Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оценивание активности работы учеников на уроке.
VI. Домашнее задание - Учебник с.50-59 + выучить конспект. - Продолжить оформление альбома «История и культурное наследие моего народа»: - Архитектурные жемчужины украинского барокко. - Выполнить задание в рабочей тетради: 1в. – с.9-10; 2в. –с. 11-12
Урок № 5. Тема. Стиль барокко в украинском искусстве (иконопись, портретная живопись, гравюра). Народная картина «Казак Мамай» Цели: Обучающая: продолжить изучать развитие художественной культуры периода казачества; раскрыть особенности иконописи этого периода; познакомить с искусством гравюры, ее историей; Развивающая: развивать интерес к культурному наследию родного края; формировать и развивать национальное самосознание; развивать умение сравнивать украинскую художественную культуру прошлого и современности; развивать заинтересованность иконописью, духовным и культурным наследием родного края; Воспитательная: воспитывать высокую духовность на основе общечеловеческих ценностей, интерес к искусству, любовь к культуре родного края; воспитывать бережное отношение к памятникам культуры. Тип урока: комбинированный Наглядность: иллюстрации в учебнике Основные понятия темы: гравюра Ход урока I.Организационный момент II. Актуализация опорных знаний Проверка домашнего задания Беседа - Что означает слово «Барокко?» Баро́кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам»). - Какие существуют предположения о происхождении слова «барокко». (Одна из теорий предполагает происхождение этого слова от латинского bis-roca, скрученный камень. В разных контекстах слово барокко могло означать «вычурность», «неестественность», «деформированность»). - Вспомните, чем характеризуется европейский стиль «барокко»? (пышность, динамизм, торжественность, монументальность, эмоциональность, контраст объемов, света и тени ). Записать - Чем характеризуется Украинские храмы, возведенные в стиле барокко? (также как и европейские характеризуются выразительностью, гармоничностью, динамичностью форм, богатством декора, пышностью и химерностью форм, наличием колонн). - Назовите архитектурные памятники периода «казацкого барокко». (Покровский собор в Харькове (с.54), Преображенская церковь в Сорочинах (с.54), Киево-Печерская Лавра, Андреевская церковь, Мариинский Дворец, Софиевский собор (с.55) и др.).
Оценивание и выставление оценок. III. Мотивация учебной деятельности В 9-м классе вы уже знакомились с разными стилями и направлениями в искусстве. Одним из интереснейших стилей в искусстве является барокко. Сегодня мы узнаем: чем характеризуется стиль барокко в украинской иконописи, живописи и гравюре, какие его особенности Сообщение темы и цели урока.
IV. Изучение нового материала Иконопись Учитель: принципы казацкого барокко периода 17-18в.в. постепенно распространились и на живопись. Выдающимися иконописцами этого периода были Иван Руткович и Иова Кондзелевич.
Иллюстрации на с.60 Наиболее известными произведениями иконописного искусства этого периода являются Богоматерь Одигитрия, Спас Вседержатель Иова Кондзелевича. Перу Иван Рутковича принадлежат великие иконостасы «Архангел Михаил», «Архангел Гавриил», «Троица» и др. Иконы этих авторов преисполнены яркими красками, причудливыми узорами. Богоматерь, как покровительницу украинского народа (отсюда происходит название «Покро́ва»), очень уважало украинское казачество, поэтому часто Богоматерь изображали в национальных украинских одеждах на фоне золоченого растительного орнамента. В нижней части икон – под покровом Божьей Матери - изображали представителей казацкой старшины, кошевых атаманов, гетьманов. По этой причине с 1999 года праздник Покрова в Украине отмечается как День украинского казачества.
Народная картина Учитель: Издавна украинские хаты украшали не только иконами и рушниками, но и картинами.
Иллюстрации на с.62. Читаем.
Самым распространенным сюжетом народных картин был "Казак Мамай" (" Казак бандурист"). Картины "Казака Мамая" скорее напоминали иконы (не столько христианские, сколько буддийские). В этом проявились стремления народа канонизировать своего любимого героя (Войтович, 2005). Изображали "Казака Мамая" на стеклах и стенах домов, на дверях и ставнях, на сундуках, кафельных печах и липовых бревнах ульев. Очевидно, изображение казака выполняло роль оберега крестьянского жилища. Однако такие картины нередко украшали усадьбы старшин и дворцы господ.
Народного героя рисовали в состоянии передышки. Он сидит по-турецки", мечтателен и спокойный. Образ дополняют красивые усы, традиционный чуб-оселедец, сережка, люлька и сулия-бутылка; оружие положена в стороне, и верный конь наготове. Кобза, которую держал казак, символизировала народную историю и мечты, конь - его волю, дуб - его могущество. Часто на этих картинах можно увидеть копье с казацким флажком, а также штоф и рюмку. Это были вещи, связанные со смертью казака - копье относилось на место погребения, штоф и рюмка ложились в могилу, и напоминали они о быстротечности жизни и казацкой судьбы, ведь угроза смерти в бое была повседневной реальностью. Казак расположился под развесистым дубом, что в фольклорно-песенной традиции символизирует здоровье, устойчивость, красоту, долговечность народа. Возраст дуба - более 1 тыс. лет. По давним народным представлениям, в дубе живут души храбрых воинов. Считалось, что дубовые рощи есть любимое место пребывания богов, которым под старыми дубами наши предки приносили жертвы. Козак Мамай своеобразно воплощает черты украинского характера - свободолюбие и мужество, совесть и мудрую народную философию миролюбия и надежды на лучшее будущее.
В это же время распространяется портретная живопись – изображение царей, князей, гетманов (Б.Хмельницкого), основателей церквей или людей, которые предоставляли монастырям значительную финансовую поддержку (Полковника Сулимы).
Иллюстрации на с.61 - 62. Искусство гравюры.
Гравюра - 1) печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины ("доски"), на которой вырезан рисунок; 2) вид искусства графики, включающий многообразные способы ручной обработки досок и печатания с них оттисков.
Во второй половине 17 в. новый этап развития переживает и искусство гравюры. Лучшими граверами были Илья, Александр и Леонтий Тарасевич, Григорий Левицкий и др. Так, Илья создал иллюстрации к Библии, «Апостолу». Лучшими работами книжной гравюры считаются работы Л. Тарасевича из «Киево-печерского патери́к» — сборник рассказов об основании Киево-Печерского монастыря и житий его первых насельников.
Иллюстрации на с.63 - 64.
V. Подведение итогов урока Беседа - Что такое гравюра? - Имена каких граверов вы запомнили?
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 24; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.108.168 (0.013 с.) |