VIII всероссийский конкурс детских анималистических проектов им. В. М. Смирина, 2019 Г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VIII всероссийский конкурс детских анималистических проектов им. В. М. Смирина, 2019 Г.



VIII Всероссийский конкурс детских анималистических проектов им. В.М. Смирина, 2019 г.

«С точки зрения хвостатых и пернатых»

ПОЛОЖЕНИЕ

 

Конкурс посвященный памяти замечательного зоолога, художника-анималиста В.М. Смирина (1931–1989), проводится Центром охраны дикой природы (ЦОДП) с 2009 года. Как всегда, мы стремимся освоить новые темы и подходы, находимся вместе с вами в поиске, опираясь на богатейший животный мир России, обращаясь к классике отечественной анималистики и новым ее направлениям.

В этом году мы вновь предлагаем вам отправиться в путешествие, но такое, которого в рамках конкурса еще никогда не предпринимали.

Природа России богата различными природными зонами, среди которых тундра и тайга, степь и горы. Обитатели каждой из них хорошо приспособлены к жизни в своем «доме». Давайте с их помощью лучше узнаем, как в нем живется, о его обитателях. Но сделаем это с необычной точки зрения – буквально «с точки зрения» самих зверей, птиц, рыб, насекомых и т. п., учитывая особенности тех условий, в которых они живут, образа жизни их и тех, кто обитает с ними по соседству. Включив воображение и опираясь на знания, попробуем увидеть окружающий мир и события в нем «их глазами».

Владимир Моисеевич Смирин, которому посвящен наш конкурс, таких задач перед собой не ставил, в то же время для художника было важно прожить со зверем фрагмент его жизни, вжиться в него, в результате чего удавалось глубоко понять и передать в серии набросков его поведение, то, как он приспособлен к условиям, в которых живет.

Тематика, которой посвящен конкурс 2019 года, была предметом исследований выдающегося немецкого биолога, зоопсихолога и философа Якоба фон Икскюля, чьи работы легли в основу классической этологии – науки о поведении животных. С другой стороны, возможность увидеть мир «глазами животных» с помощью современных технологий успешно осваивают авторы фильмов о дикой природе, например, создатели сериалов «Мир с высоты птичьего полета» (Earth Flight) и «Шпионы в дикой природе» (Spy in the wild) телеканала BBC. Тому, как создавался первый из них, посвящена книга Джона Доунера с тем же названием, вышедшая в 2013 году в русском переводе.

Выполняя задание конкурса, нужно будет: выбрать определенную природную зону, типичную для России, желательно — и для вашего региона, характерных для нее животных, которые станут героями проекта. Узнав как можно больше об их образе жизни, поведении, об их приспособлениях к окружающей среде, представить историю — тот или иной фрагмент их жизни — в рисунках с комментариями, а также в виде презентации либо другой выбранной вами форме (подробнее о задании см. ниже). При изображении животных стремитесь к реалистичности, точности изображения животных, избегайте «мультяшности». Использование фотографий животных не предусмотрено и учитываться не будет.

Принимаются преимущественно коллективные работы, выполненные под руководством педагога (возможно руководство со стороны родителей). В конкурсе могут принять участие школьники всех возрастов, а также дошкольники.

За консультациями по тематике конкурса и его заданиям рекомендуется  обращаться к руководителю конкурса Александру Ивановичу Олексенко (+7-915-369-50-72, smirin_konkurs@biodiversity.ru).

Начало приема работ на конкурс — 10 октября 2019 г. Работы должны быть отправлены в Оргкомитет конкурса не позднее 10 ноября 2019 г.

 

I. Цели конкурса

1. Вызвать у детей интерес к природе и животным России и родного края, в особенности к тем видам, которые нуждаются в охране.

2. Обратить внимание детей и педагогов на непреходящие ценности отечественных натуралистических традиций, в том числе классической российской анималистики.

3. Способствовать развитию у школьников и дошкольников широкого круга компетенций и способностей, связанных с наблюдением и исследованием живой природы, художественным творчеством; их успехам в собственном творчестве и изучении животных России и своего края.

4. Способствовать накоплению педагогами методического опыта в использовании анималистики, в том числе в проектной и учебной исследовательской работе со школьниками, в работе с дошкольниками; стимулировать их к творческим поискам, сочетающим обращение к классике анималистики и современным ее направлениям.

 

II. Задание конкурса

Тема конкурса — «С точки зрения хвостатых и пернатых».

В основу конкурса этого года, как и ряда конкурсов прошлых лет, положена важнейшая мысль В.М. Смирина, что настоящая встреча с животным — это всегда событие, когда подмечаешь что-то новое, ранее незнакомое, наблюдая и рисуя, проживаешь с животным фрагмент его жизни. «Встреча с каждым животным, живущим на свободе или даже в клетке проявляющим свою естественную природу, — это всегда чудо», — писал он (подробнее см.

www.biodiversity.ru/programs/wildlife_art/persons/smirin/about_smirin.html).

Выполняя задание, нужно:

(1) выбрать определенную природную зону, типичную для России, желательно – и для вашего региона, характерных для нее животных, которые станут героями вашего проекта;

(2) узнать как можно больше об их образе жизни, поведении, о тех условиях, к которым они приспособлены, из книг, фильмов, интернет-источников, желательно — благодаря также собственным наблюдениям;

(3) представить историю из жизни этих животных «их глазами» в виде серии рисунков с комментариями (как бы серии кадров фильма), а также презентации в PowerPoint или другой выбранной вами форме (анимационный ролик, видеосюжет и т.п.), включающей эти рисунки.

Серия рисунков (кадров) должна включать:

(1) портреты ваших героев, чтобы было ясно, от имени кого вы «снимаете» фильм в виде серии кадров-картинок и

(2) то, что окружает вашего героя, на что направлен его взгляд, что происходит с ним и перед ним с «его точки зрения», т.е. с учетом определенного ракурса, особо значимых для него объектов, других животных и т.п.

Например, за чем/кем наблюдает кайра, охотясь под водой или наоборот, оказываясь на уступе скалы на птичьем базаре? Что и как видит парящий степной орел, высматривая добычу? Что и как видит вокруг себя планирующая или наоборот, присевшая на ветку белка-летяга? Еще более удивительные приключения вас ждут, если вы выберете своими героями насекомых, летучих мышей, кротов, дельфинов…

Придерживаться точных знаний об особенностях зрения тех или иных героев необязательно (важна именно необычная точка зрения, даже точнее – ряд точек зрения, с которых ваш герой видит окружающее и, и те/то, кого/что он видит). Конечно, желающие могут подготовить и яркие проекты с учетом особенностей зрения выбранных животных, которые в этом случае должны быть прокомментированы.

Вы можете рассказать историю в картинках «от имени и глаз» одного героя, еще интересней будет проект, если вы расскажете ее от нескольких героев, обитающих рядом и по-разному приспособленных к одним и тем же условиям.

Представляемый на конкурс проект должен включать:

1) серию рисунков с комментариями;

2) мультимедийную презентацию проекта, выполненную в PowerPoint (либо в виде анимационного ролика, видеосюжета);

3) краткий текст об идее проекта, о том, как он осуществлялся; список участников проекта с указанием их вклада и возраста, список использованных источников, включая ссылки на видеоматериалы на канале YouTube, сайты, фильмы и т.п.

4) анкеты основных участников конкурса (обязательно заполнение анкет для руководителей/кураторов проектов и школьникових ключевых авторов/участников, см. приложение).

При изображении животных важно стремиться не только к выразительности, но и к реалистичности, точности изображения животных, избегать «мультяшности». Использование фотографий животных не предусмотрено и учитываться не будет.

Для работы над проектом вы можете воспользоваться методическими рекомендациями и списком рекомендованных источников, в которых обобщен опыт проведения конкурсов им. В.М. Смирина прошлых лет (см. приложение).

 

Принимаются преимущественно коллективные работы, выполненные под руководством педагога (возможно руководство со стороны родителей). В конкурсе могут принять участие школьники всех возрастов, а также дошкольники (в записи комментариев к рисункам дошкольникам могут помогать педагоги и родители, но при этом нужно, чтобы дети сами сформулировали, что они смогли открыть, понять, придумать).

Электронные версии рисунков не принимаются. Каждый рисунок должен быть подписан и снабжен кратким пояснением (см. выше). Рисунки и пояснения к ним должны быть выполнены детьми самостоятельно (пояснения со слов дошкольников записывает педагог или родитель). На лицевой стороне рисунков не должно быть сопроводительных надписей. На обороте рисунка указывается: его название, автор, дата и место выполнения рисунка: школа (изостудия, кружок и т.п.), населенный пункт, область (край, республика).

Презентации должны быть представлены на флешке или CD(DVD)-диске.

Текстовую часть конкурсной работы также желательно представить не только в распечатанном, но и в электронном виде на флешке или CD(DVD)-диске.

 

IV. Подведение итогов

Консультации по тематике конкурса и его заданиям можно получить у Олексенко Александра Ивановича (+7-915-369-50-72, smirin_konkurs@biodiversity.ru).

Начало приема работ на конкурс — 1 0 октября 2019 г.

Работы должны быть отправлены в Оргкомитет конкурса не позднее 10 ноября 2019 г.

Список победителей конкурса будет объявлен и опубликован на сайте Центра охраны дикой природы в декабре 2019 г.

Награждение победителей, рассылка дипломов, грамот, ценных призов будут проведены в декабре 2019 г. — январе 2020 г.

Лучшие работы и проекты предполагается использовать для представления на выставках, в разных типах изданий, на сайте ресурсного центра анималистики ЦОДП и т.п. Во всех случаях использования обязательно будут указываться имена авторов работ.

 

V. Адрес конкурса

Подробнее о проекте и конкурсе можно узнать на сайте Центра охраны дикой природы: www.biodiversity.ru/programs/wildlife_art.html,

http://www.biodiversity.ru/programs/wildlife_art/projects/smirin-konkurs.html.

 

Работы просим высылать по адресу:

Центр охраны дикой природы (конкурс имени В.М. Смирина)

117312, Москва, ул. Вавилова, д. 41, офис 2

а также по адресу: smirin_konkurs@biodiversity.ru

 

Тел./факс: 8 (499) 124 71 78

тел. 8 (499) 124 50 22

 

Оргкомитет конкурса


Приложение 1

АнкетЫ участникОВ конкурса

 

Уважаемые участники конкурса!

Одна из задач конкурса — попросить вас поделиться мыслями, связанными с его тематикой, собственным опытом. Это важно и актуально в связи с тем, что российская анималистика может помочь узнать и полюбить животных, но не так хорошо известна современному школьнику и педагогу. Даже в учебники иногда попадают иллюстрации животных весьма сомнительного качества.

Именно поэтому условие конкурса – не только прислать саму работу, но и заполнить, по возможности полнее, анкету участника. Обобщение анкет поможет организаторам не только лучше оценить активность участников, но и учесть в будущем их мнения при проведении следующих конкурсов, разработке книг, организации выставок. Наиболее интересные ответы будут опубликованы на сайте, а также в других материалах, посвященных данному проекту.

Заполнение анкеты обязательно для руководителя коллективной работы и основных ее участников. Те, кто регулярно принимает участие в нашем конкурсе, могут отразить в анкете в основном те изменения, которые произошли с момента их предыдущего в нем участия.

АНКЕТА РУКОВОДИТЕЛЯ

Анкетные данные

1 Фамилия, имя, отчество педагога

2. Какой предмет преподает (каким кружком, студией руководит и т.п.)

3. В каком учреждении, организации выполнена работа (школа, дом искусств и т.п.)

4. Дата выполнения работы

Контактные данные

5. Почтовый адрес с индексом

6. Телефон с междугородним кодом

7. E-mail

Вопросы

8. Расскажите немного о себе (самое главное, что считаете нужным).

9. Обращаетесь ли Вы в своей педагогической практике к рисованию животных, творчеству художников-анималистов?

10. Поможет ли Вам и Вашему коллективу (и чем конкретно) участие в конкурсе в поиске новых направлений своей работы?

 

II. Пункты, заполнять которые не обязательно, но весьма желательно:

Вопросы

11. Кто из художников-анималистов Вам особенно интересен, близок и почему? Знакомите ли Вы с его (их) творчеством своих учеников, как именно?

12. Кто из художников-анималистов интересен Вашим ученикам, почему? (Просим поделиться наблюдениями из Вашего опыта).

13. Как, с Вашей точки зрения, лучше всего знакомить школьников с творчеством художников-анималистов?

14. Что для этого нужно использовать? Чего педагогу для этого недостает?

В ответах на 12-13 вопросы просим указывать возраст учащихся.


АНКЕТА УЧАСТНИКА

I. Пункты, обязательные для заполнения:

Анкетные данные участника

1. Тема Вашей работы

2. Фамилия, имя, отчество

3. Возраст

4. Дата выполнения работы

Контактные данные

5. Почтовый адрес с индексом

6. Телефон с междугородним кодом

7. E-mail

8. Фамилия, имя, отчество педагога, под руководством которого осуществлена работа.

9. Какой предмет он ведет (каким кружком, студией руководит и т.п.).

10. В каком учреждении, организации выполнена работа (школа, дом искусств и т.п.)

Вопросы

11. Расскажите немного о себе (самое главное, что считаете нужным). Давно ли Вы сами рисуете животных? Рисовали ли их с натуры?

12. Кого из художников-анималистов Вы знаете? Кто из них Вам близок и почему?

II. Пункты, заполнять которые не обязательно, но весьма желательно:

Вопросы

13. Кто из животных Вашей малой родины для вас особенно интересен и почему?

14. Чему Вы смогли научиться, выполняя проект? Помогло ли Вам лучше узнать животных знакомство с творчеством художников-анималистов, как именно?

 


Приложение 2

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И УЧАЩИХСЯ,

Работы по анималистике

 

Государственный Дарвиновский музей. Москва. // Автор текста и составитель каталога В. Удальцова. – М.: Белый город, 2007. – 64 с. В издании представлено художественное собрание анималистики Государственного Дарвиновского музея. Отдельные разделы посвящены творчеству художников-анималистов В.А. Ватагина, В.В. Трофимова, А.Н. Комарова и К.К. Флерова.

Василий Алексеевич Ватагин: К 125-летию со дня рождения: материалы международной музейной конференции. Москва, 5-6 февраля 2009 / Сост. Л.Я. Петрунина, при участии В.С. Ионкиной, Н.В. Усновой; научн. ред. Л.В. Марц. – Москва: Экспресс 24, 2010. 188 с. Редкий пример представительной подборки статей по анималистике, включая обращение к ней в просветительских и образовательных целях. Статьи по материалам уникального совместного проекта Государственной Третьяковской галереи и Государственного Дарвиновского музея.

Домашние и дикие. Анималистика в русском искусстве 18–21 веков из собрания Государственного Русского музея / Сост. Александр Боровский, Марина Стекольникова. / Государственный Русский музей. Альманах. Вып. 63. – СПб: Palace Editions, 2004. – 152 с. Переиздано в 2009 г. Емкий и содержательный, великолепно изданный каталог выставки. Дает представление о развитии жанра анималистики на протяжении трех столетий.

Олексенко А.И. «Книжка с картинками»: учит ли она видеть природу? // Охрана дикой природы. 2006. № 4 (38). C. 13–15. www.biodiversity.ru/publications/odp/archive/38/st03.html.

Олексенко А.И. Классика, без которой выросло несколько поколений. В чем ценность отечественной анималистической традиции? // Василий Алексеевич Ватагин: К 125-летию со дня рождения: материалы международной музейной конференции. Москва, 5-6 февраля 2009. – Москва: Экспресс 24, 2010. – С. 84–95.

Олексенко А.И., Олексенко Т.Д. Как донести главное? Антропологический подход к представлению русской анималистической традиции // Василий Алексеевич Ватагин: К 125-летию со дня рождения: материалы международной музейной конференции. Москва, 5-6 февраля 2009. – Москва: Экспресс 24, 2010. – С. 156–165.

В этой подборке статей развивается подход, положенный в основу конкурса им. В.М. Смирина и изданий по творчеству В.М. Смирина, подготовленных ЦОДП.

Создаем музей анималистики // Сост. А.И. Олексенко, А.А. Могильнер. – М.: ЦОДП, 2011. – 22 с. Сборник по материалам 2-го конкурса им. В.М. Смирина.

Творческий альбом «С любовью к животным». Автор проекта В. Павлушин. Новосибирск, 2008. Редкий пример издания, специально посвященного творческому конкурсу по анималистике.

Художники на сайте Зоологического музея Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. http://zmmu.msu.ru/musei/istoriya/hudojniki

Аввакумов А. Передать движение // Искусство в школе. № 5. 2015. С. 15–17.

www.biodiversity.ru/programs/wildlife_art/library/Avvakumov_Peredat_Dvizhenie_2015.pdf (о методике рисования с видеонатуры).

 

 

Персоналии

 

Бахтин Виктор Владимирович

Бахтин В.В. Прикосновение к тайне: альбом. – Красноярск: РАСТР, 2008. – 72 с.

www.rasterprint.ru/content/bakhtin-viktor-vladimirovich (биография и электронная версия альбома художника, презентация проекта «Возвращение Ковчега», избранные работы художника).

 

Ватагин Василий Алексеевич

Ватагин В.А. Изображение животного: Записки анималиста. — М.: Сварог и К°, 1999.

Ватагин В.А. Воспоминания. Записки анималиста. Статьи. – М.: Советский художник, 1980. См. также новое издание 2017 года.

Ватагин В. А. Образ животного в искусстве. – М.: ЗАО «Сварог и К», 2004. – 304 с.
В альбоме опубликована интереснейшая часть наследия художника, посвященная зарисовкам образцов анималистики многих культур.

Василий Алексеевич Ватагин. 1884–1969: к 125-летию со дня рождения художника: каталог выставки / Государственная Третьяковская галерея. М.: М-Сканрус, 2008.

Василий Алексеевич Ватагин: К 125-летию со дня рождения: материалы международ-ной музейной конференции. Москва, 5–6 февраля 2009. – М.: Экспресс 24, 2010.

Киплинг Р.Д. Маугли: повесть-сказка. Рисунки В.А. Ватагина. – М.: Проспект, 2011 (и другие издания).

Горбатов Вадим Алексеевич

Горбатов В.А. Под пологом русского леса. – М.: Вече, 2008. – 312 с.

Горбатов В.А. Среди льдов и джунглей. – М.: Вече, 2014. – 336 с.

Великолепно изданные альбомы позволяют познакомиться с творчеством одного из лучших российских анималистов. Представляя свои работы, художник делится тем, как они были созданы, что было очень важно пережить, пронаблюдать и подметить в многочисленных путешествиях по России и другим странам.

 

Гудков Вадим Максимович

Гудков В.М. Следы зверей и птиц. Энциклопедический справочник-определитель. – М.: Вече. 2007. – 592 с.

Черкасова М.В. В.М. Гудков – натуралист и художник. www.bio.msu.ru/doc/index.php?ID=297

В.М. Гудкову принадлежат многочисленные статьи в журнале «Юный натуралист»

 

Кондаков Николай Николаевич

Иванов Б.Г., Гептнер М.В. Николай Николаевич Кондаков — художник, зоолог, путешественник (10.05.1908–23.01.1999) // Бюл. Моск. об-ва испытателей природы. Отдел биологический. — 1999. — Т. 104. — Вып. 4. — С. 70–74.

См. также: www.knigakamchatka.ru/pdf/nazvany-ih-imenami.pdf

Фабр Жан-Анри. Жизнь насекомых. Рассказы энтомолога. Сокращенный перевод с французского и обработка доктора биологических наук Н.Н. Плавильщикова. – М.: Учпедгиз, 1963. – 460 с. Иллюстрации Н.Н. Кондакова.

 

Комаров Алексей Никанорович

Комаров А.Н. Рассказы старого лешего. – М.: Армада-пресс, 1998.

Многочисленные издания с рисунками художника. Одно из лучших

Спангенберг Е. Из жизни натуралиста. – М.: Молодая гвардия, 1955. – 526 с. (см. также др. издания книги).

 

Кукунов Михаил Максимович

Художник Михаил Максимович Кукунов (1918–1998). К 100-летию со дня рождения / Сост. Ирина Маковеева, Лариса Гущина. — М., 2018.

С большой любовью подготовленное издание, включившее произведения из собраний Государственного биологического музея им. К.А. Тимирязева, Московского государственного зоологического парка, Зоологического музея МГУ им. М.В. Ломоносова и собраний учеников выдающегося художника-педагога.
http://www.darwinmuseum.ru/news/izdan-al-bom-k-100-letiyu-hudozhnika-animalista-pedagoga-professora-m-m-kukunova

Курдов Валентин Иванович

Бианки В.В. Лесная газета. Художник В.И. Курдов. – Л.: Детгиз, 1958 (а также издания других лет; к сожалению, в переизданиях последних десятилетий нередко радикально изменен макет книги, что для этой уникальной книги просто недопустимо).

Курдов В. О моих книжках // Художники детской книги о себе и своём искусстве / Зап. и коммент. В.И. Глоцер. – М., 1987. – С. 103–121.

 

Маковеева Ирина Петровна

Маковеева Ирина. Земля слонов. М., 2017.

В Интернете нетрудно разыскать многочисленные интервью Ирины Петровны Маковеевой, в которых она рассказывает о своем творчестве, путешествиях, вспоминает о своем учителе М.М. Кукунове.

 

Смирин Владимир Моисеевич

Смирин Юрий Моисеевич

Смирин В.М., Смирин Ю.М. Звери в природе. - М.: Изд-во МГУ, 1991; 2-е изд. – М.: Армада-пресс, 2001.

Смирин В.М. Портреты зверей Командорских островов. Наука и искусство – экологическому образованию / Сост. Олексенко А.И., Зименко А.В., Зубчаниновой Е.В. – М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2007. — 60 с.

Смирин В.М. Портреты степных зверей Европы и Северной Азии. Наука и искусство — экологическому образованию / Сост. А.И. Олексенко, А.В. Зименко, П.П. Дмитриев, Е.В. Зубчанинова. — М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2008. — 92 с. Эл. версию см.: www.biodiversity.ru/programs/wildlife_art/library/library.html

Смирин В.М. Портреты зверей Северной Евразии. Ластоногие: Наука и искусство — экологическому образованию / Сост. А.И. Олексенко, А.В. Зименко, Т.Ю. Лисицына, Е.В. Зубчанинова. — М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2010. — 264 с. Эл. версию см.: www.biodiversity.ru/publications/books/ecoeducation/Smirin_Pinnipeds_2010_sm.pdf

Смирин В.М. Портреты зверей Северной Евразии. Хищные: Наука и искусство — экологическому образованию / Сост. А.И. Олексенко, А.В. Зименко, Е.В. Зубчанинова. — М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2011. — 416 с. Эл. версию см.: www.biodiversity.ru/publications/books/ecoeducation/Smirin_Carnivores_2011_web.pdf

Смирин В.М. Портреты зверей Северной Евразии. Зайцеобразные: Наука и искусство — экологическому образованию / Авт. тома Н.А. Формозов (текст, сост.), А.И. Олексенко, А.В. Зименко (сост.). — М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2011. — 324 с. Эл. версию см.: www.biodiversity.ru/publications/books/ecoeducation/Smirin_Lagomorphs_2018_web.pdf

Смирин Ю.М. Анималистическое искусство как метод зоологических исследований: достижения и проблемы. Бюлл. МОИП, 1999. Отд. биол. Т. 104. Вып. 5. С. 50–60.

Олексенко А.И. Несмолкающая симфония жизни // Охрана дикой природы. 2001. № 4 (23). C. 29–36. www.biodiversity.ru/publications/odp/archive/23/oleksenko.html

Олексенко А.И. Атлас млекопитающих (к воплощению авторского замысла В.М. Смирина) // Охрана дикой природы, 2004, № 1 (27). С. 10–13. www.biodiversity.ru/publications/odp/archive/27/st03.html

Олексенко А., Орешина А. Сайгак и его соседи: как научиться решать «степные задачки» зверям, птицам и людям? – М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2016. www.biodiversity.ru/publications/books/ecoeducation/Saiga-Neighbors_2016_web.pdf

Панов Е.Н., Павлова Е.Ю. Анималистический рисунок как составляющая этологического подхода // Зоол. журн. 2010. Т. 89. № 7. С. 891–893. Эл. версию см.: www.biodiversity.ru/programs/wildlife_art/library/library.html.

 

Чарушин Евгений Иванович.

Чарушин Николай Евгеньевич

Кузнецов Э.Д. Звери и птицы Евгения Чарушина. — М.: Советский художник, 1983.

Многочисленные издания и переиздания книг с рисунками художника.

VIII Всероссийский конкурс детских анималистических проектов им. В.М. Смирина, 2019 г.

«С точки зрения хвостатых и пернатых»

ПОЛОЖЕНИЕ

 

Конкурс посвященный памяти замечательного зоолога, художника-анималиста В.М. Смирина (1931–1989), проводится Центром охраны дикой природы (ЦОДП) с 2009 года. Как всегда, мы стремимся освоить новые темы и подходы, находимся вместе с вами в поиске, опираясь на богатейший животный мир России, обращаясь к классике отечественной анималистики и новым ее направлениям.

В этом году мы вновь предлагаем вам отправиться в путешествие, но такое, которого в рамках конкурса еще никогда не предпринимали.

Природа России богата различными природными зонами, среди которых тундра и тайга, степь и горы. Обитатели каждой из них хорошо приспособлены к жизни в своем «доме». Давайте с их помощью лучше узнаем, как в нем живется, о его обитателях. Но сделаем это с необычной точки зрения – буквально «с точки зрения» самих зверей, птиц, рыб, насекомых и т. п., учитывая особенности тех условий, в которых они живут, образа жизни их и тех, кто обитает с ними по соседству. Включив воображение и опираясь на знания, попробуем увидеть окружающий мир и события в нем «их глазами».

Владимир Моисеевич Смирин, которому посвящен наш конкурс, таких задач перед собой не ставил, в то же время для художника было важно прожить со зверем фрагмент его жизни, вжиться в него, в результате чего удавалось глубоко понять и передать в серии набросков его поведение, то, как он приспособлен к условиям, в которых живет.

Тематика, которой посвящен конкурс 2019 года, была предметом исследований выдающегося немецкого биолога, зоопсихолога и философа Якоба фон Икскюля, чьи работы легли в основу классической этологии – науки о поведении животных. С другой стороны, возможность увидеть мир «глазами животных» с помощью современных технологий успешно осваивают авторы фильмов о дикой природе, например, создатели сериалов «Мир с высоты птичьего полета» (Earth Flight) и «Шпионы в дикой природе» (Spy in the wild) телеканала BBC. Тому, как создавался первый из них, посвящена книга Джона Доунера с тем же названием, вышедшая в 2013 году в русском переводе.

Выполняя задание конкурса, нужно будет: выбрать определенную природную зону, типичную для России, желательно — и для вашего региона, характерных для нее животных, которые станут героями проекта. Узнав как можно больше об их образе жизни, поведении, об их приспособлениях к окружающей среде, представить историю — тот или иной фрагмент их жизни — в рисунках с комментариями, а также в виде презентации либо другой выбранной вами форме (подробнее о задании см. ниже). При изображении животных стремитесь к реалистичности, точности изображения животных, избегайте «мультяшности». Использование фотографий животных не предусмотрено и учитываться не будет.

Принимаются преимущественно коллективные работы, выполненные под руководством педагога (возможно руководство со стороны родителей). В конкурсе могут принять участие школьники всех возрастов, а также дошкольники.

За консультациями по тематике конкурса и его заданиям рекомендуется  обращаться к руководителю конкурса Александру Ивановичу Олексенко (+7-915-369-50-72, smirin_konkurs@biodiversity.ru).

Начало приема работ на конкурс — 10 октября 2019 г. Работы должны быть отправлены в Оргкомитет конкурса не позднее 10 ноября 2019 г.

 

I. Цели конкурса

1. Вызвать у детей интерес к природе и животным России и родного края, в особенности к тем видам, которые нуждаются в охране.

2. Обратить внимание детей и педагогов на непреходящие ценности отечественных натуралистических традиций, в том числе классической российской анималистики.

3. Способствовать развитию у школьников и дошкольников широкого круга компетенций и способностей, связанных с наблюдением и исследованием живой природы, художественным творчеством; их успехам в собственном творчестве и изучении животных России и своего края.

4. Способствовать накоплению педагогами методического опыта в использовании анималистики, в том числе в проектной и учебной исследовательской работе со школьниками, в работе с дошкольниками; стимулировать их к творческим поискам, сочетающим обращение к классике анималистики и современным ее направлениям.

 

II. Задание конкурса

Тема конкурса — «С точки зрения хвостатых и пернатых».

В основу конкурса этого года, как и ряда конкурсов прошлых лет, положена важнейшая мысль В.М. Смирина, что настоящая встреча с животным — это всегда событие, когда подмечаешь что-то новое, ранее незнакомое, наблюдая и рисуя, проживаешь с животным фрагмент его жизни. «Встреча с каждым животным, живущим на свободе или даже в клетке проявляющим свою естественную природу, — это всегда чудо», — писал он (подробнее см.

www.biodiversity.ru/programs/wildlife_art/persons/smirin/about_smirin.html).

Выполняя задание, нужно:

(1) выбрать определенную природную зону, типичную для России, желательно – и для вашего региона, характерных для нее животных, которые станут героями вашего проекта;

(2) узнать как можно больше об их образе жизни, поведении, о тех условиях, к которым они приспособлены, из книг, фильмов, интернет-источников, желательно — благодаря также собственным наблюдениям;

(3) представить историю из жизни этих животных «их глазами» в виде серии рисунков с комментариями (как бы серии кадров фильма), а также презентации в PowerPoint или другой выбранной вами форме (анимационный ролик, видеосюжет и т.п.), включающей эти рисунки.

Серия рисунков (кадров) должна включать:

(1) портреты ваших героев, чтобы было ясно, от имени кого вы «снимаете» фильм в виде серии кадров-картинок и

(2) то, что окружает вашего героя, на что направлен его взгляд, что происходит с ним и перед ним с «его точки зрения», т.е. с учетом определенного ракурса, особо значимых для него объектов, других животных и т.п.

Например, за чем/кем наблюдает кайра, охотясь под водой или наоборот, оказываясь на уступе скалы на птичьем базаре? Что и как видит парящий степной орел, высматривая добычу? Что и как видит вокруг себя планирующая или наоборот, присевшая на ветку белка-летяга? Еще более удивительные приключения вас ждут, если вы выберете своими героями насекомых, летучих мышей, кротов, дельфинов…

Придерживаться точных знаний об особенностях зрения тех или иных героев необязательно (важна именно необычная точка зрения, даже точнее – ряд точек зрения, с которых ваш герой видит окружающее и, и те/то, кого/что он видит). Конечно, желающие могут подготовить и яркие проекты с учетом особенностей зрения выбранных животных, которые в этом случае должны быть прокомментированы.

Вы можете рассказать историю в картинках «от имени и глаз» одного героя, еще интересней будет проект, если вы расскажете ее от нескольких героев, обитающих рядом и по-разному приспособленных к одним и тем же условиям.

Представляемый на конкурс проект должен включать:

1) серию рисунков с комментариями;

2) мультимедийную презентацию проекта, выполненную в PowerPoint (либо в виде анимационного ролика, видеосюжета);

3) краткий текст об идее проекта, о том, как он осуществлялся; список участников проекта с указанием их вклада и возраста, список использованных источников, включая ссылки на видеоматериалы на канале YouTube, сайты, фильмы и т.п.

4) анкеты основных участников конкурса (обязательно заполнение анкет для руководителей/кураторов проектов и школьникових ключевых авторов/участников, см. приложение).

При изображении животных важно стремиться не только к выразительности, но и к реалистичности, точности изображения животных, избегать «мультяшности». Использование фотографий животных не предусмотрено и учитываться не будет.

Для работы над проектом вы можете воспользоваться методическими рекомендациями и списком рекомендованных источников, в которых обобщен опыт проведения конкурсов им. В.М. Смирина прошлых лет (см. приложение).

 

Принимаются преимущественно коллективные работы, выполненные под руководством педагога (возможно руководство со стороны родителей). В конкурсе могут принять участие школьники всех возрастов, а также дошкольники (в записи комментариев к рисункам дошкольникам могут помогать педагоги и родители, но при этом нужно, чтобы дети сами сформулировали, что они смогли открыть, понять, придумать).

Электронные версии рисунков не принимаются. Каждый рисунок должен быть подписан и снабжен кратким пояснением (см. выше). Рисунки и пояснения к ним должны быть выполнены детьми самостоятельно (пояснения со слов дошкольников записывает педагог или родитель). На лицевой стороне рисунков не должно быть сопроводительных надписей. На обороте рисунка указывается: его название, автор, дата и место выполнения рисунка: школа (изостудия, кружок и т.п.), населенный пункт, область (край, республика).

Презентации должны быть представлены на флешке или CD(DVD)-диске.

Текстовую часть конкурсной работы также желательно представить не только в распечатанном, но и в электронном виде на флешке или CD(DVD)-диске.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.137 с.)