Умения и навыки учащихся, формируемые курсом: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Умения и навыки учащихся, формируемые курсом:



Рабочая программа

 

по русскому языку (базовый уровень)

Уровень образования основное общее

Количество часов – 8 класс-102 часа

Учитель: Троцюк Ольга Леонидовна

Программа разработана на основе: «Примерной программы основного общего образования  по русскому языку 5-9 классы»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по русскому языку для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования  и программы общеобразовательных учреждений «Русский язык для 5-9 классов общеобразовательных учреждений», авторами которой являются М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.В. Львова,, В.В. Львов, федерального перечня учебников, допущенных к использованию в 2015-2016 учебном году.

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:

- Пояснительная записка.

- Общая характеристика учебного предмета.

- Место учебного предмета в учебном плане.

- Содержание учебного предмета.

- Тематическое планирование

- Календарно-тематическое планирование.

- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

- Результаты освоения учебного предмета и  система их оценки.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программа реализует идею синтеза всестороннего речевого развития со специальной лингвистической подготовкой и содержит два раздела: систематический курс языка с правописанием и элементами культуры речи и раздел «Речь», включающий понятия речи, стилей речи, типов речи, текста. Причем эти разделы изучаются не в линейном порядке, а в перемежающемся режиме. Речевой аспект явственно обозначен как с помощью сквозных направлений, так и применительно к отдельным разделам и темам. Усилен и семантический аспект в подаче лингвистического материала на всех уровнях языка.

 Учебник и программа отражают обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.

Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством:

1. Общения во всех сферах жизни.

2. Связи поколений.

3. Хранения и передачи информации.

Свободное владение родным, русским языком – необходимость в жизни каждого современного россиянина. Для реализации этой потребности необходимо усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока. Изучение русского языка опирается в основном на действующую программу и уже устоявшийся минимум понятий по синтаксису. Однако предполагается более глубокое осмысление языковых единиц и закономерностей языка, а также пунктуационных правил. Особое внимание уделяется таким вопросам, как «Речевые умения и навыки учащихся», «Интонация и пунктуация», «Назначение знаков препинания».

Главная цель занятий русским языком в 8 классе - речевое и языковое развитие школьников - решается с помощью двух подходов: через языковые разделы курса и на основе специальных речеведческих понятий. Это означает, что материалом языкового и речевого разделов изучается не в линейном порядке, а параллельно перемежаясь.

Цель курса: более глубокое осмысление языковых единиц и закономерностей языка; усилить речевую подготовку учащихся путём включения в курс русского языка системы речеведческих понятий-стилей, типов речи, текста.  

  Задачи курса:

1. совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

2. обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;

3. совершенствовать рецептивно-аналитические текстовые умения, в частности умение проводить различные виды анализа текста: содержательно-композиционный, стилистический, типографический, анализ способов и средств связи предложений, полный и комплексный анализ текста;

4. формирование умения создавать тексты различных стилей и жанров с опорой на речеведческие знания.

Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи:

· воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

· развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

· освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

· формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

· применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Учащиеся должны уметь: –

по фонетике: производить фонетический разбор слов;

    по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова разных частей речи;

   по лексике и фразеологии: употреблять фразеологизмы в соответствии с их лексическим значением; пользоваться фразеологическим словарем; пользоваться этимологическим словарем;

  по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор слов; различать словоизменение и словообразование;

 по морфологии: классифицировать части речи; составлять письменный и устный ответ о любой части речи и ее категориях;

по синтаксису: различать и составлять разные виды словосочетаний; различать и составлять разные виды простых предложений; предложения со сравнительными оборотами; с однородными членами; с обособленными членами, с вводными словами и обращениями;

по связной речи: использовать стилистически обоснованно разные типы простого предложения, варианты форм сказуемого, варианты согласования сказуемого с подлежащим; составлять предложение в соответствии со стилистическими задачами; пересказывать (устно и письменно) тексты художественного, публицистического и научного стиля (повествование с элементами рассуждения, рассуждения с элементами описания и т.п.); создавать тексты изученных типов в соответствующем стиле речи; писать заявление, автобиографию;

  по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; обосновывать выбор написания; правильно писать слова с изученными орфограммами; классифицировать орфограммы по типам и видам; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 8-м классе слова с непроверяемыми написаниями;

  по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и текстах; пунктуационно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки; классифицировать знаки препинания по их функции.

      Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

   Программа выполняет две основные функции:

  • Информационно-методическая функция позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
  • Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Русский язык — один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение. В Российской Федерации он является государственным языком.

Свободное владение родным русским языком — надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание русского языка на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

 

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 8 классе.

На изучение русского языка в 8 классе учебным планом предусматривается 105 часов в инвариативной части из расчета 3 часа в неделю, по плану 102 часа: сокращение материала за счёт уплотнения тем.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.

Русский язык входит в образовательную область «Филология».

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В программу включено изучение таких разделов, как «Язык. Речь. Правописание. Культура речи», «Синтаксис и Пунктуация. Словосочетание и предложение», «Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения», «Текст», «Предложение с однородными членами», «Предложения с обращениями, вводными словами, словосочетаниями, предложениями и вставными конструкциями», «Предложения с обособленными членами», «Синтаксические конструкции с чужой речью». Продолжается изучение раздела «Речь», где учащиеся знакомятся со стилями и типами речи и их признаками, учатся строить тексты разных стилей и типов.

Вводный урок о русском языке. Русский Язык в семье славянских народов.

Знать: роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа.

Уметь: объяснить с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.

Повторение и обобщение изученного в 5-7 классах.

Развитие речи. Стили речи. Повторение орфографии и морфологии: написание н-нн в суффиксах. Слитное – раздельное написание не и ни с разными частями речи. Дефисное написание слов. Написание наречий и их омонимов других частей речи. Типы речи. Способы и средства связи предложений в тексте.

Знать основные признаки частей речи. Основные правила написания не с разными частями речи. Основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические)

Уметь: анализировать языковой материал, опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии. определять условия выбора нужной орфограммы; соблюдать в практике письма основные правила орфографии. различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста.

Использовать: изученные орфограммы при написании; соблюдать основные правила орфографии.

Синтаксис  и пунктуация

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса

 Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного.

Знать основные разделы русского языка; особенности подчинительной и сочинительной связи. Строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения; способы выражения.

Уметь вычленять словосочетание из предложения; определять различие между сочинительной и подчинительной связью. Определять способ подчинительной связи по вопросу; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.

Использовать: полученные знания при построении словосочетаний, предложений.

Предложение как основная единица языка.

Главные и второстепенные члены предложения

 Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.

Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений.

Предложения утвердительные и отрицательные.

Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.

Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого.

Второстепенные члены предложения:

Определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство. Способы выражения второстепенных членов предложения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом.

Знать и пояснять функцию главных членов предложения. Знать, что такое подлежащее; правило постановки тире между подлежащим и сказуемым; роль второстепенных членов предложения. Знать, что такое определение, виды определений. Знать, что такое приложение; дополнение, виды и способы выражения дополнения; обстоятельство; знать разряды обстоятельств, способы их выражения. Знать, что такое интонация, ее элементы.

Уметь: соблюдать правила написания приложений, отличать подлежащее от дополнения, выраженного в омонимичной форме.

Использовать: изученные правила, правильно и уместно употреблять определения, обстоятельства, дополнения в речи, правильно употреблять знаки препинания в предложении со сравнительным оборотом, определять второстепенные члены предложения и их функцию в предложении

Односоставные предложения.

Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные. Их структурные и смысловые особенности. Вопрос об обобщенно-личных предложениях. Наблюдение за особенностями употребления односоставных предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения полные и неполные. Наблюдение за употреблением неполных предложений в устных и письменных текстах.

Знать: роль односоставных предложений в речи, их значение; знать их виды: четыре глагольных и назывное. Знать особенности употребления в речи определенно-личных предложений, формы сказуемого; Понимать назначение неполных предложений в общении;

Уметь: опознавать односоставные предложения в тексте, опознавать неполные предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных высказываниях.

Использовать: верно, а также уместно употреблять односоставные предложения в собственных высказываниях. Иметь навык грамотного пунктуационного оформления неполных предложений. Уметь использовать в речи односоставные предложения

Предложения с однородными членами

Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов.

Знать, какие члены предложения считаются однородными и каковы их особенности.. Знаки препинания в предложениях с однородными членами без обобщающих слов. Общее представление о пунктуации при однородных членах, соединенных бессоюзной и союзной связью Отличие простого предложения с однородными членами, соединенными неповторяющимся союзом и, да(=и) от сложного предложения с аналогичной связью. Знать группы сочинительных союзов по их значению: соединительные, противительные, разделительные.

Уметь схематически передавать синтаксические структуры с однородными членами. Опознавать виды связи, грамотно интонировать соотв. предложения. Оформлять пунктуацию предложений с данными видами связи. Правильно ставить знаки препинания в предложении с однородными членами предложения.

Использовать: Владеть интонацией перечисления. Анализировать написанное, объяснять неправильное написание

Обращение, его функции и способы выражения. Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения)

 Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.

Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как среде гва связи предложений и смысловых частей текста. Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и письменных текстах.

Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций.

Знать: о вставных конструкциях и их смысловых отличиях от вводных слов и предложений.

Уметь: опознавать вставные конструкции, расставлять знаки препинания на письме.

Использовать: находить в тексте обращения и водные слова и правильно выделять их на письме

Предложения с обособленными членами.

Обособленное определение и приложение. Обособленное обстоятельство. Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловые и интонационные особенности. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устных и письменных текстах.

Знать: об обособлении как способе придать второстепенному члену предложения относительную смысловую значимость в высказывании.

Уметь: анализировать написанное, объяснять неправильное написание слов. Характеризовать разные признаки обособленных оборотов. Уметь опознавать обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами, правильно писать предложения с обособленными членами предложения

Использовать: Обособленные члены предложения в своей речи.

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.

Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях.

Знать, что такое прямая речь. Иметь представление о косвенной речи. Иметь представление о цитировании.

Уметь правильно оформлять прямую речь и диалог на письме. Уметь правильно произносить фразы с прямой речью, анализировать написанное, объяснять неправильное написание слов. Уметь правильно трансформировать предложения с прямой речью в косвенную и наоборот. Уметь цитировать различные устные и письменные высказывания с соблюдением норм письменной и устной речи.

Использовать: пользоваться схемами при обозначении предложений с прямой речью. Применять цитирование в своей речи.

Повторение и систематизация изученного в 8 классе.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать/ понимать

· роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка РФ и средства межнационального общения;

· смысл понятий речь устная и письменная, монолог, диалог;

· основные признаки стилей книжной и разговорной речи;

· признаки текста, основные единицы; нормы русского литературного языка;

· определять тему, основную мысль текста, тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

· определять языковые единицы текста, проводить виды их анализа;

· объяснять значения слов, находить их в словаре

Учащиеся должны уметь:

· создавать тексты различных стилей;

· владеть различными видами речи;

· свободно излагать свои мысли в письменной и устной форме;

· соблюдать нормы речевого этикета;

· осуществлять речевой самоконтроль, уметь находить и исправлять речевые недочеты;

· совершенствовать и редактировать собственные тексты;

· использовать приобретенные знания в повседневной жизни.

 

К концу 8 класса по русскому языку учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • по словообразованию: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи;
  • по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
  • по лексике: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым словарем;
  • по морфологии: распознавать слова с изученными в 5-7 классах орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами;
  • по синтаксису: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами; правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменяя прямую речь косвенной; выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
  • по пунктуации: находить пунктограммы в простом предложении и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания во всех изученных случаях; пользоваться разными видами лингвистических словарей.

Основные умения по разделу «Речь».

Анализ текста.

 Находить в молодежных газетах репортажи и портретные очерки, определять их тему и основную мысль; находить в тексте репортажа и портретного очерка части, представляющие собой повествование, рассуждение, разные виды описания, и определять их роль; находить характерные для публицистического стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя.

Воспроизведение текста.

Пересказывать (устно и письменно) тексты художественного и публицистического стиля, в которых повествование сочетается с описанием внешности человека, его состояния, описанием состояния окружающей среды. Писать изложения с элементами сочинения.

Создание текста.

Вести репортаж (устно и письменно) о школьной жизни (например, с урока или с большой перемены), об открытии (посещении) памятника истории и культуры, о каком-либо интересном событии, спортивном мероприятии; писать сочинения о человеке (литературном герое, знакомом, себе). Писать автобиографию.

Совершенствование текста.

Повышать выразительность речи, добиваться полного соответствия содержания и языковых средств коммуникативной задаче речи.

Средства контроля

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

1. Учитывается умение учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя.

2. Учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, своё отношение к действительности в устной и письменной форме.

3. Учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Раздел, тема Кол-во часов
Повторение орфографии и морфологии. 13
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Словосочетание 5
Предложение. Простое предложение. 3
Двусоставное предложение. 21
Жанры публицистики 5
Односоставные предложения. 10
Жанры публицистики 5
Предложения с однородными членами. 11
Предложения с обращениями и вводными конструкциями. 9
Предложения с обособленными членами. 10
Жанры публицистики 3
Прямая и косвенная речь. 5
Повторение изученного в 8 классе. 2
Итого: 102 часа

 

 

Формы организации учебного процесса:

групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные;

Предметное содержание учебного процесса: монопредметный

Ведущий вид деятельности: практико-ориентированный.

Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - путешествие, урок-игра, урок- исследование, урок-практикум, урок проблемного обучения, урок развития речи.

Методы и приёмы обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;

- опрос с помощью перфокарт;

- выборочная проверка упражнения;

- взаимопроверка;

- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, речеведческий);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка рефератов, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, рассказа, подготовка устных сообщений);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

- изложения на основе текстов типа описания, повествование, рассуждения;

- написание сочинений;

- письмо под диктовку;

- комментирование орфограмм и пунктограмм;

- групповая работа;

- коллективная работа;

- индивидуально - парная работа.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.109 с.)