Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Транспортное пространство и особенность транспорта как сферы общественного производства
Эффективность функционирования любой производственной системы зависит, а в современных условиях, возможно, даже в первую очередь, от выбранной системы управления —ее организационной и функциональной структуры. Известно также, что принципы, методы и приемы управления определяют- ся свойствами объекта управления как производственной системы и, с учетом развития науки в конкретной области, обусловливают выбор моделей, алгоритмов и технологии управления. Транспортное пространство в рамках народно-хозяйственного конгломерата занимает весьма важное место, т. к. является общим условием его функционирования. Понятие ≪транспортное пространство≫ является обобщающим и отражает высший уровень иерархии транспортной, коммуникационной отрасли. Исходя из философского, гносеологического определения пространства как формы сосуществования материальных объектов и процессов, характеризующейся определенной структурой и протяженностью (размерностью), транспортное пространство можно представить следующим образом. Транспортное пространство есть некая логически завершенная форма, служащая средой для формирования вещественных потоков (прежде всего грузовых и пассажирских), потоков энергии и информации в конкретные физические конструкции с определенными свойствами, которые составляют элементы, подсистемы Транспортное пространство и система управления перевозками и системы этой среды и целенаправленно функционируют в соответствии с многообразием политических, социально-экономических, финансово-коммерческих, административно-хозяйственных, экологических, технологических и правовых отношений. Таким образом, транспортное пространство понимается как суперсистема, представляющая собой совокупность элементов, подсистем и систем с присущими им свойствами, объединенных многообразием отношений, существующих между элементами в этой незамкнутой среде, а также отношений данной среды с внешним миром (средой) для вполне определенной цели — коммуникационного обеспечения народного хозяйства, функционирования экономики. В системной методологии понятия ≪суперсистема≫, ≪система≫,≪подсистема≫ и ≪элемент≫ относительны — так же как относительны понятия ≪внешняя≫ и ≪внутренняя≫ среда. В зависимости от характера решаемых задач, преломляемых через призму представлений исследователя, одна и та же совокупность элементов может рассматриваться как самостоятельная система или часть (подсистема) другой, большей системы, или даже как элемент еще большей системы (суперсистемы, надсистемы).
Система — совокупность взаимоувязанных и взаимодействующих элементов, объединенных в единое целое для достижения определенной цели. Подсистема — часть системы, поддающаяся дальнейшей декомпозиции и функционирующая в соответствии с целями и задачами системы, обеспечивая их достижение. Элемент — часть системы (подсистемы), дальнейшая декомпозиция которой с точки зрения конкретного исследования нецелесообразна. С позиций кибернетики элемент системы может быть представлен как ≪черный ящик≫. Поэтому на основании принципов подобия и относительности можно считать, что общие свойства суперсистем и систем в определенной мере характерны как для отдельных их частей — подсистем, так и элементов, имеющих аналогичную природу. Социально-экономические системы и их составляющие имеют эргатическую природу и являются предметом социального управления. Характерной особенностью транспортного пространства является его многослойная топология, обусловленная множеством сетевых структур различной элементной и физической природы, Транспортное пространство и особенность транспорта таких как: воздушные водные, наземные пути сообщения, трубопроводные сети, сети энерго- и информационных коммуникаций. Различные сетевые структуры, функционирующие в соответствии со своими целями и задачами, в рамках единого транспортного пространства имеют общие точки пересечения и коммутируются в транспортных узлах. Транспортные узлы по своему функциональному назначению, с одной стороны, представляют пункты передачи грузо- и пассажиропотоков с одного вида транспорта (транспортной сети) на другой, а с другой стороны, учитывая пространственно-временные и социально-экономические отношения, определяют рациональное перераспределение этих потоков с учетом объективных и субъективных факторов, формируя в совокупности единую транспортную систему.
Транспортному пространству, кроме многослойной топологии, присуща и многомерность отношений (пространства отношений). В пространстве отношений наиболее значимыми, определяющими являются: законодательно-правовые и финансово-экономические, а также эксплуатационно-коммерческие отношения, обеспечивающие ее внутреннюю целостность, эффективность и интеграцию в геокоммуникационное пространство. Основой организационной структуры законодательно-правовых отношений, действующих в рамках транспортного пространства, является совокупность законодательных актов, положений и правил, регламентирующих функционирование транспортной системы. Физическим носителем законодательно-правовой организационной структуры транспортной системы можно считать государственные транспортные органы управления всех видов 11транспорта, в рамках которых происходит реализация и поддержание выполнения всех правовых отношений с помощью разветвленной сети административно-правовых учреждений и других организаций государственного подчинения, составляющих нормативно-целевую основу транспортного процесса. Такая организационная структура этих отношений обеспечивает стабильность и устойчивость транспортного процесса на достаточно продолжительном отрезке времени. В условиях рыночных отношений финансово-экономические взаимосвязи и эксплуатационно-коммерческие требования имеют своей целью оценку и учет быстро меняющейся ситуации — конъюнктуры на рынке транспортных услуг в реальном
Транспортное пространство и система управления перевозками в масштабе времени — для обеспечения выполнения количественных и качественных показателей эффективности транспортного процесса и развития. Очевидно, что и в пространстве отношений также имеются диалектически противоречивые группы взаимосвязей, что еще более усложняет транспортный процесс в целом и отдельные транспортные сети (подсистемы) в рамках единого транспортного пространства страны. Надо иметь в виду и такую особенность транспорта, как его продукция и работа. Несмотря на то, что транспорт, по мнению большинства специалистов, относится к четвертой сфере материального производства, наравне с промышленностью, сельским хозяйством и строительством, нового материального продукта он не производит. Физическое перемещение материальных объектов является продукцией транспорта, которую впрок изготовить нельзя —она потребляется сразу непосредственно во время ее производства. Измеряется она объемом перевезенных грузов и пассажиров, соответственно в тоннах и пассажирах. Работа же транспорта заключается в перемещении этих объемов на определенное расстояние и оценивается соответственно в тонно- и пассажирокилометрах. Таким образом, транспортное пространство с точки зрения системного анализа представляет собой большую, сложную полиэргатическую систему с присущими таким системам свойствами инерционности, динамичности и другими, включая свойство эмерджентности. Из изложенного следует весьма важный вывод: возникающие проблемы в таких системах с научной точки зрения невозможно, а иногда даже опасно разрешать с помощью натурных экспериментов. Единственно приемлемым способом решения возникающих проблем, а также изучения больших систем считается моделирование на основе адекватного отображения наиболее существенных особенностей, свойств, законов и закономерностей их функционирования.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.005 с.) |