации деятельности педагога.

7. Деятельность детей: адекватность, осознанность, активность, работоспособность, частота отвлеканий, (причина неадекватной деятельности детей). Рекомендации педагогу по оптимизации детской деятельности.

8. Выводы: результативность занятия, «удачи» и «промахи». Рекомендации по совершенствованию занятия.

Литература

1. Конспекты лекций по теме.

2. Пелымская Т.В. Формирование устой речи дошкольников с нарушенным слухом: пособие для учителя-дефектолога / Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко.– М.: ВЛАДОС, 2003.– С. 26-48.

 

№№ и названия разделов и тем Цель и содержание лабораторной работы Результаты лабораторной работы

Литература

3. Конспекты лекций по теме.

4. Пелымская Т.В. Формирование устой речи дошкольников с нарушенным слухом: пособие для учителя-дефектолога / Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко.– М.: ВЛАДОС, 2003.– С. 49-69.

 

 

Тематика рефератов

1. Дифференцированный подход в работе по развитию слухового восприятия в зависимости от времени потери слуха и уровня речевого развития.

2. Роль игр в развитии слухового восприятия неслышащих дошкольников.

3. Коррекционная работа с дошкольниками с нарушениями слуха в семье.

4. Создание слухоречевой среды в специальных дошкольных учреждениях.

5. Педагогические методы изучения слуховой функции.

6. История проблемы развития слухового восприятия неслышащих.

 


8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Список литературы

Основная:

1. Пелымская, Т.В. Формирование устой речи дошкольников с нарушенным слухом: пособие для учителя-дефектолога / Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко.– М.: ВЛАДОС, 2003.

2. Назарова, Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: учебное пособие для студентов пед. высших учебных заведений / Л. П. Назарова / под ред. В. И. Селиверстова.– М.: ВЛАДОС, 2001.

3. Система работы над произношением с глухими и слабослышащими детьми: учебно-методическое (электронное) пособие / авт.-сост.: Т.К. Королевская, Н. Д. Шматко, О. И. Кукушкина.– М.: Институт коррекционной педагогики РАО, 2004.

 

Дополнительная:

1. Багрова И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух: пособие для учителя / И. Г. Багрова.– М.: Просвещение, 1990.

2. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей первого года жизни: методическое пособие / сост. Г.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко.– М.: Полиграф сервис, 2001.

3. Дошкольное воспитание аномальных детей: кн. для учителя и воспитателя / Л.П. Носкова, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина и др. / под ред. Л.П. Носковой.– М.: Просвещение, 1993.

4. Королева, И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста / И.В. Королева.– СПб.: КАРО, 2005.

5. Кузьмичева, Е. П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся: 1-12 кл.: пособие для учителя / Е. П. Кузьмичева.– М.: Просвещение, 1991.

6. Леонгард, Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников / Э. И. Леонгард.– М.: Просвещение, 1971.

7. Леонгард, Э. И. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье / Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова.– М.: Просвещение, 1991.

8. Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста / Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко и др..– М.: Просвещение, 1991.

9. Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста / Л.А. Головчиц, Л.П. Носкова, Н.Д. Шматко и др..– М.: Просвещение, 1991.

10. Шматко, Н.Д. Если малыш не слышит…: пособие для учителя / Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская.– М.: Просвещение, 2003.

Рекомендуемая:

1. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие для студентов пед. высших учебных заведений /Л.А. Головчиц.– М., 2003.

2. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей / под ред. Л.А. Головчиц.– М.: ГРАФ ПРЕСС, 2003.

3. Балышева, Е.Н. Ребенок плохо слышит: Развивающие занятия для детей с проблемами слуха / Е.Н. Балышева.– СПб.: Литера, 2005.

4. Козлов, М. Я. Детская сурдоаудиология / М. Я. Козлов, А. Л. Левин.– Л.: Медицина, 1989.

5. Леонгард, Э. И. Я не хочу молчать!: Из опыта работы / Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е.А. Иванова.– М.: Просвещение, 1990.

6. Леве А. Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы. Возможности / А. Леве.– М.: Академия, 2003.

7. Руленкова, Л. И. Аудиология и слухоротезирование: учебное пособие для студентов пед. высших учебных заведений / Л. И. Руленкова, О. И. Смирнова.– М.: Академия, 2003.

8. Янн, П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: учебное пособие для студентов пед. высших учебных заведений / П.А. Янн.– М.: Академия, 2003.

9. Леве, А. Развитие слуха в игре / А. Леве. – М.: Академия, 1992.

10. Нейман, Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи / Л. В. Нейман, М. Р. Богомильский / под ред. В. И. Селиверстова.– М.: ВЛАДОС, 2001.

11. Пелымская, Т.В. Работа по развитию слухового восприятия и обучение произношению в дошкольных учреждениях для глухих детей: Методические рекомендации / Т. В. Пелымская, Н.Д. Шматко. – М.: [б.и.], 1988.

12. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология: учебное пособие для студентов пед. высших учебных заведений / Т. Г. Богданова.– М.: ВЛАДОС, 2001.

13. Психология глухих детей / под ред. И.М. Сольевьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой.– М.: Педагогика, 1971.

14. Сапожников, Я. М. Современные методы диагностики, лечения и коррекции тугоухости и глухоты у детей / Я. М. Сапожников, М. Р. Богомильский.– М., 2001.

15. Кузьмичева, Е. П. Развитие речевого слуха / Е. П. Кузьмичева.– М.: Просвещение, 1983.

16. Педагогическая помощь детям с нарушенным слухом в сурдологических кабинетах: Инструктивно-методологическое письмо.– М., 1990.

17. Шматко, Н.Д. Организация коррекционной работы с глухими и слабослышащими дошкольниками, воспитывающимися / Н. Д. Шматко, А. А. Горшкова // Дефектология.– 1991.– № 5.

18. Леонгард, Э. И. Основные принципы работы по развитию слухового восприятия у глухих и слабослышащих дошкольников / Э. И. Леонгард // Дефектология.– 1977.– № 6.

 

8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплин

 

Для изучения дисциплины необходимы: мультимедийная установка, телевизор, проигрыватель DVD, компьютерный класс.

Указанные средства используются в процессе проведения аудиторных занятий, самостоятельной работы студентов, прохождения текущего контроля.

В процессе самостоятельной работы студенты используют указанные средства в методическом кабинете, где имеются также диски с видеозаданиями. Благодаря такой организации работы имеется возможность наглядной демонстрации особенностей психического и речевого развития детей с нарушениями слуха, специфики организации коррекционно-педагогической работы в специальном ДОУ. Студенты могут неоднократно возвращаться к просмотру материалов и выполнять задания в удобное для них время.

 

 

Методические указания студентам

Изучение курса «Методика развития слухового восприятия у дошкольников  с нарушениями слуха» требует систематической самостоятельной работы студентов и своевременного и качественного выполнения заданий. Задания для самостоятельной работы студентов рекомендуется выполнять непосредственно после прослушивания лекционного материала, а в некоторых случаях при подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям по определенной теме.

Задания, помеченные звездочкой (*), выполняются только студентами заочной формы обучения.

Все формы отчетности по каждому заданию для самостоятельной работы студентов сдаются ведущему преподавателю по мере изучения темы, раздела.

Для выполнения заданий для самостоятельной работы студентов в конце данного раздела представлен справочный материал по курсу. («Сурдопедагогика» С. 197-200)

 

Литература:

1. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология: учебное пособие для студентов пед. высших учебных заведений / Т. Г. Богданова.– М.: ВЛАДОС, 2001.

2. Психология глухих детей / под ред. И.М. Сольевьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой.– М.: Педагогика, 1971.

3. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие для студентов пед. высших учебных заведений /Л.А. Головчиц.– М., 2003.

4. Нейман, Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи / Л. В. Нейман, М. Р. Богомильский / под ред. В. И. Селиверстова.– М.: ВЛАДОС, 2001.

 

Задание №2. Развитие слуховой функции в онтогенезе. Слухоречевое восприятие, поведенческие реакции на звуки. Предречевые вокализации и речь детей раннего возраста.

Задачи изучения темы: познакомиться с развитием слухового восприятия, поведенческих реакций и предречевым развитием детей младенческого и раннего возраста; учится составлять тезисы для консультации родителей по обозначенным вопросам.

Студенты прорабатывают статью из книги И.В. Королевой, конспектируют ее содержание по предложенным вопросам и составляют тезисы консультации для родителей детей младенческого и раннего возраста по вопросам раннего развития и его возможных отклонений.


Вопросы для анализа:

1. Раскройте реакции ребенка младенческого и раннего возраста на окружающие звуки, их значение, возрастные изменения.

2. Охарактеризуйте возможности распознавания интонационной и ритмической структуры речи, фонетические компоненты языка.

3.  Охарактеризуйте особенности поведенческих реакций на звуки, развитие слухоречевого восприятия, предречевых вокализаций и речи у детей раннего возраста.

4. Опишите признаки нарушения слухового и речевого развития у детей в возрасте от рождения до трех лет.

Форма отчетности: письменные выписки, тезисы консультаций для родителей.

Литература:

1. Королева, И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста / И.В. Королева.– СПб.: КАРО.– 2005.

 

Задание №3*. Механизм восприятияречи при нормальном и нарушенном слухе.

Задачи изучения темы: уточнить представления студентов о механизме восприятия речи при нормальном и нарушенном слухе; совершенствовать умение анализировать материал, разрабатывать методический аспект вопроса.

Студенты прорабатывают предложенную литературу, отвечают на поставленные вопросы, разрабатывают методические требования к процессу развития слухового восприятия с учетом данных о механизмах восприятия речи при нормальном и нарушенном слухе.

Вопросы для анализа:

1. Укажите, какие науки изучают вопросы восприятия устной речи, в чем состоит значение этой проблемы для разных отраслей знания.

2. Назовите основные положения механизма восприятия речи.

3. Раскройте сущность и значение активности в процессе восприятия речи. Почему данный аспект проблемы является наиболее важным? Каким образом в сурдопедагогике учитывается активность процесса восприятия речи?

4. Раскройте сущность и контексты, роль прогнозирования (антиципации) в процессе восприятия речи.

5. Охарактеризуйте основные условия эффективного прогнозирования. Почему важно учитывать эти условия в процессе работы по РСВ?

6. Раскройте сущность теории восприятия речи М. Хале, К. Стивенса и др. («анализ через синтез»). Какие еще теории восприятия речи существуют, в чем их несостоятельность?

Форма отчетности: письменные ответы, методические требования. 

Литература:

1. Рау Ф.Ф. О механизме восприятия устной речи / Ф.Ф. Рау // Формирование устной речи у глухих детей / Ф.Ф. Рау.– М.: Педагогика, 1981.– С. 119-128.

или

2. Рау Ф.Ф. Механизм восприятия глухими устной речи / Ф.Ф. Рау // Система работы над произношением с глухими и слабослышащими детьми: учебно-методическое (электронное) пособие / Авт.-сост. Т.К. Королевская, Н.Д. Шматко, О.И. Кукушкина.– М.: ИКП РАО, 2004.

3. Рау Ф.Ф. О психологических основах РСВ речи у глухих детей / Ф.Ф. Рау // Формирование устной речи у глухих детей / Ф.Ф. Рау.– М.: Педагогика, 1981.– С. 136-149.

 

Задание №4*. Стойкие нарушения слуха.

Задачи изучения темы: актуализировать представления студентов о стойких нарушениях слуха (врожденных и приобретенных); совершенствовать умение конспектировать материал.

Студенты знакомятся с предложенными материалами, заполняют таблицу, характеризующую разные типы нарушений слуха.

Тип нарушений слуха Механизм, причины, его вызывающие Характер затруднений слухового восприятия Тип аудиограммы Прогноз
1. кондуктивная тугоухость        
2. сенсоневральная тугоухость        
3. слуховая нейропатия        
4. центральные расстройства слуха        

 

Форма отчетности: заполненная карта-конспект.

Литература:

1. Королева, И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста / И.В. Королева.– СПб.: КАРО, 2005

Задание №5. Характеристика структуры акта коммуникации.

Задачи изучения темы: актуализировать представления о психолого-педагогических основах развития слухового восприятия; совершенствовать умение разрабатывать методический аспект теоретической проблемы.

Студенты прорабатывают первую часть статьи Ф.Ф. Рау «Механизм восприятия глухими устной речи», составляют методические требования к процессу развития слухового восприятия на основе характеристики акта коммуникации.

Вопросы для анализа:

1. Раскройте общую характеристику акта коммуникации.

2. Опишите структуру акта коммуникации.

3. Охарактеризуйте предпосылки и условия успешной коммуникации.

4. Опишите значение предпосылок и условий, а также структуру акта коммуникации в работе по РСВ дошкольников с нарушениями слуха.

Форма отчетности: письменные ответы на вопросы, методические требования.

 

Литература:

Рау Ф.Ф. Механизм восприятия глухими устной речи / Ф.Ф. Рау // Система работы над произношением с глухими и слабослышащими детьми: учебно-методическое (электронное) пособие / Авт.-сост.: Т.К. Королевская, Н.Д. Шматко, О.И. Кукушкина.– М.: ИКП РАО, 2004.

 

Слухового восприятия

Тема 11. Планирование и учет работы по развитию слухового восприятия

Задание. Планирование и учет работы по разделу.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.173 с.)