Информационные технологии, глобальная информационная инфраструктура, переход к открытым технологиям и системам. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационные технологии, глобальная информационная инфраструктура, переход к открытым технологиям и системам.



Понятие открытых систем

Вопрос о принципах разработки, реализации и сопровождения открытых систем одновременно и прост и сложен. Прост он оттого, что уже никто не подвергает сомнению тезис о необходимости применять этот принцип при создании программных и информационных систем. Сложен - потому что сложна сама структура методологического базиса открытых систем, и существует обширное число разноплановых стандартов и спецификаций, из которых нужно строить гармонизированные профили на разработку распределённых программных комплексов и систем.

Повсеместное и быстрое внедрение информационных технологий и систем, вычислительной и телекоммуникационной техники в сферы управления экономикой, бизнесом, в научные исследования, в производство, а также обилие компаний-производителей компьютеров и разработчиков программного обеспечения в последней четверти прошлого века нередко приводило к ситуации, когда:

· программное обеспечение, без проблем работающее на одном компьютере, не функционирует на другом;

· системные блоки одного вычислительного устройства не стыкуются с аппаратной частью аналогичного;

· компьютер "не видит" подключаемые внешние устройства, хотя имеются и загружены все необходимые драйверы;

· информационная система компании не работает с данными заказчика или клиента, подготовленными ими на собственном оборудовании;

· при загрузке информационной страницы с помощью "чужого" браузера на экране возникает бессмысленный набор символов;

· информация, файлы, жесткие диски, упакованные или зашифрованные на одном компьютере "не хотят" раскрываться на другом.

Эта общая проблема, реально затронувшая многие сферы бизнеса, получила название проблемы совместимости вычислительных, информационных и телекоммуникационных устройств.

Развитие систем и средств вычислительной техники, телекоммуникационных систем и быстрое расширение сфер их применения привели к необходимости объединения конкретных вычислительных устройств и реализованных на их основе информационных систем в единые информационно-вычислительные системы и среды - для формирования единого информационного пространства (Unified Information Area UIA). Формирование этого пространства стало насущной необходимостью при решении многих важнейших экономических и социальных задач при становлении и развитии информационного общества.

Такое пространство можно определить, как "совокупность баз данных, хранилищ знаний, систем управления ими, информационно-коммуникационных систем и сетей, методологий и технологий их разработки, ведения и использования на основе единых принципов и общих правил, обеспечивающих информационное взаимодействие для удовлетворения потребностей пользователей".

В качестве основных составляющих единого информационного пространства можно указать следующие:

· информационные ресурсы, содержащие данные, сведения, информацию и знания, собранные, структурированные по некоторым правилам, подготовленные для доставки заинтересованному пользователю, защищенные и архивированные на соответствующих носителях;

· организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, и управление информационными процессами - поиском, сбором, обработкой, хранением, защитой и передачей информации конечным пользователям;

· средства обеспечения информационного взаимодействия, в том числе программно-аппаратные средства, телекоммуникации и пользовательские интерфейсы;

· правовые, организационные и нормативные документы, обеспечивающие доступ к информационным ресурсам и их использование на основе соответствующих информационно-коммуникационных технологий.

При формировании единого информационного пространства менеджеры, архитекторы и разработчики программно-аппаратных средств столкнулись с рядом организационных, технических и технологических проблем. Например, разнородность технических средств вычислительной техники, архитектуры физических устройств, систем команд, разрядности процессоров и шины данных потребовала создания стандартных физических и программных интерфейсов, реализующих взаимную совместимость компьютерных устройств. Однако при дальнейшем увеличении числа типов интегрируемых устройств - а число таких модулей в современных распределенных вычислительных и информационных системах исчисляется сотнями - сложность организации физического взаимодействия между ними существенно возрастала, что приводило к проблемам в управлении такими системами.

Разнородность программируемых сред, реализуемых в конкретных вычислительных устройствах и системах, с точки зрения многообразия операционных систем, различия в разрядности и прочих особенностей привели к созданию широкого класса как программных, так и пользовательских интерфейсов. Разнородность физических и программных интерфейсов в системе " пользователь компьютерное устройство - программное обеспечение " требовала постоянного согласования ("стыковки") программно-аппаратного обеспечения при его разработке и частого переобучения кадров.

История концепции открытых систем начинается в конце 60-х - начале 70-х годов с того момента, когда возникла насущная проблема переносимости (мобильности) программ и данных между компьютерами с различной архитектурой [1].

Одним из первых шагов в этом направлении, оказавшим влияние на развитие вычислительной техники, явилось создание компьютеров серии IBM -360, обладающих единым набором команд и способных работать с одной и той же операционной системой. Корпорация IBM (США) предоставляла со скидкой лицензии на свою операционную систему (Operation System - OS) пользователям, которые предпочли купить компьютеры той же архитектуры у других производителей.

Частичное решение проблемы мобильности для программ обеспечили ранние стандарты языков высокого уровня, например, ФОРТРАН и КОБОЛ. Языки позволяли создавать переносимые программы, хотя часто ограничивали функциональные возможности. Позднее эти возможности были существенно увеличены при появлении новых стандартов (расширений) на эти языки. Мобильность обеспечивалась также за счет того, что эти стандарты были приняты многими разработчиками различных программных платформ.

Когда языки программирования приобрели статус стандарта де-факто, их разработкой и сопровождением начали заниматься национальные и международные организации по стандартизации. В результате такие языки развивались уже независимо от своих создателей. Достижение мобильности и переносимости уже на этом уровне было первым примером истинных возможностей создаваемых систем, которые содержали в себе основные признаки того, что впоследствии было названо открытостью системы.

Следующий этап в развитии концепции открытости - вторая половина 70-х годов. Он связан с областью интерактивной обработки данных и увеличением объема информационных и программных продуктов, для которых требуется переносимость (пакеты для инженерной графики, системы автоматизации проектирования, базы данных и управление распределенными базами данных). Компания DIGITAL начала выпуск мини-ЭВМ VAX, работающих под управлением операционной системы VMS. Машины этой серии имели уже 32-разрядную архитектуру, что обеспечило значительную эффективность программного кода и сократило издержки на работу с виртуальной памятью. Программисты получили возможность напрямую использовать адресное пространство объемом до 4 Гбайт, что практически снимало все ограничения на размеры решаемых в то время задач. ЭВМ VAX этого типа надолго стали стандартной платформой для систем проектирования, сбора и обработки данных, управления экспериментом и т.п. Именно они стимулировали создание мощных систем автоматизированного проектирования (САПР), систем управления базами данных (СУБД), машинной графики, которые широко используются до настоящего времени.

Конец 70-х годов характеризуется быстрым развитием сетевых технологий. Компания DIGITAL интенсивно внедряла свою архитектуру DECnet. Сети, использующие протоколы Интернет (TCP/IP), первоначально реализованные Агентством по перспективным исследованиям Министерства обороны США (DARPA), стали широко применяться для объединения различных систем. Фирма IBM разработала и применяла собственную сетевую архитектуру (System Network Architecture - SNA), которая впоследствии стала основой для предложенной Международной организацией по стандартизации (International Organization for Standardization - ISO) архитектуры взаимосвязи открытых систем (Open Systems Interconnection - OSI).

В 80-х годах распределённая (сетевая) обработка стала реальностью и насущной необходимостью для решения большого числа технических, технологических, научных экономических задач, пользователи начали обращать внимание на совместимость и возможность интеграции вычислительных средств как на необходимые атрибуты открытости систем. ISO развернула интенсивные работы по созданию стандартов взаимосвязи в сетях открытых систем. Тогда же впервые было введено определение открытая информационная система. Решение проблем совместимости и мобильности привело к разработке большого числа международных стандартов и соглашений в сфере применения информационных технологий и разработки информационных систем. Основополагающим, базовым понятием при использовании стандартов стало понятие открытая система.

Существует достаточно большое число определений открытая система, сформулированных в различных организациях постандартизации и в отдельных крупных компаниях. Перечислим некоторые из них.

· Ассоциация французских пользователей UNIX и открытых систем (AFUU): "Открытая система - это система, состоящая из элементов, которые взаимодействуют друг с другом через стандартные интерфейсы".

· Корпорация Hewlett-Packard: "Открытая система - это совокупность разнородных компьютеров, объединенных сетью, которые могут работать как единое интегрированное целое независимо от того, как в них представлена информация, где они расположены, кем они изготовлены, под управлением какой операционной системы они работают".

· Национальный институт стандартов и технологий США (National Institute of Standards and Technologies - NIST): "Открытая система - это система, которая способна взаимодействовать с другой системой посредством реализации международных стандартных протоколов. Открытыми системами являются как конечные, так и промежуточные системы. Однако открытая система не обязательно может быть доступна другим открытым системам. Эта изоляция может быть обеспечена или путем физического отделения, или путем использования технических возможностей, основанных на защите информации в компьютерах и средствах коммуникаций".

Другие определения в той или иной мере повторяют основное содержание приведенных определений. Анализируя их, можно выделить некоторые базовые черты, присущие открытым системам:

· технические средства, на базе которых реализована информационная система, объединяются сетью или сетями различного уровня - от локальной до глобальной;

· реализация открытости осуществляется на основе профилей (Profiles) функциональных стандартов в области информационных технологий;

· информационные системы, обладающие свойством открытости, могут выполняться на любых программных и технических средствах, которые входят в единую среду открытых систем;

· открытые системы предполагают использование унифицированных интерфейсов в процессах взаимодействия в системах "компьютер - компьютер", "компьютер - сеть" и "человек - компьютер".

Применение положений открытости предполагает некоторую избыточность средств при разработке программно-аппаратных комплексов.

Открытую систему на современном этапе развития информационных технологий определяют как "программную или информационную систему, построенную на базе исчерпывающего и согласованного набора международных стандартов на информационные технологии и профилях функциональных стандартов, которые реализуют открытые спецификации на интерфейсы, службы и поддерживающие их форматы, чтобы обеспечить взаимодействие (интероперабельность) и мобильность программных приложений, данных и персонала" (Комитет IEEE POSIX 1003.0 Института инженеров по электротехнике и электронике - IEEE).

Это определение унифицирует содержание среды (Environment), которую предоставляет открытая система для широкого использования. Базовым в этом определении является термин открытая спецификация, имеющий следующее толкование: "это общедоступная спецификация, которая поддерживается открытым, гласным, согласительным процессом, направленным на постоянную адаптацию новой технологии, и которая соответствует стандартам". Таким образом, под открытыми системамиследует понимать системы, обладающие стандартизованными интерфейсами - решение проблемы открытости основывается на стандартизации интерфейсов систем и протоколов взаимодействия между их компонентами.

В качестве примеров использования технологии открытых систем можно привести технологии Intel Plug & Play и USB, а также операционные системы UNIX и (частично) ее основного конкурента - Windows NT. Одна из причин рассматривать систему UNIX в качестве базовой операционной системы (ОС) для использования в открытых системах состоит в том, что она практически целиком написана на языке высокого уровня, имеет модульное строение и относительно гибкая.

Композиционно OC UNIX составлена из небольшого числа основных компонентов - ядра, инструментальных утилит и оболочки. Ядро состоит из относительно маленького набора программ, предоставляющих системные ресурсы и непосредственно взаимодействующих с аппаратурой. Хотя OC UNIX в целом является аппаратно-независимой, программы, которые реализуют некоторые службы, и часть кода, тем не менее, зависят от аппаратуры. Точно также прикладные системы, использующие особенности конкретной версии UNIX, также как в MS-DOS, реализационно-зависимы. В настоящее время многие новые продукты сразу разрабатываются в соответствии с требованиями открытых систем - примером тому может служить широко используемый в настоящее время язык программирования Java компании Sun Microsystems.

Для того чтобы программную или информационную систему можно было отнести к открытой системе, она должна обладать совокупностью определенных свойств, перечисленных ниже:

· взаимодействие/интероперабельность - способность к взаимодействию с другими прикладными системами на локальных и (или) удаленных платформах (технические средства, на которых реализована информационная система, объединяются сетью или сетями различного уровня);

· стандартизуемость - программные и информационные системы проектируются и разрабатываются на основе согласованных международных стандартов и предложений, реализация открытости осуществляется на базе функциональных стандартов (профилей) в области информационных технологий;

· расширяемость/масштабируемость - возможность перемещения прикладных программ и передачи данных в системах и средах, которые обладают различными характеристиками производительности и различными функциональными возможностями, возможность добавления новых функций ИС или изменения некоторых уже имеющихся при неизменных остальных функциональных частях ИС;

· мобильность/переносимость - обеспечение возможности переноса прикладных программ и данных при модернизации или замене аппаратных платформ ИС и возможности работы с ними специалистов, пользующихся ИТ, без их специальной переподготовки при изменениях ИС;

· дружественность к пользователю - развитые унифицированные интерфейсы в процессах взаимодействия в системе "пользователь - компьютерное устройство - программное обеспечение", позволяющие работать пользователю, не имеющему специальной системной подготовки. Пользователь работает с деловой проблемой, а не с проблемами компьютера и программного обеспечения.

Эти свойства современных открытых систем, взятые по отдельности, были характерны и для предыдущих поколений ИС и средств вычислительной техники. Новый взгляд на открытые системы: указанные свойства рассматриваются и реализуются в совокупности - как взаимосвязанные и реализующиеся в комплексе. Только в такой совокупности возможности открытых систем позволяют решать сложные проблемы проектирования, разработки, внедрения, эксплуатации и развития современных информационных систем.

По мере развития концепции открытых систем сформировались некоторые общие причины, с необходимостью мотивирующие переход интероперабельным (Interoperable) информационным системам и разработке соответствующих стандартов и технических средств [2]. Эти причины представлены ниже.

Функционирование систем в условиях информационной и реализационной неоднородности, распределенности и автономности информационных ресурсов системы. Информационная неоднородность ресурсов заключается в разнообразии их прикладных контекстов (понятий, словарей, семантических правил, отображаемых реальных объектов, видов данных, способов их сбора и обработки, интерфейсов пользователей и т.д.). Реализационная неоднородность проявляется в использовании разнообразных компьютерных платформ, средств управления базами данных, моделей данных и знаний, языков и средств программирования и тестирования, операционных систем и т.п.

Интеграция систем. Системы эволюционируют от простых, автономных подсистем к более сложным, интегрированным системам, основанным на требовании взаимодействия компонентов.
Реинжиниринг систем. Эволюция бизнес-процессов предприятия - непрерывный процесс, который является неотъемлемой составляющей деятельности организации. Создание информационной системы, ее развитие и реконструкция (реинжиниринг) в связи с перепроектированием процессов - непрерывный процесс уточнения требований, трансформации архитектуры и инфраструктуры системы. В связи с этим система изначально должна быть спроектирована так, чтобы ее ключевые составляющие могли быть реконструированы при сохранении целостности и работоспособности системы.
Трансформация унаследованных систем. Практически любая система после создания (приобретения) и внедрения быстро "консервирует" ИТ-ситуацию, противодействует изменениям и имеет тенденцию скорого превращения в бремя организации. Унаследованные системы (Legacy Systems), построенные на "уходящих" технологиях, архитектурах, платформах, а также программное и информационное обеспечение, при проектировании которых не были предусмотрены нужные меры для их постепенного перерастания в новые системы, требуют перестройки (Legacy Transformation) в соответствии с новыми требованиями бизнес-процессов и технологий. В процессе трансформации необходимо, чтобы новые модули системы и оставшиеся компоненты унаследованных систем сохраняли способность к взаимодействию.
Повторное использование неоднородных информационных ресурсов. Технология разработки информационных систем должна позволять крупномасштабно применять технологию повторного использования информационных ресурсов, которые могут быть "соединены" (т.е. образованы их интероперабельные сообщества) для производства серий стандартизованных продуктов в определенной прикладной области.
Продление жизненного цикла систем. В условиях исключительно быстрого технологического развития требуются специальные меры, обеспечивающие необходимую продолжительность жизненного цикла продукта, включающего в себя постоянное улучшение его потребительских свойств (сопровождение программной системы). При этом новые версии продукта обязательно должны поддерживать заявленные функциональности предыдущих версий.

Таким образом, основной принцип формирования открытых систем состоит в создании открытой среды (Open Environment), включающей в себя программные и аппаратурные средства, системы, службы и протоколы связи, интерфейсы, форматы данных. Такая среда в основе имеет развивающиеся доступные и общепризнанные международные стандарты и обеспечивает значительную степень взаимодействия (Interoperability), переносимости (Portability) и масштабирования (Scalability) приложений и данных.

Благодаря этим свойствам минимизируются затраты на достижение преемственности и повторного использования накопленного программно-информационного "имущества" при переходе на более совершенные компьютерные платформы, а также интеграция разнородных систем и ресурсов в комплексные распределенные системы. Переход к открытым технологиям создает наилучшие предпосылки для инвестиций в ИТ, так как благодаря свойствам открытости систем ИТ существенно повышается конечная эффективность их использования.

В развитии и применении открытых систем заинтересованы все участники процесса информатизации: пользователи, проектировщики систем и системные интеграторы, производители технических и программных средств вычислительной техники и телекоммуникации.

Профили открытых систем

При создании и развитии сложных, распределенных, тиражируемых программных и информационных систем требуется гибкое формирование и применение согласованных (гармонизированных) совокупностей базовых и рабочих стандартов, нормативных документов разного уровня, выделение в них требований и рекомендаций, необходимых для реализации заданных функций ИС. Для унификации и регламентирования такие совокупности базовых стандартов должны адаптироваться и конкретизироваться применительно к определенным классам проектов, процессов функций и компонентов разрабатываемых систем. В связи с этим выделилось и сформировалось понятие профиля программной или информационной системы как основного инструмента функциональной стандартизации.

Классификация профилей

Общая таксономия профилей (таксономия - теория и методология классификации и систематизации сложно организованных областей, имеющих обычно иерархическое строение) может допускать несколько типов классификаций, выбор такого типа напрямую зависит от предметной области ИТ/ИС, целей и задач разработки профиля, области применимости и т.д.

Профиль определяет комбинацию базовых стандартов, которые в совокупности выполняют четко определенную функцию ИТ (решение конкретной прикладной задачи при работе через конкретную сеть или комбинацию сетей). В связи с этим профили классифицируются по группам и типам решаемых задач (см. например, ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 10000-1-93), на рис. 3.1 показана одна из возможных классификаций.


Рис. 3.1. Общая схема классификации профилей

В ISO/IEC TR 10000-1 определены следующие классы профилей (рис. 3.2):

F - профили формата обмениваемых данных и представления данных;
Т - транспортные профили для режима с установлением соединения;
U - транспортные профили для режима без установления соединения;
R - ретрансляционные профили;
А - прикладные профили, использующие профили Т;
В - прикладные профили, использующие профили U.


Рис. 3.2. Распределение профилей по классам

Профили F определяют характеристики и представление различных видов информации, которой обмениваются профили А и В. Транспортные профили классов Т и U определяют, каким образом обеспечиваются два режима услуг транспортного уровня модели ВОС (OSI): с установлением соединения (Connection Transport Service - COTS) и без установления соединения Connectionless Transport Service - CLTS) с использованием двух аналогичных режимов услуг сетевого уровня (CONS и CLNS) и конкретных сетевых технологий.

Прикладные профили классов А и В определяют обеспечение протоколов обмена данными для конкретных типов применения с использованием двух указанных режимов услуг транспортного уровня. Профили R определяют ретрансляционные функции, необходимые для обеспечения взаимодействия между системами, использующими различные профили Т или профили U. Ретрансляция между профилями Т и U не предусматривается.

Основными являются две группы профилей: группы A (прикладные), определяющие набор базовых стандартов трех верхних уровней эталонной модели ВОС (OSI), и группы T (транспортные), определяющие набор базовых стандартов четырех нижних уровней эталонной модели ВОС [9].

Существующие базовые профили имеют достаточно жесткую смысловую и иерархическую структуру. По широте охвата области стандартизации, степени признания и области функционального применения профили можно разделить на: стратегические (ISP, GOSIP), OSE-профили прикладных технологий, полные OSE-профили (профили платформ, систем), OSE-профили (спецификации поведения открытых систем), локальные (OSI-профили).

На верхнем уровне находятся международные стандартизованные профили (International Standardized Profiles - ISP), признанные соответствующим комитетом ISO. В области международной стандартизации ИТ-профили ISP имеют такой же статус, что и международные базовые стандарты, и предназначены для широкой области применения.

Определение профиля ISP включает следующие элементы:

1. сжатое определение области действия функции, для которой определяется профиль;

2. иллюстрацию сценария, показывающего пример применения профиля, при этом желательно использование диаграммного представления ИТ-системы, самого приложения и имеющих место интерфейсов;

3. нормативные ссылки на набор базовых стандартов или ISP, включающие точную идентификацию актуальных текстов базовых спецификаций, а также охватывающие принятые дополнения и исправления;

4. спецификации применения каждого цитируемого базового стандарта или ISP, устанавливающие выбор классов, подмножеств, опций, диапазонов значений параметров, а также ссылки на регистрируемые объекты;

5. раздел, определяющий требования на соответствие данному профилю его ИТ-систем, реализованных на базе этого профиля;

6. ссылку на спецификацию аттестационных тестов для реализации данного профиля, если таковые имеют место;

7. информативные ссылки на любые полезные, желательно актуализированные документы.

Требования к содержанию и формату ISP

1. Профили непосредственно связаны с базовыми стандартами и аттестация на соответствие профилю подразумевает аттестацию на соответствие этим базовым стандартам.

2. ISP должен удовлетворять правилам ISO /IEC для представления проектов и самих международных стандартов.

3. ISP должен быть компактным документом, не повторяющим текста документов, на которые он ссылается.

4. Определение одного профиля может включать ссылки на определение других.

5. Многие профили документируются и публикуются в виде отдельных ISP. Однако для тесно связанных между собой профилей может быть использован более подходящий для такого случая механизм многокомпонентных ISP (Multipart ISPs). Многокомпонентные ISP позволяют избежать копирование общего текста для связанных профилей.

6. Для каждого профиля должна обеспечиваться спецификация тестирования профиля (Profile Test Specification), которая определяется или как часть ISP или как отдельный самостоятельный ISP. В последнем случае в исходном ISP используется ссылка на этот документ.

В дополнении к стандарту ISO/IEC TR-10000-1 приводятся правила составления каждого из элементов ISP, соответствующие правилам ISO/IEC. (В случае разбиения ISP на части, каждая часть должна удовлетворять этой структуре).

На уровень ниже в иерархии следуют национальные профили, в соответствии с которыми должна строиться национальная система ИТ-стандартизации. Несмотря на то, что инициатива разработки концепции таких профилей принадлежит Великобритании, примерами наиболее "влиятельных" национальных профилей могут служить профиль переносимости приложений APP (Application Portability Profile), разработанный по заказу Правительства США, а также входящий в него Государственный профиль взаимосвязи открытых систем (Government Open System Interconnection Profile - GOSIP) (рис. 3.3).


Рис. 3.3. Государственный профиль взаимосвязи открытых систем (ВОС) правительства США

Мощным фактором, усилившим престиж GOSIP США, стало то, что в 1990 году он получил статус Федерального стандарта по обработке информации (Federal Information Processing Standard - FIPS) и стал обязательным стандартом при разработке и применении соответствующих технологий. Из рисунка видно, что GOSIP строится на базе, рассмотренной в предыдущей главе семиуровневой модели.

В мае 1993 года Национальным институтом стандартов и технологий США был выпущен документ "Application Portability Profile APP. The U.S. Government's Open System Environment Profile OSE/1 Version 2.0". Этот документ определяет рекомендуемые для федеральных учреждений США спецификации в области информационных технологий, обеспечивающие мобильность персонала, системных и прикладных программных средств.

Профиль APP строится на основе модели OSE/RM, описанной выше. APP строится как профиль открытой среды, предназначенный для использования Правительством США. Он охватывает широкую область прикладных систем, представляющих интерес для многих федеральных агентств.

Индивидуальные стандарты и спецификации, входящие в APP, определяют форматы данных, интерфейсы, протоколы и/или их комбинации.

Функциональные области APP. Все виды функционального обслуживания в рамках APP могут быть представлены следующими семью функциональными областями:

1. функции, реализуемые операционной системой;

2. функции, реализующие человеко/машинные интерфейсы;

3. поддержка разработки программного обеспечения;

4. управление данными;

5. обмен данными;

6. компьютерная графика;

7. сетевые функции.

Национальные профили GOSIP имеют Великобритания, Франция, Швеция, Япония, Австралия, Гонконг (Сянган).

В январе 2000 года Государственный профиль взаимосвязи открытых систем России (ГОСПРОФИЛЬ ВОС РОССИИ) был утвержден Госстандартом (ГОСТ Р 50.1.22-2000-04.08, версия 2). Этот профиль разработан на основе базовых и функциональных стандартов семиуровневой Эталонной модели взаимосвязи открытых систем (OSI/RM ISO/IEC) с учетом опыта по разработке и применению GOSIP указанных стран (рис. 3.4).


Рис. 3.4. Государственный профиль ВОС России

Следует отметить, что вследствие общего состояния и развития стандартизации в этой области в России, уровня применения ИТ/ИС на федеральном уровне ГОСПРОФИЛЬ ВОС России имеет некоторые заметные отличия от GOSIP других стран. Однако, несмотря на некоторые различия между национальными и региональными версиями GOSIP, их объединяет функциональная идентичность по следующим обстоятельствам:

· обеспечение единой политики федеральных органов и правительственных департаментов в приобретении, внедрении и эксплуатации вычислительного и коммуникационного оборудования с целью реализации максимального информационного взаимодействия;

· уменьшения зависимости от поставщиков;

· обеспечение разработчиков, поставщиков и пользователей на федеральном уровне однозначно понимаемыми спецификациями, на основе которых должна формироваться стратегия разработки вычислительных и информационных систем, сетей и систем связи.

 

Основное преимущество института GOSIP заключается в том, что все протоколы, на которых основаны GOSIP, обладают общими характеристиками, такими, например, как:

· широкая применимость (активное использование не только соответствующими службами отдельных стран, но и международными организациями);

· доступность (реализации уже существуют, либо имеются пилотные выпуски);

· стабильность (не планируется внесение существенных изменений в ближайшие 3-4 года);

· эффективность (протоколы удовлетворяют общим потребностям федеральных органов и правительственных учреждений).

Профили следующего уровня - отраслевые или корпоративные. Для каждой отрасли может и должен быть построен свой профиль, например, профиль банковской деятельности, профиль военного назначения, профиль научных исследований, профиль образования и т. д.

Пример компоновки функционального профиля

Разработка и применение профилей являются неотъемлемой частью процессов проектирования, разработки, внедрения и сопровождения ИС. Профили характеризуют каждую конкретную ИС на всех стадиях ее жизненного цикла, задавая гармонизированный набор базовых стандартов, которым должна соответствовать информационная система и ее компоненты. Профиль такой системы не является статичным, он развивается и конкретизируется в процессе установления и специфицирования требований, отражения их в Техническом задании (ТЗ), проектирования ИС и оформляется в составе документации проекта системы. При формировании и применении профилей конкретных ИС можно использовать международные, национальные стандарты и ведомственные нормативные документы, а также стандарты де-факто при условии доступности соответствующих им спецификаций ("общедоступные спецификации"). Для корректного применения описание профиля обязательно должно содержать:

· определение целей использования данного профиля;

· точное перечисление функций объекта или процесса стандартизации, определяемого данным профилем;

· формализованные сценарии применения базовых стандартов и спецификаций, включенных в данный профиль;

· сводку требований к ИС или к ее компонентам, определяющих их соответствие профилю, и требований к методам тестирования соответствия;

· нормативные ссылки на конкретный набор стандартов и других нормативных документов, составляющих профиль, с точным указанием применяемых редакций и ограничений, способных повлиять на достижение корректного взаимодействия объектов стандартизации при использовании данного профиля;

· информационные ссылки на все исходные документы.

На стадиях реализации жизненного цикла ИС выбираются, компонуются и применяются следующие основные функциональные профили: среды распределенной ИС, прикладного программного обеспечения, защиты информации в ИС, инструментальных средств, встроенных в ИС (рис. 3.7).


Рис. 3.7. Схема реализации открытых систем с использованием стандартных профилей

Прикладное программное обеспечение конкретной ИС практически всегда является проблемно-ориентированным и определяет основные функции системы. Функциональные профили ИС должны включать в себя гармонизированные базовые стандарты. При использовании указанных функциональных профилей ИС следует еще иметь в виду согласование (гармонизацию) этих профилей между собой.

Необходимость такого согласования возникает, в частности, при использовании стандартизованных API-интерфейсов, в том числе интерфейсов приложений со средой их функционирования, интерфейсов приложений со средствами защиты информации. При согласовании функциональных профилей ППО возможны также уточнения профиля среды ИС и профиля встраиваемых инструментальных средств создания, сопровождения и развития прикладного программного обеспечения.

Наиболее выпукло проблемы формирования функциональных профилей можно показать на примере открытой распределенной информационной системы с архитектурой "клиент-сервер". Рассмотрим общие подходы к построению профилей таких систем [7].

Профиль среды распределенной ИС до



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.114 с.)