Игровая комната и ее оснащение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игровая комната и ее оснащение



Размеры игровой комнаты

Для индивидуальной работы или для игровой терапии в группе из двух-трех детей подходит комната размером 3,5x4,5 м. Длинная узкая комната или комната большего размера не позволяет сохранить удобную дистанцию между взрослым и ребенком. В большой комнате может казаться, что игротерапевт преследует ребенка, старается быть поближе к нему, тем самым лишая его возможности взять в свои руки ини­циативу в построении отношений.

Ситуация, когда в небольшом пространстве находится слишком много детей, антитерапевтична и может повредить детям. Для проведения групповой терапии в группе из 5—6 детей желательна комната площадью не менее 27 кв. м.

Комната должна гарантировать ребенку защиту от посто­ронних глаз. Поэтому не должно быть ни окон на внутрен­них стенах, ни стеклянной двери. Наличие окна на внешней стороне совершенно естественно, но оно должно иметь за­навески или жалюзи, которые при необходимости можно было бы задернуть. Наилучшим вариантом является отсут­ствие окон вообще.

Предпочтительным покрытием для пола является лино­леум. Он долговечен, легко моется, а в случае повреждения легко заменяется. Не следует стелить ковров — необходимо иметь убирающееся ковровое покрытие для тех случаев, когда ребенок захочет играть на полу.

Стены игровой комнаты следует выкрасить моющейся эмульсионной краской. Основное соображение здесь, как и при оформлении других элементов интерьера комнаты, — простота уборки. Предпочтительнее светлые тона.

Сеансы игровой терапии можно снимать на пленку через зеркало Гезелла, не отвле­кая ребенка наличием видеокамеры в игровой комнате.

Классную доску с желобом для мела по нижнему краю следует прикрепить к стене на высоте примерно 1,5 м от пола. Такая высота является оптимальной для ребенка лю­бого роста. В распоряжении ребенка должны находиться бе­лые и цветные мелки, а также губка, которой он мог бы стирать с доски.

Обычно в игровой комнате неплохо прикрепить полки по двум стенам, чтобы игрушки и другие материалы можно было расположить свободно, не сваливая их в кучу, не наваливая их друг на друга. Идеальной моделью являются полки с ящи­ками, достаточно прочные и жестко прикрепленные к сте­пам, чтобы дети могли вскарабкаться на них. Верхняя полка должна быть расположена не выше чем на расстоянии 1 м от пола, чтобы малыши могли до нее дотянуться, не пользуясь дополнительной опорой при помощи взрослого.

Если представляется возможность планировать игровую комнату для нового или реконструированного здания, жела­тельно расположить рядом с игровой маленькую ванную, где было бы достаточно места для уединения, а дверь откры­валась бы в игровую. Это снимает проблемы, связанные с возникающей у ребенка необходимостью покинуть игровую, чтобы пойти в туалет. Кроме того, дети могут использовать ванную как продолжение игровой, изображая там сцены купания или используя ее в качестве места, где можно спрятаться от игротерапевта.

Для игровой должна быть выбрана мебель с твердой де­ревянной поверхностью. Понадобится стол и три стула, один из них — для взрослого. Весьма рекомендуется шкаф-горка с выдвижными ящиками, на поверхности которого можно было бы рисовать, лепить и т.д. Он может находиться возле раковины.

Игрушки и материалы

Как уже указывалось, игрушки ребенка — это слова, а игра — его язык. Таким образом, следует выбирать такие игрушки и материалы, которые облегчили бы экспрессию ребенка, обеспечив ему широкий спектр игровой деятельности. Поскольку игрушки и материалы являются у детей, частью коммуникативного процесса, следует уделить при­стальное внимание отбору подходящих образцов. Правилом является отбор, а не накопление игрушек.

Игрушки и материалы, необходимые для игровой терапии, можно сгруппировать в три больших класса:   

- Игрушки из реальной жизни.

- Игрушки, помогающие отреагировать агрессию.

- Игрушки для творческого самовыражения и ослабле­ния эмоций.              

Игрушки из реальной жизни. Такими игрушками являют­ся кукольное семейство, кукольный домик, марионетки, они могут изображать членов реальной семьи ребенка. Эти игрушки делают возможным непосредственное выражение чувств ребенком (гнев, страх, соперничество между братья­ми и сестрами, кризисы, семейные конфликты и т.д.)

Машина, грузовик, лодка и касса особенно важны для упрямого, тревожного, застенчивого или замкнутого ребен­ка, поскольку с этими игрушками можно играть в неопре­деленную игру, не выражая никаких чувств.

Игрушки, помогающие отреагировать агрессию. В игро­вой терапии дети часто испытывают сильные эмоции, для описания и выражения которых у них нет словесных обо­значений. Структурированные игрушки и материалы, такие как игрушечные солдатики, крокодил, ружья, резиновый нож, могут использоваться детьми для выражения гнева, враждебности и фрустрации.

В этот перечень можно включить игрушки, изображающие диких животных, так как на ранних стадиях игровой терапии детям трудно выражать агрессивные чувства по отношению к людям, даже если это просто куклы. Такие дети не будут, например, стрелять в куклу, изображающую папу, но будут стрелять во льва. Иногда дети выражают враждебность тем, что кусают, жуют и грызут игрушечного крокодила.

Примером материала, который может быть отнесен к двум категориям, является глина. Она может служить для выра­жения творческого потенциала и для отработки агрессив­ных чувств. Глину можно мять, колотить, швырять, энер­гично раскатывать, с силой разрывать на куски. Кроме того, ребенок может пользоваться глиной, чтобы вылепить фи­гурки для игры.

Игрушки для творческого самовыражения и ослабле­ния эмоций. Песок и вода наиболее часто используются ребенком в качестве неструктурированной среды для игры. Однако их реже можно найти в интерьере игровой ком­наты, хотя многие авторы описывают воду как наиболее эффективное терапевтическое средство во всех игровых материалах.

Песок и вода не имеют структуры и могут превратиться но желанию ребенка во что угодно.

Особое значение придается кубикам. Кубики могут быть домами, их можно швырять, ставить друг на друга, разбрасывать. Все это позволяет ребенку почувствовать, что зна­чит созидать или разрушать. Как в случае с водой и песком, ребенок может испытывать чувства удовлетворения, посколь­ку не существует правильного способа игры с кубиками.

Палитра и краски дают ребенку возможность творить, пачкать, мусорить, разыгрывать сценки в ванной и выра­жать свои чувства.

В центре игровой терапии, в университете Северного Те­хаса, в ходе 20-летнего экспериментирования составлен список необходимых игрушек и материалов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.207.129 (0.008 с.)