Руководитель следственного органа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Руководитель следственного органа



Согласно п. 38.1 ст. 5 УПК РФ руководитель следственного органа - должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.

Основной функцией руководителя следственного органа является организация процессуального контроля в подчиненном ему следственном подразделении. Организация работы руководителя следственного подразделения складывается из реализации процессуальных полномочий, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, а также осуществления им полномочий, вытекающих из нормативных ведомственных актов. Задача руководителя при реализации им функций контроля заключается в том, чтобы в полной мере обеспечить комплексное наблюдение за ходом осуществления и проверки своевременности и качества выполнения всех видов работы и обязанностей, возложенных на возглавляемый им орган законами, подзаконными актами, ведомственными, организационно-распорядительными, плановыми и другими решениями.

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством руководитель следственного органа вправе:

Ø поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям;

Ø изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

Ø создавать следственную группу, изменять ее состав;

Ø принимать уголовное дело к своему производству;

Ø проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела;

Ø  отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования;

Ø давать следователю указания:

ü о направлении расследования,

ü о производстве отдельных следственных действий,

ü о привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения,

ü о квалификации преступления и об объеме обвинения;

Ø  лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;

Ø  давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;

Ø разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;

Ø отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;

Ø отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа;

Ø продлевать срок предварительного расследования;

Ø утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу;

Ø давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 УПК, решения прокурора;

Ø возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.

 

Примечательно, что руководитель следственного органа в соответствии с п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 39 УПК РФ вправе участвовать в проведении лишь доследственной проверки, проводимой подчиненным ему следователем, а также может сам допросить обвиняемого, но только при рассмотрении вопроса об избрании ему меры пресечения судом. Указанные ограничения права руководителя следственного органа на участие в расследовании уголовного дела в целях осуществления непосредственного, упреждающего процессуального контроля ничем не оправданы.

Конечно, руководитель следственного органа, если у него появилась необходимость поучаствовать в расследовании, всегда может сделать это, приняв уголовное дело к своему производству, однако при этом он получает полномочия следователя (или руководителя следственной группы), и фактически прекращает осуществлять свои полномочия по процессуальному контролю, который должен в отношении его осуществлять уже кто-то другой.

В связи с изложенным, в целях совершенствования уголовно-процессуального законодательства, целесообразно внести изменения в ч.1 ст. 39 УПК РФ, наделив руководителей следственных органов правом участия в расследовании уголовного дела, находящегося в производстве подчиненного ему следователя, принятия отдельных процессуальных решений, проведения отдельных следственных действий, без принятия его к производству.

Руководитель следственного органа рассматривает (в срок не позднее 5 суток) требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства, а также письменные возражения следователя на указанные требования и сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений либо выносит мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое в течение 5 суток направляет прокурору.

Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем, но могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются:

v изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю,

v привлечения лица в качестве обвиняемого,

v квалификации преступления,

v объема обвинения,

v избрания меры пресечения,

v производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению;

v направления дела в суд или его прекращения.

 

Органы дознания

Органы дознания - государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п.24 ст.5).

В соответствии со ст. 40 УПК Российской Федерации к органам дознания в Российской Федерации относятся:

Ø органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции;

Ø органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

Ø  иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. К таковым в соответствии со ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности относятся»:

ü органы федеральной службы безопасности;

ü органы федеральной службы охраны;

ü таможенные органы;

ü органы службы внешней разведки;

ü органы федеральной службы исполнения наказаний;

Ø органы Федеральной службы судебных приставов;

Ø командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

Ø органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Этот перечень является исчерпывающим и никакие другие органы не вправе осуществлять дознание.

В законе с учетом объема полномочий органы дознания дифференцируются на две группы.

В первую входят те, которые обладают правом:

Ø осуществлять рас­следование в форме дознания;

Ø возбуждать уголовные дела;

Ø проводить неотложные следственные действия.

Во вторую группувходят должностные лица, которые одновременно являются органом дознания и начальником органа дознания. Причем эта группа органов дознания по своей компетенции, делится на две подгруппы.

Первую образуют те, кто имеет право:

возбуждать уголовные дела и проводить неотложные следственные действия только в пределах своей компетенции. К ним относятся: 1) командиры воинских частей; 2) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ.

Вторую подгруппу таких органов дознания составляют лица, которые могут действовать только в пределах своей территории: 1) капи­таны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, по уго­ловным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; 2) руко­водители геологоразведочных партий и зимовок; 3) главы дипломатиче­ских представительств и консульских учреждений.

Осуществляя перераспределение компетенции между органами дознания и предварительного следствия, законодатель исходил из уче­та степени тяжести преступления и сложности его расследования, а также профессиональной подготовленности сотрудников органов дознания. Практика свидетельствует, что качество расследования, производимого сотрудниками специализированных подразделений дознания (дознавателями), намного выше, чем у работников других ведомств, которые занимаются производством дознания эпизодически. Причем улучшается не только качество расследования, но и качество проверки по материалам об отказе в возбуждении уголовного дела, заявлениям, передаваемым по подследственности (по подсудности).

Перераспределение нагрузки между органами дознания и предва­рительного следствия способствует также высвобождению следовате­лей от расследования значительного количества несложных уголовных дел, давая им возможность сосредоточиться на расследовании более тяжких преступлений, требующих значительных сил и средств, а также более высокой профессиональной подготовки.

Уголовно-процессуальный закон (ст. 40 УПК) при определении круга органов дознания в одних случаях относит к ним руководителей определенных учреждений (начальников, командиров), в других - го­сударственные органы (органы наркоконтроля, органы внутренних дел, органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы) без указания, какие их должностные лица правомочны вести расследование. Независимо от этих особенностей наименования, на практике орган дознания как орган расследования конкретного дела представляет собой форми­рование, систему, состоящую, как правило, из двух, а иногда и более субъектов: начальника учреждения и подчиненного ему должностного лица (или нескольких лиц), которому (или которым) поручено произ­водство дознания.

В этой системе начальник учреждения выступает в качестве на­чальника органа дознания, а должностное лицо, которому он поручает расследование, - в качестве лица, производящего дознание, или дозна­вателя.

Органы дознания осуществляют следующие полномочия:

Ø рассмотрение и разрешение сообщений о преступлениях в порядке ст. 144 УПК РФ; производство неотложных следственных действий;

Ø производство следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по поручению следователя (ст.157 УПК РФ);

Ø оказание содействия следователю в проведении им отдельных следственных действий (ст. 38 УПК РФ);

Ø производство дознания.

Правом возбуждения уголовного дела и выполнения неотложных следственных действий наделены и другие должностные лица, не являющиеся в соответствии со ст. 40 органами дознания: капитаны морских и речных судов; руководители геологоразведочных партий и зимовок; главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ; а также дознаватель и следователь, которые установив, что уголовное дело им не подследственно, производят неотложные следственные действия, после чего следователь передает уголовное дело руководителю следственного органа, а дознаватель - прокурору для направления по подследственности (ст. 152 УПК РФ).

Дознаватель

В соответствии с п.7 ст. 5 УПК РФ дознаватель - должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Полномочия органа дознания, предусмотренные п.1 ч. 2 ст. 40 УПК РФ, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания.

Дознаватель уполномочен производить дознание в общем порядке (в соответствии с гл.32 УПК РФ), а также в сокращенной форме (в соответствии с гл.32.1 УПК РФ):

Ø самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия;

Ø принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с законом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение.

Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с УПК РФ, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. Но в отличии от следователя, обжалование этих указаний не приостанавливает их исполнения дознавателем.

 

Начальник органа дознания

Исходя из содержания п. 17 ст. 5 УПК РФ начальник органа дознания - должностное лицо органа дознания, в том числе его заместитель, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. При этом следует отметить, что до настоящего времени в уголовно-процессуальном законе не конкретизировано, какое конкретно должностное лицо является начальником такого органа дознания.

П. 17 ст. 5 УПК РФ прямо говорит о том, что начальником органа дознания является должностное лицо органа дознания, т.е. начальник органа, в том числе его заместитель. Процессуальный контроль за ходом расследования возложен на начальника органа дознания (т.е. начальника органа наркоконтроля), на практике же процессуальные документы штатных дознавателей, где требуется утверждение начальником органа дознания процессуальных решений подписываются, согласовываются и утверждаются его заместителем.

Учитывая, что не только полномочия начальника органа дознания по осуществлению функций процессуального контроля за деятельностью дознавателей, но и отношения между этими должностными лицами не получили должной регламентации в уголовно-процессуальном законе.

В компетенцию начальника подразделения дознания входит осуществление процессуального контроля за деятельностью сотрудников подразделений дознания.

При поручении расследования подчиненному должностному лицу с начальника подразделения дознания не снимается ответственность за достижение процессуальных задач по уголовному делу, за качество и сроки расследования.

Необходимо рассмотреть организацию процессуального контроля.

Начальник органа дознания, будучи наиболее приближенным к дознавателю, является первым «рубежом» противодействия нарушениям уголовно-процессуального закона на досудебном производстве. Контроль начальника органа дознания не является альтернативой прокурорскому надзору, а является самостоятельной формой обеспечения четкой и слаженной работы дознавателей по расследованию находящихся в их производстве уголовных дел.

На начальника органа дознания возложены две функции: основная (процессуальный контроль) и дополнительная (исследование обстоятельств уголовного дела).

Функция процессуального контроля начальника органа дознания проявляется в процессуальном руководстве уголовно-­процессуальной деятельностью подчиненных ему дознавателей.

Такое руководство состоит в организации наиболее эффективного производства расследования, обеспечении всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела подчиненными ему дознавателей и осуществляется путем использования предоставленных уголовно-процессуальным законом процессуальных полномочий.

В деятельности начальника органа дознания присутствует и собственно контрольный аспект (например, дача указаний по уголовному делу), что служит необходимым звеном процессуального руководства и ни в коем случае ему не противоречит.

Процессуальный контроль начальника органа дознания есть самостоятельная уголовно-процессуальная функция, осуществляемая в виде процессуального руководства уголовно­-процессуальной деятельностью подчиненных ему дознавателей и состоящая в обеспечении ее законности и обоснованности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.031 с.)