Об индивидуальной работе с детьми 5—7 лет по развитию связной речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Об индивидуальной работе с детьми 5—7 лет по развитию связной речи




Анализ высказываний, рассказов детей о природе, их речевой активности во время дидактических игр дает возможность выделить четыре уровня развития связной речи детей.
Характеристика каждого уровня опирается на следующие критерии:
1) содержание знаний о природе (достоверность, глубина, полнота);
2) умение выразить свои знания в речи (форма высказывания, четкость, последовательность и эмоциональность изложения);
3) контактность, общительность ребенка (желание или нежелание беседовать, рассказывать и т. д.).
Первый уровень. У детей нет достаточных знаний о природе. Имеющиеся знания не всегда дают им возможность правильно и точно понимать, а следовательно, отражать в речи свойства и качества предметов и явлений действительности. На вопросы дети отвечают односложно, часто отвлекаются. Даже по образцу рассказывают с большой помощью воспитателя. Рассказы их примитивны и по содержанию и по форме: не полны по содержанию, не последовательны, в них преобладают простые нераспространенные предложения. Дети малоактивны, нерешительны и не отличаются любознательностью. Речевая активность низкая.
Второй уровень. Дети обладают достаточными знаниями о природе. Отвечая на вопросы, они правильно отражают в своей речи основные качества и свойства предметов и явлений природы. Монологическая же речь их развита плохо. Рассказы отличаются обилием усвоенного материала, но излагается он непоследовательно, сумбурно. Хотя дети используют разные виды предложения, но часто строят их неправильно. Дети этой подгруппы обычно застенчивые, не высказывают желания составлять рассказы о природе, часто отмалчиваются. Речевая активность низкая.
Третий уровень. У детей нет достаточных знаний о природе, имеющиеся знания не всегда позволяют точно отражать свойства предметов и явлений природы. Речь часто неграмотна, хотя многословна. Ответы быстрые, но, как правило, непродуманные.
Рассказы этих детей многословны, излишне детализированы повествование перескакивает с одного яркого эмоционального момента на другой, ребенок отвлекается от темы и фантазирует. Особенно типичен ответ «полной фразой», даже если это не требуется. Дети всегда активны, самоуверенны, любят высказываться даже о том, чего не знают, отстаивают свои мысли, даже если они неверны. В данном случае развитие формы речи опережает содержание. Речевая активность повышенная.
Четвертый уровень. Дети обладают достаточными знаниями и умеют в меру своих возможностей отбирать сведения, необходимые для данного высказывания, они строят свой ответ довольно последовательно, любят рассказывать на разные темы, хотя о природе рассказывают менее охотно. С удовольствием вступают в общение, они спокойны и уверены в себе. Развитие содержания и формы речи идет в единстве. Речевая активность нормальная.
Заметить, какого уровня достигло развитие речи ребенка, можно уже в среднем дошкольном возрасте и совершенно точно можно определить это в старшем дошкольном возрасте.
Выяснив для себя уровень развития детей и разделив их на подгруппы, воспитатель продолжает работу по развитию у них логического мышления и речи, но уже дифференцированно.
Задачи работы с каждой подгруппой (в соответствии с уровнем развития) конкретизируются таким образом:
для детей первого уровня — расширение знаний о разных предметах и явлениях природы, обогащение пассивного и развитие активного словаря, стремление к достижению полноты, четкости и выразительности речи; развитие умственной и речевой активности;
для детей второго уровня — расширение и углубление знаний о природе, развитие активного словаря, развитие способности самостоятельно выражать свои мысли в связном повествовании;
для детей третьего уровня — углубление и уточнение знаний о природе, развитие таких качеств связной речи, как достоверность, точность, последовательность, воспитание требовательности и критического отношения к своей речи;
для детей четвертого уровня — углубление и систематизация знаний о природе, поддержание любознательности и активной работы мысли, дальнейшее совершенствование формы выражения мыслей: обогащение лексики, достижение четкости и последовательности изложения, эмоциональности речи.
Какие же приемы работы может использовать воспитатель, исходя из конкретных задач?
Детям первого уровня развития воспитатель чаще, чем другим, предлагает свой образец рассказа или высказывания, задает вопросы, помогающие сделать высказывание ребенка более полным, точным и последовательным.
Дополнительно педагог проводит с этими детьми повторные занятия по составлению рассказов на темы, уже усвоенные остальными ребятами, по чтению и пересказыванию книг, рассматриванию и описанию картинок, дидактические игры.
Особое внимание уделяется работе с родителями этих детей. Им рекомендуется при общении с детьми, во время бесед, прогулок расширять их кругозор и словарный запас, упражнять в передаче своих впечатлений и переживаний, больше времени уделять чтению книг, рассматриванию картин и иллюстраций.
С детьми второго уровня развития, имеющими достаточные знания о природе и словарный запас, но не всегда четко, последовательно и уверенно передающими свои знания, необходимо проводить работу по развитию у них логичности мышления и речи, самостоятельности, помочь им поверить в свои возможности.
Для этого нужно предлагать им не образец рассказа, высказывания, а план изложения; вопросы и указания помогут им следовать намеченному плану и наполнять его конкретным содержанием.
Помимо общих занятий, с этими детьми проводятся отдельно словесные дидактические игры, составление рассказов на предложенную тему. Особенно эффективны такие задания: «В понедельник ты мне расскажешь, что нового увидел в парке» или «...что увидел в лесу», или «...как провел воскресенье». Для повышения активности детей этой подгруппы воспитатель, давая им задание на наблюдение в труде, подчеркивает важность и необходимость его выполнения для всего коллектива.
Родителям педагог тоже советует обратить внимание на развитие активности, самостоятельности их детей, рекомендует задавать им больше вопросов и предлагать задания, которые ребенок должен выполнить сам.
Повышенная активность, многословие, частое отвлечение от главного, некоторая самоуверенность детей третьего уровня развития требуют от педагога так организовать работу с ними, чтобы воспитывать у них большую ответственность и критическое отношение к своим высказываниям. Педагог предлагает детям внимательно выслушать и повторить задание, советует обдумать ответ, не торопиться, просит их самих оценить высказывание с точки зрения содержательности («Ты рассказал самое главное, самое важное?..»), а также точности и четкости изложения («Можно ли сказать точнее?»). Он приучает детей внимательно слушать товарищей и доброжелательно относиться к их высказываниям, не стараться всегда ответить первым.
Особенно важно отучить детей от многословия, повторения одних и тех же мыслей и слов («Как можно сказать короче?», «Скажи только то, что очень важно»), развивать у них умение говорить кратко, четко, выразительно.
Родителям воспитатель советует помогать детям видеть и выделять существенное при восприятии окружающего, передавать это существенное в речи, рекомендует критически относиться к излишней разговорчивости ребенка, не умиляться его активностью и всезнайством.
К детям четвертого уровня развития, обладающим достаточными знаниями, нормальной активностью и умением связно рассказывать о природе, предъявляются повышенные требования, им предлагаются более трудные задания для самостоятельного решения, в котором должны проявляться сообразительность, умение мыслить творчески.
Можно привлекать детей этого уровня к посильному анализу и оценке содержания и формы ответов своих и товарищей. Для развития умственной активности, самостоятельности и инициативы этих детей воспитатель не должен спешить давать им готовые ответы на их вопросы, он должен предложить им сначала подумать самим.
В целях поощрения воспитатель может удачные детские высказывания, рассказы использовать как образец для всей группы.
Вне занятий педагог широко привлекает этих детей к выполнению сложных поручений (оформление календаря природы, уголка книг...), предлагает им помочь другим детям выполнить задание, разобраться в настольной игре и т. д. Но при этом воспитатель не должен подчеркивать, что они получают «главную роль», чтобы не утверждать в них самоуверенности, к которой они могут быть склонны.

 

Приложение

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.219 (0.004 с.)