Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ



     Образовательное учреждение, осуществляющее коррекцию ограничений возможностей здоровья, оказывает детям с ОВЗ и их родителям (законным представителям) комплексную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь, направленную на:

1) выявление, психолого-медико-педагогическую диагностику и коррекцию ограничений возможностей здоровья;

2) разработку индивидуальных учебных программ и организацию индивидуальных и (или) групповых занятий на дому, направленных на формирование навыков самообслуживания, общения, элементарных трудовых навыков;

3) осуществление психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей);

4) консультативно-диагностическую и методическую помощь родителям (законным представителям) лиц с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам;

5) информационную и методическую поддержку педагогических и иных работников образовательных учреждений, в которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья;

6) реализацию комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

3.1. Содержание психолого-медико-педагогического обследования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

  Содержание обследования Ответственный Используемые формы и методы

Школьный психолого-медико-педагогический консилиум

Медицинское обследование Выявление состояния физического и психического здоровья. Изучение медицинской документации: история развития ребенка, здоровье родителей, как протекала беременность, роды. Физическое состояние учащегося; изменения в физическом развитии (рост, вес и т. д.); нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения); утомляемость; состояние анализаторов Медицинский работник, педагог. Наблюдения во время занятий, на переменах, во время игр и т. д. (педагог). Обследование ребенка врачом. Беседа врача с родителями.
Обследование психолога Обследование актуального уровня психического и речевого развития, определение зоны ближайшего развития. Особенности личностного развития. Внимание: устойчивость, переключаемость с одного вида деятельности на другой, объем, работоспособность. Мышление: визуальное (линейное, структурное); понятийное (интуитивное, логическое); абстрактное, речевое, образное. Память: зрительная, слуховая, моторная, смешанная. Быстрота и прочность запоминания; индивидуальные особенности; моторика; речь. Учитель, психолог, логопед Наблюдение за ребенком на занятиях и во внеурочное время. Диагностические мероприятия Беседы с ребенком, с родителями. Наблюдения за речью ребенка на занятиях и в свободное время. Изучение письменных работ.
Педагогическое обследование (учитель) Семья ребенка: состав семьи, условия воспитания. Умение учиться: организованность, выполнение требований педагогов, самостоятельная работа, самоконтроль. Трудности в овладении новым материалом. Мотивы учебной деятельности: прилежание, отношение к отметке, похвале или порицанию учителя, воспитателя. Эмоционально-волевая сфера: преобладание настроения ребенка; наличие аффективных вспышек; способность к волевому усилию, внушаемость, проявления негативизма. Особенности личности: интересы, потребности, идеалы, убеждения; наличие чувства долга и ответственности. Соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома; взаимоотношения с коллективом: роль в коллективе, симпатии, дружба с детьми, отношение к младшим и старшим товарищам. Нарушения в поведении: гиперактивность, замкнутость, аутистические проявления, обидчивость, эгоизм. Уровень притязаний и самооценка Учитель, социальный педагог, педагог-психолог Посещение семьи ребенка. Наблюдения во время занятий, изучение работ ученика. Анкетирование по выявлению школьных трудностей. Беседа с родителями и учителями предметниками. Анкетирование родителей и учителей. Наблюдение за ребенком в различных видах деятельности

Областная психолого-медико-педагогические комиссии

Выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведение их комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их воспитания и обучения

Муниципальная врачебная комиссия

Определение для детей с ОВЗ условий и характера учебной деятельности, доступных им по состоянию здоровья

В результате психолого-медико-педагогического обследования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья составляется «портрет ребенка с ОВЗ», являющийся основой для разработки системы индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий и состоящий из следующих позиций:

¾ половозрастная характеристика подростка с ОВЗ;

 ¾ характеристика ограничения возможностей здоровья, время проявления и длительность существования; формы и способы компенсации;

¾ возрастные закономерности психического и личностного развития подростка;

¾ специфика аномального развития подростка в рамках имеющегося ограничения возможностей здоровья;

¾ общий жизненный контекст, характеристики социальной среды (отношения в семье, характер обучения и деятельности);

 ¾ характеристика психического и личностного развития согласно модели психического и личностного здоровья.

¾ определение специальных образовательных потребностей ребенка.

¾ определение специальных условий получения образования:

¾ образовательная программа (содержание, уровень, направленность, степень индивидуализации и дифференциации);

 ¾ формы получения образования: семейное образование, самообразование, экстернат (при обучении ребенка непосредственно в образовательном учреждении

 – очная, очно-заочная (вечерняя), заочная форма);

¾ условия получения образования: фронтальное, индивидуальное, фронтально-индивидуальное, обучение на дому, смешанное обучение

– индивидуальный режим посещения уроков, свободные дни в соответствии с показаниями и по согласованию с администрацией ОУ;

 ¾ рекомендации по направлению ребенка для консультирования в учреждения других ведомств в целях обеспечения ему сопутствующей или, при необходимости, основной помощи вне системы образования.

 

3.2. Система индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий

 При разработке системы индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий следует учитывать следующие позиции:

¾ Необходимость совмещения обучения и поддерживающего лечения;

--- Приоритетность лечения при поддерживающем развитии ребенка обучении и воспитании;

¾ Необходимость временного освобождения ребенка от учебной деятельности;

¾ Необходимость дополнительных консультаций и обследования с целью уточнения диагноза;

¾ Необходимость совмещения обучения с решением вопросов социальной и правовой защиты.

Содержание индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий определяется характером вопросов, в разрешении которых ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен получить поддержку и помощь в условиях образовательной системы школы:

 

Вопросы взаимоотношений Вопросы, связанные с жизненной перспективой Вопросы самопознания, самоотношения, саморегуляции, самореализации Вопросы, связанные с усвоением содержания изучаемых предметов
Поиск друга, партнера, получение признания у значимых людей, преодоление страхов и барьеров во взаимоотношениях с разными людьми; формирование навыков общения, преодоление конфликтов, улучшение взаимоотношений с родителями, друзьями педагогами и другими значимыми людьми; преодоление переживаний, связанных с отсутствием понимания и поддержки или, наоборот, гиперопекой и ограничениями автономии и самостоятельности. Способы деятельности и жизнедеятельности, выбор профессии, планирование жизненного и профессионального пути, преодоление трудностей обучения, развитие познавательных функций; выработка индивидуальной стратегии, способов и стиля деятельности, поиск вариантов и путей реализации социальной и профессиональной стратегии. Преодоление чувства неполноценности, неконструктивного (разрушительного) отношения к ограничению возможностей здоровья, повышение уверенности в себе, признание себя, выработка навыков саморегуляции, преодоление обиды, тревоги, чувства вины одиночества, страха смерти; создание внутреннего комфорта; поиск смысла и ценности собственного существования. Подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения и т.д.

 


  Урочные мероприятия Внеурочные мероприятия Внешкольные мероприятия
Содержание коррекционных мероприятий Развитие основных мыслительных операций. Развитие различных видов мышления. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Предоставление возможностей для самопрезентации, самовыражения и самореализации. Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Коррекция отдельных сторон психической деятельности. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Развитие речи, овладение техникой речи. Развитие различных видов мышления. Планирование и реализация стратегий жизненного о профессионального самоопределения. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Развитие речи, овладение техникой речи. Развитие различных видов мышления.
Формы работы Игровые ситуации, упражнения, задачи коррекционные приемы и методы обучения; элементы изотворчества, танцетворчества, сказкотерапии; психогимнастика; элементы куклотерапии; театрализация, драматизация; валеопаузы, минуты отдыха; индивидуальная работа; использование специальных программ и учебников; контроль межличностный взаимоотношений; дополнительные задания и помощь учителя. Внеклассные занятия; кружки и спортивные секции индивидуально ориентированные занятия; часы общения; культурномассовые мероприятия; родительские гостиные; творческие лаборатории; индивидуальная работа; школьные праздники; экскурсии; речевые и ролевые игры; литературные вечера; уроки доброты; субботники; коррекционные занятия по формированию навыков игровой и коммуникативной деятельности, по формированию социальнокоммуникативных навыков общения, по коррекции речевого развития, по развитию мелкой моторики, по развитию общей моторики, по социально-бытовому обучению,физическому развитию и укреплению здоровья, по формированию навыков пространственной ориентировки, по формированию и развитию зрительного восприятия; психологическое консультирование Консультации специалистов; ЛФК, лечебный массаж, закаливание; посещение учреждений дополнительного образования (творческие кружки, спортивные секции); психологическое консультирование, коррекционно-развивающие занятия в центрах диагностики, реабилитации и коррекции; семейные праздники, традиции; поездки, путешествия, походы, экскурсии; общение с родственниками; общение с друзьями; прогулки.
Диагностическая направленность Наблюдение и педагогическая характеристика основного учителя, оценка зоны ближайшего развития обучающегося Обследования специалистами школы (психолог, логопед, медработник) Медицинское обследование, заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)
Коррекционная направленность Использование специальных программ, учебников, помощь на уроке ассистента (помощника). Стимуляция активной деятельности самого учащегося. Организация часов общения, коррекционных занятий, индивидуально ориентированных занятий; занятия со специалистами, соблюдение режима дня, смены труда и отдыха, полноценное питание, прогулки. Соблюдение режима дня, смена интеллектуальной деятельности на эмоциональную и двигательную, семейная игротерапия, сказкотерапия, изотворчество, танцетворчество, психогимнастика, занятия ЛФК, массаж, общее развитие обучающегося, его кругозора, речи, эмоций и т.д.
Профилактическая направленность Систематические валеопаузы, минуты отдыха, смена режима труда и отдыха; сообщение обучающемуся важных объективных сведений об окружающем мире, предупреждение негативных тенденций развития личности. Смена интеллектуальной деятельности на эмоциональную и двигательную и т.п., контакты со сверстниками, педагогами, специалистами школы. Социализация и интеграция в общество обучающегося. Стимуляция общения обучающегося. Чтение обучающемуся книг. Посещение занятий в системе дополнительного образования по интересу или формировать через занятия его интересы. Проявление родительской любви и родительских чувств, заинтересованность родителей в делах обучающегося.
Развивающая направленность Использование учителем элементов коррекционных технологий, специальных программ, проблемных форм обучения, элементов коррекционно-развивающего обучения. Организация часов общения, групповых и индивидуальных коррекционных занятий, занятия со специалистами, соблюдение режима дня Посещение учреждений культуры и искусства, выезды на природу, путешествия, чтение книг, общение с разными (по возрасту, по религиозным взглядам, по образу жизни) людьми, посещение спортивных секций, кружков и т.п
Ответственные за индивидуально ориентированные мероприятия Учителя-предметники Учителя-предметники Воспитатель группы продленного дня Психолог Школьные работники Специалисты узкого профиля (сурдопедагог, дефектолог, логопед и др.) Медицинский работник Родители, семья Гувернантки, няни Репетиторы Специалисты (психолог, сурдопедагог, дефектолог, логопед и др.) Медицинские работники Педагоги дополнительного образования

 

3.3. Специальные условия обучения и воспитания учащихся с ОВЗ

     Специальные условия обучения (воспитания) - специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья невозможно (затруднено). Указанные условия создаются в ОУ в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показаниями (противопоказаниями), медицинским заключением и (или) заключением психолого-медико-педагогической

 

Особенность обучающегося Характерные особенности развития учащихся Рекомендуемые условия обучения и воспитания
учащиеся с задержкой психического развития 1) снижение работоспособности; 2) повышенная истощаемость; 3) неустойчивость внимания; 4) более низкий уровень развития восприятия; 5) недостаточная продуктивность произвольной памяти; 6) отставание в развитии всех форм мышления; 7) дефекты звукопроизношения; 8) своеобразное поведение; 9) бедный словарный запас; 10) низкий навык самоконтроля; 11) незрелость эмоционально-волевой сферы; 12) ограниченный запас общих сведений и представлений; 13) слабая техника чтения; 14) неудовлетворительный навык каллиграфии; 15) трудности в счѐте, решении задач 1. Соответствие темпа, объема и сложности учебной программы реальным познавательным возможностям обучающегося, уровню развития его когнитивной сферы, уровню подготовленности, то есть уже усвоенным знаниям и навыкам. 2. Целенаправленное развитие общеинтеллектуальной деятельности (умение осознавать учебные задачи, ориентироваться в условиях, осмысливать информацию). 3. Сотрудничество с взрослыми, оказание педагогом необходимой помощи обучающемуся с учетом его индивидуальных проблем. 4. Индивидуальная дозированная помощь ученику, решение диагностических задач. 5. Развитие у обучающегося чувствительности к помощи, способности воспринимать и принимать помощь. 6. Малая наполняемость класса (10 – 12 человек). 7. Щадящий режим работы, соблюдение гигиенических и валеологических требований. 8. Организация классов коррекционно-развивающего обучения в условиях массовой школы. 9. Специально подготовленный в области коррекционной педагогики (специальной педагогики и коррекционной психологии) педагог-учитель, способный создать в классе особую доброжелательную, доверительную атмосферу. 10. Создание у неуспевающего ученика чувства защищенности и эмоционального комфорта. 11. Безусловная личная поддержка ученика учителями школы. 12. Взаимодействие и взаимопомощь обучающихся в процессе учебной деятельности.
Обучающиеся с легкой степенью умственной отсталости Характерно недоразвитие: 1) познавательных интересов: они меньше испытывают потребность в познании, «просто не хотят ничего знать»; 2) недоразвитие, часто глубокое, всех сторон психической деятельности; 3) моторики; 4) уровня мотивированности и потребностей; 5) всех компонентов устной речи, касающихся фонетико-фонематической и лексикограмматической сторон; возможны все виды речевых нарушений; 6) мыслительных процессов, мышления – медленно формируются обобщающие понятия, не формируется словесно-логическое и абстрактное мышление; медленно развивается словарь и грамматический строй речи; 7) всех видов продуктивной деятельности; 8) эмоционально-волевой сферы; 9) восприятий, памяти, внимания. 1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности в процессе воспитания, обучения и коррекция их недостатков. 2. Формирование правильного поведения. 3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. 4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация – как итог всей работы. 5. Комплексный характер коррекционных мероприятий (совместная работа психиатра, если это необходимо, психолога, педагога и родителей). 6. Поддержание спокойной рабочей и домашней обстановки (с целью снижения смены эмоций, тревоги и дискомфорта). 7. Использование метода отвлечения, позволяющего снизить интерес к аффективным формам поведения. 8. Поддержание всех контактов (в рамках интереса и активности самого обучающегося). 9. Стимулирование произвольной психической активности, положительных эмоций. 10. Развитие сохранных сторон психики и преобладающих интересов, целенаправленной деятельности. 11. Применение различных методов, способствующих развитию мелкой моторики и произвольных движений (ритмика, гимнастика, ручной труд, спорт, бытовые навыки)
Обучающиеся с отклонения ми в психической сфере (состоящие на учете у пси хоневролога, психиатра психопатолога и др.) 1) повышенная раздражительность; 2) двигательная расторможенность в сочетании со сниженной работоспособностью; 3) проявление отклонений в характере во всех жизненных ситуациях; 4) социальная дезадаптация. Проявления невропатии у обучающихся: 1) повышенная нервная чувствительность в виде склонности к проявлениям аффекта, эмоциональным расстройствам и беспокойствам; 2) нервная ослабленность в виде общей невыносливости, быстрой утомляемости при повышенной нервно-психической нагрузке, а также при шуме, духоте, ярком свете; 3) нарушения сна, уменьшенная потребность в дневном сне; 4) вегетососудистые дистонии (головные боли, ложный круп, бронхиальная астма, повышенная потливость, озноб, сердцебиение); 5) соматическая ослабленность (ОРЗ, тонзиллиты, бронхиты и т.п.), диатезы; 7) психомоторные, конституционально обусловленные нарушения (энурез, тики, заикания и др.) 1. Продолжительность коррекционных занятий с одним учеником или группой не должна превышать 20 минут. 2. В группу можно объединять по 3-4 ученика с одинаковыми пробелами в развитии и усвоении школьной программы или сходными затруднениями в учебной деятельности. 3. Учѐт возможностей обучающегося при организации коррекционных занятий: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным. 4. Увеличение трудности задания пропорционально возрастающим возможностям обучающегося. 5. Создание ситуации достижения успеха на индивидуально-групповом занятии в период, когда обучающийся ещѐ не может получить хорошую оценку на уроке. 6. Использование системы условной качественно-количественной оценки достижений обучающего с
Обучающиеся с нарушениями речи 1) речевое развитие не соответствует возрасту говорящего; 2) речевые ошибки не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка; 3) нарушения речи связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи; 4) нарушения речи носят устойчивый характер, самостоятельно не исчезают, а закрепляются; 5) речевое развитие требует определѐнного логопедического воздействия; 6) нарушения речи оказывают отрицательное влияние на психическое развитие обучающегося 1. Обязательная работа с логопедом. 2. Создание и поддержка развивающего речевого пространства. 3. Соблюдение своевременной смены труда и отдыха (расслабление речевого аппарата). 4. Пополнение активного и пассивного словарного запаса. 5. Сотрудничество с родителями обучающегося (контроль за речью дома, выполнение заданий логопеда). 6. Корректировка и закрепление навыков грамматически правильной речи (упражнения на составление словосочетаний, предложений, коротких текстов). 7. Формирование адекватного отношения обучающегося к речевому нарушению. 8. Стимулирование активности обучающегося в исправлении речевых ошибок.
Обучающиеся с нарушением слуха (слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся) 1) нарушение звукопроизношения (или отсутствие речи); 2) обучающийся не может самостоятельно учиться говорить; 3) обучающийся старается уйти от речевых контактов или «не понимает» обращенную к нему речь; 4) обучающийся воспринимает слова собеседника на слухо-зрительной основе (следит глазами за движениями губ говорящего и «считывает» его речь); 5) возможны отклонения в психической сфере: осознание, что ты не такой, как все, и, как следствие, нарушение поведения, общения, психического развития; 6) пассивный и активный словарный запас по объему совпадает (обучающийся хорошо понимает лишь то, о чем он может сказать); 7) характерны нарушения звуко-буквенного состава слов; 8) трудности в освоении учебной программы; 9) обучающийся нуждается в дополнительной коррекционной помощи, подборке индивидуального слухового аппарата 1. Стимулирование к общению и содержательной коммуникации с окружающим миром. 2. Правильная позиция педагога: не поворачиваться спиной к слабослышащему ученику во время устных объяснений; стараться контролировать понимание обучающимся заданий и инструкций до их выполнения; 3. Правильная позиция ученика (поставить обучающегося с нарушенным слухом так, чтобы он мог видеть не только педагога и доску, но и большинство обучающихся; посадить за первую парту сбоку от педагога (справа от него). 4. Помощь обучающемуся в освоении в коллективе слышащих обучающихся (постараться подружить его со сверстниками). 5. Избегание гиперопеки: не помогать там, где обучающийся может и должен справиться сам. 6. Развитие слухового внимания: требовать от обучающегося с нарушенным слухом, чтобы он всегда смотрел на говорящего, умел быстро отыскать говорящего; для этого его необходимо контролировать, например: «Повтори, что я сказала», «Повтори, о чѐм рассказала Оля», «Продолжи, пожалуйста» и т.п. 7. Активное включение обучающегося с нарушенным слухом в работу класса (группы), не задерживая при этом темп ведения урока (занятия). 8. Требование от обучающегося повторять вслух задания, предложенные в устной форме, или заданные вопросы. 9. Включение слабослышащего обучающегося в учебную деятельность непосредственно на уроке, специально организовывая эту деятельность (в течение первых лет обучения учитель должен менять или дополнять инструкции к упражнениям из учебника, учитывая возможности ученика). 10. Корректировка и закрепление навыков грамматически правильной речи (упражнения на составление словосочетаний, предложений, коротких текстов). 11. Учѐт конкретных ошибок, допускаемых обучающимся при письме, использование соответствующих заданий с использованием словаря (письменная «зарядка»). 12. Поддержка при написании изложений, диктантов, при составлении пересказов и других видах работы. 13. Расширение словарного запаса слабослышащего обучающегося, пояснение слов и словосочетаний, несущих дополнительную, например, математическую, нагрузку (поровну, дали по..., раздали каждому, больше на... – меньше на... и др.). 14. Обязательное сотрудничество с сурдопедагогом (логопедом) и родителями обучающегося.
Обучающиеся с нарушениями зрения (слабовидящие обучающиеся) 1) основное средство познания окружающего мира – осязание, слух, обоняние, др. чувства (переживает свой мир в виде звуков, тонов, ритмов, интервалов); 2) развитие психики имеет свои специфические особенности; 3) процесс формирования движений задержан; 4) затруднена оценка пространственных признаков (местоположение, направление, расстояние, поэтому трудности ориентировки в пространстве); 5) тенденция к повышенному развитию памяти (проявляется субъективно и объективно); 6) своеобразие внимания (слуховое концентрированное внимание); 7) обостренное осязание – следствие иного, чем у зрячих, использования руки (палец никогда не научит слепого видеть, но видеть слепой может своей рукой); 8) особенности эмоционально-волевой сферы (чувство малоценности, неуверенности и слабости, противоречивость эмоций, неадекватность воли; 9) индивидуальные особенности работоспособности, утомляемости, скорости усвоения информации (зависит от характера поражения зрения, личных особенностей, степени дефекта), отсюда ограничение возможности заниматься некоторым видами деятельности; 10) обеднѐнность опыта обучающихся и отсутствие за словом конкретных вызванный неизвестным и не познанным в мире зрячих (нуждаются в специальной ориентировки и знакомстве)представлений, так как знакомство с объектами внешнего мира лишь формальнословесное; 11) особенности общения: многие обучающиеся не умеют общаться в диалоге, так как они не слушают собеседника. 12) низкий темп чтения и письма; 13) быстрый счѐт, знание больших стихов, умение петь, находчивость; 14) страх, 1. Обеспечение дифференцированного и специализированного подхода к обучающемуся (знание индивидуальных особенностей функционирования зрительной системы ученика). 2. Наличие технических средств и оборудования, обеспечивающих процесс обучения и воспитания. 3. Наличие методического обеспечения, включающего специальные дидактические пособия, рассчитанные на осязательное или на зрительно-осязательное восприятие слепого и слабовидящего, специальные учебники, книги, рельефно-графические пособия по изучаемым предметам и для проведения коррекционных занятий по ориентированию, развитию зрения, осязания. 4. Выделение обучающемуся специального шкафчика для хранения этих приспособлений. 5. Правильная позиция ученика (при опоре на остаточное зрение сидеть обучающийся должен на первой парте в среднем ряду, при опоре на осязание и слух за любой партой). 6. Охрана и гигиена зрения (повышенная общая освещенность (не менее 1000 люкс), освещение на рабочем месте (не менее 400–500 люкс); для обучающихся, страдающих светобоязнью, установить светозатемнители; расположить рабочее место, ограничивая попадание прямого света; ограничение времени зрительной работы, непрерывная зрительная нагрузка не должна превышать 15–20 минут у слабовидящих учеников и 10–20 минут для учеников с глубоким нарушением зрения; расстояние от глаз ученика до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см; работать с опорой на осязание или слух. 7. При работе с опорой на зрение записи на доске должны быть насыщенными и контрастными, буквы крупными, в некоторых случаях они должны дублироваться раздаточным материалом. 8. Создание благоприятного психологического климата в коллективе, усиление педагогического руководства поведением не только обучающегося с нарушением зрения, но и всех окружающих людей, включая педагогов разного профиля. 9. Взаимодействие учителя с тифлопедагогом, психологом, офтальмологом и родителями
Обучающиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата У обучающихся с нарушениями ОДА ведущим является двигательный дефект (недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Основную массу среди них составляют обучающиеся с церебральным параличом (89 %), у которых двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями. Большинство из них нуждается не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической и логопедической коррекции, в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности 1. Коррекционная направленность всего процесса обучения. 2. Возможная психолого-педагогическая социализация. 3. Посильная трудовая реабилитация. 4. Полноценное, разноплановое воспитание и развитие личности обучающегося. 5. Комплексный характер коррекционно-педагогической работы. 6. Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции. 7. Организация работы в рамках ведущей деятельности. 8. Наблюдение за обучающимся в динамике продолжающегося психоречевого развития. 9. Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением обучающегося
Обучающиеся с нарушением поведения, с эмоционально-волевыми расстройствами, с ошибками воспитания (обучающиеся из социально-неблагополучных семей) 1) Наличие отклоняющегося от нормы поведения; 2) имеющиеся нарушения поведения трудно исправляются и корригируются; 3) частая смена состояния, эмоций; 4) слабое развитие силы воли; 5) обучающиеся особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны взрослых и внимании коллектива сверстников. 1. Осуществление ежедневного, постоянного контроля как родителей, так и педагогов, направленного на формирование у обучающихся самостоятельности, дисциплинированности. 2. Терпение со стороны взрослого, сохранение спокойного тона при общении с обучающимся (не позволять кричать, оскорблять обучающегося, добиваться его доверия). 3. Взаимосотрудничество учителя и родителей в процессе обучения (следить, не образовался ли какой-нибудь пробел в знаниях, не переходить к изучению нового материала, не бояться оставить обучающегося на второй год, пока он не усвоил пройденное). 4. Укрепление физического и психического здоровья обучающегося. 5. Развитие общего кругозора обучающегося (посещать театры, цирк, выставки, концерты, путешествовать, выезжать на природу). 6. Своевременное определение характера нарушений обучающегося, поиск эффективных путей помощи. 7. Чѐткое соблюдение режима дня (правильное чередование периодов труда и отдыха). 8. Ритмичный повтор определѐнных действий, что приводит к закреплению условно-рефлекторной связи и формированию желательного стереотипа. 9. Заполнение всего свободного времени заранее спланированными мероприятиями (ввиду отсутствия умений организовывать своѐ свободное время), планирование дня поминутно. 10. Формирование социально приемлемых форм поведения и трудовых навыков. 11. Чѐткие и короткие инструкции, контроль выполнения заданий (усложнять задания по ходу коррекционных мероприятий). 12. Чередование различных видов деятельности (ввиду малой привлекательности для таких обучающихся интеллектуального труда его необходимо чередовать с трудовой или художественной деятельностью). 13. Общественно значимый характер деятельности, которая должна занимать большую часть времени, что позволяет снизить пристрастие этих обучающихся к разрушению. 14. Объединение обучающихся в группы и коллектив.

 

3.4. Содержание мониторинга динамики развития обучающихся с ОВЗ Критерии и показатели динамики развития обучающихся с ОВЗ напрямую связаны с компетенциями, жизненно значимыми для обучающихся с ОВЗ:

Критерии и показатели



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.025 с.)