I . Авраам обосновался в ханаане                 12:1-14:24 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I . Авраам обосновался в ханаане                 12:1-14:24



Глава 2 ПЕРИОД ПАТРИАРХОВ

Введение

Последние десятилетия мир патриархов был в центре внимания исследователей. Новые открытия осветили библейские повествования, дав обширные сведения о культурах Ближнего Востока.

Географически мир патриархов совпадает с так называемым Плодородным Полумесяцем. Простираясь на север от Персидского залива вдоль бассейна Тигра и Евфрата и на юго~запад через ланаан к плодородной долине Нила, этот район был колыбелью древнейших цивилизаций. Когда патриархи впервые появились на исторической сцене во втором тысячелетии до Р. X., культуры Месопотамии и Египта уже могли гордиться тысячелетним прошлым. Географическим центром начала нового народа считается Ханаан. Однако повествование книги Бытие как бы охвачено двумя районами ранних цивилизаций — оно начинается с выхода Авраама из Месопотамии и завершается пребыванием Иосифа в Египте (Быт. 12-50).

Мир патриархов

Введение

Зачатки истории совпадают с развитием письменности в Египте и Месопотамии (около 3500-3000 гг. до Р. X.). Археологические открытия позволили нам заглянуть в культуры, которые господствовали в третьем тысячелетии до Р. X. Период с 4000 до 3300 года до Р. X.— так называемый халколит, или медный век, обычно принято считать дописьменным, оставившим весьма мало письменных источников. Покрытые наслоениями веков города этого периода указывают на наличие организованной цивилизации. Следовательно, четвертое тысячелетие до Р. X., положившее начало сооружению великих зданий, с точки зрения историка, является началом истории. Все, что известно о предыдущих цивилизациях, часто считается доисторическим.

Месопотамия

Шумеры, язык которых не принадлежал к семье семитских языков, занимали район нижнего Евфрата (или Шумер) в период ранних династий (имеются в виду египетские династии: отсчет исторического времени по ним вполне достоверен и точен, поэтому и принят в науке). Это приблизительно 2800-2400 годы до Р. X. Первую литературу Азии оставили нам именно шумеры. В мире клинописи язык шумеров стал классическим. Он процветал в письменном виде во всей вавилонской и ассирийской культуре приблизительно до I века до Р. X., хотя и перестал употребляться в разговорной речи около 1800 года до Р. X. Происхождение шумерской письменности все еще покрыто мраком неизвестности. Она могла быть заимствована у более раннего народа, о котором нет никаких сведений.

Развитая культура первой шумерской династии в Уре (во время последней фазы периода ранних династий) была обнаружена при раскопках кладбища, произведенных Ч. Леонардом Вулли. Деревянные гробы простолюдинов, в которых были найдены еда, напитки, оружие, орудия труда, ожерелья, шкатулки и браслеты, навевают мысль о том, что эти люди верили в загробную жизнь. Царские гробницы были обильно снабжены всем необходимым для будущей жизни. Туда помещали музыкальные инструменты, ювелирные украшения, одежду, колесницы и даже слуг, которые, по-видимому, спокойно выпивали предложенное им зелье и укладывались спать. В гробнице царя Абарги было найдено шестьдесят пять таких жертв. Очевидно, принесение человеческих жертв считалось религиозной необходимостью при погребении священных особ, какими считались цари и царицы, в надежде обеспечить их таким образом слугами в будущей жизни.

В области металлургии, а также в изготовлении золотых изделий и в шлифовке драгоценных камней шумерам не было равных в древнем мире. Коммерческие записи, сохранившиеся на глиняных табличках, дают наглядную картину их экономической жизни. Деревянная доска (55 х 22 см) в одной из гробниц описывает сцены как мира, так и войны. Уже существовали колесницы для метателей копий в сражениях. Фаланга, которой так успешно пользовался Александр Македонский много столетий спустя, была знакома шумерам. Им были уже известны основные принципы строительства, применяемые современными архитекторами. С развитым земледелием и широкой процветающей торговлей шумерская цивилизация достигла высокого уровня культуры (около 2400 г. до Р. X.), развивавшейся, по-видимому, на протяжении нескольких столетий. Их последний великий царь Лугаль-Заггиси простер свою власть так далеко на запад, что она достигла Средиземноморья.

Между тем семитский народ, известный как аккадцы, воздвиг на Евфрате город Агад — или Аккад — к северу от Ура. Основанная Саргоном (правил в 2360-2305 гг. до Р. X.) аккадская династия победила шумеров и сохраняла свое господство приблизительно в течение двух веков. Саргон не только сверг Лугаля-Заггиси. Он еще сделал свою дочь высшей жрицей бога луны Наннара в Уре. Таким образом, сосредоточив в своих руках и светскую, и духовную власть, он распространил свое владычество на весь Вавилон. Поэтому Финнеган говорит о нем как о «самом могущественном монархе», когда-либо правившем Месопотамией. Его владения охватывали даже часть Малой Азии.

Очевидно, аккадцы не питали враждебных чувств к культуре шумеров; напротив, они усвоили эту культуру. Шумерская письменность была принята для семитского вавилонского языка. Таблички, найденные в Гессуре, известном как Нузи во времена хуритов (в Библии хорреи), показывают, что этот древнеаккадский период был периодом расцвета. Тогда во всей империи была распространена даже покупка товаров в кредит. К этому периоду относится и карта на куске черепицы — самая древняя из известных нам на сегодняшний день.

При Нарам-Сине, внуке Сар гона, могущество аккадцев достигло своего зенита. В 1899 году в Сузах была найдена стела, на которой изображена успешная военная кампания Нарам-Сина в Загросских горах. Ныне ее можно увидеть в Лувре в Париже. Владычество этого великого семитского царства пришло в упадок при последующих правителях.

Нашествие гуттиев с севера (около 2080 г. до Р. X.) положило конец могуществу аккадской династии. Хотя об этих кавказских захватчиках мало что известно, они завладели Вавилоном приблизительно на одно столетие. Один из царей династии, Эрех, в Шумере сломил власть гуттиев и проложил путь к возрождению шумерской культуры, которая достигла своего полного расцвета при третьей шумерской династии в Уре. Родоначальник этой династии, Ур-Намму, воздвиг великий зиккурат в Уре. На кирпичах, извлеченных из подножия этого великого сооружения (61 х 45,5 м у основания и 24,5 м в высоту), были обнаружены печати с именем царя Ур-Намму и его титулом «царь Шумера и Аккада». Здесь в золотой век Ура поклонялись богу луны Наннару и его супруге Нин-Галь. Она считалась богиней-прародительницей части богов шумерского пантеона, а также одной из четверки богов, образовавших мир из самих себя. Затем она приняла на себя функции матери-земли и произвела растительность и животных. Имя Ур-Намму — не имя царя, а псевдоним, означавший, что город Ур пребывает под покровительством богини Намму, прародительницы Вселенной. Таким образом, вера Аврама (Авраама) противопоставила Единого Творца самым значительным космическим божествам древней Месопотамии.

После столетнего владычества эта неошумерская династия рухнула, и земля Шумер возвратилась к прежней системе городов-государств. Это дало возможность аморитам (библейские аморреи — западные семиты), которые постепенно просачивались в Месопотамию, добиться численного превосходства и влияния. Вскоре вся Месопотамия была поглощена семитами. Зимри-Лим, чьей столицей был город Мали на Евфрате, распространил свое влияние (около 1750 г. до Р. X.) как правитель самого важного государства от середины Евфрата до Ханаана. Великолепный дворец в Мари имел около трехсот комнат и занимал площадь более 6 гектаров. Археологи выкопали из древнего мусора приблизительно 20 000 клинописных табличек. Эти глиняные документы, открывающие исследователю торговые и политические интересы аморитских правителей, обрисовывают эффективную систему администрации обширной империи.

Приблизительно в 1700 году до Р. X. Хаммурапи, который превратил маленькое селение Вавилон в великий торговый центр, смог захватить Мари с его обширными владениями. Он господствовал не только над верхним Евфратом, но также покорил царство Шамши Адада I со столицей Ассур на реке Тигр. Мардук (Меродах), главный бог Вавилона, был признан во всей империи. Наиболее замечательным достижением Хаммурапи был его свод законов, обнаруженный в 1901 году в Сузах, куда его занесли эламиты (в Библии пишется еламиты), когда царство Хаммурапи пало. Поскольку в эти законы входили все шумерские обычаи, весьма вероятно, что они представляют культуру, которая преобладала в Месопотамии в патриархальные времена. Множество найденных писем Хаммурапи свидетельствуют о том, что он был очень умелый правитель, излагавший свои указы ясно вплоть до деталей. При Хаммурапи первая вавилонская династия (около 1800-1500 гг. до Р. X.) достигла своего расцвета. Его преемники постепенно уступали под напором касси-тов, которые в итоге покорили Вавилон в 1500 году до Р. X.

Египет

Когда Авраам пришел в Египет, эта страна уже могла похвалиться культурой более чем тысячелетней давности. Начало истории в Египте обычно восходит ко времени правления царя Мины (или Менеса, около 3000 г. до Р. X.), объединившего два царства: одно в дельте (Нижний Египет), а другое — в долине Нила (Верхний Египет) (1 Древнееврейское название Египта — Мицраим — имеет окончание двойственного числа («-им»), что подразумевает два царства или одно царство, состоящее из двух.). Правители первых двух династий имели свою столицу в Верхнем Египте вблизи Фив(2 Мането, жрец в Египте при Птоломее Филадельфе, около 285— 246 гг. до Р. X., изучил и проанализировал египетскую историю. Его деление египетской истории на тридцать династий сохранилось в писаниях Иосифа Флавия (около 95 г. по Р. X.), у Секста Юлия Африкана (около 221 г. по Р. X.) и у Евсевия). Царские гробницы, раскопанные в Абидосе, содержали каменные вазы, ювелирные изделия, медные сосуды и другие предметы, погребенные с телами царей, — все это свидетельствует о высоком уровне цивилизации в тот ранний период. Это была первая эра международной торговли в исторические времена.

Классический век египетской цивилизации, известный как период Древнего царства (около 2700-2200 гг. до Р. X.) и состоявший из III—VI династий, был свидетелем множества значительных достижений. Громадные пирамиды, названные в последующих столетиях одним из семи чудес света, ярко свидетельствуют о развитой культуре этих ранних правителей. Ступенчатая пирамида фараона Джосера в Саккаре, самое раннее сооружение из камня, была царским мавзолеем, построенным Имхотепом, архитектором, получившим известность и как священник, автор притч и маг. Великая пирамида в Гизе с основанием площадью в 5 гектаров возвышалась на 146 метров. Гигантский сфинкс, представлявший фараона Хефрена (Хафре) из IV династии, был еще одним сооружением, которое никто никогда не повторил. Тексты, написанные во время V и VI династий на стенах комнат и залов в пирамидах (так называемые «тексты пирамид»), свидетельствуют, что египтяне поклонялись солнцу, верили в загробную жизнь. Притчи Птахотепа, главного визиря при фараоне V династии, заслуживают внимания своими практическими советами.

Последующие пять династий, которые правили Египтом (около 2200-2000 гг. до Р. X.), пришли к власти в период упадка. Централизованное правительство теряло силу. Столицу перенесли из Мемфиса в Граклеополь. Классическая литература этого периода описывает слабеющее правительство. Но к концу этого периода XI династия при правлении воинственных царей Интефа и Ментухотепа построила могучее государство в Фивах.

В эпоху Среднего царства (около 2000-1780 гг. до Р. X.) вновь появляется крепкое централизованное правительство. Хотя XII династия возникла в Фивах, она учредила свою столицу недалеко от Мемфиса. Богатство Египта умножилось благодаря оросительной системе, открывшей для земледелия плодородную Фаюмскую долину. Быстрыми темпами велось строительство в Карнаке возле Фив и в других местах страны. Помимо разработок по добыче меди на Синайском полуострове, правители построили также канал, который соединил Красное море с Нилом, что помогло вести успешную торговлю с Сомалийским побережьем Восточной Африки. На юге была присоединена Нубия вплоть до третьего порога Нила, и там была построена укрепленная торговая колония. Египетские предметы, найденные археологами в Сирии, Палестине и на Крите, свидетельствуют об оживленной торговле египтян в Восточном Средиземноморье.

В то время как Древнее царство отличалось оригинальностью и гениальностью своего изобразительного искусства, в период Среднего царства получила развитие классическая литература. Придворные школы во время благополучного правления Аменемхетов и Сезострисов (Сен-Усертов) XII династии учили чиновников читать и писать. Хотя родные массы жили в нищете, для рядового египтянина в этот феодальный период была открыта возможность поступить на государственную службу, если у него было образование, специальная подготовка или особые способности. Тексты с наставлениями, начертанные на гробах людей, не принадлежавших к царским фамилиям, показывают, что наибольшее число людей в этот период верили в загробную жизнь. «Рассказ Синухета» представляет собой яркий образец развлекательной литературы Древнего Египта. «Песнь арфиста», другой шедевр периода Среднего царства, призывает людей к наслаждению удовольствиями жизни.

За Средним царством последовали два столетия распада, упадка и нашествий, вследствие чего этот период совершенно скрыт от историков. Слабые XIII и XIV династии уступили гиксам (одному из аморитских семитских племен). Эти смелые захватчики, пришедшие, вероятно, из Малой Азии, одержали победу над египтянами с помощью невиданных еще в Египте коней и колесниц. У них также были более мощные луки сложной конструкции, каких не имело египетское войско. Гиксы устроили свою столицу в крепости Ава-рис (Хетварт) в восточной части Дельты. (Эта крепость также называлась Цоан и Танис. В XIII веке город был переименован в Пер-Раамсес, и именно оттуда начался исход израильского народа из Египта — Пс. 77:12-13.) Однако египтянам было позволено сохранить подобие власти в Фивах. Под владычеством гиксов жили более шестидесяти пяти фараонов XV, XVI и XVII династий; они почти не оставили следа в истории. Однако вскоре после 1600 года до Р. X. фиванские правители настолько укрепили свое могущество, что смогли сбросить эту чужеземную власть и учредить XVIII династию, образовав Новое царство.

Ханаан

 Задолго до 1500 года до Р. X. на приморской равнине поселилось племя кафторим, беглецов с Крита (пеласги(2 Эти филистимляне также входили в число несемитских народов); см. также Ам. 9:7). Не последними в этом нашествии были хетты (библейские хеттеяне), которые проникли в Ханаан с севера. Они показались Аврааму вполне благополучно прижившимися в Ханаане гражданами, когда он покупал у них пещеру Махпелу (Быт. 23). Жили там также и рефаимы, народ, который был недавно отождествлен по угаритской литературе. Мало что известно о других жителях, о которых говорится в книге Бытие. Понятие «ханаанеянин», скорее всего, включает смесь разных народов, населявших эту страну в патриархальные времена.

География

Простираясь в длину на 241 км от Вирсавии на север до Дана, Палестина занимает площадь в 15 540 кв. км между Средиземным морем и рекой Иордан. Средняя ширина равняется 65 км с максимумом в 85 км от Газы до Мертвого моря и с минимумом в 45 км у Галилейского озера. С добавочными 10 360 кв. км на восток от Иордана — площадью, которая часто называется Трансиорданией (Заиорданьем, «Заиордан-ской страной», Ис. 9:1), — площадь Палестины составляет около 26 000 кв. км; это немного больше, чем половина Московской области, и чуть меньше, чем Крым.

Палестина занимала стратегически важную, а в географическом отношении — центральную территорию между крупнейшими очагами цивилизации и великими народами ветхозаветных времен. В ее историческом развитии сыграл также значительную роль ее разнообразный ландшафт. Из-за своего расположения Палестина подвергалась нашествиям, а из-за своего нейтралитета часто уступала более сильным. Местные события нередко зависели от топографических факторов.

Географически Палестина может быть разделена на четыре основных района: Приморская равнина, Нагорная страна, Иорданская долина и Восточное плоскогорье.

Приморская равнина занимает побережье Средиземного моря. Побережье непригодно для гаваней, вследствие чего торговля в целом происходила севернее, в Тире и Сидоне. Даже Газа, которая была одним из крупнейших торговых центров древней Палестины и расположена всего в 5 км от Средиземного моря, не имела постоянного порта. Эта богатая земля вдоль морского побережья может быть легко разделена на три района: равнина Акко, или Акре, простирающаяся от подножия горы Кармил на 32 км и шириной от 3 до 16 км. На юг от горы Кармил — долина Сарона около 80 км длиной и максимум 19 км шириной. Филистимская долина начинается в 8 км севернее Иоппии и простирается на 112 км на юг, расширяясь к Вирсавии на 40 км.

Нагорная страна, расположенная между долиной Иордана и Приморской равниной, является самой важной частью Палестины. Три главных района — Галилея, Самария и Иудея — расположены на холмах высотой от 600 до 1200 м над уровнем моря. Галилея простирается на юг от реки Леон-тес и на восток от Финикии и равнины Акко. Она обладает плодородной почвой для выращивания винограда, маслин, орехов и других культур и пастбищами для скота. Наиболее плодородной и живописной долиной для земледелия в Палестине является долина, которая разделяет Галилею и Самарию. Этот район, известный под названием Изреельской или Ездраелонской долины, жизненно важен в стратегическом отношении в наши дни, как и в библейские времена. На юго-восток от горы Кармил эта плодородная равнина тянется приблизительно на 64 км к холму Мориа, у которого разделяется на две долины и продолжает простираться до реки Иордан. В ветхозаветные времена евреи проводили различие между восточной и западной частями одной и той же долины, называя их соответственно Изреельской и Ездралеон-ской. Город Изреель, приблизительно в 25 км от Иордана, стоял у входа в эту знаменитую долину. Западная территория была известна также под названием равнины Мегиддо, по имени знаменитого горного перевала, который имел стратегическое значение при попытках вторжений на эту территорию. С холма Мориа в долине Изреель эту плодородную долину можно видеть вместе с горой Кармил на западе, горой Фавор на севере и горой Гильбоа на юге. Географический центр Палестины, гористая Самария, круто возвышается горой Гильбоа и простирается на юг до Вефиля. Чередование гор и долин делало эту плодородную возвышенность раем для скотоводов и земледельцев. Сихем, Дофан, Вефиль и другие города этого района часто посещались патриархами. Холмы Иудеи тянулись на юг от Вефиля примерно на 96 км до Вирсавии, поднимаясь до 800 м в Иерусалиме и до 950 м возле Хеврона. В окрестностях Вирсавии Иудейские холмы переходят в обширные пространства великой пустыни, которую часто называют Негев или Южная земля, упирающуюся в Кадес-Варни на самом юге. На восток от Иудейских холмов простирается пустыня, носящая соответственное название Иудейской пустыни. На запад от Иудейского водораздела лежит низменность Шефела. В этом месте, стратегически важном для обороны и экономически ценном для земледелия, были расположены такие укрепленные города, как Ла-хис, Давир и Ливна.

Иорданская долина — одно из самых замечательных мест в мире. За ней, в 64 км на север от Галилейского озера, возвышается гора Ермон высотой в 2800 м над уровнем моря. На юге Иорданская долина достигает своей самой низменной точки у Мертвого моря, приблизительно 400 м ниже уровня моря. Четыре потока воды — один с западной равнины и три с горы Ермон — стекаются воедино в 16 км севернее озера Хуле («воды Меромские» — Иис.Н. 11:5,7) и образуют реку Иордан. Из озера Хуле(1 Озеро Хуле было недавно осушено; теперь эта территория используется для земледелия), длиной около 6 км и приподнятого на 2 м выше уровня моря, река Иордан на протяжении 32 км опускается на 228 м ниже уровня моря, впадая в Галилейское озеро. Этот водоем, длиной приблизительно в 24 км, был известен в ветхозаветные времена как море Киннерет [так его называют и в современном Израиле. — Прим. перев.]. На протяжении 96 км Иордан, при средней ширине от 30 до 35 м, течет зигзагообразно на юг к Мертвому морю, а на протяжении остальных 320 км опускается еще на 200 м ниже. Долина, которая фактически является просто естественной впадиной между двумя хребтами гор, известна иногда под названием Шадор (черная). Шириной в 6 км у Галилейского озера, она доходит до 11 км у Веф-Сана, затем сужается до 3 км и снова расширяется до 22 км у Иерихона, в 8 км от Мертвого моря. В библейские времена это озеро называлось Соленым морем, потому что его вода содержит 25% соли. Скорее всего, долина Сиддим на южной оконечности моря, тянущегося на 74 км, была местом расположения Содома и Гоморры в дни Авраама. На юг от Мертвого моря простирается бесплодная пустыня под названием Араба. На протяжении 104 км до Петры она поднимается до 650 м и через 80 км снова опускается до уровня моря у Акабского залива.

Восточное плоскогорье можно разделить на четыре основных района: Васан, Галаад, Аммон и Моав. Васан с его плодородной почвой простирается на юг от горы Ермон к реке Ярмук на 72 км на высоте 650 м над уровнем моря. Внизу лежит хорошо известная местность Галаад и река Иавок (поток Иавок). На северо-восток от Мертвого моря до истоков Иавока простирается земля Аммон. Прямо на восток от Мертвого моря и на юг от реки Арнон лежит Моав, территория которого в разные времена простиралась дальше на север.

Библейское повествование (Бытие 12—50)

По общему согласию богословов, местом жительства патриархов был Плодородный Полумесяц в первой половине второго тысячелетия до Р. X. Предположение о том, что библейское повествование состоит только из вымышленных легенд, сменилось общим уважением к исторической ценности Быт. 12—50(1 По теории Графа-Вельхаузена, Авраам, Исаак и Иаков не существовали в действительности как исторические личности, а были мифическими персонажами, вымышленными литературными героями между 950 и 400 г. до Р. X. Моисей, по этой теории, мог быть исторической личностью, с которой началась история Израиля. Элмер Молд представляет историю патриархов,в виде рассказов о племенах, в которых «очень мало истории» в современном понимании этого термина. Согласно Мол-ду, только племена Рахили переселились в Египет и позже вошли в Палестину, чтобы объединиться с племенами, которые никогда не переселялись в Египет. У.Ф. Олбрайт склоняется к идее, что начало Израиля пошло от патриархов.). Эту коренную перемену вызвало, главным образом, открытие и публикация клинописных табличек из Нузу и других археологических находок, обнаруженных в 1925 году и позднее. Хотя нет никаких конкретных данных для опознания определенных имен или событий, упомянутых в книге Бытие, но вполне очевидно, что у них общий культурный фон. Единственное подтверждение существования Авраама исходит из древнееврейского повествования, но многие богословы, изучающие Ветхий Завет, отводят ему место в начале еврейской истории(2 У. Ф. Олбрайт пишет: «Но в целом картина книги Бытие исторична, и нет причины сомневаться в общей точности биографических деталей и портретных зарисовок, делающих патриархов историческими личностями»).

Хронология патриархов все еще остается спорным вопросом. Предполагается, что Авраам жил в какой-то период между XXI и XV веками до Р. X. Учитывая неточную хронологию этой эпохи, было бы неплохо обратить внимание на несколько подходов к датированию жизни патриархов.

На основании известных хронологических данных в самом Писании, Авраам вошел в Ханаан, по всем расчетам, в 2091 году до Р. X. Значит, патриархи были там в течение 215 лет, затем 430 лет ушло на рабство в Египте, а самой ранней датой исхода является 1447 год до Р. X. Однако, чтобы согласовать библейскую хронологию со светской, пришлось бы пойти на переоценку некоторых библейских данных. Например, появилась теория, отождествляющая библейских царей из Быт. 14:9 с личностями, известными в истории: Амрафе-ла — с Хаммурапи, Ариоха — с Римсином (современником Хаммурапи), Фидала — с хеттским царем Тудхалиасом I. Эта теория базируется на так называемой «новой хронологии», по которой Хаммурапи правил около 1700 года до Р. X., а не около 2100 года. Однако в настоящее время эта теория уже не считается бесспорной и вызывает возражения.

В недавних публикациях появились соотнесения времени Авраама с возрастом Амарны (Тель-эль-Амарны, бывшего Ахетатона, столицы фараона Аменхотепа IV — Эхнатона, построенной во второй четверти XIV века до Р. X.). Эта точка зрения проводит ряд потрясающих параллелей между библейским повествованием и клинописными документами из Нузи и Рас-Шамры, относящимися к XV и XVI столетиям до Р. X. Например, она предполагает, что в родословии в Исх. 6:16-20 нет никаких пробелов и, значит, Моисей на самом деле был правнуком Левия. При таком взгляде конец египетского рабства может быть датирован приблизительно третьей четвертью тринадцатого столетия до Р. X.

Наиболее достоверной датой переселения Авраама в Ханаан представляется начало XIX века до Р. X. По новейшей тщательно выверенной хронологии эта дата позволяет соотнести библейские и светские исторические данные. Эта точка зрения, например, совмещает по времени переселение Иосифа и Иакова в Египет с периодом правления там гиксов. Кроме того, времена Авраама, Исаака и Иакова теснее сближаются с эпохой правления Хаммурапи и господства культуры, отраженной в клинописных документах из Нузи и Мари. Документы из Мари описывают политическую ситуацию в Месопотамии в 1750-1700 годах до Р. X. А таблички из Нузи освещают общественные и гражданские порядки во времена хуритов. Так как они относятся приблизительно к 1500 году до Р. X., можно предположить, что какая-то часть этих обычаев существовала в культуре Северной Месопотамии примерно уже с 2000 года до Р. X. Наличие в Ханаане поселения хеттов («сынов Хета» — Быт. 23) во время Авраама также относит эту дату к 1900 году до Р. X. Хотя эта дата отвечает не на все вопросы, очень многое говорит в ее пользу.

Больше света на культурный, исторический и хронологический фон патриархальных времен проливают раскопки, произведенные в Тель-Мардихе, который был отождествлен с Евлой. Расположенный приблизительно в 70 км на юг от Алеппо (Халев), Тель-Мардих является одной из самых крупных раскопок на Ближнем Востоке, площадью 56 га(1 Раскопки Итальянской археологической миссии при Римском университете под руководством директора Паоло Маттье и главного специалиста по эпиграфам д-ра Джованни Петтинато).

Проведенные между 1964 и 1973 годом раскопки принесли обширные сведения о городе аморитской династии, существовавшем в середине бронзового века I и II периодов, около 2000-1600 годов до Р. X. Клинописная аккадская надпись на туловище мужской фигуры, высеченной из базальта, указывает, что статуя была посвящена богине Астарте (Иш-тар) царем Иббид-Лимом, владыкой города Евлы, и подтверждает идентичность Тель-Мардиха с Евлой. Название «Евла» было ранее известно ученым по ссылкам в древнеак-кадских текстах, а сам город был расположен якобы на реке Евфрат к северу от Кархемиса.

После 1974 года археологи раскопали царский дворец, в котором было от 15 000 до 20 000 табличек на шумерском и местном (евлийском) языках, включая и самый ранний лексикон. Разнообразие административных записей, религиозной литературы, деловых и торговых сделок и личных имен и названий расширит знания об этом древнем городе и его разнообразных связях.

Евла была, очевидно, весьма важным центром в Северной Сирии, которой правили в раннем бронзовом веке (2400-2200 гг. до Р. X.) 4 или 5 царей из одной династии. Благодаря культуре и развитому языку это царство распространяло свое влияние по Плодородному Полумесяцу от возвышенностей Месопотамии до Синая на юге до тех пор, пока Евла не была разрушена Нарам-Сином Аккадским(1 Толкование К. А. Китчена материалов об Евле, представленных в виде докладов профессорами Маттье и Петтинато, вы найдете в докладе «Евла — царица древней Сирии» из книги «Библия и ее мир» (Доунерс Гров: Интерварсити Пресс, 1977), стр. 37-55.).

По мере того как поступает больше информации из этого громадного источника древней Евлы, возможно, скоро можно будет связать рассказ книги Бытие с культурой, которая предшествовала патриархальным временам(2 Дальнейшее изучение может дать интересные сравнения древних культур, а также сведения о городе Содоме, о котором до сих пор было известно только по библейскому тексту, и о других городах, упомянутых в рукописях Евлы. Особенно интересным будет вопрос о связи слов «Евер» (Быт. 10:24) и «Еврум», которые являются, возможно, определениями величайшего царя).

По главным персонажам рассказ о периоде патриархов можно разделить следующим образом: Авраам — Быт. 12:1— 25:18; Исаак и Иаков - Быт. 25:19-36:43; Иосиф -Быт. 37:1-50:26. Авраам (Быт. 12:1—25:18)

I. Семья Исаака                                              25:19-34

Ревекка — мать близнецов                              25:19-26

Исав и Иаков обмениваются первородством  25:27-34

VI. Потомки Исаака                                    35:22-36:43

Сыны Иакова                                                  35:22-26

Погребение Исаака                                         35:27-29

Исав и его племя в Едоме                                 36:1-43

 

В книге Бытие личность Исаака в какой-то мере заслонена насыщенной событиями жизнью его отца и сына. Сразу же после упоминания о смерти Авраама перед читателем предстает личность Иакова, который появляется вдруг как связующее звено в патриархальной родословной. Возможно, многие события в жизни Исаака аналогичны событиям в жизни Авраама, так что ему во всем повествовании посвящено сравнительно мало места.

Хотя Исаак получил наследство от своего отца и продолжал тот же образ жизни, интересно заметить, что вблизи Герара он занимался земледелием (26:12). Авраам иногда останавливался в Гераре на филистимской территории, но проводил большую часть своего времени в окрестностях Хеврона. Когда Исаак начал обрабатывать землю, он вырастил стократный урожай. Этот необычный успех в земледелии возбудил зависть филистимлян в Гераре, так что Исааку пришлось переселиться в Вирсавию, только чтобы сохранить с ними мирные отношения.

Присутствие в Ханаане филистимлян в патриархальные времена считалось анахронизмом. Поселения кафторимов (еврейское «кафторим» означает «критяне»), появившиеся в Ханаане около 1200 года до Р. X., были образованы в результате позднего переселения «людей моря» — ахейцев, гонимых дорийцами. Но еще до этого (в 2200-2000 гг. до Р. X. и позднее) из эгейского мира в Ханаан периодически переселялись критяне-пеласги. Таким образом, небольшое количество филистимлян обосновалось там задолго до 1500 года до Р. X. Со временем они слились с другими жителями Ханаана, но название «Палестина» (Филистимия) продолжает свидетельствовать об их давнем присутствии в Ханаане. Если название хранит память о древних переселенцах-пеласгах, то поздние филистимляне-ахейцы принесли в Ханаан наследие крито-микенской культуры. Кафторские гончарные изделия, распространенные по всей Южной и Центральной Палестине, а также сохранившиеся литературные фрагменты свидетельствуют о превосходстве филистимлян в области искусств и ремесел. В дни Саула у них была монополия на все изделия из железа в Палестине (промышленная добыча железа еще не была широко известна в древнем мире и хранилась филистимлянами в тайне, особенно производство железного оружия).

Хотя поведение Иакова было противоречивым, он все же стал наследником завета. В соответствии с обычаями Ну-зи, он договорился с Исавом, обеспечив себе первородство. Его коммерческая ловкость в приобретении первородства за миску чечевичной похлебки сразу бросается в глаза. То, что Исав не отдал себе отчета в подлинной ценности сделки, могло быть результатом временной усталости и изнеможения после неудачной охоты. В придачу к этому, с помощью ухищрений и обмана, по наущению своей матери Ревекки Иаков получил еще и предсмертное благословение отца. Значительность этого лучше понимается в свете тогдашних законов, признававших такое устное благословение юридически действительным.

Примечательно, что библейский рассказ ставит главенство выше материального благосостояния.

Боясь, что Иаков может жениться на хеттеянке, а также и в страхе перед возможной местью Исава Ревекка планирует отправку своего любимого сына в Падан-Арам. На пути Иаков ответил на сон в Вефиле условным обетованием служить Богу и таким же условным обязательством давать десятину со своего дохода. Будучи радушно принят на родине своих предков, Иаков заключил договор с Лаваном, братом Ревекки. По обычаям Нузи это мог быть более чем простой договор о браке. Как видно, у Лавана тогда не было сына, так что Иаков занял положение законного наследника. Типичными для того времени были подарки Лавана в виде служанки каждой из своих дочерей — Рахили и Лии. Позже жена Лавана родила ему сыновей, поэтому Иаков перестал быть наследником в этой семье. Такой поворот событий пришелся Иакову не по сердцу. Он хотел уйти, но новый договор, по которому он мог обогатиться от стад Лавана, удержал его. Невзирая на недобросовестность Лавана в исполнении условий договора (Быт. 29—31:7), с течением времени Иаков настолько разбогател, что отношения между тестем и зятем стали весьма натянутыми.

Получив благословение от Бога возвратиться в землю своих отцов, Иаков собрал все свое имущество и в удобный момент, когда Лаван был занят стрижкой овец, пустился в путь. Три дня спустя Лаван узнал, в какую сторону двинулся Иаков, и бросился за ним в погоню. Через семь дней он догнал его в гористой местности Галаада. Лавана сильно беспокоило исчезновение его домашних идолов. Терафимы, которые Рахили удалось припрятать, пока Лаван обыскивал добро Иакова, могли иметь более юридическое, чем религиозное значение для Лавана (1 Лаван делал различие между богами Нахора и Богом Авраама (Быт. 31:29-30). В то время как Иаков поклонялся Единому Богу, у Лавана было много богов). Согласно законам Нузи, зять, во владении которого находились домашние идолы, мог притязать на семейное имущество в суде. Значит, Рахиль пыталась таким образом добиться некоторого преимущества для своего мужа, когда тайно увезла с собой идолов. Но Лаван исключил такое преимущество в своем договоре с Иаковом до того, как они разошлись у Мицпы (31:49-55).

Продолжая двигаться к Ханаану, Иаков со страхом ожидал встречи с Исавом. Страх одолел его, хотя все переживания прошлого должны были достаточно закалить его и послужить на пользу. Когда деваться было просто некуда, а о возвращении не могло быть и речи, Иаков оказался в критической ситуации (32:1-32). Готовясь к встрече с Исавом, он разделил все свое имущество у потока Иавок и обратился к Богу в молитве. Он смиренно признал, что недостоин всех тех благословений, которыми Бог осчастливил его, и перед лицом опасности попросил об избавлении. Ночью, будучи совсем один, он боролся с неким человеком. При этом странном происшествии, которое он расценил как неожиданную Божественную встречу, он получил новое имя Израиль. После этого Иаков не был более обманщиком; он сам стал жертвой обмана и скорби со стороны своих собственных сыновей.

При встрече с Исавом Иаков поклонился перед ним семь раз (еще один древний обычай, упоминаемый в документах Тель-эль-Амарны и Угарита) и получил прощение от брата. Вежливо отклонив щедрую помощь, предложенную Исавом, Иаков медленно двинулся дальше к Сокхофу, между тем как Исав возвратился в Сеир.

На пути в Хеврон Иаков раскидывал свои шатры в Си-хеме, Вефиле и Вифлееме. Хотя он приобрел землю в Сихе-ме, скандал и вероломство, учиненные Левием и Симеоном, сделали невозможным его пребывание в этом краю (34:1-31). Этот случай, как и бесчестный поступок Рувима (35:22), наложили свой отпечаток на окончательное благословение Иаковом св



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.049 с.)