Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Человек и его потребности в учении спинозы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Спиноза (1632-77, Новое время). В трактате «Этика» его идеи изложены в форме теорем с доказательствами на основе предварительно сформулированных аксиом. Это теоремы об онтологии (субстанции), гносеологии и этике. Человек – модус (=состояние) субстанции, т.е. часть природы, одно из ее состояний и проявлений. Модус-душа и модус-тело образуют модус-человека как «мыслящего тела». Важнейшая характеристика человека – ему присуще стремление к самосохранению, это следует из того, что любой модус субстанции стремится к самосохранению. Центральная проблема философии Спинозы – проблема человека, т.е. его философия антропоцентрична по замыслу. Свободу воли он считает идеализмом, у модусов субстанции она отсутствует, т.к. они принуждаются к действию чем-то извне. Человек, забывая то, что он часть природы и подчиняется ее законам, заблуждается, чувствуя себя свободным в своих мнениях, решениях и действиях. Однако человек сам сохраняет свое существование, насколько это от него зависит и с помощью доступных средств. Самосохранение вынуждается лишь природой человека, а не внешней причиной. Свобода – это познанная необходимость; атрибут человека. Свобода – это господство над собой, т.к. свободный человек преобразует свои страсти, подчиняя их руководству разума. («Должно уметь хотеть то, что должно хотеть» - Дидро. Нужно уметь найти золотую середину между насилием над собой и произволом.) Высший уровень свободы – «интеллектуальная любовь к Богу». Аспекты функционирования свободы: 1.Свобода и принуждение исключают друг друга 2.Свобода и необходимость диалектически взаимосвязаны 3. Внутренняя и внешняя необходимость, соответственно внутренняя и внешняя свобода, составляют внутреннее противоречие свободной необходимости 4. Индивидуальная и социальная свобода обуславливают друг друга.
Проблема человека в традиционной культуре Традиционная культура - образ жизни, система ценностей, устные традиции, нормы и правила общения и поведения, верования, обычаи, обряды, празднества какого-то народа. В традиционной культуре по отношению к категории «Я» более значимым выступает «Мы». При этом человек все равно обладает свойством самосознания. В традиционных культурах в самосознании превалируют ценности идентификации с родом и миром над обособлением своего «я» как уникального. Род в представлениях многих народов продолжает быть более смыслообразующим, нежели отдельная человеческая жизнь. Точнее, ценность жизни каждого отдельного человека понимается в первую очередь через ценность ее для рода, как продолжение жизни рода, дающее тем самым роду бессмертие. В рамках традиционных этнических картин мира фактически нет представлений об автономной личности, самодостаточной вне семьи, рода, окружающего мира. Еще одним значимым культурным понятием, позволяющим человеку осознавать одновременно свою уникальность и связь с родом, миром в целом – это концепт души, он во многом определяет бытие человека в мире, задает представления о жизненном пути. Говоря о психологическом смысле в истории человечества концепта души, Выготский писал: «Человек выдвинул идею души, пытаясь овладеть своим внутренним миром, она была первой научной гипотезой древнего человека, огромным завоеванием мысли...». Для раскрытия представлений о человеке как одновременно социальной и уникальной сущности, заложенных в этнических картинах мира, значимы и другие концепты, такие как судьба, жизнь и смерть, деяние (поступок) и многие другие. Концепт души сопряжен с этими концептами, которые также определяют значения бытия человека в этом мире, задают вектор жизнедеятельности, наделяют жизнь определенным смыслом, дают человеку понимание того, что, когда и зачем он должен делать в этом мире.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.149.244 (0.007 с.) |