Право на секрет производства (гл. 75 ГК РФ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право на секрет производства (гл. 75 ГК РФ)



Секрет производства (ноу-хау) является разновидностью коммерческой тайны. Вместе с тем, многие решения, квалифицируемые как "ноу-хау", являются патентоспособными, но официально не регистрируются, чтобы скрыть суть разработки от конкурентов.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В соответствии со ст. 1465 ГК, секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Обладателю секрета производства принадлежит исключительное право использования (п. 1 ст.1466 ГК). Вместе с тем, согласно п. 2 данной статьи, лицо, ставшее добросовестно и независимо от других обладателей секрета производства обладателем сведений, составляющих содержание охраняемого секрета производства, приобретает самостоятельное исключительное право на этот секрет производства.

Исключительное право на секрет производства действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание. С момента утраты конфиденциальности соответствующих сведений исключительное право на секрет производства прекращается у всех правообладателей.

Виды договоров о распоряжении исключительным правом на ноу-хау:

-    договор об отчуждении исключительного права на секрет производства;

- лицензионный договор о предоставлении права использования секрета производства.

 По договору об отчуждении исключительного права на секрет производства одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на секрет производства в полном объеме другой стороне - приобретателю исключительного права на этот секрет производства (ст.1468 ГК).

По лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на секрет производства (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования соответствующего секрета производства в установленных договором пределах (ст. 1469 ГК РФ).

Служебный секрет производства

 Исключительное право на секрет производства, созданный работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя (служебный секрет производства), принадлежит работодателю (ст.1470).

Секрет производства, полученный при выполнении работ по договору

В случае, когда секрет производства получен при выполнении договора подряда, договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ либо по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, исключительное право на такой секрет производства принадлежит подрядчику (исполнителю), если соответствующим договором (государственным или муниципальным контрактом) не предусмотрено иное (ст. 1471).

Ответственность за нарушение исключительного права на секрет производства

Нарушитель исключительного права на секрет производства обязан возместить убытки, причиненные нарушением исключительного права на секрет производства, если иная ответственность не предусмотрена законом или договором с этим лицом (ст.1472).

Проблемы использования

С ноу-хау обычно возникают трудности при патентовании новых разработок и при их продаже. Законодательства всех стран требуют полного раскрытия всей совокупности существенных признаков изобретения, а заявители стремятся по возможности скрыть максимум информации для того, чтобы впоследствии как можно дороже продать разработку с ноу-хау, поэтому для грамотного выявления ноу-хау требуются высококвалифицированные специалисты.

Проблемы, связанные с продажей ноу-хау, обусловлены тем, что для покупки с ноу-хау нужно предварительно ознакомиться. На практике при продаже ноу-хау с потенциальным покупателем заключается опционное соглашение с оплатой аванса за ознакомление с ноу-хау. В этом соглашении специально оговаривается, что в случае, если впоследствии сделка заключена не будет, потенциальный покупатель обязан сохранять конфиденциальность полученных сведений и не имеет права каким-то образом их использовать. Если же сделка состоится, аванс пойдет в счет будущих платежей.

Зарубежная практика

В отличие от современного российского расширительного толкования термина "секрет производства" в общем случае за рубежом принято выделять следующие основные разновидности ноу-хау: технические, управленческие, коммерческие и финансовые. При этом ту часть деловых секретов, которую называют секретами производства, обычно относят к группе технических ноу-хау, куда принято включать еще так называемые расчетные ноу-хау (из области инженерных расчетов) и проектные ноу-хау (из области проектирования промышленных и гражданских объектов). Под управленческими ноу-хау чаще всего понимаются описания наиболее эффективных методов управления, способов функционального взаимодействия структурных подразделений, методов взаимодействия кооперирующихся компаний. Коммерческие ноу-хау могут содержать знания и опыт в реализации продукции, сведения о конъюнктуре рынка, о наиболее целесообразных формах рекламы и реализации продукции. В качестве финансовых ноу-хау принято рассматривать информацию о наиболее выгодных формах использования денежных средств, ценных бумаг, акций, капиталовложений с учетом изменения курса валют, особенностей национальных налоговых систем, таможенных ограничений, а также сведения о банковских объединениях, формах кредитования.

 

Налоговая тайна

В соответствии с п. 1 ст. 102 НК, налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

- разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

- об идентификационном номере налогоплательщика;

- о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

- предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);

- предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п.2 ст. 102).

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного (п. 3 ст. 102)

Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами (п.4 ст. 102).

Определение Высшего арбитражного суда РФ от 31.03.2008г. № 4302/08

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Контент сайта как объект правовой защиты.

Определение ВАС РФ от 22.06.2009 N ВАС-7460/09 по делу N А56-11416/2008
В передаче дела о взыскании компенсации за нарушение авторских прав, пресечении (запрещении) незаконных действий по использованию авторских произведений для пересмотра в порядке надзора отказано, так как согласно ст. 8 закона "Об авторском праве и смежных правах" текстовая информация, размещенная на сайте истца, представляет собой общие сведения о характере оказываемых услуг в области аудита, является общедоступной, не подлежит охране и не влечет возникновения объекта авторских прав.

Постановление Президиума ВАС РФ от 22.04.2008 N 255/08 по делу N А63-14046/2006-С1
Дело по иску о взыскании компенсации за нарушение авторских прав на содержимое сайта истца и судебных издержек направлено на новое рассмотрение, так как суды не исследовали представленные истцом приложения к протоколам осмотра нотариусом сайтов на наличие в них сходства или различий, не дали оценки заявлению третьего лица, подтвердившего использование на сайте ответчика ряда разделов сайта истца, не выяснили характера использования и наличия разрешения правообладателя на такое использование.

       2. Обязательное раскрытие информации акционерным обществом.

 

Правовой режим рекламы

       Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств[9], адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

       Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт. конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Закон «О рекламе» регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы. В соответствии с п. 2 ст. 2настоящий Федеральный закон не распространяется на:

1) политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума;

2) информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;

3) справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;

4) сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного

самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;

5) вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;

6) объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;

7) информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;

8) любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;

9) упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

Субъекты рекламного процесса: рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель, потребитель.

       Закон не содержит ограничений в способах распространения рекламы. Вместе с тем, поскольку реклама оказывает непосредственное влияние на потребителя, устанавливаются определенные требования к рекламной информации. Требования делятся на общие и специальные (зависят от способа распространения рекламы, от вида рекламируемой продукции).

       Требования к рекламе:

общие______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

специальные_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

       Особенности отдельных способов распространения рекламы

Реклама в телепрограммах и телепередачах (ст.14)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Реклама в радиопрограммах и радиопередачах (ст.15)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Реклама в периодических печатных изданиях (ст.16)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Реклама, распространяемая по сетям электросвязи (ст.18)

Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.138 (0.021 с.)