Общая характеристика учебного предмета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика учебного предмета.



  Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

 Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

    Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе продолжают формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса:

уметь:

речевая деятельность:

АУДИРОВАНИЕ:

- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

-определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;

-рецензировать устный ответ учащихся;

- задавать вопросы по прослушанному тексту;

- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;

ЧТЕНИЕ:

 -прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицами на основе текста;

-используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты – по оглавлению и заголовкам статей;

- при необходимости переходить на изучающее чтение;

- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;

ГОВОРЕНИЕ:

- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

- вести репортаж о школьной жизни;

-строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;

- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

- составлять инструкцию по применению того или иного правила;

- принимать участие в диалогах различных видов;

-адекватно реагировать на обобщенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;

ПИСЬМО:

- пересказать фрагмент прослушанного текста;

- пересказать прочитанное публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

- создавать сочинение- описание архитектурного памятника, сочинение – сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;

- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные формы предложения – парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения. Ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.);

- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;

ТЕКСТ:

- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;

- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

- разъяснять значение, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;

- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять,

- пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь лингвистических терминов» ит.д.);

- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;

- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ;

- распознать части речи и их формы;

- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;

- опираться на морфологический разбор слова при проведении, орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

- применять орфографические правила;

- объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;

- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;

- правильно строить предложения с обособленными членами;

- проводить интонационный анализ простого предложения;

- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

Русский язык является курсом, который позволяет реализовать практически все содержательные линии обязательного минимума содержания образования:

· культурно-историческую (человек-история, человек-культура);

· социально-правовую (человек-общество, человек-человек);

· информационно-методологическую (человек-информация).

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их двух тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы.

 

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

 

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 8 классе.

На изучение русского языка в 8 классе учебным планом предусматривается 105 часов в инвариативной части из расчета 3 часа в неделю, по плану 102 часа: сокращение материала за счёт уплотнения тем.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.

Русский язык входит в образовательную область «Филология».

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В программу включено изучение таких разделов, как «Язык. Речь. Правописание. Культура речи», «Синтаксис и Пунктуация. Словосочетание и предложение», «Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения», «Текст», «Предложение с однородными членами», «Предложения с обращениями, вводными словами, словосочетаниями, предложениями и вставными конструкциями», «Предложения с обособленными членами», «Синтаксические конструкции с чужой речью». Продолжается изучение раздела «Речь», где учащиеся знакомятся со стилями и типами речи и их признаками, учатся строить тексты разных стилей и типов.

Вводный урок о русском языке. Русский Язык в семье славянских народов.

Знать: роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа.

Уметь: объяснить с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.

Повторение и обобщение изученного в 5-7 классах.

Развитие речи. Стили речи. Повторение орфографии и морфологии: написание н-нн в суффиксах. Слитное – раздельное написание не и ни с разными частями речи. Дефисное написание слов. Написание наречий и их омонимов других частей речи. Типы речи. Способы и средства связи предложений в тексте.

Знать основные признаки частей речи. Основные правила написания не с разными частями речи. Основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические)

Уметь: анализировать языковой материал, опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии. определять условия выбора нужной орфограммы; соблюдать в практике письма основные правила орфографии. различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста.

Использовать: изученные орфограммы при написании; соблюдать основные правила орфографии.

Синтаксис  и пунктуация

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса

 Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного.

Знать основные разделы русского языка; особенности подчинительной и сочинительной связи. Строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения; способы выражения.

Уметь вычленять словосочетание из предложения; определять различие между сочинительной и подчинительной связью. Определять способ подчинительной связи по вопросу; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.

Использовать: полученные знания при построении словосочетаний, предложений.

Предложение как основная единица языка.

Главные и второстепенные члены предложения

 Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.

Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений.

Предложения утвердительные и отрицательные.

Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.

Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого.

Второстепенные члены предложения:

Определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство. Способы выражения второстепенных членов предложения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом.

Знать и пояснять функцию главных членов предложения. Знать, что такое подлежащее; правило постановки тире между подлежащим и сказуемым; роль второстепенных членов предложения. Знать, что такое определение, виды определений. Знать, что такое приложение; дополнение, виды и способы выражения дополнения; обстоятельство; знать разряды обстоятельств, способы их выражения. Знать, что такое интонация, ее элементы.

Уметь: соблюдать правила написания приложений, отличать подлежащее от дополнения, выраженного в омонимичной форме.

Использовать: изученные правила, правильно и уместно употреблять определения, обстоятельства, дополнения в речи, правильно употреблять знаки препинания в предложении со сравнительным оборотом, определять второстепенные члены предложения и их функцию в предложении

Односоставные предложения.

Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные. Их структурные и смысловые особенности. Вопрос об обобщенно-личных предложениях. Наблюдение за особенностями употребления односоставных предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения полные и неполные. Наблюдение за употреблением неполных предложений в устных и письменных текстах.

Знать: роль односоставных предложений в речи, их значение; знать их виды: четыре глагольных и назывное. Знать особенности употребления в речи определенно-личных предложений, формы сказуемого; Понимать назначение неполных предложений в общении;

Уметь: опознавать односоставные предложения в тексте, опознавать неполные предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных высказываниях.

Использовать: верно, а также уместно употреблять односоставные предложения в собственных высказываниях. Иметь навык грамотного пунктуационного оформления неполных предложений. Уметь использовать в речи односоставные предложения

Предложения с однородными членами

Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов.

Знать, какие члены предложения считаются однородными и каковы их особенности.. Знаки препинания в предложениях с однородными членами без обобщающих слов. Общее представление о пунктуации при однородных членах, соединенных бессоюзной и союзной связью Отличие простого предложения с однородными членами, соединенными неповторяющимся союзом и, да(=и) от сложного предложения с аналогичной связью. Знать группы сочинительных союзов по их значению: соединительные, противительные, разделительные.

Уметь схематически передавать синтаксические структуры с однородными членами. Опознавать виды связи, грамотно интонировать соотв. предложения. Оформлять пунктуацию предложений с данными видами связи. Правильно ставить знаки препинания в предложении с однородными членами предложения.

Использовать: Владеть интонацией перечисления. Анализировать написанное, объяснять неправильное написание

Обращение, его функции и способы выражения. Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения)

 Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.

Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как среде гва связи предложений и смысловых частей текста. Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и письменных текстах.

Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций.

Знать: о вставных конструкциях и их смысловых отличиях от вводных слов и предложений.

Уметь: опознавать вставные конструкции, расставлять знаки препинания на письме.

Использовать: находить в тексте обращения и водные слова и правильно выделять их на письме

Предложения с обособленными членами.

Обособленное определение и приложение. Обособленное обстоятельство. Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловые и интонационные особенности. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устных и письменных текстах.

Знать: об обособлении как способе придать второстепенному члену предложения относительную смысловую значимость в высказывании.

Уметь: анализировать написанное, объяснять неправильное написание слов. Характеризовать разные признаки обособленных оборотов. Уметь опознавать обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами, правильно писать предложения с обособленными членами предложения

Использовать: Обособленные члены предложения в своей речи.

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.

Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях.

Знать, что такое прямая речь. Иметь представление о косвенной речи. Иметь представление о цитировании.

Уметь правильно оформлять прямую речь и диалог на письме. Уметь правильно произносить фразы с прямой речью, анализировать написанное, объяснять неправильное написание слов. Уметь правильно трансформировать предложения с прямой речью в косвенную и наоборот. Уметь цитировать различные устные и письменные высказывания с соблюдением норм письменной и устной речи.

Использовать: пользоваться схемами при обозначении предложений с прямой речью. Применять цитирование в своей речи.

Повторение и систематизация изученного в 8 классе.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать/ понимать

· роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка РФ и средства межнационального общения;

· смысл понятий речь устная и письменная, монолог, диалог;

· основные признаки стилей книжной и разговорной речи;

· признаки текста, основные единицы; нормы русского литературного языка;

· определять тему, основную мысль текста, тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

· определять языковые единицы текста, проводить виды их анализа;

· объяснять значения слов, находить их в словаре

Учащиеся должны уметь:

· создавать тексты различных стилей;

· владеть различными видами речи;

· свободно излагать свои мысли в письменной и устной форме;

· соблюдать нормы речевого этикета;

· осуществлять речевой самоконтроль, уметь находить и исправлять речевые недочеты;

· совершенствовать и редактировать собственные тексты;

· использовать приобретенные знания в повседневной жизни.

 

К концу 8 класса по русскому языку учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • по словообразованию: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи;
  • по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
  • по лексике: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым словарем;
  • по морфологии: распознавать слова с изученными в 5-7 классах орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами;
  • по синтаксису: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами; правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменяя прямую речь косвенной; выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
  • по пунктуации: находить пунктограммы в простом предложении и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания во всех изученных случаях; пользоваться разными видами лингвистических словарей.

Основные умения по разделу «Речь».

Анализ текста.

 Находить в молодежных газетах репортажи и портретные очерки, определять их тему и основную мысль; находить в тексте репортажа и портретного очерка части, представляющие собой повествование, рассуждение, разные виды описания, и определять их роль; находить характерные для публицистического стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя.

Воспроизведение текста.

Пересказывать (устно и письменно) тексты художественного и публицистического стиля, в которых повествование сочетается с описанием внешности человека, его состояния, описанием состояния окружающей среды. Писать изложения с элементами сочинения.

Создание текста.

Вести репортаж (устно и письменно) о школьной жизни (например, с урока или с большой перемены), об открытии (посещении) памятника истории и культуры, о каком-либо интересном событии, спортивном мероприятии; писать сочинения о человеке (литературном герое, знакомом, себе). Писать автобиографию.

Совершенствование текста.

Повышать выразительность речи, добиваться полного соответствия содержания и языковых средств коммуникативной задаче речи.

Средства контроля

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

1. Учитывается умение учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя.

2. Учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, своё отношение к действительности в устной и письменной форме.

3. Учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Раздел, тема Кол-во часов
Повторение орфографии и морфологии. 13
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Словосочетание 5
Предложение. Простое предложение. 3
Двусоставное предложение. 21
Жанры публицистики 5
Односоставные предложения. 10
Жанры публицистики 5
Предложения с однородными членами. 11
Предложения с обращениями и вводными конструкциями. 9
Предложения с обособленными членами. 10
Жанры публицистики 3
Прямая и косвенная речь. 5
Повторение изученного в 8 классе. 2
Итого: 102 часа

 

 

Формы организации учебного процесса:

групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные;

Предметное содержание учебного процесса: монопредметный

Ведущий вид деятельности: практико-ориентированный.

Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - путешествие, урок-игра, урок- исследование, урок-практикум, урок проблемного обучения, урок развития речи.

Методы и приёмы обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;

- опрос с помощью перфокарт;

- выборочная проверка упражнения;

- взаимопроверка;

- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, речеведческий);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка рефератов, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, рассказа, подготовка устных сообщений);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

- изложения на основе текстов типа описания, повествование, рассуждения;

- написание сочинений;

- письмо под диктовку;

- комментирование орфограмм и пунктограмм;

- групповая работа;

- коллективная работа;

- индивидуально - парная работа.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.096 с.)