Природа человека в античном измерении. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природа человека в античном измерении.



Природа человека в античном измерении.

Античные философы рассматривают человека как часть Космоса, своеобразную Вселенную – “малый космос” - микрокосм, как аналог и воспроизведение законов макрокосма – всей Вселенной. Человеческий разум понимался как отражение и воплощение Вселенского разума-закона – Логоса. Логос как космическая Мысль мыслит через человека. Для грека человек мыслит всем телом, а следовательно, для того, чтобы хорошо мыслить, надо уметь хорошо владеть своим телом. Исходя из принципа космоцентризма античный человек чувствовал себя в полном равновесии с мирозданием и знал, что никакая внешняя сила не может нарушить его. Стремясь постичь природу и специфику человека, мыслители античности связывали ее с обществом, указывая на разумность, социальность, человечность как характерные черты людей. Они впервые высказали и обосновали идею о природном равенстве всех людей, вывод о счастье и благе как цели человеческой жизни, сформировали рационалистический подход в трактовке и исследовании человека.               

Высказанный софистом Протагором тезис “человек есть мера всех вещей” наиболее ярко представляет гуманистическую позицию античной философии в понимании человека. С тех пор идея гуманизма сопровождает человечество на всем пути его общественного, социокультурного развития.         

 

Проблема человека в творчестве Сократа

Для Сократа проблема человека, его внутренний мир - главное. «Познай самого себя» - это его изречение, в сущности, означает требование постоянного познания каждым человеком самого себя. Дух в концепции Сократа обретает самостоятельное существование. Предметом своей философии Сократ делает добродетели человеческой души. Поэтому его философия получила название этического рационализма. Этического, тк добродетели являются сферой морали, изучаемой этикой. Рационализма, тк любая добродетель по Сократу – знание, причина безнравственности – невежество, необходимо просвящаться. Добродетель – знание, как преодолеть противоположность.

Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным. Сомнение (“я знаю, что ничего не знаю”) должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию (“познай самого себя”).   

Тремя основными добродетелями Сократ считал: Умеренность (знание, как обуздывать страсти), Храбрость (знание, как преодолеть опасности), Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и

человеческих)

 

Природа человека в средневековом измерении.

Поиск высшего идеала. Взаимодействия с миром сложнее, предусмотренная гармония нарушается. Необходимо ее целенаправленно выстраивать -> потребность в смысле жизни. Высший идеал Бог(всемогущий и всеблагой). Ч <->Бог(теоцентризм). Человек создан по образу и подобия бога - разум и воля.

Догмат хр-ва: бог триедин(тело, душа, дух). Душа - наши чувства, разум. Дух - совесть, наше самосознание, ценности и идеалы.

Аврелий Августин ввел термин «внутренний человек». Именно в духе основная борьба между добром и злом. Человек учился верить в себя и любить себя через любовь к Богу.

Складывается духовный смысл, если любить себя, не будет разрушать себя злыми словами поступками.

Теоцентризм-Бог, центр мироздания, как его творец, те он трансцедентен (сверхчувствительный, постигаемый, сверхчувственный). Итоги средневековой рефлексии: Выроботка самосознания как стержня личности.

Если античный образ человека космоцентричен, то средневековый - теоцентричен. В средние века в христианской философии человек провозглашался составной частью миропорядка, исходящего от Бога, творением Божьим (идея креационизма).

 

Главные идеи

«Существование человека предшествует его сущности»; человека характеризуют его предпочтения и поступки, а не устойчивая «человеческая природа».

Направление, в котором будет развиваться жизнь личности, всегда под вопросом и является делом случая.

Мы существуем в ситуациях (обычно межличностных и социальных), которые воздействуют на нас; однако то, как мы существуем в них, предрешается нашим выбором.

Неограниченная свобода, которая пронизывает наши жизни, делает нас ответственными за самих себя и друг за друга; это также означает, что от нас ускользает полное и окончательное понимание самих себя.

Свобода накладывает на нас неизмеримую ответственность, и поэтому люди часто живут «в дурной вере», избегая ответственности за собственную жизнь посредством отрицания реальности своей свободы.

Существование и сущность

«Существование предшествует сущности». Эта формула лежит в основе его понимания человеческого существования и свободы. То, чем будет человек, неопределенно до тех пор, пока это не решено сознанием. Мы суть то, чем мы становимся, куда в большей мере, нежели становимся тем, что мы суть. В этом смысле наше существование предшествует образованию нашей сущности.

 

Человек как индивид

Человек как единичный представитель вида homo sapiens в единстве присущих ему биологических, психических и социальных свойств.

Индивид (от латинского individuum – неделимый) – биологическая сторона бытия человека. При рождении мы уже индивиды, потенциально активные в биопсихосоциальном мире. Индивид рождается как целостное человеческого рода, но психические и социальные свойства потенциальны. Биологические особенности заключаются в характере обменных связей (они зависят от типа питания и активности).

 В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом. 2 признака: неделимость и целостность; наличие у него особых индивидуальных свойств, которые отличают его от других представителей того же вида (каждый индивид имеет свой личный генотип; как индивиды, люди отличаются друг от друга не только морфофизиологическими особенностями, но и психологическими – способностями, темпераментом, эмоциональностью).

 

Человек как личность

Личность – социальная сторона бытия человека как субъекта общественных отношений (субъект сам решает, с кем ему общаться). Личность – результат социализации (процесс овладения материальной и духовной культурой той среды, в которой человек существует. Это усвоение ценностей, норм, традиций, присущих той культуре, в которой Человек существует). Активизирует ту потенциальную социальность при рождении.

Личность: - Социальная сторона бытия человека как субъекта общественных отношений; - Социализированный индивид, рассматриваемый со стороны его наиболее существенных социально значимых свойств; - Такая целеустремленная самоорганизованная частица общества, главным фактором которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия.

Атрибуты личности: Воля, Свобода, Разум,Чувства

Что сначала – индивидуальность или личность?

Индивидуальность реализует себя в единстве рационального и иррационального, где иррациональное играет главенствующую роль. На уровне иррационального сначала активизируется индивидуальность. В актуализации личности важную роль играет рациональное. Индивид сначала активизирует индивидуальность, на иррациональном уровне, бессознательно, потом личность, на рациональном.

 

Перспектива человека

Перспективы человека: Эволюция закончится исчезновением людей; Ученые из Канады предполагают, что человек есть далеко не последний этап эволюция, через миллиарды лет люди, возможно, исчезнут, эволюционировав в более развитую форму жизни.

Космизм о перспективе человека: Необходимое условие самовозрождения – развитие синергического единства всех элементов, Достаточное условие – осознание единства человеческого рода.

Биороботизация – возможная причина гибели Человека. Разрыв между технологическими силами и духовностью.

 

Природа человека в античном измерении.

Античные философы рассматривают человека как часть Космоса, своеобразную Вселенную – “малый космос” - микрокосм, как аналог и воспроизведение законов макрокосма – всей Вселенной. Человеческий разум понимался как отражение и воплощение Вселенского разума-закона – Логоса. Логос как космическая Мысль мыслит через человека. Для грека человек мыслит всем телом, а следовательно, для того, чтобы хорошо мыслить, надо уметь хорошо владеть своим телом. Исходя из принципа космоцентризма античный человек чувствовал себя в полном равновесии с мирозданием и знал, что никакая внешняя сила не может нарушить его. Стремясь постичь природу и специфику человека, мыслители античности связывали ее с обществом, указывая на разумность, социальность, человечность как характерные черты людей. Они впервые высказали и обосновали идею о природном равенстве всех людей, вывод о счастье и благе как цели человеческой жизни, сформировали рационалистический подход в трактовке и исследовании человека.               

Высказанный софистом Протагором тезис “человек есть мера всех вещей” наиболее ярко представляет гуманистическую позицию античной философии в понимании человека. С тех пор идея гуманизма сопровождает человечество на всем пути его общественного, социокультурного развития.         

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.011 с.)