Пути реализации промышленного строительства в Республике Беларусь. Основные этапы и направления развития строительства предприятий отрасли в Республике Беларусь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути реализации промышленного строительства в Республике Беларусь. Основные этапы и направления развития строительства предприятий отрасли в Республике Беларусь.



ВВЕДЕНИЕ

Приступая к изучению дисциплины, будущие специалисты должны иметь в виду, что их творческие замыслы могут реализоваться только в материальной форме – в изделиях и конструкциях, выполненных из конкретных материалов. От того, в каком материале выполнено здание – в дереве или камне, в металле, железобетоне или в монолите – зависит и архитектурный облик, и конструктивное решение, и стоимость, и условия и сроки эксплуатации этого здания.

Студенту-специалисту важно усвоить методологию подхода к применению достижений научно-технического прогресса, выявить взаимосвязь между принятыми конструкциями и взаимодействиями на здания (силового и несилового характера), условиями эксплуатации зданий и их элементов и требований при сохранении превалирующей роли функционально-художественного начала.

Строительство - это взаимоувязанный комплекс строительных работ, в процессе которых осуществляется строительство зданий и сооружений.

 

В строительной практике различают понятия “здание” и “сооружение”.

 

Зданием называется наземное сооружение, имеющее внутреннее пространство, предназначенное и приспособленное для проживания, производственной и другой деятельности людей (например, жилые дома, заводские корпуса, вокзалы и т.д.).

В строительстве сооружениями принято называть всё, что искусственно возведено человеческим трудом для удовлетворения производственных и социально-бытовых нужд людей.

Таким образом, понятие “сооружение” как бы включает в себя понятие “здание”.

Разнообразные по своим видам сооружения условно подразделяют на здания и инженерные сооружения.

Многие сооружения не предназначены для жизненной деятельности людей. В практической деятельности принято все сооружения (надземные и подземные), не относящиеся к зданиям, относить к так называемым инженерным сооружениям, (например, мачты, плотины, водозаборные сооружения, дымовые трубы, телевизионная мачта, туннель, станция метро, дымовая труба, резервуар, мост, и т.д.).

Другими словами, сооружения предназначены для выполнения сугубо технических задач (например, мост, и т.д.).

Внутреннее пространство зданий разделяется на отдельные помещения (жилая комната, кухня, аудитория, служебный кабинет, цех и др.). Помещения, расположенные на одном уровне, образуют этаж. Этажи разделяются перекрытиями.

В любом здании можно условно выделить три группы взаимно связанных между собой частей или элементов, которые в то же время как бы дополняют и определяют друг друга: объемно-планировочные элементы, т.е. крупные части, на которые можно расчленить весь объем здания (этаж, отдельные помещения, часть здания между основными расчленяющими его стенами и др.); конструктивные элементы, определяющие структуру здания (фундаменты, стены, перекрытия, крыша и др.); строительные изделия, т.е. сравнительно мелкие детали, из которых состоят конструктивные элементы.

Подробнее все части и элементы здания рассматриваются в следующем разразделе.

Форма здания в плане, его размеры, а также размеры отдельных помещений, этажность и другие характерные признаки определяются в ходе проектирования здания с учетом его назначения.

К новому строительству относится строительство комплекса объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения вновь создаваемых предприятий, зданий и сооружений, а также филиалов и отдельных производств, которые после ввода в эксплуатацию будут находиться на самостоятельном балансе. Новое строительство осуществляется на новых площадях для создания новой производственной мощности. К новому строительству относится также строительство на новой площадке предприятий такой же или большей мощности вместо ликвидируемого предприятия, дальнейшая эксплуатация которого по техническим и экономическим условиям признана нецелесообразной, а также в связи с необходимостью, связанной с производственно-техническими или санитарно-гигиеническими требованиями.

К строительству относят также:

1. Капитальный ремонт зданий и сооружений.

2. Модернизацию зданий и сооружений.

3. Реконструкцию зданий и сооружений.

4. Ремонт зданий и сооружений.

5. Реставрационные работы.

6. Текущий ремонт зданий и сооружений.

Капитальный ремонт зданий и сооружений - ремонт, связанный с восстановлением основных физико-технических, эстетических и потребительских качеств зданий, сооружений, утраченных в процессе эксплуатации.

Модернизация зданий и сооружений - совокупность работ и мероприятий, связанных с повышением потребительских качеств зданий, сооружений, коммуникаций и их частей и элементов с приведением эксплуатационных показателей к уровню современных требований в существующих габаритах. Модернизация является видом реконструкции, проводимой в существующих габаритах зданий, сооружений, коммуникаций.

Реконструкция зданий и сооружений - совокупность работ и мероприятий, направленных на улучшение функционирования или использования по новому назначению здания, сооружения, вызывающих изменение строительного объёма или общей площади здания, сооружения либо мощности (вместимости, пропускной способности) или назначения (включая отдельные помещения) с изменением нормативных требований.

Ремонт зданий и сооружений - совокупность работ и мероприятий по восстановлению работоспособности или исправности здания, сооружения, архитектуры, включая здания, сооружения и их комплексы, выполняемых на основе специальных исследований их исторической достоверности и архитектурно-художественной ценности.

Реставрационные работы - совокупность научно-исследовательских, проектных, реставрационно - восстановительных и консервационных мероприятий, которые имеют отношение к материальным недвижимым историко-культурным ценностям.

Текущий ремонт зданий и сооружений - ремонт, который производится с целью предотвращения дальнейшего интенсивного износа, восстановление исправности и устранения повреждений конструкций и инженерного оборудования зданий и сооружений.

Выше приведённые определения касаются ремонта, реконструкции и реставрации жилых зданий и сооружений, приведённых в ТКП 45-1.04-206-2010 «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию» (введ. 01.01.2011).

Что касается действующих промышленных предприятий, то они подвержены в основном реконструкции, расширению и техническому перевооружению.

Техническая необходимость реконструкции действующих промышленных предприятий вызвана ускоренным моральным и физическим износом, как активной, так и пассивной частей основных производственных фондов.

Общей задачей реконструкции является обновление производства с целью приведения его в соответствие с потребностями народного хозяйства, а также с уровнем научно-технического прогресса в данной области науки и техники.

По своему существу техническое перевооружение может рассматриваться как разновидность реконструкции с относительно малым объемом строительно-монтажных работ в общем объеме капитальных вложений.

Реконструкция часто сопровождается расширением предприятий - строительством новых цехов на действующих предприятиях или увеличением производственных площадей действующих цехов.

Несмотря на то, что реконструкция имеет преимущества по сравнению с новым

строительством, при выполнении этих видов работ существует большое число простран

ственных и временных ограничений, которые необходимо учитывать при разработке про

ектных решений и в процессе производства работ.

 

 

 

 

Одной из особенностей строительного производства является его существенное отличие от промышленного производства.

 В отличие от промышленного производства в строительстве продукция массивная и неподвижная, а перемещаются кадры строителей и орудия труда (машины, механизмы, оборудование). Эта особенность строительного производства обуславливает повышенные требования к подготовке инженерных и рабочих кадров, разработке объемно-планировочных, конструктивных решений, к соблюдению требований охраны труда.

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Для целей Программы используются следующие основные понятия и их определения:

промышленность, промышленная деятельность – совокупность видов экономической деятельности в сфере материального производства, связанных с производством орудий труда (как для других отраслей народного хозяйства, так и для самой промышленности), добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии, дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведенных в сельском хозяйстве, а также производством потребительских товаров;

промышленный комплекс – совокупность организаций, функционирующих в горнодобывающей, обрабатывающей промышленности, в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды, а также технологически связанных с ними отраслевых инновационных и научно-исследовательских организаций;

- промышленная политика – система правовых и экономических мер и действий субъектов промышленной политики исходя из приоритетного обеспечения конкурентоспособности национальной экономики, стабильного и инновационного социально-экономического развития Республики Беларусь;

 


- законодательство о промышленной политике – нормативные правовые акты в области регулирования хозяйственной деятельности промышленных организаций и государственно-частного партнерства;

 

- субъекты промышленной деятельности – юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие промышленную деятельность на территории Республики Беларусь;

- субсидирование субъектов промышленной деятельности – действия государственных органов правового и экономического характера, направленные на стимулирование развития эффективного промышленного производства товаров и услуг;

- высокотехнологичные производства – производства, осуществляющие выпуск продукции с применением передовых высокоэффективных технологий, в том числе в таких областях, как авиастроение и производство космических аппаратов, фармацевтика, офисное, вычислительное и компьютерное оборудование, производство радио- теле- и коммуникационного оборудования, медицинское, высокоточное и оптическое оборудование;

- промышленный кластер – группа технологически интегрированных промышленных организаций, формирующих единую цепочку создания добавленной стоимости и характеризующихся общностью коммерческих интересов, сосредоточенных на определенной территории, взаимодействие которых усиливает их конкурентные преимущества на отраслевом, национальном и мировом рынках;

- экологизация промышленного производства – укрепление технологического потенциала промышленного комплекса в целях обеспечения его функционирования на экологических (”зеленых“) принципах, предполагающих снижение рисков для окружающей среды и предотвращение истощения ее компонентов при обеспечении намеченного роста производства продукции.

Основным инструментом реализации Программы является программно-целевой подход. В процессе ее выполнения допускается возможность корректировки целевых параметров, задач и ресурсов при условии изменения внешних и внутренних факторов социально-экономического развития, стартовых условий и предпосылок, заложенных в основу Программы.

ГЛАВА 2

ГЛАВА 3

ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Основной целью развития промышленного производства Республики Беларусь на период до 2020 года является формирование конкурентоспособного инновационного промышленного комплекса, ориентированного на создание высокопроизводительных рабочих мест и рост производительности труда по добавленной стоимости не ниже 50 процентов от европейского уровня,

 

увеличение выпуска соответствующей мировым стандартам продукции и наращивание экспортного потенциала.

Главными задачами развития промышленного комплекса в 2011 – 2015 годах являются:

- опережающее развитие экспортоориентированных и высокотехнологичных производств с постепенным сокращением объемов в неэффективных видах экономической деятельности, техническая и технологическая модернизация традиционных направлений специализации и формирование на этой основе рациональной структуры промышленности, обеспечивающей рост производительности труда;

- повышение эффективности внешнеэкономической деятельности за счет освоения новых видов продукции и роста экспорта инновационных товаров;

развитие импортозамещающих производств, что позволит снизить долю импортных сырья и материалов в структуре выпуска, увеличить результативность внешней торговли с позиции сбалансированности экспортно-импортных потоков;

- формирование холдингов и постепенная передача функций оперативного управления управляющим компаниям.

Основными целевыми индикаторами развития промышленного комплекса на период до 2015 года являются:

темпы роста ВДС в 2015 году − 162 – 167 процентов к 2010 году;

индекс промышленного производства в 2015 году − 154 – 160 процентов к 2010 году;

рост производительности труда (по ВДС в постоянных ценах) в 2015 году − 166 – 172 процента к 2010 году;

рентабельность продаж − 14 – 15 процентов в условиях сдержанного роста цен на промышленную продукцию;

снижение уровня материалоемкости промышленной продукции (в фактических ценах) за 2011 – 2015 годы на 5 – 7 процентов;

удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции в 2015 году − 20 – 21 процент.

Промышленная политика в этот период будет направлена на:

изменение системы государственного управления промышленностью, развитие новых форм кооперационных связей, в том числе с организациями России, Казахстана;

создание инновационной инфраструктуры, обеспечивающей создание новых продуктов, образцов техники и технологий, в том числе на основе трансферта технологий из-за рубежа;

совершенствование системы подготовки специалистов, менеджеров и управленческих кадров для промышленности.

Стратегическими задачами развития на 2016 – 2020 годы станут:

- расширенное воспроизводство инновационного потенциала промышленного комплекса;

организация единого государственного органа, ответственного за промышленную политику – министерство промышленной политики, и ликвидация концернов;

увеличение доли наукоемкого сектора и рост производительности труда по ВДС не менее 50 процентов от уровня европейских стран;

использование методов производств, соответствующих принципам экологической (”зеленой“) экономики, производство экологической (”зеленой“) продукции;

широкомасштабное создание промышленных кластеров на основе сформированных ”точек роста“;

повышение имиджа промышленного производства Республики Беларусь в мировом сообществе и его интеграция в мировое разделение труда.

Целевые индикаторы на 2016 – 2020 годы:

темпы роста ВДС в 2020 году − 136 – 140 процентов к 2015 году;

производительность труда по ВДС в 2020 году – не менее 50 процентов от уровня стран ЕС-27;

увеличение доли добавленной стоимости в объеме промышленной продукции в 2020 году до 35 – 37 процентов;

снижение уровня материалоемкости промышленной продукции (в фактических ценах) за 2016 – 2020 годы – на 5 – 6 процентов.

В период реализации Программы предусматривается ежегодное снижение импортоемкости промышленной продукции не менее чем на 1,5 процента к уровню предыдущего года.

При этом целевой задачей является формирование условий для создания новых высокоэффективных производств с уровнем производительности труда, соответствующим мировым аналогам или превосходящим его.

ГЛАВА 4

ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Совершенствование структуры промышленного комплекса будет определяться динамикой развития отдельных его видов экономической деятельности в соответствии с потребностями внутреннего рынка и изменениями мировой рыночной конъюнктуры.

На первом этапе (2011 – 2015 годы) отраслевые структурные преобразования направлены на:

На втором этапе (2016 – 2020 годы) предусматривается:

опережающее развитие производств на стыке традиционных (прежде всего, химических производств, производства неметаллических минеральных продуктов) и наукоемких секторов промышленности в тесной кооперации с научными организациями;

широкомасштабное внедрение отечественных наукоемких энерго- и ресурсосберегающих технологий, освоение производства с элементами из наноматериалов;

создание ”безлюдных“ крупносерийных и крупнотоннажных, полностью автоматизированных быстропереналаживаемых высокотехнологичных производств в большинстве промышленных видов экономической деятельности;

формирование основы ”зеленого“ сектора в промышленности, состоящего из организаций различных видов деятельности и объединенного по принципу экологической чистоты производства продукции;

Определено три блока отраслей, использование конкурентных преимуществ которых позволит обеспечить качественный рост промышленности:

традиционный сектор экономики и экспортоориентированные производства на основе местных сырьевых ресурсов (производство сельскохозяйственной техники, транспортных средств, деревообработка, текстильное и швейное производство, производство пищевых продуктов и другие);

топливно-энергетический комплекс (далее – ТЭК).

Одним из наиболее перспективного направления развития традиционного сектора - это развитие текстильного производства. Текстильное производствобудет направлено на преодоление сильной зависимости отечественных производителей от импортного сырья и повышение качественных характеристик выпускаемой продукции при сохранении ее доступности для широких слоев населения, в связи с чем будет осуществляться:

- внедрение новых энерго- и ресурсосберегающих технологий по переработке пряж и текстильных материалов с использованием отечественных натуральных и искусственных волокон;

 

- расширение применения в производстве льняного волокна, в том числе короткого, выращиваемого в республике;

- расширение ассортимента выпускаемой продукции с приданием ей новых потребительских и функциональных свойств;

- освоение производства принципиально новых видов материалов с заданными свойствами (биозащитными, электропроводными, огнетермостойкими, инсектицидными);

В производстве химических волокон и нитей намечается создание новых мощностей по производству полиэтилентерафталата, завершение технического переоснащения производства полиэфирных текстильных нитей, внедрение технологических установок формирования, вытягивания и намотки полиамидных технических нитей, развитие производства композитных материалов. По мере увеличения глубины переработки нефти будет создана сырьевая база для освоения производства новых видов химической продукции: стирола, полистирола, АБС-пластиков, высокооктановых добавок к бензинам.

 

В производстве пищевых продуктов основными задачами являются: повышение глубины переработки сельскохозяйственного сырья путем модернизации и технического переоснащения организаций, расширение сырьевой базы для обеспечения наиболее полной загрузки производственных мощностей организаций, осуществляющих переработку мясо-молочной и плодоовощной продукции, наращивание производственных мощностей и увеличение выпуска кондитерской продукции в целях снижения импорта кондитерских изделий, повышение конкурентоспособности пивоваренной продукции на внешнем рынке, в том числе за счет улучшения ее дизайна и качества упаковки, расширение ассортимента виноградных вин и коньяков, замещение на внутреннем рынке импортного растительного масла.

Стратегическими задачами в сфере производства и распределения электроэнергии, газа, пара и горячей воды являются:

- повышение эффективности и надежности работы энергосистемы за счет модернизации и развития генерирующих источников с применением

 

современных передовых технологий и выводом из эксплуатации менее экономичного и устаревшего оборудования;

- диверсификация топливно-энергетического баланса энергосистемы за счет развития атомной энергетики, возобновляемых энергоисточников (биогазовых установок, гидроэлектростанций, ветропарков), а также использования в топливных целях твердых бытовых отходов для снижения уровня использования природного газа при производстве электрической и тепловой энергии.

Для повышения эффективности производства электрической и тепловой энергии предусматривается внедрение современных парогазовых энергоблоков, в том числе двух блоков мощностью 400 МВт на Лукомльской и Березовской ГРЭС, модернизация оборудования с использованием новейших газотурбинных технологий, улучшение структуры выработки электрической энергии в теплоэлектроцентралях (далее – ТЭЦ). Реализация предусмотренных мероприятий позволит уменьшить удельный расход топлива на производство электроэнергии в ГПО ”Белэнерго“ в 2015 году около 10 процентов к уровню 2010 года (в сопоставимых условиях), в 2020 году – 15 процентов к 2010 году.

Планируется также строительство локальных источников суммарной мощностью до 245 МВт на базе когенерационных установок, в том числе с использованием местных видов топлива.

В целях диверсификации топливно-энергетического баланса энергосистемы и страны предусматривается строительство и ввод в эксплуатацию АЭС мощностью 2340 МВт, максимальное экономически целесообразное развитие энергоисточников, использующих местные ТЭР. Планируется строительство 160 энергоисточников на местных видах топлива общей электрической мощностью 32,6 МВт, гидроэлектростанций суммарной мощностью около 100 МВт, ветроэлектростанций мощностью до 300 МВт, гелиоэнергетических установок, биогазовых комплексов, установок, использующих энергию твердых бытовых отходов.

Вовлечение в топливно-энергетический баланс ядерной энергии, экономически оправданных объемов местных видов топлива, возобновляемых источников энергии позволит ежегодно замещать около 7 млрд. куб. м природного газа в год и сократить его долю в потреблении котельно-печного топлива с 78 процентов в 2010 году до 55 процентов к 2020 году, а также снизить себестоимость производимой электроэнергии.

Запланированное развитие энергоисточников обеспечит покрытие ожидаемого спроса на электроэнергию в объеме 39,3 млрд. кВтч в 2015 году и до 41,8 млрд. кВтч – в 2020 году за счет выработки на собственных генерирующих источниках, что не исключает возможность импорта электроэнергии при условии его экономической целесообразности.

В целях ликвидации безучетного использования потребителями электрической энергии планируется внедрение комплексной, автоматизированной системы контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ). Реализация этих мероприятий будет способствовать ежегодному снижению коммерческих и технологических потерь при передаче и распределении электрической и тепловой энергии.

В целях дальнейшего развития теплоснабжения, повышения его эффективности и надежности основное внимание будет уделено следующим направлениям развития тепловых сетей:

- строительству тепловых сетей при подземной прокладке с использованием предварительно изолированных труб, при надземной – с использованием высокоэффективной теплоизоляции;

- оснащению зданий индивидуальными тепловыми пунктами по независимой схеме (при технической возможности и обеспечении температурных параметров теплоносителя), оборудованными средствами автоматического регулирования и учета потребления тепловой энергии;

- развитию существующих и проектированию новых автоматизированных систем управления технологическими процессами тепловых сетей.

 

Реализация указанных направлений будет способствовать ежегодному снижению коммерческих и тепловых потерь при передаче и распределении электрической и тепловой энергии.

В целях обеспечения импортозамещения в электроэнергетике планируется организация производства оборудования (узлов, деталей, конструкций) для строительства энергоисточников на местных видах топлива с доведением доли локализации до уровня не менее 70 процентов от стоимости проектов. Сокращение использования импортных изделий будет осуществляться на основе создания новых высокотехнологичных производств, а также совместных предприятий с ведущими европейскими и мировыми производителями энергетического оборудования, оптимизации проектных решений по созданию новых энергетических объектов, реконструкции и ремонту действующих объектов в целях максимального использования белорусских товаров, изделий, сырья и материалов, расширения ассортимента и увеличения объемов производства импортозамещающей продукции.

В газовой отрасли планируется разработка и выпуск организациями промышленности продукции для строительства и эксплуатации систем газоснабжения и газопотребления, разработка комплекса оборудования для дистанционного управления системой газораспределения, дистанционно управляемых запорных и сбросных клапанов и запорной аппаратуры.

В целях адаптации структуры управления энергосистемой к рыночным условиям предусматривается ее поэтапное реформирование путем разделения функций производства, передачи и распределения электроэнергии, создания генерирующих, передающих и распределительных структур и условий для конкуренции в сфере производства и продажи электроэнергии при сохранении за государством функций оперативно-диспетчерского управления, передачи электрической энергии, единой технической политики. Результатом реформирования станет переход на рыночные отношения, акционирование и приватизация энергетических объектов, создание республиканского оптового рынка электрической энергии, поддерживающего тарифы на энергию на уровне, обеспечивающем конкурентоспособность белорусской продукции.

 

Одной из ключевых задач инновационного развития промышленного комплекса Республики Беларусь до 2020 года является создание принципиально новых высокотехнологичных и наукоемких секторов промышленности, соответствующих V и VI технологическим укладам. В этих видах деятельности производительность труда по ВДС должна приблизиться к среднеевропейскому уровню.

Республика Беларусь имеет достаточный научный потенциал и собственные оригинальные разработки в сфере производства изделий современной электроники, нанофотоники, современных электронных приборов, материалов и наноматериалов на основе металлов, полупроводников и диэлектриков, углеродных наноструктур, текстильных волокон.

 

углеродных материалов – фуллеренов, нанотрубок и их производных, сверхтвердых и ультратвердых материалов на их основе.

компьютерных технологий и интеллектуальных систем в экономике,

 

разработка инновационных биотехнологий для сельскохозяйственного растениеводства и животноводства.

Основными направлениями развития высокотехнологичного химического производства являются:

максимальное использование белорусского сырья, углубление его переработки за счет внедрения наукоемких технологий;

модернизация действующих и создание новых химических производств;

создание производств современных конструкционных материалов на основе органических и неорганических полимеров и композитов, стекловолокна;

расширение ассортимента и повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, наращивание ее экспортного потенциала.

ГЛАВА 5

ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ

В целях повышения эффективности системы государственного управления промышленностью предусмотрено ее реформирование путем последовательного укрупнения и концентрации отраслевых органов управления промышленностью, передачи функций оперативного управления хозяйственной деятельностью от отраслевых органов государственного управления коммерческим и некоммерческим структурам корпоративного типа в форме холдингов, другим коммерческим и некоммерческим объединениям.

На первом этапе предусматривается формирование холдингов и постепенный переход республиканских органов государственного управления от оперативного управления организациями к управлению собственностью через владение акциями и формирование института управляющих.

Создание холдингов позволит уйти от административного начала в управлении, сконцентрировать усилия государственных органов управления

 

на выработке и проведении государственной политики. Холдинговая модель организации бизнеса способна повысить конкурентоспособность входящих в холдинги организаций.

Повышение конкурентоспособности холдинга достигается за счет:

консолидации активов, способствующей привлечению внешних инвестиций, в том числе кредитов, на более благоприятных условиях;

оптимизации отношений между участниками холдинга, выстраивания в рамках законодательства схем внутреннего кредитования и финансирования, расширения возможностей оперирования финансовыми потоками;

оптимизации структуры управления и сокращения издержек на управление посредством централизации управленческих функций;

устранения внутренней конкуренции и консолидации усилий по продвижению продукции на внешних рынках;

использования единого бренда как основы для признания всей группы организаций, входящих в холдинг;

снижения рисков посредством диверсификации выпускаемой продукции и рынков сбыта.

Далее предполагается объединение отраслевых органов государственного управления и создание единой государственной структуры, отвечающей за промышленную политику в стране – Министерство промышленной политики. Его основные функции:

выработка стратегии развития промышленности;

определение приоритетных направлений развития промышленного комплекса (”точек роста“);

установление направлений и механизмов субсидирования;

конкурсный отбор инвестиционных проектов;

анализ эффективности реализации промышленной политики.

Функции оперативного управления хозяйственной деятельностью будут осуществлять коммерческие и некоммерческие структуры корпоративного типа в форме холдингов, другие коммерческие и некоммерческие структуры (ассоциации и другие).

Министерство энергетики Республики Беларусь сохранит свои функции по организации разработки основных направлений энергетической политики и их реализации, а также подготовке предложений по повышению уровня энергетической безопасности Республики Беларусь.

Институциональные преобразования в промышленности

Создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение инвестиций в промышленность, предусматривает:

активизацию реформирования отношений собственности;

поддержку создания инновационно активных организаций, стимулирование развития малого бизнеса;

снижение инвестиционных и предпринимательских рисков за счет защиты прав собственности и повышения предсказуемости экономической политики государства, обеспечения макроэкономической стабильности, развития финансовых институтов;

 

улучшение условий доступа организаций к долгосрочным финансовым ресурсам, развитие финансовых рынков и других институтов, обеспечивающих трансформацию сбережений в капитал.

Развитию деловой инициативы будет способствовать приватизация промышленных организаций. Инвестор может участвовать в приватизации как на этапе преобразования организации в акционерные общества, так и путем приобретения акций созданного акционерного общества при условии наличия эффективного инвестиционного проекта. Применительно к гигантам индустрии будет использоваться концепция длительного приватизационного цикла при тщательном подборе стратегических инвесторов с последующей продажей контрольных пакетов акций, находящихся в государственной собственности.

 

Основными проблемами существующей системы субсидирования являются:

использование прямых методов, основанных на налоговых льготах, отсрочке уплаты налогов, прямом бюджетном финансировании;

несбалансированность поддержки, отсутствие у получателей субсидий стимулов к эффективной работе;

несоответствие инструментов субсидирования современному состоянию международной торговли, что вызывает со стороны торговых партнеров применение защитных мер по отношению к белорусскому экспорту;

система инструментов субсидирования не учитывает процесса формирования ЕЭП и перспектив присоединения к ВТО.

Цель субсидирования промышленности на период до 2020 года – развитие наиболее перспективных видов экономической деятельности, выбранных в качестве приоритетов, а также видов деятельности, обеспечивающих экономическую безопасность страны, стимулирование роста производительности труда и добавленной стоимости.

Механизмы субсидирования организаций V и VI технологических укладов:

освобождение с 2012 года от налога на прибыль прибыли организаций, полученной от реализации инновационной продукции собственного производства, а также высокотехнологичных товаров (если доля такой прибыли составляет более 50 процентов);

установление с 2012 года ставки налога на прибыль в размере 10 процентов в отношении прибыли организаций, полученной от реализации товаров собственного производства, которые являются высокотехнологичными;

освобождение в 2011 – 2013 годах от уплаты в бюджет суммы превышения налога на прибыль в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 231 ”О некоторых вопросах

развития высокоэффективных производств“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 65, 1/12585) и совершенствование данного механизма стимулирования в период реализации Программы.

Целью снижения материалоемкости и энергоемкости промышленной продукции на период до 2020 года ставится повышение ценовой конкурентоспособности выпускаемой продукции, создание источников увеличения заработной платы и прибыли промышленных организаций, снижения потребности в валюте и обеспечения сбалансированности внешней торговли республики.

Основной задачей является снижение материалоемкости промышленной продукции за 2011 – 2015 годы – на 5 – 7 процентов, за 2016 – 2020 годы – на 5 – 6 процентов.

Мерами по снижению материалоемкости промышленной продукции, сокращению ее энерго- и импортоемкости предусматривается осуществление долгосрочных системных мероприятий по четырем направлениям:

снижение сырьевой зависимости (импортоемкости) производства промышленной продукции за счет переноса сборочных производств в страны-потребители, привлечения в республику инвесторов, имеющих доступ к сырью, включая такие направления, как производство хлопчатобумажных или шерстяных тканей,

 

ГЛАВА 6

ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Развитие научно-технического потенциала и инновационной инфраструктуры промышленного комплекса будет направлено на создание системы, способной оперативно реагировать на изменения научно-технической конъюнктуры, сохранять лидирующие позиции в узком спектре приоритетных научно-технических направлений и формировать высокий спрос на научную продукцию.

Центральное место в инновационной инфраструктуре займет Парк высоких технологий, включающий более 100 компаний.

Одним из приоритетн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.1 с.)