Индивидуальная и групповая игротерапия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальная и групповая игротерапия



Игротерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Главным критерием предпочтения груп­повой игротерапии является наличие у ребенка социальной потребности в общении, формирующейся на ранней стадии детского развития. Заключение о наличии у ребенка соци­альной потребности, решающим образом определяющей ус­пех проведения групповой терапии, выносится на основа­нии анализа истории каждого случая.

В случае, когда социальная потребность у ребенка отсут­ствует, встает особая задача формирования потребности в социальном общении, которая может быть оптимально ре­шена в форме индивидуальной игротерапии.

Противопоказания для индивидуальной игротерапии:

- сверхглубокая степень умственной отсталости ребенка,                

Противопоказания для групповой игротерапии:

- ярко выраженная детская ревность;

- явно выраженное асоциальное поведение, представля­ющее угрозу для безопасности партнеров по группе;

- ускоренное сексуальное развитие;

- крайняя агрессивность;   

- актуальное стрессовое состояние.    
Во всех этих случаях проведению групповой игротерапии должна предшествовать ее индивидуальная форма, обеспечивающая снятие острой симптоматики и подготовку ре­бенка к работе в группе.

Групповая игротерапия — это психологический и соци­альный процесс, в котором дети естественным образом вза­имодействуют друг с другом, приобретают новые знания не только о других детях, но и о себе.

Групповая игротерапия призвана: помочь ребенку осоз­нать свое реальное «Я», повысить его самооценку и развить потенциальные возможности, отреагировать внутренние кон­фликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить бес­покойство и чувство вины.

Подбор кандидатов в группу должен осуществляться по принципу дополнения и включать детей с разнообразными нарушени­ями, что обеспечивало бы возможность идентификации с альтернативными образцами поведения.

Каждый ребенок в группе должен получить возможность свободного самовыражения, без угроз и насмешек, неуспе­ха и отвержения. В группе не должно быть более 5 человек, причем в одной группе нежелательно присутствие детей, контактирующих вне игротерапевтической ситуации.

Разница в возрасте детей (имеется в виду психологический возраст) в группе не должна превы­шать 12 мес.

Группа дошкольного и младшего школьного возраста должна включать детей разных полов (и мальчи­ков, и девочек).

Деятельность игротерапевта направлена не на группу в целом, а на каждого ее члена в отдельности. В задачи игротерапии не входит коррекция группы как социальной еди­ницы.

При наборе группы руководствуются следующим:

- груп­па должна состоять из детей с разными нарушениями;

- детей следует помещать в такую группу, где они не получат дополнительную психическую травму;

- члены группы не дол­жны быть знакомы до начала игротерапии;

- разница в возра­сте не должна превышать 1 года.

- В таких группах могут уча­ствовать дети в возрасте от 5 до 12 лет.

Численность детей в группе по Захарову:

в возрасте 4—5 лет — 4 человека;

в возрасте 5—11 лет — 6 человек;

в возрасте 11—14 лет — 8 человек.

Все цифры достаточно условны и зависят от особенностей участников группы и объективных условий работы. Следует отметить, что в психопрофилактических группах численность не должна быть увеличена более чем в 1,5 раза.

Кроме того, если группу ведут два игротерапевта (что представляется наиболее предпочтительным, особенно ког­да; в паре работают мужчина и женщина), число детей так­же может быть увеличено до 1,5 раза.

Работая в паре, психологи имеют возможность не только более объективно взглянуть на группу и обсудить возникаю­щие по ходу работы особенности, но и опосредованно влиять на формирование правильной полоролевой идентичности маль­чиков или девочек. Наличие мужчины или женщины в группе позволяет детям проецировать свои ожидания и установки от­носительно мужского и женского стереотипов поведения, а также отреагировать и отыграть свои страхи и проблемы, свя­занные с фигурой матери или отца. Любой ребенок строит свое поведение, «срисовывая» его со значимого взрослого сво­его пола.

В игротерапии используются как структурированные, так и неструктрированные игры.

К структурированным играм относятся игры в семью (людей и животных), агрессивные, с марионетками (ку­кольный театр), строительные, выражающие конструктив­ные и деструктивные намерения.

Структурированный материал провоцирует выражение агрессии (огнестрельное, холодное оружие), прямое выра­жение желаний (человеческие фигуры), а также коммуни­кативных действий (игры в телефон, телеграф, поезда, ма­шины). Предполагается, что возраст детей от 4 до 12 лет является оптимальным для применения этого метода.

К неструктурированным играм относятся двигательные игры и упражнения (прыганье, лазание), игры с водой, песком, глиной, группа игр, принадлежащих к фонду арт-терапии (рисование пальцами, кистью, пастелью, цветны­ми карандашами).

К неструктурированному материалу относятся вода, песок, глина, пластилин, с его помощью ребенок может косвенно выражать свои желания. Этот материал способствует также развитию сублимации. В частности, занятия с неструктурированным материалом особенно важны на ранних фазах игротерапии, когда чувства ребенка еще не выделены и не осознаны им. В частности, игры с водой, красками, глиной дают возможность выразить свои чувства в ненаправленной форме и испытать чувство достижения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.006 с.)