Перекрестная эластичность спроса. Взаимозаменяемые, взаимодополняемые и нейтральные товары 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перекрестная эластичность спроса. Взаимозаменяемые, взаимодополняемые и нейтральные товары



Для принятия ценовых решений необходимо рассчитать перекрестные коэффициенты эластичности спроса от цен. Спрос на какой-либо товар зависит не только от его цены, но и от уровня цен на другие товары (в первую очередь заменяющие его). Коэффициент перекрестной эластичности показывает, на сколько процентов изменится спрос на данный товар при изменении цены на другой товар на один процент, при условии, что остальные цены и доход останутся неизменными.

(4)

где KЭy/x – коэффициент перекрестной эластичности спроса на товар у при изменении цены товара х;

p 1 x – начальный уровень цены товара х;

p 2 x – конечный уровень цены товара х;

q 1 y – начальный уровень объема спроса на товар у;

q 2 y – конечный уровень объема спроса на товар у.

Взаимодополняющие товары – коэффициент перекрестной эластичности отрицательный.

Взаимозаменяющие товары – коэффициент перекрестной эластичности положительный.

Независимые товары – коэффициент перекрестной эластичности равен нулю.

Учет перекрестной эластичности спроса по цене может существенно повлиять на принятие стратегических и тактических решений на конкурентном рынке.

 

Эластичность спроса по доходам

Эластичность спроса от дохода характеризует относительное изменение спроса на товар при изменении дохода потребителя. Принимая решение о цене товара, следует учитывать, что изменение доходов потребителей может по-разному сказаться на динамике спроса. Графическое изображение этой зависимости представлено кривыми Энгеля, а форма зависимости описывается уравнениями Тронквиста. Возможные ситуации:

· коэффициент эластичности меньше нуля – с ростом дохода потребление снижается (при насыщении спроса на товары первой и не первой необходимости, при возможности переключения спроса на более дорогие товары);

· коэффициент эластичности равен нулю – с увеличением доходов спрос остается стабильным;

· коэффициент эластичности от нуля до единицы – по мере изменения дохода происходит незначительное однонаправленное изменение спроса (товары первой необходимости);

· коэффициент эластичности больше единицы – темпы изменения спроса выше темпов изменения дохода.

Эластичность спроса по доходам существенно различается для разных категорий покупателей, поэтому коэффициентами эластичности следует пользоваться только в пределах одной доходной группы. Более точные модели учитывают различную эластичность спроса по доходам, выделяя различные категории по возрасту, полу, социальным характеристикам.

Нет четких границ для отнесения товаров к товарам необходимости и предметам роскоши. При этом эластичность спроса на товар может меняться в разные периоды.

 

Рыночные структуры

Совершенная конкуренция

Основные признаки рынка свободной конкуренции:

1. Наличие большого числа производителей и покупателей товара, в результате доля каждой фирмы на рынке незначительна.

2. Полная мобильность всех ресурсов, создающая легкость вступления на рынок и выхода из него.

3. Однородность товаров и услуг, т.е. производство стандартной продукции (трудно достижимо на практике). Покупатели и продавцы относятся индифферентно друг к другу.

4. Информированность покупателей и продавцов о ситуации на рынке. Прозрачность рынка. 

К организациям, работающим на рынке свободной конкуренции можно отнести организации розничной торговли, не имеющие устоявшегося фирменного знака и торгующие однородным стандартным товаром, не имеющие собственного брэнда (овощи, фрукты, сахар, текстиль, строительные и лесоматериалы).

Для продавцов, работающих на рынке свободной конкуренции характерна адаптивная политика цен. Доля каждого продавца на рынке настолько мала, что его индивидуальное поведение не оказывает никакого влияния на уровень цен. Для каждого продавца цена, образующаяся на рынке, является данностью. Оптимум прибыли можно достичь через изменение затрат производителя, которые зависят от объема продаж.

В условиях свободной конкуренции цена и предложение отдельных фирм не оказывают влияния на рыночное равновесие. Однако предложение отрасли в целом, меняющееся в результате изменения цен ресурсов, природно-климатических факторов и т.п. может на него повлиять.

 

Монополистическая конкуренция – такая рыночная структура, при которой многие продавцы конкурируют при продаже дифференцированных товаров на рынке, где возможно появление новых продавцов.

Основные черты рынка монополистической конкуренции:

· Товар каждой фирмы является несовершенным заменителем товара, предлагаемого другими фирмами. Он имеет высокую положительную перекрестную эластичность. Дифференциация товаров возникает из-за различий в потребительских свойствах, качестве, рекламе. Для потребителя часто имеет значение имидж фирмы.

· На рынке существует относительно большое число продавцов, доля которых в типичном случае может составлять от 1 до 10% продаж на рынке в течение года. Ни одна фирма не имеет существенных преимуществ перед конкурентами.

· При установлении цены или решении вопроса об объемах продаж продавцы учитывают в первую очередь реакцию покупателей, а не конкурентов.

· На рынке есть условия для свободного входа и выхода. Но могут существовать барьеры для входа в рынок, в качестве которых можно назвать лицензии, патенты, торговые марки.

Ценообразование на рынке монополистической конкуренции осуществляется в условиях монополии предприятия при установлении цены на свой фирменный товар, ограниченной наличием конкурентных заменителей товаров других предприятий, представленных на рынке. Так как продукция взаимозаменяема, то спрос на продукцию отдельного конкурента зависит не только от цены его продукции, но и от цен других конкурентов.

 

Олигополия – рыночная структура, при которой большая выпускаемой продукции производится несколькими крупными фирмами, каждая из которых достаточно велика и оказывает влияние на рынок собственными действиями.

Основные черты олигополии:

· несколько предприятий, примерно до 10, обеспечивают весь рынок или его подавляющую часть;

· вхождение на рынок товара затруднено, что может быть связано с лицензированием, эффектом масштаба, высокими расходами по вхождению в отрасль, естественными ограничениями;

· товар может быть однородным или дифференцированным;

· по крайней мере, некоторые предприятия занимают на рынке удельный вес более 20%, в результате способны влиять на цену и объем продаж;

· предприятия осознают свою зависимость от конкурентов и учитывают их реакцию. В качестве методов согласования ценовой политики могут быть единая система расчета издержек, единые методы ценообразования, приблизительно одинаковые прейскурантные цены.

Олигополия является преобладающим типом рынка для промышленно развитых стран.

В России примерами олигополии являются нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность.

Монополия – тип рыночной структуры, для которой характерно:

· присутствие на рынке единственного производителя;

· отсутствие близких заменителей товара монополиста;

· существенные барьеры для входа на рынок делают невозможным появление конкурентов.

Причины появления барьеров на олигопольном и монопольном рынке:

· исключительные права, получаемые от правительства (государственная монополия на производство и продажу алкогольной продукции);

· патенты и авторские права (могут обеспечить монопольные позиции на несколько лет);

· контроль со стороны монополиста всего предложения определенного производственного ресурса (алмазная компания De Beers, контролирует 85% реализуемых алмазов);

· необходимость осуществления больших единовременных инвестиций, которые в случае выхода из отрасли нельзя вернуть, например затраты на создание специализированного оборудования;

· высокие транспортные расходы, способствуют созданию изолированных рынков.

Фирма монополист не зависит от цен, складывающихся на рынке, а сама их устанавливает. Цены на его товар ограничены покупательской оценкой их полезности относительно дохода и общим состоянием конъюнктуры рынка. Монополист должен учитывать возможность переключения спроса покупателей на товары неполные заменители. В связи с исключительным положением монополиста на рынке его деятельность часто регулируется государством.

Рынок средств производства

Рынок средств производства – это упорядоченная структура, посредством которой на основе взаимодействия продавца и покупателя товар переходит из сферы обращения в сферу производственного или личного потребления, в собственность потребителей. Этот переход осуществляется путем купли-продажи на основе соотношения спроса, предложения и цены товара.

Организационно данный рынок представлен сетью оптово-посреднических организаций, универсальных или специализирующихся на продаже отдельных видов средств производства, мини-рынков, торговых домов, товарных бирж, брокерских контор, лизинговых компаний и розничных предприятий. Функционируют на данном рынке аукционные центры и ярмарки, Торгово-промышленная палата, общества защиты прав потребителей и другие организации. Все они являются организациями бизнеса и находятся в государственной или частной (индивидуальной или долевой) собственности их владельцев.

Пространственно внутренний рынок средств производства рассредоточен по отдельным городам, районам и регионам России. Мировой охватывает пространство как России, стран СНГ, так и страны дальнего зарубежья. Особенностью рынка средств производства в зависимости от различных условий торговли и характера взаимоотношений между продавцами и покупателями является его разделение на оптовый и розничный.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.01 с.)