Экономика и экономическая наука 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономика и экономическая наука



Имени В.И. Вернадского»

 

 

                                                          УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР

 

__________Хайдурова В.И.

«____»______________2013

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ЭКОНОМИКА

Общепрофессиональный цикл

 

 

Основной профессиональной образовательной программы

 

по специальности 080114 «ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»

 

ОДОБРЕНО

Предметной (цикловой)

комиссией «Экономика и

право»

Председатель Е.В.Ваниева

_______________________

 «____»____________ 20__ г.

 

 

 

Составитель: к.э.н, А.И. Сорокина, преподаватель, ГБОУ СПО ВПК имени В.И.Вернадского

Рецензенты:

 

Внутренняя рецензия: Е.В.Ваниева, ГБОУ СПО ВПК имени В.И.Вернадского

 

 

Внешняя рецензия: д.э.н., Е.Г. Попкова, Волгоградский государственный Политехнический унивесритет

 

 

                                                                                     

 

 

 

РЕЦЕНЗИЯ

На рабочую программу курса

«Экономика»

Для студентов среднего профессионального образования

СОРОКИНОЙ А.И.

 

 

В условиях реализации Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования совершенствуется деятельность по повышению эффективности образовательного процесса и, в первую очередь, учебных программ.

Настоящая программа исходит из того, что будущие специалисты должны получить не только экономические знания по теории микро- и макроэкономике, но и уметь использовать полученные знания в практической производственной деятельности, обладать экономическим мышлением, уметь моделировать и проектировать, самостоятельно работать над теорией учебной дисциплины.

Четко, теоретически и методически верно определен объем и содержание самостоятельной работы студента в форме проблемно-тематического курса, в котором изложены теоретические концепции различных экономических школ по базовым проблемам курса: «Экономика и экономическая наука», «семейный бюджет», «Рыночная экономика», «Труд и заработная плата», «Государство и экономика», «Международная экономика».

Выбранная автором тематика самостоятельной работы соответствует оптимизации учебных часов, отведенных на этот вид обучения, формирует навыки и умения логического, аналитического, экономического мышления, что усиливает профессиональную направленность данного учебного предмета в целом.

Рабочая программа по курсу «Экономика» основана на примерной программе учебной дисциплины «Экономика», утвержденной министерством образования России для среднего профессионального образования в 2008 году.

Рабочая программа по курсу «Экономика» рекомендуется для использования в преподавании среднего профессионального заведения как соответствующая ГОС СПО.

РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу по дисциплине «Экономика»

Рабочая программа дисциплины «Экономика»на 117 часов и включает следующие разделы:

 Пояснительная записка, тематический план, содержание учебного материала, самостоятельная работа студентов, перечень основной и дополнительной литературы.

В пояснительной записке автор Сорокина А.И., дает описание назначения дисциплины, отражает ее роль в подготовке специалиста, связь с другими дисциплинами рабочего плана. Программа определяет требования к знаниям и умениям, которыми должен владеть студент после изучения дисциплины «Экономика». Пояснительная записка содержит краткие рекомендации по изложению теоретического материала, видов контроля знаний студентов.

Тематический план отражает последовательность изучения тем программы и распределение учебных часов.

в содержании учебного материала раскрывается содержание учебного материала по каждой теме, требования к знаниям и умениям студентов.

Перечень литературы содержит список рекомендуемой основной и дополнительной литературы по дисциплине.

Самостоятельная работа студентов представлена в виде проблемно-тематического курса с описанием теоретических основ по теме, заданий, проблемных вопросов и ситуаций.

Рабочая программа по дисциплине «Экономика» составлена в соответствии с рекомендациями по разработке программ учебных дисциплин.

Изучение данной дисциплины позволит реализовать государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в соответствии с ГОС СПО.

 

 

Рецензент:_____________________________________________

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

1. Пояснительная записка………………………………………………

2. Тематический план…………………………………………………

3. Содержание дисциплины…………………………………………

4. Самостоятельная внеаудиторная работа…………………………

5. Литература…………………………………………………………

 

 

Пояснительная записка

 

Учебным планом для специальности …. предусмотрено изучение учебной дисциплины «экономика» в объеме 117 часов (в том числе 8 часов – практические занятия).

Дисциплина «Экономика» основывается на знаниях, умениях и навыках, полученными студентами при изучении социально-экономических дисциплин и является базой для дисциплин: «Экономика отрасли», «Экономика организации (предприятия)», «Организация и технология отрасли», «Анализ финансово-хозяйственной деятельности», «Бухгалтерский учет» и др.

Изучение учебного материала ведется в форме доступной пониманию студентов, соблюдения единства терминологии в соответствии с действующим государственным стандартом. При проведении занятий используются: лекционно-семинарские занятия, деловые игры, разбор экономических ситуаций, работа с методическим и справочным материалом. Программа этого курса предполагает освоение учащимися обязательного минимума содержания экономической подготовки.

Для развития творческой активности в программе предусмотрено выполнение практических занятий, выполнение рефератов, контрольная работа.

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика» выполнена на основе примерной программе, которая разработана в соответствии с рекомендациями по реализации образовательной программы в учреждениях среднего профессионального образования (СПО); в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерным учебным планами для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования. (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобразования России от 25.05.2007г. № 03 -1180).

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

- освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономики России;

- развития экономического мышления, воспитания ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности.

При изучении дисциплины «Экономика» предполагается изучение материала, который правильно отражает сущность, тенденции и перспективы развития реальной экономики России и мировой экономики конца XX века и ее развитие в XXI стоимости.

Повышению качества экономической подготовке учащихся будет способствовать то, что в программу включены конкретные новые положения экономической теории и практики, основанные на обобщении современной хозяйственной деятельности. К ним относятся положения о разделении труда, национальной и мировой конкуренции, о зависимости рыночной цены от массового спроса, массового предложения и др.

В программе предусматривается достаточно полное ознакомление студентов с практической организацией хозяйственных связей, например изучение получения прибыли, пути повышения рентабельности и ее расчет, использование законов денежного обращения, банковского дела, видов собственности, как основы социально-экономических отношений и др.

Изучение учебной дисциплины «Экономика» является базой для освоения основных экономических дисциплин учебного плана.

В результате изучения студент должен:

Иметь представление:

- об экономической деятельности людей,

- об экономике России;

- о рыночных системах;

- о конкуренции и конкурентных отношениях;

- о государственной политике.

Знать:

- экономические величины;

- основные экономические законы;

- основные экономические понятия;

Уметь:

- использовать законы экономики в профессиональной деятельности;

- адаптировать полученные знания в повседневной жизни;

Изучение дисциплины способствует развитию экономического мышления, удовлетворяет потребности в получении экономических знаний, воспитанию ответственности за экономические решения, уважению к труду и предпринимательской деятельности.

Содержание дисциплины

 

Введение

Студент должен:

Иметь представление:

- о роли и месте знаний по дисциплине в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности;

- о содержании курса «Экономика», о связи с другими дисциплинами общего гуманитарного и социально-экономического цикла;

- о требовании ГОС СПО к знаниям и умениям студентов.

Знать:

- содержание термина «Экономика»;

 

Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности.

 

РАЗДЕЛ I.

Практическое занятие № 1.

РАЗДЕЛ II.

 СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ

Практическое занятие № 2

Расчет семейного бюджета.

 

РАЗДЕЛ III.

 РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

Практическое занятие №3.

Практическое занятие № 4

Тема 3.4. Издержки. Выручка

Студент должен:

Иметь представление:

- о факторах, влияющих на себестоимость;

- о процессе ценообразования;

Знать:

- классификацию издержек;

Уметь:

- рассчитывать доход предприятия.

Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация издержек предприятия. Сметы затрат на производство. Факторы, влияющие на себестоимость. Предельные издержки производства. Ценообразование. Доход предприятия.

 

РАЗДЕЛ IX.

 РЫНОК ТРУДА И БЕЗРАБОТИЦА

 

РАЗДЕЛ V.

 ДЕНЬГИ И БАНКИ

РАЗДЕЛ XI.

 ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА

РАЗДЕЛ VII.

 МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА

КУРС ЛЕКЦИЙ

 Урок 1 (2 часа)

Введение

План

1. Содержание дисциплины «Экономика» и ее задачи.

2. Связь дисциплин с другими науками.

3. Значение дисциплины для подготовки специалистов.

1 Содержание дисциплины «Экономика» и ее задачи

Мы с вами будем изучать дисциплину «Экономика» по специальности «Экономика и бухгалтерский учет».

В курсе дисциплины «Экономика» будет изучаться 7 разделов:

Раздел 1. Экономика и экономическая наука.

Раздел 2. Семейный бюджет.

Раздел 3. Рыночная экономика.

Раздел 4. Рынок труда и безработица.

Раздел 5. Деньги и банки.

Раздел 6. Государство и экономика.

Раздел 7. Международная экономика.

Экономика является обще-профессиональной наукой. Данная учебная дисциплина дает базовые экономические знания для освоения специальных экономических дисциплин учебного плана по вашей специальности, таких как: экономика предприятий, бухгалтерский учет, финансы, маркетинг, экономика отрасли и другие.

 

2 Связь дисциплины с другими науками

Система экономических наук

                 Общетеоретическая                    основа системы                    экономических наук

 


I РАЗДЕЛ

Образование и распределение прибыли. Норма прибыли.

Литература:

                                        1. Слагода В.Г. Основы экономики. стр. 76, 81-83,96-110

                                           2. Слагода В.Г Экономическая теория. стр. 139-152

                                        3. Океанова З.К. Основы экономической теории. стр. 125-144, 233-238

 

Образование и распределение прибыли. Норма прибыли

Любая производительно-хозяйственная деятельность направлена на получение прибыли.

Мы уже заем экономические понятие ПРИБЫЛЬ (ТПэ = TR – NC)

Валовая прибыль (ТПэ) предприятия расходуется на уплату налогов государству, проценты на кредит, арендные платы, благотворительные фонды, оставшаяся часть прибыли расходуется на нужды предприятия.

Важным показателем прибыли, эффективности деятельности является – НОРМА ПРИБЫЛИ – это отношение массы прибыли (ТПэ) к затратам стоимости средств производства и расходов на заработную плату. Обычно в практике рассчитывается годовая норма прибыли (норма рентабельности):

Р1 = Р / А = Р / К+3 * 100, где

Р1 – норма прибыли

Р – валовая масса прибыли

А – затраты авансирования

К – стоимость средств производства

З – заработная плата

ЗАДАЧА.

Фирма предполагает взять банковский кредит для строительства нового производства. Годовая ставка=18%, а ожидаемая норма прибыли определена =20%. При таких условиях будет ли фирма строить новое производство. (ОТВЕТ: будет)

 

 

Вопросы для повторения:

1. Назовите различия между номинальной и реальной заработной платы.

2. Назовите существующие системы оплаты труда.

3. Чему способствуют премиальные системы оплаты труда?

4. Что такое «норма прибыли», и как ее рассчитать?

 

Домашнее задание:

1. Прочитать конспект.

 

 

Урок 4 (2 часа)

Кредит и процент.

Кредит и процент

 

КРЕДИТ – доход владельца капитала. Это ссуда денег или товара.

Кредитором может быть только кредитная организация, в том числе банк, государство.

Кредит может быть: беспроцентный, процентный, ссудный (денежный), товарный (под недвижимость, движимое имущество, в том числе ценные бумаги, акции, гарантии банков и т. д.)

Кредит, предоставляемый заемщику, должен быть возвращен на условиях срочности (краткосрочный, долгосрочный), возвратности и платности процента.

(Пособие. стр. Рисунок 1.2.5 – Процент его основные формы)

Понятие стоимости

Известно, что труд является основой стоимости товара и что цена – это денежное выражение стоимости товара.

Развитие товарного производства осуществляется на основе действия закона стоимости: все товары должны производится обмениваться в соответствии с общественными затратами труда.

Это не только закон товарного обращения (Т-Д-Т), но и закон производства.

В условиях рыночного хозяйства закон стоимости выполняет следующие функции:

· РЕГУЛЯТОР ПРОПОРЦИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА.

Т.к. цены на рынке зависят от спроса и предложения, значит если предложение не удовлетворяет спрос, то цены на товар растут и при неизменных затратах, производитель получает больше прибыли, капитал растет, производство развивается, что ведет к нарушению пропорций между производством и отраслями. Когда рынок будет насыщен товаром, цены начнут снижаться, произойдет отток капитала в другую отрасль, более доходную в данный период времени и так постоянно.

· ДИФФЕРЕНЦИАТОР ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ.

Т.к. товары продаются по общественной стоимости(средняя рыночная цена). То те производители, кого индивидуальная стоимость больше общественной – разоряются, не выдерживая конкуренции. (предельный доход < предельные издержки). Те кто производит товары с затратами ниже общественных получают прибыль и развиваются, получают прибыль. Увеличивают объём продаж и в итоге обогащаются (МR предельный доход > МС предельные издержки).

· СТИМУЛЯТОР РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ.

Производитель, внедривший новшества, повышает производительность труда, при этом индивидуальная стоимость больше общественной, следовательно он получает дополнительную прибыль до тех пор пока новшество не получит общественного распространения. И поэтому, нужно постоянно совершенствовать производительные силы (орудия труда, организацию производства и т.д.).

ВЫВОД: таким образом, ЗАКОН СТОИМОСТИ через стимулирование производительных сил, дифференциацию товаропроизводителей создает условия для дальнейших оптимальных товарно-денежных отношений и рыночного хозяйства.

 

Тема урока: Собственность

Тема урока: Конкуренция

Антимонопольная политика.

Литература:

                                         1. Слагода В.Г. Основы экономики. стр.24-25

                                               2. Слагода В.Г. Экономическая теория. стр. 50-60

                                                               3. Океанова З.К. Основы экономической теории. стр. 35-45

Модели рынка

Основные характерные черты

число фирм контроль над ценой вступление в отрасль примеры
Чистая конкуренция очень большое отсутствует совершенно свободное сельское хозяйство; услуги фондовых бирж и по обмену валют
Чистая монополия одна очень значительный практически исключено электро-, газо-, водоснабжение, метрополитен, связь и т.д.
Монополистическая конкуренция много очень ограниченный сравнительно свободное производство одежды, обуви, мебели, книг; розничная торговля
Олигополия несколько значительный (особенно при сговоре) очень затруднено производство стали, автомобилей, сельхозмашин; оптовая торговля

 

Монополизм в экономике имеет положительные и отрицательные стороны.

 

 

 

 


(Пособие. стр.18 Рисунок 1.5.5 – Основные плюсы и минусы монополии)

Антимонопольная политика

Во всех развитых странах существует антимонопольная политика – законодательства, ограничивающие деятельность монополий и их объединений.

В России приняты законы «о конкуренции и ограничении монополистической деятельности» 1991г.;1995г.). Здесь определяются сферы государственного регулирования естественных монополий (транспортировка нефти, нефтепровод, газ, Ж/Д транспорт, электро-тепло энергия) за счет регулирования цен (тарифов) и их предельного уровня.

- Органы антимонопольного контроля следят за соблюдением любых сделок монополий в отношении собственности в соответствии с действующем законодательством;

- предоставляет льготы, защиту предприятиям, которые вступают на данный рынок;

- привлекает иностранные инвестиции, расширяет рынок дефицитных товаров и др.;

- курируют и руководят процессом вхождения РФ в ВТО, которое потребует большего открытия рынка.

 

Вопросы для повторения:

1. Дайте сравнительную характеристику монополии и конкуренции.

2. Дайте характеристику моделям рынка.

 

Домашнее задание:

1. Повторить конспект к письменной проверочной работе.

 

Урок 9 (2 часа)

II РАЗДЕЛ

СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ

Урок10 (2 часа)

Заработная плата.

Заработная плата

 

Личный располагаемый доход равен разности между личным доходом и суммой налогов или, что адекватно, равен сумме потребления и величины сбережений.

Формирование дохода населения – основа социальной политики государства. В структуре дохода населения важной частью является ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА.

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА - денежное вознаграждение, выплачиваемая за выполненный труд.

ТРУД – основа получения дохода.

Различают:

- НОМИНАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА - сумма денег, полученная за труд в определенный период времени. Ее размеры не дают реального представления о жизненном уровне работника, об уровне его потребления.

- РЕАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА – это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату в определенный период времени, после уплаты налогов и при определенном уровне цен.

Таким образом, уровень реальной заработной платы зависит от номинальной заработной платы, уровня цен на потребительские товары и др.

Для определение реальной заработной платы используют ИНДЕКС СТОИМОСТИ ЖИЗНИ и ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН. Реальная заработная плата прямо пропорциональна изменениям номинальной зарплаты и обратно пропорциональна изменениям уровня цен.

(Пособие. стр.24 Таблица 2.1.1 – Индексы, определяющие динамику реальной заработной платы)

 

Индекс Определение индекса Условный пример
Номинальной зарплаты Процентное отношение между суммами номинальной зарплаты в конце и в начале периода Если заработная плата возросла с 1000 до 1100 руб., то этот индекс =110[(1100:1000)*100]
Потребительских цен (стоимости жизни) Процентное отношение стоимости так называемой "потребительской корзины" (стандартных продуктов) на конец и начало периода Если "корзина" подорожала с 1000 до 1250 руб., то этот индекс =125%[(1250:1000)*100]
Реальной зарплаты Отношение (обычно выраженное в процентах) индекса номинальной зарплаты к индексу стоимости жизни В нашем примере этот индекс = = 88%[(110:125)*100], т.е. реальная заработная плата снизилась на 12%

 

Ду – дефлятор цен = цена текущего года / цена базисного года.

 

Кривые безразличия.

Кривые безразличия

Кривые безразличия помогают выбору оптимальных наборов благ, сочетания факторов производства, показывают состояние равновесия потребителя, при фиксированном доходе. Кривые безразличия показывают пары товаров, выбор среди которых потребителю безразличен, т.е. КБ показывает уровень наборов товаров, которые обеспечивают одинаковый уровень полезности.

ПРИМЕР:

выбор сок Пирожки
А Б В Г 4 5 6 8 7 5 4 3

 

На основе этих данных постоим кривую безразличия

1. Кривая безразличия имеет отрицательный наклон, который показывает, что если увеличивают один товар (сок), то, чтобы сохранить общий уровень полезности, потребитель должен отказаться от определенного количества другого товара (пирожки).

2. КБ имеет выпуклую форму, т.е. вогнута внутрь(к нулю)

3. КБ никогда не пересекаются.

4. совокупность кривых КБ1, КБ2 …. КБн образуют карту кривых безразличия.

ВЫВОД: кривые безразличия являются инструментом того, что хочет приобрести покупатель и в каком соотношении.

III РАЗДЕЛ

 РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

Понятие «СПРОС» на рынке.

Факторы, влияющие на спрос.

Эластичность спроса.

Литература:

                                        1. Слагода В.Г. Основы экономики. стр.40-65

                                                  2. Слагода В.Г. Экономическая теория. стр. 166-170

                                                               3. Океанова З.К. Основы экономической теории. стр. 63-79

Понятие «СПРОС» на рынке

СПРОС – желание и способность людей покупать товары, т.е. это сумма денег, которую покупатель может и намерен заплатить за нужный ему товар или услугу.

Различают спрос:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СПРОС – потребность покупателя, выраженная в деньгах.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СПРОС – платежеспособная потребность общества в целом, т.е государства, фирм, населения.

РЫНОЧНЫЙ СПРОС – желание и способность покупателей приобрести товары и услуги по определенным ценам.

Таким образом, цена товара или услуги является основным определяющим фактором товарного спроса. Также величина спроса зависит от цены других товаров, доходов потребителя, их вкусов, предпочтений и других факторов.

Закон спроса, кривая спроса

Закон спроса характеризует ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ между величиной спроса и цены товара: снижение цены (при прочих равных условиях) ведет, как правило, к соответствующему увеличению спроса. И наоборот, рост цены сокращает спрос

ПРИМЕР: шкала спроса и график может показать зависимость уровня цен и количества покупаемой продукции.

 

Цена единицы товара в денежных единицах Величина спроса в товарных единицах Точка на графике
5 4 3 2 1 10 20 35 55 80 С1 С2 С3 С4 С5

 

 

 

(Пособие. стр. Рисунок 3.1.2 - График спроса на условный товар)

 

С1 – (5 ден. ед.) данный товар доступен лишь небольшому количеству покупателей., т.е. по мере снижения цены спрос увеличивается.

Динамика снижения цен как правило:

1) увеличивает число покупателей;

2) расширяет покупательскую способность потребителя;

3) насыщает рынок и приводит к снижению полезности дополнительной единицы продукции (закон убывающей предельной полезности). При этом покупатель приобретает единицу товара только по более низким ценам.

 

Факторы, влияющие на спрос

Принято делить их на:

· ценовые;

· неценовые.

ЦЕНОВОЙ ФАКТОР – цена на данный товар (услугу). Изменение его приводит к изменению спроса.

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ приводят к изменению в спросе, но отражается это смещением кривой спроса: если кривая смещается вправо, то спрос растет. Если кривая смещается влево – спрос падает.

(Пособие. стр. Рисунок 3.1.3 - График спроса на условный товар)

 

         На движение кривой спроса влево – вправо могут повлиять различные факторы.

ПРИМЕР: изменение цен на чай может привести к изменению спроса на кофе, мясо можно заменить рыбой и т.д.

ВЫВОД: чтобы повысить спрос производитель должен снижать цену, повышать качество товара, множить удобства и т.д.

Эластичность спроса

ЭЛАСТИЧНОСТЬ - способность одной переменной гибко изменяться под влиянием другой переменной.

Поскольку главными факторами при производстве и спросе является цена, рассмотрим ЦЕНОВОЙ ФАКТОР СПРОСА.

ЦЕНОВОЙ ФАКТОР СПРОСА показывает процентное изменение величины спроса на товар, вызванное изменением его цены на 1 %, при неизменных других факторах.

Ед = процентное изменение объема спроса / процентное изменение цены

Или

Ед = % ∆ Q / ∆Р = (Q 1 – Q 0) / Q 0 / (Р1 – Р0) / Р0 где,

  Ед – коэффициент эластичности

  Q 0 – спрос на товар до изменения цены

  Q 1 – спрос на товар после изменения цены

 

Коэффициент эластичности всегда будет отрицательным, т.к. спрос и цена меняются в противоположных направлениях.

Если Ед > 1 – спрос эластичный

Если Ед < 1 – спрос неэластичен

Если Ед = 1 – спрос совершенно неэластичен, т.е. любое изменение в цене никак не отражается на величине спроса.

 

 


(Пособие. стр. Рисунок 3.1. 4 - Понятия эластичного и неэластичного спроса)

 

ПРИМЕР:

1) Снижение Р на 3% вызывает увеличение спроса на 6%.

РЕШЕНИЕ: Ед = 6/3 = 2» спрос эластичен т.к. Ед > 1

2) Снижение цены(Р) на 6% приводит к увеличению спроса (Д) на 2%

РЕШЕНИЕ: Ед = 2/6 = ⅓ спрос неэластичен, т.к. Ед < 1

3) Снижение цены (Р) на 6% приводит к росту эластичности на 6%.

РЕШЕНИЕ: Ед = 6/6 = 1 спрос совершенно неэластичен, т.к. Ед = 1

ГРАФИЧЕСКИ:

 

 

Вопросы для повторения:

1. Перечислите виды спроса.

2. Какие факторы влияют на спрос?

3. Что характеризует закон спроса?

4. Что относится к ценовым и неценовым факторам спроса?

  1. Объясните своими словами, что такое эластичный и неэластичный спрос на товар?

 

Домашнее задание:

1. Повторить конспект к письменной проверочной работе.

 

 

Урок 14 (2 часа)

Эластичность предложения.

E изменение цен на ресурсы

E изменение технологий

Эластичность предложения

Эластичность предложения показывает связь между изменениями цен на товары и объёмов его предложения:

Е s = процентное изменение объема предложения /

Процентное изменение цены

Все рассуждения аналогичны ценовой эластичности спроса.

Если  Е s > 1, то предложение эластично

Если Е s < 1, то предложение неэластично.

Эластичность предложения зависит, прежде всего, от:

· наличия резерва (уровень запаса) и резерва мощностей;

· количества времени у производителя, чтобы отреагировать на изменении цен.

Виды рынка.

Функции рынка.

Рыночная инфраструктура.

Литература:

                                        1. Слагода В.Г. Основы экономики. стр.40-59

                                                  2. Слагода В.Г. Экономическая теория. стр. 61-101

                                                               3. Океанова З.К. Основы экономической теории. стр. 61-63

 

Сущность и понятие рынка

СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК – это любая система, позволяющая производителям и потребителям совершать свободную куплю-продажу товаров и услуг.

Сегодня на рынке встречаются продавцы и покупатели, производители и потребители. Рынок со своим механизмом создает благоприятные условия как для удовлетворения потребностей в средствах производства, сырье, рабочей силе, материалах, так и решает вопросы личного потребления. Рынок становится главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг, распределения и потребления.

Сегодня рыночные структуры выступают в самых разнообразных формах:

· традиционный рынок на городской площади;

· товарные, валютные биржи;

· обычный книжный магазин;

· телефонные, страховые, юридические компании;

· обычные объявления типа «продаю-покупаю»;

· «Интернет» - всемирный компьютерный универмаг и др.

Виды рынка

Главные из множества видов рынка можно сгруппировать по трем признакам.

(Пособие. стр. Рисунок 3.1.8 - Основные виды рынков)

 

Каждая из представленных групп, в свою очередь делится на самые разнообразные сектора.

Exp: потребительский рынок включает: одежду, обувь, автомобили, жильё, продовольственный сектор→ (овощи, мясо, рыба, молочные продукты и т.д.).

Классификация рыночной структуры:

· товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки, сервисные службы, посреднические компании и др.;

· рынок капитала – кредитный рынок ценных бумаг, банки, страховые компании;

· рынок труда;

· средства деловой коммуникации, транспорт, система подготовки кадров, информационные системы, энергоснабжение и т.д.

Информационные подразделения рыночной экономики облегчают осуществление товарооборота, повышают эффективность структурных звеньев рыночной экономики. дальнейшее совершенствование инфраструктуры это необходимое условие для развития страны.

Основными элементами современного рынка являются:

ТОВАР – СПРОС – ЦЕНА - ПРЕДЛОЖЕНИЕ, которые экономически и логически связаны между собой. Это сложная социально-экономическая система, которая решает насущные проблемы, а именно:

· обеспечивает соблюдение пропорций общественного производства, распределяет по сферам финансовые, материальные, трудовые средства;

· через свои механизмы повышает эффективность экономики в конкурентной борьбе;

· конкурентная борьба требует от производителей НТП, рационального использования сырья, повышения производительности и труда, снижения издержек и др.

Сегодня существует регулируемый (цивилизованный) рынок, где государство стремиться смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но оставляя место для инициативы, риска, хозяйственной деятельности, мотивации и труду.

Регулируемый рынок характеризуется следующими чертами:

· наличие разнообразных форм собственности, свободной конкуренции;

· отсутствие монополизма;

· свободная «купля-продажа»;

· право рыночных субъектов самим определять цену;

· возможность изменять технологию произ-ва, перемещать капитал в любую сферу;

· наличие и полнота инф-ции о состоянии рынка;

· наличие инфраструктуры.

 

Функции рынка

Среди многообразных и взаимосвязанных функций рынка выделяют шесть основных:

(Пособие. стр. Рисунок 3.1.9 - Функции рынка)

 

· посредническая (напрямую соединяет производителей и потребителей для купли-продажи, т.е. Р. доводит благо до покупателей);

· ценообразующая (возникает при конкуренции, столкновении спроса и предложения.);

· информирующая (как бы сообщает предпринимателям о состоянии экономики, т.е.о падении цены, росте спроса ит.д.);

· регулирующая (из менее выгодных отраслей капитал перетекает в более прибыльные сферы. С потребительской стороны: низкие цены повышают спрос, высокие - снижают);

· стимулирующая (цены стимулируют хоз. Деятельность, вознаграждают дополнительной прибылью.);

· оздоравливающая (Рынок «очищает»экономику от не эффективной хоз. деятельности. Одни за счет эффективного хозяйства процветают, другие не выдерживают и разоряются).

 

Рыночная инфраструктура

Это совокупность институтов (средств) обеспечивающих нормальное функционирование рыночной экономики.

(Пособие. стр.Рисунок 3.1.10 - Три фактора рыночного саморегулирования)

 

Рыночную инфраструктуру формируют следующие элементы:

· правовые нормы (сертификация, лицензия, контроль за качеством, защита прав потребителей ит.д.);

· финансовые (банки, биржи, инвестиционные компании, страховые компании и т.д.);

· информационно-справочные компании;

· материально-технические.

На современном этапе НТП происходит качественный скачок в развитии ры



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.254.122 (0.006 с.)