Жизнь как ценность. Отношение к жизни в международных нормативных правовых документах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жизнь как ценность. Отношение к жизни в международных нормативных правовых документах.



Проблема ценностей жизни человека имеет особое реально-практическое значение, ибо врач в различных ситуациях постоянно сталкивается с ней. Еще в древности была сформулирована высшая этическая норма медицинской профессии: «Non nocere!» — не навреди: не навреди жизни, здоровью, благополучию, спокойствию своего пациента. Уважение к жизни и личности больного стала альфой и омегой врачебной этики — от Гиппократа до наших дней. Особое место проблема человеческой жизни всегда занимала в русской этической мысли, которую по праву можно назвать этикой жизни. Развитие медицинской этики в ХХ веке подтверждает, что коренной проблемой современной медицины является проблема отношения врача к жизни и смерти. В «Женевской декларации» (1948 г.) провозглашается: «Я буду сохранять высочайшее уважение к человеческой жизни с самого момента зачатия». В «Международном кодексе медицинской этики» (1949 г.) эта же идея выражена иными словами: «Врач должен всегда помнить об обязанности сохранять человеческую жизнь». Позднее в «Международном пакте о гражданских и политических правах» (1966 г.) медицинская максима, определяющая человеческую жизнь в качестве безусловной ценности, приобрела статус общечеловеческой моральной и правовой нормы: «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни».

Права на жизнь закреплены:

- Всеобщая декларация прав человека (1948) ст3

Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность

-Международный пакт о гражданских и политических правах, ст.6 (вступил в силу для Беларуси в 1976 г.)

Право на жизнь есть неотъемлемое право

Это право охраняется законом

Никто не может быть произвольно лишен жизни

-Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека, ст.2 (вступила в силу для Беларуси в 1998 г.)

1. Право каждого человека на жизнь охраняется законом

Никто не может быть намеренно лишен жизни

Смертная казнь, пока она не отменена, может применяться только по приговору суда за особо тяжкие преступления.

2. Смертный приговор, как правило, не может быть вынесен женщинам.

Смертный приговор не может быть вынесен женщинам, находящимся в состоянии беременности в момент вынесения приговора и к моменту исполнения приговора.

3.Смертный приговор не может быть вынесен лицу за преступление, совершенное им до достижения 18-летнего возраста.

-Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, ст.2

Право каждого лица на жизнь охраняется законом.

- Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 37-189 А(1982г.)

Обеспечение права на жизнь-это непременное условие осуществления гражданских и политических прав, а также всего спектра экономических, общественных и культурных прав.

-Конституция РБ ст.24

Каждый имеет право на жизнь

Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств.

 

15.Жизнь как ценность. Принципы определения начала жизни

См.лекция №2 «когда начинается жизнь?»

Вопрос, с какого момента беременности можно говорить о существовании плода как человека, волнует сегодня многих исследователей. От его решения зависит весь спектр проблем, которые связаны с искусственным прерыванием беременности, а также с различными манипуляциями с человеческим эмбрионом: исследование, уничтожение, замораживание и т.д.

Традиционное христианство настаивает, что с момента зачатия (образования зиготы) можно говорить о существовании подлинной человеческой жизни, которая заслуживает безусловного уважения. Поэтому Церковь последовательно выступает в защиту жизни против абортов и не допускает никаких манипуляций с человеческими эмбрионами, приравнивая это к убийству. При этом был определен срок, начиная с которого эмбрион обретает бессмертную душу. У ранних христиан существовали половые градации: 40-й день для мальчиков и 80-й для девочек, позже эти различия нивелировались. Эти положения неожиданно "перекликаются" с современным законодательством об аборте, принятом в ряде стран и чаще всего допускающим прерывание беременности в первом триместре (до 12 недель) беременности.

Естественнонаучный подход к вопросу о начале человеческой жизни имеет несколько вариаций. Однако общий их смысл сводится к тому, что зародыш не очеловечивается до тех пор, пока не будут развиты определённые структуры: формирование дыхательной системы (к 20-й неделе), формирование сердечно-сосудистой системы (20–40-й день), образование первичной полоски (морфологического предшественника нервной трубки, 15–16-й день1). Следует отметить, что и среди естественнонаучного подхода сильна идея о начале жизни человека с момента зачатия. Сторонники данной позиции считают, что только лишь образование уникального и неповторимого генетического материала (генома) является единственным качественным преобразованием при формировании зародыша. Влияние же клеточного микроокружения является условием для его осуществления, и важно не само по себе, а только в качестве фона, предназначенного для реализации генетической программы.

 В одном из основных документов международного права, регулирующим генетические исследования, «Всеобщей декларации о геноме человека и о правах человека» (ЮНЕСКО, 1997 г.) говорится о том, что «телесность составляет существенный компонент реальности. Данная позиция сегодня наиболее популярна среди эмбриологов и гистологов. До 14-го дня после оплодотворения эмбриологи рассматривают эмбрион человека как предэмбрион, считая, что до этого срока он сформирован клеточными слоями, представляющими собой зародышевые оболочки – материал, не участвующий в построении в дальнейшем собственно эмбриона.

Среди философско-этических дискуссий о начале человеческой жизни и статусе эмбриона можно выделить:

градуализм – позиция, утверждающая постепенное одушевление эмбриона и приобретение им человеческих, личностных свойств; здесь также акцентируется внимание на различии эмбриона и пред-эмбриона (Т. Шеннон, А. Уолтер, Ж. Лежен и др.);

психоанализ – фиксирует появление личностного бытия задолго до рождения личности, в перинатальный период закладываются глубинные особенности психического поведения человека, которые будут проявляться на протяжении последующей жизни; во время биологических родов происходит лишь приобщение индивидуальной психики к ментальным структурам человеческих сообществ, но не само её рождение (О. Ранк, С. Гроф и др.);

вульгарный социологизм – возник из примитивного толкования марксизма-ленинизма и исходит из предположения, что быть личностью – значит находиться в различных отношениях с другими, а пока эти отношения не установятся, эмбрион не является по-настоящему человеческим существом;

морально-интенциональный подход – эмбрион человека является реальным субъектом моральной рефлексии и как таковой, он может быть подвергнут моральному или аморальному действию и, следовательно, его включённость в моральные отношения и его статус морального субъекта не может вызывать сомнение (И. Силуянова, В. Сабурова и др.);

философско-антропологический подход – именно существование человека на исходной стадии существования первой клетки (зиготы, только что объединившей генетический материал родителей) может рассматриваться реальной иллюстрацией целостности как сущностной особенности человека: в зиготе ещё нет ничего – ни мыслительной деятельности, ни прямохождения, ни нравственных чувств, ни особенностей физической организации, ничего, кроме 46 хромосом, и в то же время есть всё – и мыслительная деятельность, и прямохождение, и нравственные чувства, и особенности физической организации. В известном смысле можно сказать, что в этой форме представлена вся совокупность сущностных черт и свойств человеческого существа. Зигота – это как бы “микрокосмический” носитель общефилософского понимания сущностной целостности человека. Это естественное, органическое и органичное образование со всеми параметрами человеческого существования выражает конкретный феномен целостности человека как его сущности (В. Брюнинг, Б. Григорьян и др.).

Согласно правовому полю большинства стран мира, человек наделяется конституционными правами с момента рождения, что даёт женщине юридически более высокий статус, чем эмбриону. Однако в тоже время законодательные нормы ограничивают возможности произвольного обращения с плодом после зачатия, устанавливая возможные сроки совершения аборта, а также регламентируя иные отношения в этой сфере.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.137.17 (0.006 с.)